8 Январь 2020

Роль религиозной символики в формировании военной атрибутики и наградной системы России

oboznik.ru - Орден Святого Станислава
#награда#символика#история

Трудно оценить роль Русской Православной Церкви в жизни народа нашей страны, так как на протяжении тысячи лет она являлась единственным общественным институтом, который всесторонне и деятельно занимался «воспитанием» души, являясь при этом также хранителем народных святынь. Освобожденный от идеологических ограничений взгляд на историю Отечества помог понять то, что в течение многих веков развитие российского государства и его Вооруженных сил было неотделимо от православия и Русской Православной церкви, что военная мощь России всегда имела в своей основе духовную мощь православия, во многом определявшем ее победы. Анализ особенностей взаимодействия института «армия» и религии представляется важным и необходимым сегодня, так как имеет безусловное воспитательное значение, обнаруживает культурно-историческую связь русского патриотизма и веры.

Элементы христианской символики в знаках воинских отличий, награды в честь святых покровителей русской армии, религиозные ритуалы и обряды, проводимые в Вооруженных силах, свидетельствуют об историческом единении религии и армии, о неразрывной связи духовного и патриотического начал. Одной из основных и относительно малоизученных в настоящее время проблем в политической и социальной истории является формирование и развитие государственных наградных систем, включающих в себя награды как средство поощрения за заслуги, как знак отличия или благодарности за какое-либо достижение. Известно, что обычай награждать особыми знаками отличия за ратные и другие заслуги перед государством сложился в глубокой древности. Еще в Древней Греции и античном Риме для этого применялись фалеры – золотые и серебряные кружки с изображениями богов или полководцев [4].

В Древней Руси официальным знаком отличия – своеобразной предшественницей современных орденов и медалей – являлась гривна. Она представляла собой золотой нашейный обруч или цепь с подвешенным к ней слитком из драгоценного металла. Во времена существования Московского государства были распространены награды в виде подарков от царя: драгоценности, кубки, шубы, денежные вознаграждения и др. В многовековой борьбе за свое существование, свободу и независимость населявших нашу землю народов, возникла и постоянно развивалась русская наградная система. Значки отличия и другие элементы, благодаря которым можно различать по званиям и родам войск военнослужащих, их заслуги перед Отечеством, есть в любой армии. В России эта традиция зародилась еще в императорских войсках, активно продолжалась в советскую эпоху, имеет место быть и сегодня. Основателем наградной системы России по праву считается Петр I. В начале своего правления он награждал своих подданных медалями, которые представляли собой увеличенную в несколько раз серебряную копейку, а также нагрудными знаками в виде эмалевых медальонов со своим портретом в драгоценной оправе. Позднее Петр учредил первые российские ордена (орден Святого апостола Андрея Первозванного (1698 г.), Орден Святой Екатерины (1713 г.) и привел награды в систему [1]. К началу ХХ века в России сформировалась четко продуманная до мелочей наградная система, которая была ориентирована на привилегированные сословия – дворянство, духовенство, чиновничество и т.п.

После свержения самодержавия в России установился новый политический режим, уничтоживший сословия, упразднивший все ордена, медали и другие знаки отличия, существовавшие в дореволюционной России. Формировалась новая наградная система, отражающая культурноисторические перемены страны. Особенностью этого периода развития наградной системы являлось то, что новые награды учреждались тогда, когда появлялась в них необходимость. Отдаление государства от церкви, пренебрежительное отношение к религиозным ценностям ориентировало учреждение высших наград государства в честь политических деятелей страны (В. Ленин, И. Сталин и др.), а не честь святых, как это было в имперской России. После распада СССР начала формироваться самостоятельная наградная система Российской Федерации. Она строилась на преемственности наградной системы дореволюционной России с сохранением рядя элементов советской наградной системы. Первым правовым актом о наградах в Российской Федерации является Указ Президиума Верховного Совета Российской Федерации «О государственных наградах Российской Федерации». Государственные награды, знаки отличия во все времена существования российского государства несли в себе печать русского общества, времени, эпохи. Анализируя возникновение того или иного знака отличия можно проследить особенности развития общества, приблизиться к пониманию мировоззрения эпохи, особенности исторического развития России. Сегодня исследование истории появления и развития системы наградных знаков представляет особый интерес в свете обращения российской армии к истокам, трансформации современной системы представлений российского общества об армии, офицере, военной службе. Известно, что с момента возникновения такого важного института, как «армия», центральным ядром ее морально-психологической готовности выступали те или иные религиозные верования и представления.

Издревле религиозные символы и обряды постоянно сопровождали русских воинов. Перед походами и после приносились жертвы богам, совершались ритуальные действия. А с крещением Руси в 988 году князем Владимиром установилась тесная связь между армией и православной церковью, которая благословляла войска и напутствовала их во всех войнах. В наши дни традиционными и символичными стали выступления священнослужителей на торжественных собраниях, во время принятия присяги и других мероприятиях с напутственным словом и благословением воинов на добросовестную ратную службу. Особо следует отметить тот факт, что важной составляющей воинской службы во все времена существования института «армия» являлись не только религиозные обряды, но и религиозные символы. Известно, что под символом понимают особую коммуникационную модель, интегрирующую индивидуальное сознание в единое смысловое пространство культуры. Совокупность символов, используемых той или иной группой лиц, организацией, общественным или политическим образованием, религиозной конфессией, принято называть символикой [3]. Особую роль символы приобретают в религии, а религиозная символика играет важную роль в духовной жизни народа. С развитием человечества значение символов возрастает. Определенный символ, обозначающий мир и дружбу, через какое-то время может стать опороченным или вычеркнутым вовсе из культуры какого-либо народа (например, свастика). Стоит отметить, что для разных религий один и тот же символ может иметь противоположные толкования.

Каждая религия обладает рядом отличительных символов, передающих через зрительные образы принципиальные идеи данной традиции. Наиболее известные символы религий: символ буддизма – Дхармачакра или колесо закона; символ ислама – полумесяц и пятиконечная звезда; символ христианства – различные формы креста [2]. Существует множество христианских символов. Некоторые из них хорошо известны, но зачастую даже глубоко верующие люди не знают, для чего в действительности первоначально был предназначен тот или иной знак. Крест – самый главный символ христианства. Если вокруг креста очертить окружность, то в результате можно получить пять точек: точка осеннего равноденствия, весеннего равноденствия, летнего солнцестояния, зимнего солнцестояния и центральная точка. Это та неподвижная ось, вокруг которой и движется время. Такая наглядная модель дает некоторое представление об отношении времени и вечности в рамках христианской культуры [2]. Крест в христианстве – один из самых старейших и самых универсальных символов.

Крест – это символ искупления и спасения через христианство. Особую роль в христианской символике играет символ звезда. Она символизирует пять ран Иисуса Христа (терновый венок на голове и раны от гвоздей на руках и ногах при распятии) или пять радостей Марии, которые ей доставили служение и совершенствование Христа [2]. Важное место символы занимают в армии. История символов воинской чести неразрывно связана с борьбой российского народа за свою независимость. Основным символом чести, доблести и славы является Боевое Знамя – знак, объединяющий воинскую часть и указывающий на ее принадлежность к Вооруженным Силам государства. Следует особо отметить тот факт, что армейская символика имеет древние традиции, базируется на символах, играющих важнейшую роль в религии. Указанное обстоятельство прямо свидетельствует о неразрывной связи армии России и религии, патриотизма и веры.

На протяжении всего времени существования такого института как «армия», религиозная символика прослеживалась в воинских ритуалах, офицерском обмундировании, в знаках отличия. Среди наград и знаков отличия особу роль играли награды в честь святых покровителей армии и флота: Орден Андрея Первозванного, учрежденный Петром I; Императорский Орден Святого Благоверного Князя Александра Невского, учрежденный Екатериной I; Орден Святого Владимира и Императорский Военный Орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия, учрежденные Екатериной II; Орден Святого Благоверного Великого Князя Димитрия Донского, учрежденный определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода в 2004 году; Орден Ушакова, учрежденный в 2000 году [1]. Следует отметить тот факт, что вышеперечисленные награды имеют в своей основе крест или звезду (или и крест, и звезду) – самые главные символы христианской веры. Однако они не повторяют православный крест, а выполнены в форме кельтского креста, представляющего собой сочетание креста – символа христианства, и круга – символа солнца [3]. Старейшим российским орденом, высшей наградой России до 1917 года и с 1998 года является Орден Андрея Первозванного. Вероятно, орден был создан по подобию шотландского ордена Чертополоха, о котором Петр I, учредивший орден, узнал во время своего пребывания в Англии (святой Андрей является покровителем одновременно России и Шотландии, а также мореплавания). Знаки ордена Андрея Первозванного состоят из знака-креста на фоне золотого двуглавого орла и восьмилучевой звезды. Орден Андрея Первозванного был единственным из всех русских орденов, который имел цепь.

Андреевская звезда по сложившейся в России традиции стала символом гвардии, украшала многие атрибуты гвардейской жизни. Первым награжденным Андреевским орденом стал дипломат Ф.А. Головин (1699), а вторым – предавший Россию гетман Иван Мазепа (для которого по распоряжению Петра I изготовили специальный орден – орден Иуды). Сам Петр I был отмечен этой наградой лишь седьмым в 1703 году за конкретный военный подвиг – взятие двух шведских боевых кораблей в устье Невы [5]. Орден Святого Александра Невского был задуман Петром I для награждения за военные заслуги. Однако, учрежденный уже после его смерти Екатериной I, орден стал использоваться и для поощрения гражданских лиц. Изначально орден предназначался для награждения не самых высших военных и государственных чинов, соответствующих примерно генерал-лейтенанту или генералмайору. Но уже 30 августа (10 сентября) 1725 года, в годовщину перенесения из Владимира мощей святого благоверного великого князя Александра Невского, императрица Екатерина I жаловала орден себе, а также еще 21 человеку из высшей знати, в том числе польскому королю Августу II и королю Дании Фредерику IV [1]. Орден Святого Владимира был учрежден в честь легендарного князя Владимира (Владимира Красное Солнышко), который прославил себя как умелый государственный деятель и полководец, много сделавший для укрепления могущества Киевской Руси. Именно князь Владимир выбрал в качестве государственной религии христианство, в годы его правления прошло знаменитое крещение Руси. Позднее князь был причислен к лику святых, при этом по своей значимости он был равен апостолам – ученикам Христа. Орденом награждали за воинские и гражданские заслуги [1].

Известны интересные факты, связанные с историей некоторых орденов. Так, например, вручение Ордена Святого Георгия – христианского святого – было невозможно для иноверцев, поскольку орден имел ярко выраженную религиозную направленность. Поэтому для иноверцев был предусмотрен вариант ордена, в котором вместо Святого Георгия был изображен герб России, двуглавый орел. Образец ордена с орлом был утвержден Николаем I ходе Кавказской войны. Первым удостоился нового знака майор Джамов-бек Кайтахский. В связи с этим в мемуарах и художественной литературе встречаются моменты, когда офицеры, выходцы с Кавказа, недоумевают: «А почему мне дали крест с птицей, а не с джигитом?» [1]. Достаточно молодой наградой России является Орден Святого Благоверного Великого Князя Димитрия Донского. Это орден Русской Православной Церкви. Названным орденом награждаются священнослужители, военачальники, ветераны войны и иные лица, проявившие мужество при защите Отечества, внесшие вклад в развитие взаимодействия между Русской Православной Церковью и Армией, оказывающие духовно-нравственную поддержку военнослужащим [1]. Знак ордена I степени изготавливается из латуни с позолотой, представляет собой равноконечный крест – опять христианский символ – с расширяющимися округлыми концами. В центре креста – круглый голубой медальон с образом святого благоверного князя Димитрия Донского в княжеском одеянии. Крест наложен на круглый щит (символ веры и защиты), покрытый красной эмалью. Стоит отметить, что помимо креста в военной символике особую роль играет звезда.

Она являлась символом Советской Армии, присутствовала в наградах имперской России, и в настоящее время актуальна в военной атрибутике. Известный греческий математик и мыслитель-энциклопедист Пифагор утверждал, что пятиконечная звезда является математическим совершенством, а его последователи полагали, что пятиконечная звезда как бы утверждает собой пять элементов, из которых сотворен мир – воду, огонь, воздух, землю и эфир. Звезду пяти лучей почитают главные мировые религии. Не случайно пятиконечная звезда широко используется христианами, наряду с восьмиконечной вифлеемской, для украшения рождественских елок. Пятиконечная звезда издавна служила символом славы – государственной и воинской. В Древнем Вавилоне можно было часто встретить пятиконечную звезду на царских печатях. Римский император Константин, основатель Константинополя, сделавший христианство официальной религией Римской империи, включил пентаграмму в свою печать – он считал, что именно пятиконечная звезда указала ему путь к христианству. В средневековой Европе пентаграмму считали «печатью царя Соломона» – идеально мудрого правителя. Как и многое другое, пятиконечная звезда пришла в Россию из-за рубежа. В конце XVIII – начале XIX века во французской армии появились пятиконечные звездочки на эполетах и головных уборах офицеров и генералов, которые определяли их чин.

Эта традиция восходила ко временам Древнего Рима, где пятиконечная звезда являлась символом бога войны Марса и обозначала лилию, из которой он родился. В 1827 году российский император Николай I перенял французский опыт и ввел золотые кованые звезды на эполетах офицеров и генералов русской армии. 27 лет спустя, в 1854 году, все тот же Николай I ввел в русской армии погоны, а также шитые звезды на них [5]. После Октября 1917 года встал вопрос новой армейской символики. Пятиконечная звезда как символ новой армии подходила по многим параметрам. Во-первых, она хотя и использовалась в имперской России, устойчивой связи с институтом монархии не имела. Во-вторых, она перешла в Россию из Франции, где появилась в армии после Великой Французской революции, к деятелям которой большевики относились с большим уважением. Многие награды СССР имеют форму звезды: Орден «Красное знамя», Орден «Красная звезда», Орден Суворова, Орден Ушакова и многие другие. Следует отметить тот факт, что адмирал Федор Ушаков был причислен к лику святых 30 ноября 2000 года решением Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви. Впервые в истории Русской Православной Церкви, да и всего христианства, канонизировали воина-моряка. Так, награда, учрежденная в советское время, сегодня ассоциируется не просто со знаменитым адмиралом, но со святым покровителем русского флота. Таким образом, в наградной системе России всегда были награды, учрежденные в честь святых-покровителей русской армии и флота.

Эти награды не только символизируют духовное единение армии и религии, обнаруживают в русском патриотизме духовное начало, но и имеют символические религиозные элементы, главным из которых является крест, как символ страдания и искупления, а также звезда, символизирующая надежду, стремление к идеалу. Утверждение высоких военных наград в честь святых покровителей российской армии и флота, канонизация выдающихся военачальников (князь Владимир Святославович, Александр Невский, Дмитрий Донской, адмирал Федор Ушаков и др.) символизирует духовное единство русских воинов разных исторических периодов России, единство веры и справедливости, защиты Отчизны и почитания Бога, единство религии и русской армии. Как известно, в формировании облика воина-патриота важную роль играют символические воинские ритуалы – торжественные церемонии, эмоционально выражающие смысл, содержащие традиции, связанные с важнейшими событиями в жизни государства и общества. Это особая форма социального общения, в которой находят отражение мировоззрение определенных социальных групп или общества в целом, а также нравственные идеалы.

Особую роль в жизни российской армии всегда играла и продолжает играть религия, вера в Бога, как символ бессмертия человеческой души, символ спасения и покаяния. В период боевых действий она помогала бойцам выстоять, вселяла силу и бодрость духа, не давала ожесточиться, омертветь душой. В свое время А. В. Суворов сказал: «С крестом священника, развернутыми знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил!». Религиозные ритуалы в Вооруженных силах России на протяжении всей истории взаимодействия армии и религии, государства и религии играли важнейшую роль в формировании воина-патриота, а религиозная символика в знаках отличия, в обмундировании и воинских ритуалах символизировала и продолжает символизировать духовное начало русского офицера. Поэтому не случайны религиозные символы, пришедшие в наградную систему, обмундирование и военную атрибутику в глубокой древности, обнаруживающие связь воинских традиций, передающихся из поколения в поколение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1 Изотова М.А.,Царева Т.Б. Ордена и медали России и СССР. Ростов: Владис, 2010. 752 с. 2 Гордиенко А.Н. Энциклопедия символов. М.: ЭКСМО, 2007. 689 с. 3 Уваров А.С. Христианская символика. СПб: Алетейя, 2001. 215 с. 4 Котков В.М. Военное духовенство России: Страницы истории. Кн.1. СПб.: Нестор. 2004. 312 с. 5 Керсновский А.А. История русской армии. М.: Голос. 1992. 398с.

Ю.Н. КУЗНЕЦОВА

Другие новости и статьи

« Обязанности военнослужащих

Проблема духовного развития нации в философии И.А. Ильина »

Запись создана: Среда, 8 Январь 2020 в 0:01 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика