Роль религиозной символики в формировании военной атрибутики и наградной системы России



12 декабря - день Конституции


Роль религиозной символики в формировании военной атрибутики и наградной системы России

oboznik.ru - Орден Святого Станислава

Трудно оценить роль Русской Православной Церкви в жизни народа нашей страны, так как на протяжении тысячи лет она являлась единственным общественным институтом, который всесторонне и деятельно занимался «воспитанием» души, являясь при этом также хранителем народных святынь. Освобожденный от идеологических ограничений взгляд на историю Отечества помог понять то, что в течение многих веков развитие российского государства и его Вооруженных сил было неотделимо от православия и Русской Православной церкви, что военная мощь России всегда имела в своей основе духовную мощь православия, во многом определявшем ее победы. Анализ особенностей взаимодействия института «армия» и религии представляется важным и необходимым сегодня, так как имеет безусловное воспитательное значение, обнаруживает культурно-историческую связь русского патриотизма и веры.

Элементы христианской символики в знаках воинских отличий, награды в честь святых покровителей русской армии, религиозные ритуалы и обряды, проводимые в Вооруженных силах, свидетельствуют об историческом единении религии и армии, о неразрывной связи духовного и патриотического начал. Одной из основных и относительно малоизученных в настоящее время проблем в политической и социальной истории является формирование и развитие государственных наградных систем, включающих в себя награды как средство поощрения за заслуги, как знак отличия или благодарности за какое-либо достижение. Известно, что обычай награждать особыми знаками отличия за ратные и другие заслуги перед государством сложился в глубокой древности. Еще в Древней Греции и античном Риме для этого применялись фалеры – золотые и серебряные кружки с изображениями богов или полководцев [4].

В Древней Руси официальным знаком отличия – своеобразной предшественницей современных орденов и медалей – являлась гривна. Она представляла собой золотой нашейный обруч или цепь с подвешенным к ней слитком из драгоценного металла. Во времена существования Московского государства были распространены награды в виде подарков от царя: драгоценности, кубки, шубы, денежные вознаграждения и др. В многовековой борьбе за свое существование, свободу и независимость населявших нашу землю народов, возникла и постоянно развивалась русская наградная система. Значки отличия и другие элементы, благодаря которым можно различать по званиям и родам войск военнослужащих, их заслуги перед Отечеством, есть в любой армии. В России эта традиция зародилась еще в императорских войсках, активно продолжалась в советскую эпоху, имеет место быть и сегодня. Основателем наградной системы России по праву считается Петр I. В начале своего правления он награждал своих подданных медалями, которые представляли собой увеличенную в несколько раз серебряную копейку, а также нагрудными знаками в виде эмалевых медальонов со своим портретом в драгоценной оправе. Позднее Петр учредил первые российские ордена (орден Святого апостола Андрея Первозванного (1698 г.), Орден Святой Екатерины (1713 г.) и привел награды в систему [1]. К началу ХХ века в России сформировалась четко продуманная до мелочей наградная система, которая была ориентирована на привилегированные сословия – дворянство, духовенство, чиновничество и т.п.

После свержения самодержавия в России установился новый политический режим, уничтоживший сословия, упразднивший все ордена, медали и другие знаки отличия, существовавшие в дореволюционной России. Формировалась новая наградная система, отражающая культурноисторические перемены страны. Особенностью этого периода развития наградной системы являлось то, что новые награды учреждались тогда, когда появлялась в них необходимость. Отдаление государства от церкви, пренебрежительное отношение к религиозным ценностям ориентировало учреждение высших наград государства в честь политических деятелей страны (В. Ленин, И. Сталин и др.), а не честь святых, как это было в имперской России. После распада СССР начала формироваться самостоятельная наградная система Российской Федерации. Она строилась на преемственности наградной системы дореволюционной России с сохранением рядя элементов советской наградной системы. Первым правовым актом о наградах в Российской Федерации является Указ Президиума Верховного Совета Российской Федерации «О государственных наградах Российской Федерации». Государственные награды, знаки отличия во все времена существования российского государства несли в себе печать русского общества, времени, эпохи. Анализируя возникновение того или иного знака отличия можно проследить особенности развития общества, приблизиться к пониманию мировоззрения эпохи, особенности исторического развития России. Сегодня исследование истории появления и развития системы наградных знаков представляет особый интерес в свете обращения российской армии к истокам, трансформации современной системы представлений российского общества об армии, офицере, военной службе. Известно, что с момента возникновения такого важного института, как «армия», центральным ядром ее морально-психологической готовности выступали те или иные религиозные верования и представления.

Издревле религиозные символы и обряды постоянно сопровождали русских воинов. Перед походами и после приносились жертвы богам, совершались ритуальные действия. А с крещением Руси в 988 году князем Владимиром установилась тесная связь между армией и православной церковью, которая благословляла войска и напутствовала их во всех войнах. В наши дни традиционными и символичными стали выступления священнослужителей на торжественных собраниях, во время принятия присяги и других мероприятиях с напутственным словом и благословением воинов на добросовестную ратную службу. Особо следует отметить тот факт, что важной составляющей воинской службы во все времена существования института «армия» являлись не только религиозные обряды, но и религиозные символы. Известно, что под символом понимают особую коммуникационную модель, интегрирующую индивидуальное сознание в единое смысловое пространство культуры. Совокупность символов, используемых той или иной группой лиц, организацией, общественным или политическим образованием, религиозной конфессией, принято называть символикой [3]. Особую роль символы приобретают в религии, а религиозная символика играет важную роль в духовной жизни народа. С развитием человечества значение символов возрастает. Определенный символ, обозначающий мир и дружбу, через какое-то время может стать опороченным или вычеркнутым вовсе из культуры какого-либо народа (например, свастика). Стоит отметить, что для разных религий один и тот же символ может иметь противоположные толкования.

Каждая религия обладает рядом отличительных символов, передающих через зрительные образы принципиальные идеи данной традиции. Наиболее известные символы религий: символ буддизма – Дхармачакра или колесо закона; символ ислама – полумесяц и пятиконечная звезда; символ христианства – различные формы креста [2]. Существует множество христианских символов. Некоторые из них хорошо известны, но зачастую даже глубоко верующие люди не знают, для чего в действительности первоначально был предназначен тот или иной знак. Крест – самый главный символ христианства. Если вокруг креста очертить окружность, то в результате можно получить пять точек: точка осеннего равноденствия, весеннего равноденствия, летнего солнцестояния, зимнего солнцестояния и центральная точка. Это та неподвижная ось, вокруг которой и движется время. Такая наглядная модель дает некоторое представление об отношении времени и вечности в рамках христианской культуры [2]. Крест в христианстве – один из самых старейших и самых универсальных символов.

Крест – это символ искупления и спасения через христианство. Особую роль в христианской символике играет символ звезда. Она символизирует пять ран Иисуса Христа (терновый венок на голове и раны от гвоздей на руках и ногах при распятии) или пять радостей Марии, которые ей доставили служение и совершенствование Христа [2]. Важное место символы занимают в армии. История символов воинской чести неразрывно связана с борьбой российского народа за свою независимость. Основным символом чести, доблести и славы является Боевое Знамя – знак, объединяющий воинскую часть и указывающий на ее принадлежность к Вооруженным Силам государства. Следует особо отметить тот факт, что армейская символика имеет древние традиции, базируется на символах, играющих важнейшую роль в религии. Указанное обстоятельство прямо свидетельствует о неразрывной связи армии России и религии, патриотизма и веры.

На протяжении всего времени существования такого института как «армия», религиозная символика прослеживалась в воинских ритуалах, офицерском обмундировании, в знаках отличия. Среди наград и знаков отличия особу роль играли награды в честь святых покровителей армии и флота: Орден Андрея Первозванного, учрежденный Петром I; Императорский Орден Святого Благоверного Князя Александра Невского, учрежденный Екатериной I; Орден Святого Владимира и Императорский Военный Орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия, учрежденные Екатериной II; Орден Святого Благоверного Великого Князя Димитрия Донского, учрежденный определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода в 2004 году; Орден Ушакова, учрежденный в 2000 году [1]. Следует отметить тот факт, что вышеперечисленные награды имеют в своей основе крест или звезду (или и крест, и звезду) – самые главные символы христианской веры. Однако они не повторяют православный крест, а выполнены в форме кельтского креста, представляющего собой сочетание креста – символа христианства, и круга – символа солнца [3]. Старейшим российским орденом, высшей наградой России до 1917 года и с 1998 года является Орден Андрея Первозванного. Вероятно, орден был создан по подобию шотландского ордена Чертополоха, о котором Петр I, учредивший орден, узнал во время своего пребывания в Англии (святой Андрей является покровителем одновременно России и Шотландии, а также мореплавания). Знаки ордена Андрея Первозванного состоят из знака-креста на фоне золотого двуглавого орла и восьмилучевой звезды. Орден Андрея Первозванного был единственным из всех русских орденов, который имел цепь.

Андреевская звезда по сложившейся в России традиции стала символом гвардии, украшала многие атрибуты гвардейской жизни. Первым награжденным Андреевским орденом стал дипломат Ф.А. Головин (1699), а вторым – предавший Россию гетман Иван Мазепа (для которого по распоряжению Петра I изготовили специальный орден – орден Иуды). Сам Петр I был отмечен этой наградой лишь седьмым в 1703 году за конкретный военный подвиг – взятие двух шведских боевых кораблей в устье Невы [5]. Орден Святого Александра Невского был задуман Петром I для награждения за военные заслуги. Однако, учрежденный уже после его смерти Екатериной I, орден стал использоваться и для поощрения гражданских лиц. Изначально орден предназначался для награждения не самых высших военных и государственных чинов, соответствующих примерно генерал-лейтенанту или генералмайору. Но уже 30 августа (10 сентября) 1725 года, в годовщину перенесения из Владимира мощей святого благоверного великого князя Александра Невского, императрица Екатерина I жаловала орден себе, а также еще 21 человеку из высшей знати, в том числе польскому королю Августу II и королю Дании Фредерику IV [1]. Орден Святого Владимира был учрежден в честь легендарного князя Владимира (Владимира Красное Солнышко), который прославил себя как умелый государственный деятель и полководец, много сделавший для укрепления могущества Киевской Руси. Именно князь Владимир выбрал в качестве государственной религии христианство, в годы его правления прошло знаменитое крещение Руси. Позднее князь был причислен к лику святых, при этом по своей значимости он был равен апостолам – ученикам Христа. Орденом награждали за воинские и гражданские заслуги [1].

Известны интересные факты, связанные с историей некоторых орденов. Так, например, вручение Ордена Святого Георгия – христианского святого – было невозможно для иноверцев, поскольку орден имел ярко выраженную религиозную направленность. Поэтому для иноверцев был предусмотрен вариант ордена, в котором вместо Святого Георгия был изображен герб России, двуглавый орел. Образец ордена с орлом был утвержден Николаем I ходе Кавказской войны. Первым удостоился нового знака майор Джамов-бек Кайтахский. В связи с этим в мемуарах и художественной литературе встречаются моменты, когда офицеры, выходцы с Кавказа, недоумевают: «А почему мне дали крест с птицей, а не с джигитом?» [1]. Достаточно молодой наградой России является Орден Святого Благоверного Великого Князя Димитрия Донского. Это орден Русской Православной Церкви. Названным орденом награждаются священнослужители, военачальники, ветераны войны и иные лица, проявившие мужество при защите Отечества, внесшие вклад в развитие взаимодействия между Русской Православной Церковью и Армией, оказывающие духовно-нравственную поддержку военнослужащим [1]. Знак ордена I степени изготавливается из латуни с позолотой, представляет собой равноконечный крест – опять христианский символ – с расширяющимися округлыми концами. В центре креста – круглый голубой медальон с образом святого благоверного князя Димитрия Донского в княжеском одеянии. Крест наложен на круглый щит (символ веры и защиты), покрытый красной эмалью. Стоит отметить, что помимо креста в военной символике особую роль играет звезда.

Она являлась символом Советской Армии, присутствовала в наградах имперской России, и в настоящее время актуальна в военной атрибутике. Известный греческий математик и мыслитель-энциклопедист Пифагор утверждал, что пятиконечная звезда является математическим совершенством, а его последователи полагали, что пятиконечная звезда как бы утверждает собой пять элементов, из которых сотворен мир – воду, огонь, воздух, землю и эфир. Звезду пяти лучей почитают главные мировые религии. Не случайно пятиконечная звезда широко используется христианами, наряду с восьмиконечной вифлеемской, для украшения рождественских елок. Пятиконечная звезда издавна служила символом славы – государственной и воинской. В Древнем Вавилоне можно было часто встретить пятиконечную звезду на царских печатях. Римский император Константин, основатель Константинополя, сделавший христианство официальной религией Римской империи, включил пентаграмму в свою печать – он считал, что именно пятиконечная звезда указала ему путь к христианству. В средневековой Европе пентаграмму считали «печатью царя Соломона» – идеально мудрого правителя. Как и многое другое, пятиконечная звезда пришла в Россию из-за рубежа. В конце XVIII – начале XIX века во французской армии появились пятиконечные звездочки на эполетах и головных уборах офицеров и генералов, которые определяли их чин.

Эта традиция восходила ко временам Древнего Рима, где пятиконечная звезда являлась символом бога войны Марса и обозначала лилию, из которой он родился. В 1827 году российский император Николай I перенял французский опыт и ввел золотые кованые звезды на эполетах офицеров и генералов русской армии. 27 лет спустя, в 1854 году, все тот же Николай I ввел в русской армии погоны, а также шитые звезды на них [5]. После Октября 1917 года встал вопрос новой армейской символики. Пятиконечная звезда как символ новой армии подходила по многим параметрам. Во-первых, она хотя и использовалась в имперской России, устойчивой связи с институтом монархии не имела. Во-вторых, она перешла в Россию из Франции, где появилась в армии после Великой Французской революции, к деятелям которой большевики относились с большим уважением. Многие награды СССР имеют форму звезды: Орден «Красное знамя», Орден «Красная звезда», Орден Суворова, Орден Ушакова и многие другие. Следует отметить тот факт, что адмирал Федор Ушаков был причислен к лику святых 30 ноября 2000 года решением Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви. Впервые в истории Русской Православной Церкви, да и всего христианства, канонизировали воина-моряка. Так, награда, учрежденная в советское время, сегодня ассоциируется не просто со знаменитым адмиралом, но со святым покровителем русского флота. Таким образом, в наградной системе России всегда были награды, учрежденные в честь святых-покровителей русской армии и флота.

Эти награды не только символизируют духовное единение армии и религии, обнаруживают в русском патриотизме духовное начало, но и имеют символические религиозные элементы, главным из которых является крест, как символ страдания и искупления, а также звезда, символизирующая надежду, стремление к идеалу. Утверждение высоких военных наград в честь святых покровителей российской армии и флота, канонизация выдающихся военачальников (князь Владимир Святославович, Александр Невский, Дмитрий Донской, адмирал Федор Ушаков и др.) символизирует духовное единство русских воинов разных исторических периодов России, единство веры и справедливости, защиты Отчизны и почитания Бога, единство религии и русской армии. Как известно, в формировании облика воина-патриота важную роль играют символические воинские ритуалы – торжественные церемонии, эмоционально выражающие смысл, содержащие традиции, связанные с важнейшими событиями в жизни государства и общества. Это особая форма социального общения, в которой находят отражение мировоззрение определенных социальных групп или общества в целом, а также нравственные идеалы.

Особую роль в жизни российской армии всегда играла и продолжает играть религия, вера в Бога, как символ бессмертия человеческой души, символ спасения и покаяния. В период боевых действий она помогала бойцам выстоять, вселяла силу и бодрость духа, не давала ожесточиться, омертветь душой. В свое время А. В. Суворов сказал: «С крестом священника, развернутыми знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил!». Религиозные ритуалы в Вооруженных силах России на протяжении всей истории взаимодействия армии и религии, государства и религии играли важнейшую роль в формировании воина-патриота, а религиозная символика в знаках отличия, в обмундировании и воинских ритуалах символизировала и продолжает символизировать духовное начало русского офицера. Поэтому не случайны религиозные символы, пришедшие в наградную систему, обмундирование и военную атрибутику в глубокой древности, обнаруживающие связь воинских традиций, передающихся из поколения в поколение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1 Изотова М.А.,Царева Т.Б. Ордена и медали России и СССР. Ростов: Владис, 2010. 752 с. 2 Гордиенко А.Н. Энциклопедия символов. М.: ЭКСМО, 2007. 689 с. 3 Уваров А.С. Христианская символика. СПб: Алетейя, 2001. 215 с. 4 Котков В.М. Военное духовенство России: Страницы истории. Кн.1. СПб.: Нестор. 2004. 312 с. 5 Керсновский А.А. История русской армии. М.: Голос. 1992. 398с.

Ю.Н. КУЗНЕЦОВА



Другие новости и статьи

« Проблема духовного развития нации в философии И.А. Ильина

Святые царственные мученики – пример высокой нравственности и культуры »

Запись создана: Пятница, 10 Август 2018 в 4:00 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы