Жизнь и подвиг святого Федора Ушакова как ориентир духовно-нравственного развития общества



Жизнь и подвиг святого Федора Ушакова как ориентир духовно-нравственного развития общества

События последних лет показали, что мы многое потеряли. Мы разучились жить по законам предков, в христианском духе – как Бог велит и учит святая Церковь. Мы утратили прежние устои и преемственность традиционного уклада жизни, и нам предстоит ее восстанавливать, если не хотим духовно-нравственной деградации и вырождения. Среди множества задач, стоящих сегодня перед

российским обществом, важнейшей является восстановление исторической памяти народа, православной веры, с нею связанных ценностей, идеалов, нравственных ориентиров, отечественных народных традиций в общественной, семейной жизни и в воспитании будущих воинов. Именно на примере житийной литературы, обладающей необходимой жизнеутверждающей одухотворенностью, можно будет формировать у молодого поколения правильное понимание служения и подвига за Веру, Родину, народ. Именно они помогут дать и необходимое обоснование службы как служения и обрести недостающую к ней духовную мотивацию. Церковью канонизированы лучшие люди православного мира и России, многие из которых были воинами. Таким примером и может служить житие святого праведного воина Федора Ушакова.

Святой праведный Федор Ушаков родился 13 февраля 1745 года в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции и происходил из небогатого, но древнего дворянского рода. Родителей его звали Федор Игнатьевич и Параскева Никитична, и были они людьми благочестивыми и глубоко верующими. День рождения будущего адмирала Российского флота – 13 февраля – приходится между празднованием памяти двух воинов-великомучеников: Феодора Стратилата и Феодора Тирона (память 8 и 17 февраля), – а вся жизнь российского флотоводца, от младенчества до дня кончины, прошла под благотворным влиянием его родного дяди, преподобного Феодора Санаксарского – великого воина в духовной брани.

Преподобный Феодор родился и вырос в том же сельце Бурнаково, отсюда ушел в юности служить в лейб-гвардии Преображенский полк, но затем, стремясь душою к иному служению, желая стяжать звание воина Царя Небесного, бежал из столицы в пустынные двинские леса, чтобы одному Богу работать, укрепляясь в подвиге поста и молитвы; был сыскан, доставлен к Императрице, которая, вняв Промыслу Божиему о молодом подвижнике, благоволила оставить его в АлександроНевском монастыре, где он принял монашеский постриг в 1748 году, – и это исключительное для дворянского семейства Ушаковых событие, вкупе с последующими известиями о его монашеском служении Богу, было постоянным предметом бесед среди родственников и служило им назидательным примером. Большое семейство Ушаковых состояло в приходе храма Богоявления-на-Острову, находившегося в трех верстах от Бурнаково на левом берегу Волги. В этом храме Федора (Феодора) крестили, здесь же, при мужском Островском Богоявленском монастыре, была школа для дворянских детей, где он обучался грамоте и счету. Федор Игнатьевич и Параскева Никитична, будучи очень набожны, почитали главным условием воспитания детей развитие высоких религиозных чувств и строгой нравственности [1].

В возрасте шестнадцати лет Федор (Феодор) был представлен на смотр в Герольдмейстерскую контору Сената, где и показал, что «российской грамоте и писать обучен… желает де он, Феодор, в Морской кадетский корпус в кадеты». Будущий адмирал, отличаясь хорошей учебой и доброй нравственностью, прилежно постигал преподаваемые ему науки, проявляя особую склонность к арифметике, навигации и истории, и через пять лет успешно, одним из лучших, окончил Морской корпус, получил чин мичмана и был приведен к присяге. В конце XVII начале XVIII века выдвинулась государственная задача возвращения России побережья Черного моря. В августе 1783 года в Херсон прибыл и капитан второго ранга Федор Ушаков. В это же время в городе началась эпидемия чумы. В результате энергичных действий Федора Ушакова в его команде чума исчезла на четыре месяца раньше, чем в других. Здесь проявились, конечно, его исключительные способности решать самые трудные и неожиданные задачи; но, главным образом, здесь сказалась великая любовь Федора Ушакова к ближним своим, любовь милующая, сострадательная, подсказывавшая ему наиболее верные решения. За умелые действия и проявленные при этом старания Федор Ушаков был произведен в капитаны первого ранга и награжден орденом святого Владимира четвертой степени. 11 августа 1787 года Турция объявила войну России. Вскоре произошла первая генеральная баталия. Победа была за русской эскадрой. Начальствуя только авангардом, Федор Ушаков в действительности руководил боем всей эскадры, и его личная храбрость, искусное владение тактикой, выдающиеся качества командира и высокий духовный облик решили сражение в нашу пользу. Это была, прежде всего, духовная победа, в которой христианское самоотвержение исполнило силой воинское искусство.

Вера в вечную жизнь, несомненное упование на помощь Божию и, следовательно, неустрашимость перед неприятелем – вот что было решающим во флотоводческом таланте Федора Ушакова. Федор Ушаков, получив чин контрадмирала, был назначен в начале 1790 года командующим Черноморским флотом. В начале июля 1790 года, недалеко от Керченского пролива, произошло очередное сражение, в котором эскадра Ушакова вновь одержала блистательную победу. «неустрашимость и спокойствие духа, проявленные участниками боя, говорят о великом примере их предводителя. Русские моряки поняли: где Ушаков – там победа!» Сам же Федор Федорович ясно понимал: победы православному воинству дарует Господь и без помощи Божией все умение человеческое «ничтоже есть». Знал, что в России, на берегу реки Мокши, в Санаксарской святой обители, возносит молитвы о нем старец Феодор, в этот год, приблизившийся к исходу от земного своего бытия. В 1791 году русско-турецкая война завершилась блистательной победой контр-адмирала Федора Ушакова у мыса Калиакрия. За столь знаменитую победу контр-адмиралу Федору Ушакову пожалован был орден святого Александра Невского. Освободясь на время от ратных дел, прославленный адмирал, который «к вере отцов своих оказывал чрезвычайную приверженность», имел теперь возможность более предаваться молитве: сохранилось драгоценное свидетельство о его жизни в Севастополе, когда он «каждый день слушал заутреню, обедню, вечерню и перед молитвами никогда не занимался рассматриванием дел военно-судных; а произнося приговор, щадил мужа, отца семейства многочисленного; и был исполненный доброты необыкновенной…». В начале 1793 года он призван был Императрицею в Петербург. Екатерина II пожелала видеть героя, стяжавшего такую громкую славу, и «встретила в нем человека прямодушного, скромного, мало знакомого с требованиями светской жизни».

За заслуги перед престолом и Отечеством Екатерина II поднесла ему в дар необыкновенной красоты золотой складенькрест с мощами святых угодников. В том же году Феодору Ушакову был пожалован чин вицеадмирала. В начале августа 1798 года, находясь вблизи Севастопольского рейда с вверенной ему эскадрой, Федор Ушаков получил Высочайшее повеление «тотчас следовать и содействовать с турецким флотом противу зловредных намерений Франции Турки, на собственном опыте зная его искусство и храбрость, полностью доверили ему свой флот, а командующий турецкой эскадрой Кадыр-бей именем султана обязан был почитать российского вице-адмирала «яко учителя»». Так началась знаменитая Средиземноморская кампания вице-адмирала Федора Ушакова, в которой он показал себя не только как великий флотоводец, но и как мудрый государственный деятель, милосердный христианин и благодетель освобожденных им народов. 19 февраля 1799 года пала и крепость Корфу.

Это был день великого торжества адмирала Федора Ушакова, торжества его военного таланта и твердой воли, поддержанных храбростью и искусством его подчиненных, их доверием к своему победоносному предводителю и его уверенностью в их непоколебимое мужество. Это был день торжества русского православного духа и преданности своему Отечеству [2]. 27 марта, в первый день Святой Пасхи, адмирал назначил большое торжество, пригласивши духовенство сделать вынос мощей Угодника Божиего Спиридона Тримифунтского. Народ собрался со всех деревень и с ближних островов. При выносе из церкви святых мощей расставлены были по обеим сторонам пути, по которому пошла процессия, русские войска; гробницу поддерживали сам адмирал, его офицеры и первые чиновные архонты острова; святые мощи обнесены были вокруг крепостных строений, и в это время отовсюду производилась ружейная и пушечная пальба… Всю ночь народ ликовал. Император Павел I за победу при Корфу произвел Феодора Ушакова в адмиралы. Это была последняя награда, полученная им от своих государей. В ночь на 11 марта 1801 года заговорщиками был убит Император Павел I. На Российский престол взошел его сын Александр I. Политика России менялась. Вскоре адмирал Федор Ушаков был переведен в Санкт-Петербург. При Дворе возобладало мнение о ненужности большого флота для «сухопутной» России. Тогдашний морской министр высказывался о флоте, что «он есть обременительная роскошь», а другой деятель морского ведомства писал: «России нельзя быть в числе первенствующих морских держав, да в том и не представляется ни пользы, ни надобности».

В 1804 году Федор Федорович составил подробнейшую записку о своем служении Российскому флоту, в которой подытоживал свою деятельность: «Благодарение Богу, при всех означенных боях с неприятелем и во всю бытность онаго флота под моим начальством на море, сохранением Всевысочайшей Благости ни одно судно из онаго не потеряно и пленными ни один человек из наших служителей неприятелю не достался». Он принял решение, исполненное глубокого смысла: он избрал для жительства тихую деревню Алексеевку, в Темниковском уезде, вблизи Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря. После праведной кончины Федора Федоровича Ушакова прошло почти два столетия. Его подвижническая и высокодуховная жизнь, его добродетели не были забыты в родном Отечестве. Его заветами жили русские воины и флотоводцы, ученики и продолжатели его идей и идеалов преумножали славу русского флота. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов воинская слава Федора Федоровича Ушакова была вспомянута, его имя, наряду с именами святых благоверных князей Александра Невского, Димитрия Донского и великого русского полководца Александра Суворова вдохновляло к подвигу защитников Родины. Были учреждены орден и медаль адмирала Ушакова, которые стали высшими наградами для воинов-моряков.

Синодальная комиссия по канонизации святых Русской Православной Церкви, внимательно изучив его подвижнические труды в служении Отечеству, благочестивую жизнь, праведность, милосердие и самоотверженный подвиг благотворительности, не нашла препятствий к канонизации, и в декабре 2000 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил прославить адмирала Российского флота Феодора (Федора) Ушакова в лике праведных местночтимых святых Саранской епархии [1]. Российский флот, боголюбивое Российское воинство обрели небесного предстателя и ходатая перед Престолом Божиим о многострадальном Отечестве нашем. Святые мощи праведного воина Феодора Ушакова находятся в соборном храме Рождества Богородицы.

Проблема воспитания подрастающего поколения сегодня является главной для России. Ее приоритет осознается педагогами, родителями, Церковью, общественными и государственными деятелями, но благотворно-действенных шагов очень и очень мало по причине отсутствия единомыслия среди взрослых людей, призванных обеспечить достойное воспитание. Воспитать духовно-нравственную личность – значит обрести в ее лице опору для будущей семьи, церковной общины, профессионального коллектива, армии, государства и общества. И здесь не обойтись без преемства национальных идеалов – подвижников веры и благочестия, примеров святости, патриотизма, доблести и чести. Одним из ярких примеров в этом уже на протяжении многих веков для наших соотечественников служит личность святого адмирала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1 Святой праведный воин Федор Ушаков. Жития. Служба. Саранск: Республиканская типография «Красный Октябрь», 2009. 60 с. 2 Военно-морской словарь. М.: Воениздат, 1990. 512 с.

Е.В. ЛЕОНОВА, П.М. ЛЕОНОВ




Другие новости и статьи

« Святые царственные мученики – пример высокой нравственности и культуры

Роль старчества в укреплении духовно-нравственных основ российского государства »

Запись создана: Пятница, 10 Август 2018 в 16:31 и находится в рубриках Новости.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы