Благотворительная деятельность фонда императора Александра III
История благотворительной деятельности Фонда императора Александра III в конце XIX – начале XX веков до настоящего времени не стала предметом специального исследования. При всем внимании ученых к переселенческому движению в Сибирь, усилившемуся в период строительства Сибирской железной дороги, в современных исторических исследованиях о нем почти нет упоминаний.
Кроме того, за пределами интереса историков остаются и вопросы культурной колонизации такого огромнейшего региона России как Сибирь, строительства школ, церквей как очагов культурного влияния на вновь осваиваемые районы. В тени пребывает и деятельность различных общественных организаций, заботившихся о реализации духовных запросов переселенцев, о приобщении их к просвещению и культуре. К их числу относится и Фонд императора Александра III, внесший неоценимый вклад в дело культурного развития Сибири.
В настоящей статье предпринята попытка рассмотрения условий его возникновения и деятельности, выявления источников его финансирования и вклада в церковно-школьное строительство в Сибири в конце XIX – начале XX веков. Наша задача – вернуть к жизни то, что было нашей историей и может быть величайшим достижением нашей культуры. Девятнадцатого мая 1891 года во Владивостоке наследник цесаревич, впоследствии царствующий император Николай II, заложил первый камень в полотно начавшегося строительства Великого Сибирского железнодорожного пути. Название «Великий» было не преувеличением, а скорее осознанием небывалой по своей грандиозности задачи железнодорожного строительства – соединить в сложных климатических условиях непрерывным рельсовым путём Тихоокеанское побережье с Уралом, который являлся воротами в европейскую часть России. Начавшееся мощное хозяйственно-экономическое освоение Сибири потребовало многократного увеличения населения этого огромного края. Достижение этой цели предполагалось за счет осуществлявшегося в то время переселения крестьян из европейской части России за Урал. Строительство Сибирской железной дороги вызвало стремительный рост переселенческого движения в Сибирь и на Дальний Восток. Помимо решения экономических проблем, связанных с обустройством крестьян на новых местах, остро встал вопрос и об удовлетворении их духовных, религиозных потребностей. Воспитанные в духе православной религии, имевшие у себя на родине церковь и духовных наставников, они и на новом месте, в суровых условиях борьбы за существование, пытаясь найти духовный покой от повседневной трудовой жизни, не мыслили себя без церкви [1, с. 61].
Переселившись в Сибирь, они нередко оказывались вдали от религиозных центров, не имели возможности посещать церковь и испытывали большие неудобства в связи с отсутствием в их поселках культовых сооружений. Многие переселенцы прекрасно осознавали пользу школьного образования, особенно в новых условиях хозяйственной деятельности. При организации собственного хозяйства на новых местах им все чаще приходилось производить расчеты, писать прошения, давать расписки и т.п. Поэтому многочисленные ходатайства новоселов об оказании помощи в возведении православных храмов в местах их нового проживания, дополнялись просьбами о строительстве школьных зданий для обучения детей. Подобная ситуация складывалась вдоль всей линии железной дороги, и правительство, перемещая огромные массы крестьян в необжитые, удаленные от крупных культурных центров места, было обеспокоено духовно-нравственным состоянием новоселов.
Решение задач, связанных с удовлетворением духовных потребностей переселенцев взял на себя Комитет по сооружению Сибирской железной дороги, возложив, тем самым, на себя обязанности культурного освоения региона. С этой целью в 1894 году Комитет поднял вопрос о сооружении на главных станциях Великого Сибирского пути зданий церквей и школ. Церковно-школьное строительство предполагалось осуществить за счет государственных средств, в основном - «остатков от строительных кредитов». Однако, огромный размах и рекордно короткие сроки железнодорожного строительства вызвали чрезвычайное напряжение государственного бюджета. По этой причине необходимых для возведения церквей и школ свободных средств, в достаточном количестве не оказалось. По предложению А. Н. Куломзина - управляющего делами Комитета Сибирской железной дороги, было принято решение привлечь для осуществления этого проекта «материальные возможности общественности», тем более, что в различных кругах российского общества стало активно проявляться горячее сочувствие переселенцам и стремление помочь им материально и духовно. Этому способствовала пресса, освещая мытарства переселенцев, их духовные страдания, вызванные отторжением от привычных, устоявшихся условий жизни на родине.
Публикация записки А.Н. Куломзина о положении церковно-школьного дела в районе железной дороги, а также журнала заседаний Комитета Сибирской железной дороги о строительстве церквей и школ, в которых ярко и красочно описывалась необходимость уважать православные чувства русского народа, нашла живой отклик среди различных слоев населения страны [1, с. 62]. Весной 1894 года при канцелярии Комитета министров был открыт прием пожертвований на образование капитала для постройки в районе Сибирской железной дороги церковных и школьных зданий. Так был образован общественный благотворительный фонд, которому после смерти императора Александра III было присвоено его имя. Официальной датой начала его деятельности является 23 апреля 1894 года. Руководство церковно-школьным строительством было возложено на специально учрежденную при Комитете Сибирской железной дороги Подготовительную комиссию. Своей главной задачей фонд считал строительство церквей и школ на станциях Сибирской железной дороги. Однако, как показывают документы, уже в 1895 году средства направлялись на церковно-школьное строительство в переселенческие поселки, находившиеся на «близком расстоянии от самой рельсовой линии», а в 1900 году речь уже идет о строительстве школ и церквей, независимо от расстояния до железнодорожного полотна. В последние годы своей деятельности фонд сооружал церкви и школы в таежных районах Тобольской губернии и в пустынных степях Акмолинской области, так как переселенческое движение направилось в эти места. Первый вклад в дело распространения православия и русской культуры в отдаленной сибирской глубинке внес кронштадтский протоиерей о. Иоанн Сергиев (святой праведный Иоанн Кронштадтский).
В последующие годы он передал фонду еще 9 тыс. руб. За ним последовали другие пожертвования. Регулярное пополнение фонда происходило за счет средств царской фамилии, добровольных вложений частных лиц и предприятий, как в виде финансовых вложений, так и предметов церковного обихода [2, с. 75]. Деятельность фонда привлекала внимание всех слоев общества, но наибольшую поддержку ему оказывало купечество. Купцы вкладывали в строительство церквей и школ довольно значительные суммы. Так, московские купцы братья Баевы пожертвовали фонду 207 тыс. 700 руб., киевский купец и промышленник Н.А. Терещенко – 200 тыс. руб., нижегородский купец И.М. Рукавишников – 9 тыс. руб. [3, с. 117]. Пожертвования на дело церковного и школьного строительства принимались не только в канцелярии правительства, но и во всех губернских и уездных казначействах Российской империи. Кружки для сбора пожертвований выставлялись во всех конторах и отделениях Государственного банка страны. Большое психологическое воздействие на формирование общественного мнения вокруг благотворительной деятельности фонда имело учреждение министром внутренних дел Д. Сипягиным особых нагрудных золотых и серебряных знаков. Первыми отмечались лица, внесшие в фонд не менее 50 руб., вторыми – не менее 10 руб. единовременно. Большое количество пожертвований поступало от церквей и монастырей.
Пожилые люди оставляли завещания в пользу церковно-школьного дела в переселенческих поселках Сибири. При этом добрые дела творились не напоказ, а по потребности души. Многие жертвователи, вносившие в фонд значительные суммы, желали оставаться неизвестными. С апреля 1894 по август 1903 годов в Фонд императора Александра III из различных источников поступила сумма в 1 миллион 823 тысячи 137 рублей. Самый высокий уровень поступлений был в 1897, 1898, 1899, 1903 годах – соответственно – 259 тыс. 144 руб., 281 тыс. 079 руб., 214 тыс. 509 руб. и 446 тыс. 960 руб. Сумма добровольных пожертвований в остальные годы десятилетия колебалась от 9 до 189 тыс. руб. в год. За десять лет существования фонда пособия из казны составили 200 тыс. руб. [3, с. 118]. На строительство церквей и школ на средства фонда с момента его организации бесплатно отпускался лес из казенных лесных дач, а с конца 1899 года – и из запасных казенных участков. Министерством финансов был установлен бесплатный тариф по перевозке лесных материалов для строительства сибирских церквей и школ.
В результате все церкви на переселенческих участках сооружались исключительно на средства Фонда императора Александра III или при его участии. На строительство же школьных зданий кроме средств фонда привлекались суммы из других частных, земских источников и из фонда вспомогательных предприятий Сибирской железной дороги. Темпы церковно-школьного строительства напрямую зависели от поступления денежных средств в фонд. Самым тяжелым в деятельности фонда в финансовом отношении был 1899 год. К 21 февраля этого года наличных средств в фонде совсем не оставалось. Из 135 начатых строительством церквей было построено лишь 42. В этих условиях А.Н. Куломзин обратился с письмом в Святейший Синод с просьбой провести по всем церквям России тарелочный сбор. Увеличившийся поток пожертвований дал возможность продолжить деятельность фонда. Наибольшее число храмов было возведено близ линии Сибирской железной дороги, в западной ее части, где раньше всех были открыты районы для переселения – на территории Тобольской и Томской губерний и Акмолинской области.
Двадцать семь храмов были сооружены на самой линии дороги, при ее станциях, где прихожанами были не только переселенцы, но и железнодорожные служащие и рабочие. В переселенческих поселках построено 218 православных храмов. Для 600 тыс. крестьян, прибывших в Сибири за период 1894-1904 годов, этого было явно недостаточно. Еще сложнее обстояло дело со школьным строительством. Весной 1904 года в переселенческих участках Сибири было 55 тыс. детей школьного возраста. Чтобы обеспечить обучение всех детей, нужно было более 1000 школ, а к 1 мая 1904 года на средства фонда было построено только 164 школьных здания. Архивные документы сохранили многочисленные прошения крестьян об открытии в переселенческих поселках церквей и школ, направленные во все инстанции. В них отражены душевные переживания новоселов, лишенных возможности по христианскому обычаю крестить новорожденных, отпевать умерших, освещать жилища, венчать новобрачных.
Однако более 90% крестьянских прошений оставлялись «без последствий». Объясняется это не равнодушием к нуждам переселенцев, а отсутствием в распоряжении Подготовительной комиссии достаточных средств, которые позволили бы удовлетворить все прошения. Именно поэтому церкви и школы строили только в тех поселках, в которых крестьяне частично брали материальные затраты на себя. Но даже и при этом условии не все прошения удовлетворялись, а само строительство растягивалось на многие годы. В январе 1906 года фонд был передан в распоряжение Святейшего Синода. К этому времени на его средства было построено или строилось 244 церковных и 164 школьных здания. Строительство церквей и школ на средства фонда продолжилось и в последующие годы.
Общая сумма пожертвований за весь период его существования составила более 2 млн. руб. Денежные поступления в фонд, постепенно снижаясь, прекратились только с началом первой мировой войны. Значение Фонда императора Александра III в культурном развитии Сибири нельзя недооценивать. Уже в первые годы ХХ века по темпам роста школ Западная Сибирь опережала Европейскую Россию, правда, темпы эти не соответствовали темпам водворения переселенцев.
Итак, в конце XIX - начале XX веков церковно-школьное строительство не успевало за ростом переселенческого движения, однако, это нисколько не принижает результаты благотворительной деятельности Фонда императора Александра III в этом вопросе. Вокруг него развернулось широкое общественное движение, в котором участвовали все социальные слои российского общества. Он сумел привлечь внимание соотечественников не только к экономическим, но и к культурным нуждам переселенцев. Эта организация фактически осуществляла церковно-школьное строительство во вновь заселяемых районах Сибири, дав тем самым возможность правительству сосредоточить свое внимание на строительстве Великого Сибирского пути.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Батурин С.П., Батурина Т.В. Роль благотворительного фонда имени императора Александра III в церковном строительстве в Сибири в период массовых крестьянских переселений в конце XIX – начала XX века // Социогуманитарный вестник. 2012. № 2(9). С. 59-67. 2 Харченко Л.Н. Фонд имени императора Александра III и церковно-школьное строительство вдоль линии Транссибирской железнодорожной магистрали // Культура. Наука. Образование. 2013. № 2(27). С. 69-78. 3 Соловьева Е.И., Константинов Д.В. Деятельность фонда имени императора Александра III в церковно-школьном строительстве в Сибири // Культурный потенциал Сибири в досоветский период. Новосибирск: НГПУ, 1992. С. 110-122.
П.П. НАЗАРОВ, С.Ф. ШАТИЛОВ
Другие новости и статьи
« О заповеди «не убий» и исполнении воинского долга
Налоговый орган как участник механизма противодействия коррупционным преступлениям »
Запись создана: Воскресенье, 14 Июнь 2020 в 0:17 и находится в рубриках Новости.
метки: Александр III
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика