18 Август 2018

Помощь русской православной церкви военнослужащим и населению в годы Первой мировой войны

1 августа 1914 г. Российская империя вступила в Первую мировую войну. Церковь постаралась придать войне общенародный характер, что особо подчеркнул торжественный молебен «О ниспослании победы христолюбивому воинству», а практической основой патриотической деятельности стал призыв Святейшего Синода «немедленно открыть во всех приходах особые попечительские советы о семьях лиц, находящихся в войсках» [1, с. 521]. Святейший Синод, уже в первые дни, стал вырабатывать целую программу мер, обращенных на нужды Отечества. Всем духовным учреждениям было дано указание отвести и приготовить под лазареты для раненных и больных воинов все свободные помещения, заготавливать «предметы лазаретского инвентаря» [2, с. 103].

Епархиальным преосвященным поручалось образовать во всех приходах особые попечительные советы из выборных прихожан с участием духовенства и церковных старост. «На попечительные советы возложена обязанность: вести списки семей, члены коих призваны в ряды армии, выяснять их имущественное положение и оказывать им пособие до тех пор, пока в этом будет надобность» [2]. Для этой цели Синод разрешил «оказывать пособие» не только из пожертвований, но и из церковных сумм. Повсюду, в церковных кругах, шли всевозможные сборы для фронта: подарки, сувениры, деньги, теплые вещии. В Епархиях открывались лазареты, почти в каждом приходе были учреждены Приходские Попечительские Советы для помощи семьям лиц, призванных в армию. Вторая задача Попечительских Советов состояла в «изыскании источников денежных поступлений» [3, с. 100].

В Перми, например, епархия практиковала такие источники денежных поступлений, как платные духовные концерты, литературные вечера религиозно-нравственного и патриотического содержания, Крестные ходы. Так, только в результате Крестных ходов было собрано около 2 000 руб. В Воронеже уже 22-го июля 1914 г. на Митрофановской площади был отслужен торжественный молебен о даровании победы русскому оружию. А затем был организован сбор финансовой помощи фронту. Педагоги и воспитанники Костромской духовной семинарии проводили особый сбор на содержание лазаретов и передового перевязочного транспорта во имя преподобного Серафима Саровского, организованных комитетом Красного Креста духовно-учебных заведений Российской империи. С августа 1914 г. по октябрь 1915 г. правлением семинарии на этот счет было перечислено 1222 руб. 99 коп. В Туле, для оказания помощи, под председательством губернатора был организован Губернский Комитет по распределению и водворению беженцев. Губернатор обратился к епархиальному начальству с просьбой назначить представителей от духовенства Тульской епархии в состав этого комитета, «зная добрую отзывчивость наших пастырей в годину народных бедствий». По решению епископа Ювеналия и Тульской Духовной Консистории в Губернский Комитет был назначен кафедральный протоиерей Тульского Успенского кафедрального собора Василий Кутепов, являвшийся членом Епархиального комитета помощи беженцам. С первых же дней войны особое место в работе духовенства стало отводиться воспитательнопросветительской деятельности. Особое значение в военный период имели внебогослужебные собеседования священников с прихожанами.

Однако, в ходе войны деятельность православной церкви менялась. Так, исследователем деятельности Русской православной церкви М.Ю. Горожаниной было условно выделено два периода: 1914-1916 гг. и 1916–1917 гг. За основу этой периодизации было взято изменение настроений и мировоззрений в обществе, а также степень влияния православия на процессы, происходившие в стране. Каждый из названных этапов имеет ряд специфических черт. На первом этапе деятельности православной церкви были присущи те же черты, что и в предыдущее военное время с небольшими лишь изменениями (широкая пропагандистская кампания; четкое взаимодействие приходского и военного духовенства, тыл и фронт живут общими проблемами, что сплачивает и укрепляет российское общество; высокая патриотическая активность в среде православного клира. На втором этапе православная церковь оказалась в более сложных условиях: усилились революционные настроения; упал церковный авторитет; на службу призвали поколение, сформировавшееся при революции 1905-1907 гг.; ухудшилось снабжение армии и флота. Однако священники продолжали испонять свой долг и за время войны в действующей армии, побывало более 5000 священников. Помимо непосредственно своих религиозных обязанностей, они помогали медицинскому персоналу, участвовали в отправке раненых на перевязочные пункты, напутствовали умирающих, вместе с санитарами собирали и хоронили убитых. Не обязанные находиться во время боев на передовой, полковые священники по собственному пастырскому влечению часто стремились быть на поле сражения. Они личным примером своего бесстрашия старались вдохновить воинов, будили совесть, оберегая солдат «от столь возможного на войне ожесточения и озверения». Нередки были и случаи исключительного героизма военного духовенства, проявленного в ходе сражений.

7 ноября 1916 года в 154 пехотном Дербентском полку протоиерей Павел Смирнов повел батальон на турецкое укрепление, которое было успешно взято штурмом. Сам священник был тяжело ранен. Совсем другим был подвиг иеромонаха, пожелавшего, чтобы его имя осталось неизвестным. «В один из воскресных дней 1915 года на Галицком фронте, вблизи линии фронта, в оставленной униатами церкви он совершал Литургию. Церковь была полна людьми. В храме совершалась молитва, а вблизи шел бой. И вдруг снаряд попадает в церковь. Иеромонах спокойно прервал молитву: «Будь ты проклята, окаянная!» - громко произнес он и осенил бомбу крестным знамением, а затем продолжил чтение прерванной молитвы. Снаряд не разорвался, а молящиеся, видя спокойствие священника, остались на местах. Снаряд вынесли уже после окончания службы. Узнав об этом, государь наградил мужественного священника наперсным крестом на Георгиевской ленте» [4]. Так, викарий Московской епархии Дмитровский епископ Трифон (Туркестанов) еще в самом начале войны отправился на фронт, где служил в качестве простого полкового священника 168-го Пехотного Миргородского полка, одновременно исполняя обязанности благочинного 42-й пехотной дивизии. Позднее, на польском фронте владыка получил контузию и был вынужден возвратиться в Москву.

Ставка главнокомандующего высоко оценивала деятельность священнослужителей. А генерал Алексей Брусилов в своих воспоминаниях о войне писал: «В тех жутких контратаках среди солдатских гимнастерок мелькали черные фигуры – полковые батюшки, подоткнув рясы, в грубых сапогах шли рядом с воинами, ободряя робких простым евангельским словом, личным примером… Они навсегда остались там, на полях Галиции». Таким образом, в годы Первой мировой войны Русская православная церковь осталась верной своей традиции и внесла существенную лепту в защиту Родины. Невзирая на сложные условия, священнослужители с честью выполнили свой долг как в тылу, так и на фронте. Более 100 священников были награждены наперсными крестами на георгиевской ленте, а 14 – офицерским орденом Св. Георгия Победоносца 4-й степени. В эту войну попало в плен около 100 священников, более 30 священников было убито, свыше 400 ранено и контужено [5, С. 25].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1 Приходские попечительные советы о семьях лиц, находящихся в войсках // Пермские епархиальные ведомости. 1914. № 27. 2 Овсейко В. П. Благотворительная деятельность РПЦ в Оренбургской епархии в годы Первой Мировой войны // Вестник ОГУ. 2012. № 5 (141). С. 101 - 107. 3 Ключарева А. В. Благотворительная деятельность православных монастырей в годы Первой мировой войны // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2011. № 8 (14). Ч. 2. С. 98-102. 4 Борщукова, Е.Д. Деятельность православной церкви в организации медицинской помощи раненым в начальный период Первой мировой войны // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2011. № 132. С. 9-13. 5 Щеглов, Г.Э. Деятельность православной церкви в Первую мировую войну // Ступени. 2005. №1. С. 20-26.

М.С. ЧЕРНОВА, Д.В. ЛИВЕНЦЕВ 

Другие новости и статьи

« Военная пенсия: новая возможность расчета!

Американская помощь. Как 100 лет назад США влезли на Дальний Восток России »

Запись создана: Суббота, 18 Август 2018 в 4:44 и находится в рубриках Современность.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика