1 Сентябрь 2018

Патриотизм, которого нет

Сегодня нередко можно услышать: «Национальная идея» спасет Россию, «национальные интересы», «интересы национальной безопасности» должны быть превыше всего. Внешне все правильно, звучит патриотично и актуально во все времена. Подобные лозунги становятся особенно востребованными в кризисные моменты, когда на повестке дня вопросы: «Кто виноват? И что делать?» Именно в экзистенциально-пограничных ситуациях, перед угрозой «крушения» и «смерти» патриотизм из абстрактной духовно-ценностной установки превращается в нравственнопрактический и политический принцип, поддерживаемый силой социального чувства любви к Родине, преданности ей, гордости за ее прошлое и настоящее.

Вряд ли можно сомневаться в благородности патриотических лозунгов, в благотворности патриотических чувств, позволяющих выстоять, выжить, сохранить территорию и гражданское единство. Обращение к патриотическим суждениям – беспроигрышный вариант завоевать внимание любой аудитории, и не так уж важно, имеют эти высказывания форму теоретической защиты «национальной идеи» и «национального интереса» или содержат призыв к конкретным действиям. Они в равной степени убедительно и патриотично звучат и в лекции обществоведа, и в зажигательной речи политического агитатора любого толка, и в сдержанно-пафосном выступлении государственного деятеля.

Дело за малым – ответить на вопросы: Какой смысл в эти слова вкладывают разного рода патриоты? Какие патриотические чувства стремятся сформировать у своих слушателей? И всегда ли понятие «патриот» сохраняет свой искомый словарный смысл – человек, любящий отечество, преданный ему и стремящийся своими действиями служить его интересам? Всё чаще замечается сегодня, что нам пытаются навязать патриотические чувства. Если любовь отсутствует, но нужна – её можно изобразить. И начинаются бурные сеансы патриотизма с криками «права или неправа, но это моя страна» и «Россия превыше всего». Еще ярче видны визуальные признаки патриотизма – сотовые телефоны с чехлами, раскрашенными в триколор, машины с аналогичным тюнингом, футболки с надписями «Я люблю Россию», «Я – русский», «Мы – русские.

С нами Бог», «Вежливые люди» и т.п. или портретом президента страны, георгиевские ленточки на сумках или зеркалах машин. Особенно заметно это у свежеиспечённых горожан – слишком разнятся деревня и город, не каждый ощутит родиной и то, и другое. Что же делать с этим показным, квасным как его еще называют, патриотизмом? Кто умеет – делает; кто не умеет – учит; кто не умеет учить – учит учителей. «Патриотическое воспитание» в школах и вузах во многих случаях способно вызвать ненависть к родине даже у самого здорового человека. Зато преподаёт им искусство имитации любви. Во всех государственных школах Америки каждое утро в каждом классе начинается одинаково. Дети и учителя встают, прикладывают руку к сердцу и произносят слова присяги: «Я присягаю на верность флагу Соединенных Штатов Америки и республике, которую он представляет, единой нации под Богом, неделимой, со свободой и справедливостью для всех». В каждом классе должны стоять американский флаг, на который следует равняться во время присяги. После нее в некоторых школах поют американский гимн или такую всенародно известную патриотическую песню как «Америка прекрасная». Потом все садятся и приступают к занятиям.

С присяги начинается не только учебный день, но и школьные мероприятия – собрания, концерты, олимпиады. Но умиление быстро сменяется удивлением, когда обнаруживается, что большинство из них, особенно в младших классах, не понимают смысла высоких слов. Для детей они большей частью являются абстракцией, привычной абракадаброй, повторяемой из послушания. Получается, что воспитывается не патриотизм, а именно послушание плюс скептическое отношение к высоким словам. Ученики часто перевирают слова присяги – нарочно, от скуки и неосознанного чувства протеста. Например, вместо «under God» (под Богом) они могут произнести созвучное «under dog» (под собакой), – никто и заметит! Наверное, для старшего поколения сразу вспоминается ситуации, когда на пионерской линейке кто-нибудь из взрослых восклицал: «Пионеры! К борьбе за дело коммунистической партии Советского Союза будьте готовы!» – и все пионеры должны были отдать салют и грохнуть в ответ: «Всегда готовы!». Получалось внушительно, но мало кто ведь и в этой ситуации задумывался о смысле знакомых слов. Кто успел побывать в пионерах, помнят, что нередко смущала и неестественность вопросатребования, и обязательность ответа. И наверняка кому-то не хотелось отвечать уже только потому, что так было положено. В то же время соблазняла возможность бездумно гаркнуть, чтобы школьные стены затряслись. Эффектные ритуалы вообще соблазнительны, особенно для детей и молодежи. Но в нашей стране, по крайней мере, не требовалось кричать «Всегда готовы!» каждое утро – этот ритуал приберегался для особых случаев.

Слова о верности коммунистической партии в советское время во многом заменяли слова о патриотизме, а суть была одна: школа пыталась навязать идеал, вдолбить высокую идею, вместо того чтобы терпеливо и без насилия вырастить ее в детских душах. Такая торопливость и грубоватая настойчивость отражают неуверенность верховных идеологов в своих силах, о чем замечательно сказал Бернард Шоу: «Здоровая нация так же не замечает своей национальности, как здоровый человек – своего позвоночника» [1]. Как правило, чрезмерная озабоченность патриотизмом – признак духовного нездоровья нации. Именно во времена духовных кризисов начинают раздаваться голоса, призывающие усилить патриотическое воспитание в школах и вузах. На школу и вузы сваливают работу, с которой не справилось общество в целом. Чтобы заполнить пугающий духовный вакуум, придумывают разные немудренные хитрости типа обязательной ежедневной присяги или не менее обязательных пионерских галстуков. Внешняя символика и атрибутика кружат головы одним и одновременно пробуждают бунтарство в других. Незадавшимся идеологам и невдомек, что истинное патриотическое воспитание – это не просто флаги и гимны, а прежде всего воспитание честных, порядочных людей.

Порядочные люди всегда будут настоящими патриотами. Настоящие патриоты всегда окажутся порядочными людьми. Зато квасные патриоты, выращенные на одних лишь флагах и гимнах, ненадежны и даже опасны. Неслучайно девизом людоедского режима Гитлера был «высокопатриотичный» лозунг «Германия превыше всего!» Известный британский поэт восемнадцатого века Сэмюэль Джонсон выразил этот парадокс так: «Патриотизм – последнее прибежище негодяев» [2]. Спекулировать на патриотических чувствах легко и прибыльно, да и упрекнуть вряд ли кто решится. Конечно, присяга флагу, пение гимна страны – законный и давний педагогический прием. В умелых руках может сработать, оставив в душе дорогой и неизгладимый след. Однако непременный обязательный и часто повторяющийся ритуал оставляет многих людей равнодушными и скучающими. Внешняя форма соблюдается, а суть теряется. Но было бы неверным сказать, что работа по воспитанию патриотизма лишняя и ее совершенно не нужно проводить. Любовь к Родине должна прививаться, но она не может быть чопорной, навязчивой, отталкивающей. Руководство военных вузов, на наш взгляд, должно акцентировать внимание профессорскопреподавательского состава на больших возможностях для патриотического воспитания на любых занятиях. Изучение истории помогает курсантам усвоить основные положения о войне и армии, о войнах справедливых и несправедливых, о роли народных масс и личности в истории.

Овладение историческими знаниями неразрывно связано с дальнейшим развитием и укреплением патриотических и интернациональных чувств. На занятиях по специальности необходимо помнить, что место для гордости за отечественную технику есть всегда. Но истинный патриотизм и героизм проявляется, прежде всего, в готовности выполнять свои обязанности в независимости от условий. В этом отличительная особенность русского человека по сравнению с человеком «западной системы ценностей». Аэродром строевой части – место, где проявляется внутренняя сущность человека. Военный авиационный специалист в нашей стране всегда отличался удивительной способностью противостоять трудностям.

В каждой воинской части есть множество примеров настойчивого решения задач, не взирая на несвоевременный подвоз «Кока-колы», двуслойной туалетной бумаги или наличия кондиционеров. А ведь этот факт уже стал притчей во языцах, когда затрагивается вопрос ведения боевых действий американскими военнослужащими. Есть примеры, когда российские инструкторы американских военнослужащих, сталкивались с полным непониманием последних относительно того как можно перемещаться по лесным тропам, не нанесенным на навигаторе… Преподаватели, имеющие опыт службы в войсках должны прививать эту мысль курсантам, приводя примеры из собственной службы и службы других достойных сынов своей страны. Особое значение имеет готовность преподавателя аргументировано отстаивать патриотическую точку зрения. Для этого должны быть подготовлены «домашние заготовки». Основным контраргументом молодежным брожениям должно стать пережитое нашей страной переходное время 90- х гг., когда Россия оказалась у пропасти потери целостности и суверенитета, а также последствиями, связанными с интеграцией в Международный валютный фонд. Вынужденная необходимость строительства экономики на основе полезных ископаемых. Ведомые течениями «пятой колонны» россияне восторгаясь совершенством вооружения и военной техники США, забывают про существенное отличие американской экономики, базирующейся на жесткой силе и бесчеловечной агрессии.

Опрос не только курсантов, но и ряда преподавателей и офицеров показывает весьма удручающую картину отношения к своей Родине. Недовольство начинается от отдельных профессий, сфер жизни и переходит на отношение к руководству страны и к стране в целом. Иной раз складывается впечатление, что большинство просто недовольны своим гражданством. Все недовольны окружающими людьми: учителями, врачами, работниками магазинов, работниками ЖКХ, водителями, пешеходами, военнослужащими, депутатами и т.д. И, чаще всего, являясь представителем определенной профессии – из списка убирают свою профессию. А итогом своего недовольства фраза: «в такой стране живем!». По данным Левада-центра [3] только для 27 % россиян патриотизм означает активную работу для процветания страны; лишь 22% видят необходимость стремления к изменению положения дел в стране для того, чтобы обеспечить ей достойное будущее; всего 18% видят свой долг в необходимости защищать свою страну от любых нападок и обвинений; только 7 % россиян гордятся своими согражданами. У нас только ленивый не говорит о коррупции. Но что это по сути? Что такое воровство в профессии? Это не только мошенничество, обеспечивающее злоумышленника прибылью. Это и получение других благ. Например, временем. Уйти раньше с работы. Прийти позже. Для курсанта – безразличное отношение к знаниям.

Отсутствие устойчивой мотивации на приобретение опыта и знаний, которые позволят выполнять обязанности по специальности. И если больше нет аргументов в пользу положительного развития России, то у преподавателя, офицера, воспитателя должна быть фраза, примерно такого содержания: «На вас вся надежда! Если вы не будете равнодушны к судьбе нашего Отечества, то своим трудом и настойчивостью, поможете России выйти на достойный уровень!». Ведь человек с активной жизненной позицией должен минимизировать недовольство окружающей обстановкой, а искать способы изменить ситуацию в лучшую сторону. Любовь к Родине – драгоценное чувство. Попытка навязать чувство Родины через обязательную массовую декламацию – затея в большинстве случаев неудачная.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Лебедева O.B. Патриотическое воспитание верноподданническое или гражданское? // Педагогика. 2003. №9. С.89-94.

2 Кривошеев В.Т. Социальное государство и его роль в становлении социального партнерства // Социально-гуманитарные знания. Научно-образовательное издание. 2004. №3. С.112-124.

3 Подмена понятий: патриотизм в России / Институт современной России [Электронный ресурс] // http://www.levada.ru/27-05-2014/podmena-ponyatii-patriotizm-v-rossii (дата обращения 13.11.2017).

А.П. КАШТЕЛЯН, М.В. ПЕТРОВСКАЯ

Другие новости и статьи

« Инновационный проект «Автоматизированная система расчета подготовки военных кадров при программно-целевом планировании»

Разработка и закупка нового вооружения - приоритетное направление расходов военного бюджета »

Запись создана: Суббота, 1 Сентябрь 2018 в 12:25 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика