16 Июнь 2020

Современные проблемы духовного развития военнослужащих

oboznik.ru - Офицер и знамя
#духовность#армия#служба

На пути к построению подлинно демократического государства в нашей стране, глубоких социально-экономических, правовых, демократических преобразований, изменения мировоззрения российского народа не всегда носят положительный характер. Бездуховность, утрата нравственных ориентиров, социальные болезни, поразившие страну, в той или иной степени коснулись и российской армии как части общества. Молодежь, которая приходит служить, по большей части либо духовно неразвита, либо холуйски преклоняется перед западными «идолами». В таких условиях становится все труднее проводить информационную и воспитательную работу среди военнослужащих.

Общество, Вооруженные Силы РФ, особенно руководящий и командный состав подразделений (частей) нуждаются сегодня в совершенствовании системы обучения и воспитания военнослужащих, дополнении её традиционными для России православными ценностями, способствующими успешному решению задач боевой и морально-психологической подготовки личного состава в условиях современных угроз.

Главную парадигму формирования личности человека, как нам представляется, наиболее точно сформулировал Патриарх Кирилл: «Но можно строить свою жизнь по-другому: с самого начала определить свои ценности, исходя из них – свои цели, исходя из целей – действия. Вот эта парадигма: «ценности – цели – действия». Если мы вырываем из этой триады хоть одно звено, рушится логика жизни. Невозможно определить цели вне ценностной системы координат. Невозможно достигать целей, бездействуя. Другими словами, ценности, цели и действия есть триада, в границах которых и развивается человеческая личность» [1]. Как показывают данные социологического опроса среди солдат и сержантов, считают себя верующими (религиозными) в той или иной степени около 70% военнослужащих, при этом стараются соблюдать предписания своей религии 27,5% военнослужащих.

Стоит учитывать, что речь идёт об идентификации религиозности самими респондентами, без учёта проявления у них конкретных эмпирических признаков религиозности в поведении и сознании. Согласно опросу, более 2/3 военнослужащих допускают существование Бога в большей или меньшей степени, и только 1/3 военнослужащих (30%) или не определилась для себя с ответом на этот вопрос (не захотели отвечать), или не верит в существование Бога. Далее характеристики верующих военнослужащих рассматривались на распределении ответов военнослужащих, которые признали себя религиозными (упомянутые выше 70%). В распределении верующих военнослужащих по религиозным конфессиям отмечается преобладание православного христианства: 85%. Динамика конфессионального распределения военнослужащих за последние годы не обнаруживает заметных изменений в том, с какой религией идентифицируют себя респонденты. Структура религиозности военнослужащих включает в себя религиозное сознание и религиозное поведение. Религиозное сознание военнослужащих характеризуется неполным представлением о содержании и структуре книг Священного писания (каждый шестой верующий ничего об этом не знает), а также завышенной самооценкой собственных знаний о ценностях и нормах поведения своей религии (почти 40% верующих заявили, что знают их отлично).

Суеверными (верующими в приметы, магию, гадания) считают себя лишь 10% военнослужащих [2]. Религиозное поведение верующих военнослужащих можно охарактеризовать, как редкое выполнение предписанных религией действий. Самая распространённая форма религиозного поведения военнослужащих (и верующих, и неверующих) – отмечать религиозные праздники. Самыми популярными являются: Рождество Христово и Пасха (в 20 раз больше военнослужащих отмечает именно эти праздники, чем другие). Следующим по распространенности среди военнослужащих религиозным действием является исполнение молитвы, часто молятся 26% верующих военнослужащих. Почти половина всех опрошенных (45%) не молятся никогда, а каждый четвертый затруднился с ответом на этот вопрос. Ещё в меньшей степени верующие военнослужащие склонны к соблюдению постов, посещению богослужений в храме, участию в религиозных обрядах и выполнению предписанных религией действий на военной службе. Больше половины всех военнослужащих (59%) носят с собой или хранят у себя символы веры – крестики, иконки и т.п.

Среди верующих доля военнослужащих, хранящих у себя символы веры, составляет 73%, а 15% верующих военнослужащих заявили о том, что не имеют при себе религиозных символов. Более трети (36%) неверующих военнослужащих имеют при себе символы конкретной религии, что говорит о том, что такое поведение можно считать религиозным не больше, чем дань моде [2]. Установлено, что фактором религиозности являются: уровень религиозности семьи, в которой рос военнослужащий и уровень религиозности социального окружения военнослужащего (близкие родственники, друзья, сослуживцы). При этих условиях уровень религиозности военнослужащих увеличивается почти вдвое. Только 11% военнослужащих поверили в Бога во время прохождения военной службы, у 80% верующих респондентов религиозность сформировалась до начала военной службы [2]. Таким образом, динамика последних лет показывает тенденцию роста числа религиозных военнослужащих и уменьшения доли неверующих. Это предполагает усиление взаимодействия Вооруженных Сил РФ и института религии в будущем.

В тоже время анализ войсковой практики управления показывает, что командиры и офицеры-воспитатели (эксперты) практически не используют потенциал религии для решения служебных задач. Каждый третий эксперт (33%) никак не учитывает и не анализирует религиозность подчинённых военнослужащих в своей повседневной деятельности. 86% опытных командиров и офицеров по работе с личным составом заявили, что не знают никаких руководящих документов о взаимодействии с религиозными организациями, о направлениях воспитания военнослужащих с использованием фактора религиозности [3].

Больше половины военнослужащих заявляют, что за время своей службы не припомнят ни одного занятия или мероприятия, на котором бы старшие начальники обсуждали с ними вопросы религии. И это в условиях, когда каждый период обучения в расписаниях общественно-государственной подготовки и информирования планируется как минимум по одной теме, непосредственно связанной с вопросами религиозной культуры, терпимости, традиций и т.п. Только 10% военнослужащих отметили, что подобных мероприятий за время их службы было много [там же].

Таким образом, в практике военного управления потенциал религии используется с минимальной пользой для военного дела, хотя более половины экспертов признают его помощь в достижении управленческих целей. Главная причина – недостаточная компетентность командиров, офицеров по работе с личным составом в вопросах взаимодействия с религиозными организациями и использования религиозного фактора в процессе обучения и воспитания военнослужащих. В то же время, очевидно, что на современном этапе развития российской армии при всем многообразии тех задач, которые стоят перед командирами, офицерами по работе с личным составом, использование религиозного фактора может помочь в оказании конкретной помощи по решению вопросов нравственного, патриотического воспитания военнослужащих, духовной эволюции воинства российского. Церковь с тысячелетним опытом бытия на своей земле может сослужить добрую службу по воспитанию воинов на примере истории нашего Отечества, героических традициях предков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Выступление Святейшего Патриарха Кирилла в Воронежском государственном университете 18 сентября 2011 года // Воронежский университет. 29 сентября 2011 года. №12(2513). 2 Мозговой С.А. Религиозная ситуация в Вооружённых Силах РФ // Воен.-социол. исслед. 2004. №4. С.20-33. 3 Дубограй Е.В. Религия как фактор военно-социального управления (современный войсковой опыт) // Материалы круглого стола: «Общество и армия: развитие военно-гражданских отношений в интересах укрепления военной безопасности России». М.: Красная звезда. 2008. С.125-138.

В.И. НАЗАРОВА

Другие новости и статьи

« Религия как инструмент ведения информационной войны

Проблемы духовного воспитания в Российской армии: исторический аспект »

Запись создана: Вторник, 16 Июнь 2020 в 0:06 и находится в рубриках Новости.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика