Религия как инструмент ведения информационной войны



Религия как инструмент ведения информационной войны

oboznik.ru - Информационная война

В современном обществе никто не удивляется термину «информационная война», а про влияние СМИ на настроения народа знает практически каждый житель нашей планеты, но, тем не менее, это не мешает влиятельным СМИ-компаниям управлять народом. Информационная война – интенсивное противоборство в информационном пространстве с целью достижения информационного, психологического и идеологического превосходства, нанесения ущерба информационным системам, процессам и ресурсам, критически важным структурам и средствам коммуникаций [1, с. 37]. Данный феномен укоренился в 1980-е годы, во время «холодной войны».

Информационные войны становятся частью военной политики государств [2, с. 59–78]. В качестве военно-политического фактора, информационная война определяется как симбиоз способов воздействия на сознание всех единиц социальной структуры государства для искажения или изменения знаний, устоев, морали и отношении к основным явлениям и состояниям общества для разрушения общества и создания неблагоприятной обстановки в социуме [3, с. 127]. В свою очередь ИВ включает в себя систему мероприятий, направленных на искажение морально-психологического состояния населения и личного состава Вооруженных Сил противника, основу которых составляет подготовка и проведение огромных информационно-психологических операций по разработанным планам с определенными целями, главными из которых могут быть: ослабление обороноспособности противника, подрыв боеготовности и боеспособности его войск, моральное разложение, искажение истин и устоев незыблемости авторитета военного руководствующего и командного состава, снижение боевой готовности и подготовленности к боевым действиям личного состава и его, нарушение нормальной жизнедеятельности и работы всех видов и родов войск, всей военной структуры в целом; подготовка и проведение кризисов в различных системах и слоях общества, «уничтожение» политической власти и системы в государстве противника, создание условий недовольства народных масс, беспорядков, протестов, распространение паники среди народа, разработка панических программ в отношении народа, а в некоторых случаях и развитие гражданской войны; сокрытие или изменение целей и масштабов войны целью изменение курса антивоенных настроений в своих странах и создания образа противника в отношении стороны, против которой ведется информационная война [3, с. 236].

Дезинформация реализуется через все средства массовой информации в течение длительного времени. Внедрение агентов в СМИ государства-противника позволяет управлять общественным сознанием народа, применять различные техники и системы «зомбирования» населения. Основным средством ведения информационной войны являются психологические и информационнопсихологические операции.

Одной из мощнейших тем для разработки информационнопсихологических операций является религия. Перед тем, как представить религию – инструментом в информационной войне необходимо предоставить количество верующих. Так, крупнейшей (по числу последователей) религией мира является христианство; на всем протяжении двадцатого века доля христианской общины в населении Земли практически не изменялась, оставаясь равной около 33 %. Второй мировой религией считается ислам (что примерно равно 23 % населения мира). Численность неверующих и атеистов оценивается различными исследованиями от 10 до 18 % населения планеты.

Религию, которую выбирает тот или иной человек для своей веры можно использовать в целях войны, а в современных реалиях - в целях информационной войны. Ни для кого не новость, что религия издавна считалась объектом спора: за неё сражались первобытные люди, веря в души, тотемы, животных, растения и богов, за неё сражались и сегодняшние мировые религии: так большинство мусульман верят, что те, кто умер, сражаясь, познают все наслаждения рая. Ваххабиты, к примеру, лелеют эту мечту [4, с. 57].

Христиане также в своих священных войнах (Крестовых походах) верили в то, что попадут в рай. Некоторые из приведенных примеров дают представление о пользе религии для войны. В случае с использованием религии как орудие в информационной войне она может принимать крайне жёсткую форму, являясь причиной управления чувствами верующих, которая позволяла людям решаться на любые поступки и делать все что угодно во имя своей веры (иногда переступая через законы и постулаты самой веры).

Характерным примером служит идеология ИГИЛ, запрещенного в Российской Федерации государства, которая подкреплена течениями ислама, являющимися экстремистскими: ваххабизм, салафизм, антишиизм, панисламизм. Особенностью экстремистского течения является упор на веру, как основной объединяющий и движущий фактор. Основываясь на различных ответвлениях ислама, а именно на их отличительных особенностях в отношении способов ведения «войн во имя веры», используя подмену фактов и информационно-психологические методики и программы, жертвы начинают принимать вероучение и, следовательно, отдавать за неё свою жизнь.

Так же необходимо упомянуть о том, что идеология ДАИШа (арабская аббревиатура ИГИЛ) заключается в ожидании Судного дня согласно идеологии ислама. Кроме того, ИГИЛ имеет цель восстановить Великий Халифат – государство, объединяющее верующих в ислам. В данном государстве территория будет разделена на отдельные провинции, создана иерархичность власти, структурные органы государства, включающие военные и мирные бюрократические структуры, а так же иметь свои правила, законы и традиции, основу которых составят древние традиции. Главной особенностью этого государства будет являться то, что это будет не современное государство XXI века, а государство, где люди будут следовать заветам раннего ислама. Всю строгость закона можно характеризовать его жёстким контролем над населением. Этот контроль по сути своей заключён в смертной казни, которую дают за отлучение ислама.

Отступление от ислама в понятиях современного человека подразумевает отказ от веры, но в отношении ИГИЛа под этим подразумевают употребление алкоголя и наркотических средств, отказ ношения бороды, участие в жизни европейских государств, применение и использование в жизни европейских традиций, понятий и идей [5]. Что касается строительства нового Великого Халифата, то данное мероприятие является главнейшим долгом любого мусульманина. Кто не готов исполнять его – тот грешник, невзирая на причины. Все основывается на клятве халифу.

Кто её не дал, тот не спасётся во время Апокалипсиса. Но чтобы человек дал клятву халифу, необходимо, чтобы у халифа было государство со своей территорией, что и «создало» ИГ – Исламское государство. Причём в этом государстве должны соблюдаться законы шариата. Но для создания Великого Халифата ДАИШу не хватает подчинения себе ряда стран, ведь согласно Корану – необходимо чтобы все, кто верует в ислам, находились в одном государстве. Согласно заявлению ИГ этими являются страны: Северной Африки, Ближнего Востока, Индии, Малайзии, Индонезии. Кроме того, в древний халифат входили: Армения, Грузия и государства южной Италии и Сицилии.

Описывая личный опыт, 22-летний Саид Мажаев, уроженец Грозного, завербованный «Исламским государством» и уехавший на войну в Сирию, но затем вернувшийся в Россию, сообщил, что его путь в джихадисты начался с видеороликов, которыми, по его словам, «закидывают» кавказскую молодежь: «Они приходят тебе по Viber, WhatsApp, в социальных сетях (В Контакте, Одноклассники, Facebook и др.). У всех похожий и очень близкий по типу сюжет ‒ как неопределенные люди убивают женщин, детей, нарушают права людей, унижают и разрушают государства». Во всех роликах один смысл: «Где же вы, настоящие мусульмане, вы должны заступиться за единоверцев, вы должны спасти их от смерти…» [6] Подобная психологическая методика привела к тому, что Саид Мажаев, который сначала не обращал и игнорировал призывы вступить в ряды ИГ, после «стал задумываться, вступил в тематическую группу, начал списываться с людьми, которые там были, являлись свидетелями всех унижений, убийства людей». Описывая свой опыт пребывания на стороне «Исламского государства», он сообщил, что имел не меркантильные цели, а только одну идейную цель ‒ «помочь «тем самым» угнетаемым братьям-мусульманам».

Завербованные люди руководствуются не материальными основаниями, а идейными или, скорее всего, даже религиозными. Саид Мажаев сообщил, что: «Вербовщики с той стороны играют на живущем в каждом человеке чувстве справедливости и добра», – и объяснил, что в момент нахождения в рядах ИГ для него не был характерен религиозный фанатизм. Им двигало чувство помощи «бедным, угнетенным людям», что, в общем, оказалось маской для использования его в целях оружия проведения компании против государств-противников. В марте 2015 года был опубликован доклад ООН, основанный на исследованиях, проводившихся экспертами ООН в Ираке. В докладе отмечается, что боевики ИГ совершают на территории

Ирака следующие преступления: массовые казни; этнические чистки; использование несовершеннолетних в боевых действиях; принудительное обращение в ислам; склоняют девочек и женщин иноверцев к занятию проституцией; разрушают исторические памятники и религиозные святыни; совершают нападения на объекты инфраструктуры; официально возрождено рабство, открыто действуют невольничьи рынки [7]. Все эти нарушения в полном объёме характеризуют «Исламское государство» как самое жестокое и деморализующее общество.

Методы войны данного государства не подвергаются обычным тактикам и методам защиты. Против данных информационно-психологических методов ведения войны не только трудно защититься, но и «излечить заражённых данной болезнью» людей крайне трудно, а чаще и вовсе невозможно. Вера и мораль являются новым видом оружия, как когда-то являлось атомное оружие (с которым можно связать определенные ассоциации), но если последствия ядерного оружия хоть колоссальны, но известны и возможны для определения их поражающего фактора в той или иной степени, то в отношении информационно-психологического оружия, используемого в информационной войне, такого невозможно сказать. Никому не известно к чему приведут определенные настроения, люди, факторы и когда они могут «сработать» и могут ли повлиять вообще.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Рогозин Д. Война и мир в терминах и определениях. Военно-технический словарь. М.: Вече, 2016. 272 с. 2 Волковский Н.Л. История информационных войн: Т.2 (ХХ век) / Под ред. И. Петрова. СПб.: Полигон, 2003. 736 с. 3 Лисичкин В., Шелепин Л. Третья мировая информационно-психологическая война. М.: Институт социально-политических исследований АСН. 1999. 304 с. 4 Морис Дейви Эволюция войн. М.: Центрполиграф, 2009, 384 с. 5 Дон Румата (Тарас) «Мы разрушим ваш Рим, сломаем ваши кресты, возьмем в наложницы ваших женщин» // URL: http://politikus.ru/events/51033-igil (дата обращения 20.11.2017). 6 URL: https://meduza.io/feature/2015/08/18/zvezda-saida (дата обращения 11.11.2017). 7 Доклад ООН «Осуществление резолюций 2139 (2014), 2165 (2014) и 2191 (2014) Совета Безопасности» 2015.

Д.С. ПОВЕТКИН, О.Ю. СОКОЛОВ, А.В. САФОНОВА



Другие новости и статьи

« Современные проблемы духовного развития военнослужащих

Медицинское обеспечение театра военных действий Великой Отечественной войны »

Запись создана: Воскресенье, 2 Сентябрь 2018 в 13:34 и находится в рубриках Современность.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы