Теоретические представления партии большевиков о роли, месте и предназначении культуры в 20-е гг. XX века



Теоретические представления партии большевиков о роли, месте и предназначении культуры в 20-е гг. XX века

oboznik.ru - Шел август 1921 года. Гражданская война, необычайно измучившая огромную страну, наконец заканчивалась

Становление и формирование культурной политики советской власти и ее взаимоотношений с представителями творческой интеллигенции было сложным и неоднозначным на протяжении всей истории существования партии большевиков. Одним из наиболее противоречивых периодов по праву считаются 1920-е годы. Это время исканий теоретических принципов, на которых базировалось бы дальнейшее культурное строительство, время формирования форм и методов проведения в жизнь культурной политики, определяющей целью которой становится создание нового общества с социалистическим мировоззрением.

В идеале социалистическое общество, по представлениям теоретиков большевизма, должно было представлять собой такое образование, где сформировалась бы совершенно новая культура. Социально-экономические и политические мероприятия должны были способствовать культурному росту народа и содействовать повышению уровня образованности среди населения, что решило бы в итоге основную задачу – формирование всесторонне развитой личности.

Так, культура впервые смогла бы действительно принадлежать народу, стать выразителем его интересов и духовных запросов. Основные идеологические положения в области культуры были заложены в работах В.И. Ленина, который первый попытался сформулировать принципы культурной политики в статье «Партийная организация и партийная литература», написанной еще в 1905 году. Лидер большевиков пишет о том, что «литературное дело должно стать составной частью организованной, планомерной, объединенной социал-демократической партийной работы» [4]. По его мнению, все издательства, книжные магазины, читальни, библиотеки должны перейти под контроль партии. Для В.И. Ленина художественное творчество в целом представляло собой специфический способ познания мира, который в свою очередь являет инструмент решения определенных задач, в частности, пропаганду партийных ценностей.

При этом, в уже упомянутой работе им отмечено, что «безусловно, необходимо обеспечение большего простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии, форме и содержанию» для успешной организации художественной жизни [4]. Те культурные ценности, которые достались от предшествующих поколений, должны были пройти тщательную цензуру, в ходе которой выявлялось бы и отделялось «полезное» для советской идеологии искусство от «вредного». Критерии такой цензуры были обозначены в партийной программе, а также резолюции партии и её уставе. Методологической основой этого становилась теория двух культур, выработанная В.И. Лениным. Она предполагала, что в досоциалистических обществах существовало два типа культур – прогрессивная, создателями которой являлись бесправные классы, и реакционная, которая в своем проявлении оправдывала существующий строй. По мысли теоретика большевизма, необходимо из каждой национальной культуры брать только те ее элементы, которые отвечали бы социалистическим идеям. Таким образом, В.И. Ленин сформулировал основные принципы отношения партии к сфере художественного творчества, которые впоследствии легли в основу культурной политики советского государства.

Цель культуры, по мысли В.И. Ленина, состоит в служении трудящимся. Так, культура, а в особенности такая ее сфера, как искусство, должны стать «частью общепролетарского дела», выражать интересы этого класса, а значит, и общества [1, с. 77]. Классовый подход в любых проявлениях культуры стал основным при решении проблем культурного характера. В первое десятилетие после Октябрьской революции в общественное сознание закладывались основы новой советской культуры и была провозглашена социокультурная ориентация на мировую революцию, коммунистическое общество, всеобщее равенство и братство. На этой базе появились установки в области культуры, закрепленные в программе партии [5]. Она предусматривала пропаганду коммунистических идей и использование для реализации этой цели партийно-государственный аппарат, в то же время речь шла о широкой демократизации культурной жизни общества, под которой понималась относительная свобода творчества, в рамках заданной идеологии, и возможность населения получить доступ к культурным благам.

Важной вехой в определении культурной политики советской власти являлись внутрипартийные дискуссии 20-х гг. XX века. О том, какие в этот период существовали точки зрения в области развития культуры, можно судить по материалам партийных съездов, где коллективно обсуждались и принимались решения по важным вопросам. Дискуссии о развитии культуры включали в себя комплекс разных проблем управленческого характера: эффективное распределение кадровых ресурсов, учет особенностей работы с представителями конкретной социальной группы, разграничение сферы ответственности партийного руководства и государственного управления. Но при этом все участники дискуссии были едины в одном: монопольное право на культуру и выработку культурных ориентиров принадлежит исключительно партии.

Наиболее популярной в этом вопросе стала позиция Е.А. Преображенского. Ее суть сводилась к следующему: партия может передать государственным органам культурно-просветительскую работу в том случае, когда она станет организована по принципу «массового производства». Но все равно, партия должна вести всю организационную работу, которая подразумевала общее и идейное руководство культурой. Это ее «абсолютная область», та область, которая не могла подлежать национализации [2]. О значимости всей культурной политики для партии говорил уже в конце 1920-х гг. в своем докладе в связи с началом первого пятилетнего плана народного хозяйства А.И. Рыков: «Начиная уже с ближайшего года, на культуру мы должны давать относительно больше, чем даже на восстановление хозяйства. Без быстрого культурного роста мы не сможем по-настоящему переконструировать наше хозяйство» [3]. Так, в перспективе культурная политика в представлении партийных кадров должна была свестись к тесному слиянию партии с государством. Большое значение имел вопрос о распределении обязанностей в этой сфере между органами власти. Культура должна была стать сферой, имевшей массовый характер и подчиненной единой идеологии.

В целом, можно выделить следующие особенности культуры того периода, которые были характерны для социалистического строительства и включали различные культурные нормы, образцы и формы художественно-творческой деятельности. Во-первых, это утверждение в качестве основы марксистко-ленинского учения и формирование в связи с этим новых социокультурных ценностей. Марксизм-ленинизм становится теоретическим инструментом для формирования культурной доктрины, которая бы соответствовала условиям российской действительности. Во-вторых, культура использовалась в качестве средства борьбы с социальным неравенством и его уничтожением. Так, национализация культурных ценностей сделала их открытыми и доступными для трудящихся. В-третьих, усилилось влияние идеологии на художественное творчество.

Все формы искусства должны были быть связаны с коммунистическими идеалами. И, в-четвертых, партией осуществлялась активная пропаганда новых социокультурных ценностей. В этом деле властью были предприняты такие мероприятия как: организация агитпоездов, массовых театрализованных представлений и прочее. Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что у партии большевиков в обозначенный период не было четкой и разработанной концепции в области культурной политики.

Были намечены лишь общие цели и принципы партийной линии в этом вопросе. Четко была задана конечная цель, которая была рассчитана на долговременную перспективу, а именно построение и создание нового типа культуры – социалистической. Под ней теоретики большевизма понимали такую культуру, которая в основе своей содержала пролетарскую идеологию, но при этом выражала бы интересы всех трудящихся, такая культура должна была отражать борьбу за социалистическое будущее. Подводя итоги, необходимо сказать, что понимание советской культуры сложилось не сразу, для 20-х годов XX века характерны внутрипартийные дискуссии, которые в конечном итоге утвердили единое понимание культурного развития страны на десятилетия вперед.

В это время началось активное осуществление культурной политики партии, которая базировалась на марксизме в ленинской трактовке. Партия через систему государственных и общественных организаций направляла развитие культурно-просветительской работы, различных творческих объединений, вела работу по идейнополитическому воспитанию трудящихся в духе коммунистической идеологии. С этого момента их основная функция была во внедрении в сознание людей марксистско-ленинских идей и установок, убеждении в правильности пути развития общества на социалистических началах.

Литература 1. Протоколы X съезда РКП(б). URL: http://istmat.info/files/uploads/51779/10_sezd._1933_g.pdf (дата обращения: 06.03.2018). 2. XV съезд Всесоюзной коммунистической партии-(б): стенографический отчет. URL: http://istmat.info/files/uploads/51896/15_sezd._1928_g.pdf (дата обращения: 06.03.2018). 3. Архангельский Ю.Е. Истоки и основные направления формирования культурной политики советского государства // Аналитика культурологии. 2010. №18. С. 77-88. 4. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература (1905) // Библиотека газеты «Революция». URL: http: // www.revolucia.ru/org_lit.htm (дата обращения: 06.03.2018). 5. Программа Российской Коммунистической Партии (большевиков), принятая VIII съездом партии 18-23 марта 1919 года. URL: http://www.agitclub.ru/center/comm/rkpb/1919progr.htm (дата обращения: 24.03.2017).

З.Г. Багаева



Другие новости и статьи

« Манифест 17 октября 1905 года и его влияние на развитие революции 1905–1907 годов

Интернет-культура преподавателя: вызовы современности »

Запись создана: Среда, 5 Сентябрь 2018 в 2:44 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы