Толкование личности И.В. Сталина в учебной советской и российской литературе по истории



Толкование личности И.В. Сталина в учебной советской и российской литературе по истории

oboznik.ru - И.В. Сталин о Красной Армии (цитаты)

Иосиф Виссарионович Сталин (1879–1953 гг.) относится к мировым историческим личностям, которые оказали существенное влияние на ход и развитие всеобщей истории XX века. Иосиф Виссарионович оказывал своё влияние не только непосредственно как историческая личность, но и опосредованно, через систему сталинизма, которая идеологически проникала не только в строящееся социалистическое общество Советского Союза, но и в мировой коммунистический интернационал.

Национальная политическая энциклопедия определяет сталинизм как совокупность теоретических взглядов и практических действий И.В. Сталина и его окружения, господствовавших в советском обществе с конца 20-х гг. вплоть до 1953 г [7]. Проблему сталинизма изучали как отечественные историки и политологи (С.В. Мироненко, Р.А. Медведев, А.Н. Медушевский, О.В. Хлевнюк, А.С. Ципко и мн. др.), так и зарубежные (Эллен Каррер д’Анкосс, Ричард Пайпс, Генри Рейхман, Стивена Коэна и мн. др.). Советский и российский публицист, педагог и писатель-историк Рой Александрович Медведев в своих работах, где изучал личность И.В. Сталина и его идеологию, выделил следующие последствия сталинизма: 1. Гражданская война и голод в Поволжье 1918, 1922 гг. (до 5 млн жертв); 2. Политические репрессии 20-х годов (десятки тысяч жертв); 3. Принудительная коллективизация и раскулачивание после 1929 г. (10–14 млн человек); 4. Украинский голодомор (6–7 млн жертв); 5. Большой террор 1934–1939 гг. (10 млн жертв); 6. Расстрелы и казни 1937–1939 гг. (1 млн убитых); 7. Депортации из Западной Украины, прибалтийских государств (2 млн человек); 8. Иностранные военнопленные: поляки, финны, немцы, румыны, японцы (1 млн человек); 9. Депортации в ГУЛАГ в 1930–1945 гг. (7 млн человек);

10.Депортации народов: поволжских немцев, чеченцев, ингушей, крымских татар и др. (1 млн человек); 11.Послевоенная проверка репатриированных и жителей оккупированных немцами территорий (5–6 млн человек) [6, с. 119]. Кроме вышеперечисленных последствий, сталинизм пронизал и оказывал своё влияние на духовную и научную жизнь мировых и советских сообществ. Так, в философии господствовала атмосфера политических обвинений и идеологических доносов [1, с. 587]. Были уничтожены уникальные и известные во всем мире школы экономистов Н.Д. Кондратьева, Л.Н. Юровского, А.В. Чаянова, а сами экономисты погибли [4, с. 224]. По вымышленным обвинениям были брошены в тюрьму авиаконструкторы А.Н. Туполев, В.М. Петляков, В.М. Мясищев и другие. Погиб выдающийся физиктеоретик М.П. Бронштейн. Погибли тысячи директоров, главных инженеров, ведущих специалистов заводов, комбинатов, строек, начальников железных дорог. Более ста кинематографистов стали жертвами репрессий [9, с. 269]. После смерти И.В. Сталина массовые репрессии прекратились, однако заложенная им система привела к фальсификациям в отечественной исторической науке. На основании этого, мною было проведено исследование советских и российских школьных учебников истории, на которых выросло и воспиталось не одно поколение детей.

Целью данного исследования было проанализировать толкование личности И.В. Сталина в учебной советской и российской литературе по истории. Объектом исследования выступает содержание школьного исторического образования в разные временные периоды: Сталинской эпохи, периода Хрущевской «оттепели», эпохе «застоя» при Л.И. Брежневе, периода 90-х годов, а также современного времени. На основании проделанного анализа, можно сделать вывод о том, что содержание школьных учебников по истории различных времен и толкование личности И.В. Сталина в них изменялись под воздействием политических факторов, которые характерны для той или иной эпохи СССР и России. Для анализа учебной литературы Сталинской эпохи был использован учебник А.М. Пенкратовой «История СССР (1894–1951 гг.)». Данный учебник был издан, когда лидер Советского государства был ещё жив (1952 г.), поэтому исторический материал в нём полностью соответствует идеологическим особенностям времени и отражает внешнюю и внутреннюю политику СССР. Это обусловлено тем, что написание учебника контролировалось на самом высоком уровне, так как школьные учебники по истории были важнейшим компонентом исторической легитимации советского строя. А.М. Пенкратова на протяжении всего учебника делает ссылки лишь на труды И.В. Сталина («Об индустриализации страны и о правом уклоне в ВКП(б)», «Вопросы ленинизма», «О Великой Отечественной войне Советского Союза» и др.), а также на сочинения В.И. Ленина. Альтернативные политические позиции в данном учебнике присутствуют лишь в виде критики этой позиции, с целью подчеркнуть гений лидеров Советского государства и партии. Оценочные суждения автора учебника по поводу личности И.В. Сталина имеют место быть и носят весьма выразительный характер: «Советская Армия победила потому, что организатором и вдохновителем её освободительной борьбы был вождь народов, величайший стратег и полководец товарищ Сталин» [8, с. 321]. После смерти И.В. Сталина и провозглашения Н.С. Хрущёвым курса на десталинизацию советской системы, учебник А.М. Пенкратовой перестал соответствовать новым целям и задачам политической элиты.

Поэтому в 1965 году под редакцией И.Б. Берхина, М.И. Беленького и М.П. Кима был издан новый учебник «История СССР. Эпоха социализма» для 9–10 классов. При анализе данного учебника можно сделать вывод, что доклад Н.С. Хрущёва о культе личности И.В. Сталина и о методах его правления в феврале 1956 года повлиял не только на создание, но и на стиль учебника, так как Н.С. Хрущёв официально провозгласил отказ партии и правительства от государственного террора как внутриполитического орудия. Поэтому роль, влияние и частотность употребления личности И.В. Сталина в данном учебнике значительно ниже, чем в предыдущем анализируемом учебнике. Кроме того, коллектив авторов данного учебника постоянно критикуют деятельность И.В. Сталина и дают негативную оценку его личности: «Всё сильнее обнаруживались отрицательные черты характера Сталина, о которых ещё в 1922 году предупреждал В.И. Ленин: грубость, капризность, нетерпимость к критике, чрезмерная подозрительность. Сталин начал злоупотреблять властью, нарушать ленинские принципы коллективности руководства и единолично решать важнейшие вопросы партийной и государственной жизни» [2, с. 221].

Вслед за Н.С. Хрущёвым на пост Генерального секретаря Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза вступил Л.И. Брежнев, чьё отношение к личности Сталина и его деятельности было иным, чем у его предшественника. Л.И. Брежнев был сторонником политики мягкой ресталинизации, ввиду этого в 1979 году, опять же под редакцией И.Б. Берхина, в свет выходит новый школьный учебник «История СССР 1917–1978 гг.». Толкование политики И.В. Сталина в данном учебнике можно охарактеризовать процессом реабилитации сталинизма: происходит «возврат» личности И.В. Сталина в школьный учебник. Его роль в ходе развития исторических процессов не принижается, в отличие от школьного учебника периода хрущёвского правления, а наоборот – имеет место быть при раскрытии наиболее значимых исторических событий 30-50-х гг. ХХ в. Процессы системной дезинтеграции в народном хозяйстве, социальной структуре, общественной и политической сфере Советского Союза привели к прекращению существования СССР как государства в 1991 году. В том же году, 25 декабря, президент СССР Михаил Горбачёв объявил о прекращении своей деятельности на этом посту «по принципиальным соображениям» [3, с. 194]. Начинается глобальная по своим масштабам государственная модернизация во всех сферах общественной жизни, политике, экономике и т.д. Данные изменения настоятельно требовали конструктивных изменений и в образовательной сфере.

Так, первым указом президента Б.Н. Ельцина был указ № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР». На основе данного указа и принятых впоследствии нормативноправовых документов в общеобразовательных школах вводился новый базисный учебный план, временные государственные образовательные стандарты, осуществлялся переход массовой российской школы на вариативное обучение. Образование в России приобретало гуманистический и дифференцированный характер. Разрабатывались программы и учебники нового поколения [5, с. 60]. Ввиду этого в 1997 году под редакцией А.А. Левандовского и Ю.А. Щетинова выходит новый школьный учебник истории «Россия в ХХ веке» для 10–11 классов. В период издания данного учебника (90-х – начала 2000-х гг.) происходит рассекречивание государственных архивных документов, имеющих ключевое значение для понимания Советской системы в целом, в то числе и эпохи сталинизма. В связи с этим в анализируемом учебнике 1997 года внимание последствиям сталинизма уделено в целом параграфе «Большой террор», где перечислены даты, причины и личности репрессированных: С.М. Киров в 1934 г., Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев в 1936 г., М.Н. Тухачевский в 1937 г. и мн. др. Ответственность за организацию массовых репрессий полностью лежит на И.В. Сталине. Следующий анализируемый учебник А.В. Торкунова, А.А. Данилова и др. был издан в 2016 году в связи с инициативой президента Российской Федерации В.В. Путина о единой концепции преподавания истории России в школах. Кроме того, создание данного учебника обусловлено принятием Историко-культурного стандарта и Федеральных государственных стандартов среднего (полного) образования, в том числе и истории, которые определяют содержание основных обязательных программ и требования к уровню подготовки выпускников на различных уровнях (базовый, профильный).

В данном учебнике произошли коррективы в изложении исторических событий периода сталинизма и их оценке. Этому способствовало создание более сложного по составу коллектива авторов: в него вошли только сторонники позитивной оценки сталинского варианта социализма и лично роли вождя (М.Ю. Моруков, А.А. Данилов) и представители либерального крыла историков (В.Н. Хаустов, О.В. Хлевнюк), которые глубоко и с новых позиций изучили эпоху сталинизма. Личная ответственность И.В. Сталина за планирование репрессий в данном учебнике обоснована тем, что он принимал решения на основе вымышленных показаний сотрудников НКВД, к которым он относился совершенно серьёзно. Состав авторов данного учебника выработал новую концепцию массовых репрессий, доказав, что «репрессии были результатом спланированной Политбюро ЦК ВКП (б) акции по ликвидации потенциальной “пятой колонны” преддверии возможной войны “генеральной чистой” советского общества» [10, с. 52]. Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что при анализе и сравнении школьных учебников истории различных времен, начиная со сталинской эпохи и заканчивая современным временем, становится ясно, что со сменой исторических периодов меняется и само содержание учебников истории: система исторических терминов и понятий, набор фактов, событий, причинно-следственных связей, героев и личностей, их оценка и критика. Это обусловлено тем, что каждый анализируемый учебник истории отражает политические и идеологические особенности того или иного временного периода.

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия в условиях тоталитаризма // Философия. М.: Теис, 2006. 587 с. 2. Берхин И.Б., Беленький М.И., Ким М.П. История СССР. Эпоха социализма. Просвещение, 1965. 227 с. 3. Гайдар Е.Т. Гибель империи: уроки для современной России. М.: РОССПЭН, 2007. 194 с. 4. Ефимкин А.П. Дважды реабилитированные: Н.Д. Кондратьев, Л.Н. Юровский. М.: Финансы и статистика, 1991. 224 с. 5. История современной России. 1991-2003. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 60 с. 6. Медведев Р.А. О Сталине и сталинизме. М.: Прогресс, 1990. 119 с. 7. Сталинизм // Национальная политическая энциклопедия. URL: http://politike.ru/termin/stalinizm.html#item1207 (дата обращения: 15.02.2018). 8. Пенкратова А.М. Великая отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков // История СССР (1894-1951 гг.). УЧПЕДГИЗ, 1952. 321 с. 9. Сенкосов Ю.П. Суровая драма народа. М.: Политиздат, 1989. 269 с. 10. Хлевнюк О.В. «Большой террор» 1937–1938 гг. как проблема научной историографии. Историческая наука и образование на рубеже веков. М., 2004. 52 с.

П.С. Гладышев



Другие новости и статьи

« Как и кому жаловаться в армии

Льготы военным пенсионерам в 2018 году - перечень положенной материальной помощи и размер субсидий »

Запись создана: Четверг, 6 Сентябрь 2018 в 5:19 и находится в рубриках Новости.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы