От «царского» к «советскому» – кожанка и будёновка как символы революционных перемен пространства повседневности России 1917–1920-х гг.



От «царского» к «советскому» – кожанка и будёновка как символы революционных перемен пространства повседневности России 1917–1920-х гг.

oboznik.ru - «Богатырка», ставшая буденовкой

Исторические процессы общественного и социального развития всегда сопровождались «революционными переменами» в пространстве повседневности. Прежде всего, это касается моды, в контексте того, «как», а главное, «что» и «кто» носил. Причина проста – изменение внешнего облика людей конкретной «эпохи», духовно-нравственных и морально-ценностных установок в результате исторических трансформаций бытия. При этом, выступая неотъемлемой частью исторического процесса развития человечества, мода всегда становилась неким специфическим «символом» той или иной эпохи, характеризуя таким образом «своё время». Образ России во время революционного перелома начала ХХ века сквозь практику повседневности любопытен не только обывателю, но и современному поколению исследователей отечественной истории.

Мода на революцию в начале ХХ века в России логично приводит к «революции» в самой моде. Результатом станут новые элементы одежды и практики её ношения, которые в свою очередь выступят знаковыми символами произошедших в 1917 году перемен в истории России. При этом, если в дореволюционное время основные веяния моды отражались на особенно обеспеченных слоях общества – верхушке дворянства и купечества, то после событий Октября 1917 г. их с успехом можно проследить по одежде высших партийных кругов и одежде пролетариата. Главными знаковыми символами пространства повседневности и моды первых послереволюционных лет в России стали: кожаная куртка – «кожанка», «будёновка», ленинская кепка, красные женские косынки. Главное лицо Октябрьской революции 1917 года, лидер большевиков В.И. Ленин, несмотря на своё дворянское происхождение, одевался по-пролетарски.

Обыкновенный пиджачный костюмтройка, галстук, двубортное пальто, кепка с козырьком французского образца, которая, несомненно, стала одним из символов эпохи революционных перемен в России. Подчеркнём, что «ленинская кепка» была чрезвычайно популярна в партийных кругах того времени и постепенно вышла из моды только после смерти вождя. В.И. Ленин был прост и непритязателен в быту и одежде, за его стилем скорее всего следила сестра Мария. В 1920 году К. Цеткин пишет, что «…Ленин показался мне не изменившимся, почти не постаревшим, я могла бы поклясться, что на нем был тот же скромный, тщательно вычищенный пиджак, который я видела на нем при первой нашей встрече в 1907 г.» [5]. В свете данного обратим внимание и на образ жены В.И. Ленина Н.К. Крупской. На наш взгляд, модой она не увлекалась и, также как и Ленин, совершенно не заботилась о своем внешнем виде.

Обычно она носила мешковатые пальто, темные, наглухо застёгнутые платья, как правило, отрезные по талии, с воротником-стойкой или планкой-застёжкой на груди. По воспоминаниям Клары Цеткин, волосы ее были гладко зачесаны назад, собраны на затылке [5]. Контрастной противоположностью Н.К. Крупской выступает Инесса Арманд. Она предпочитает одежду элегантную, неброскую, очень дорогую, с красивыми деталями. Так в письме Кларе Цеткин она пишет: «Сегодня я сама выстирала свои жабо и кружевные воротнички. Вы будете бранить меня за моё легкомыслие, но прачки так портят, а у меня красивые кружева, которые я не хотела бы видеть изорванными. Я всё это выстирала сегодня утром, а теперь мне надо их гладить» [5]. Основным маркером моды рассматриваемого периода выступила кожанка и «будёновка». Кожанки красных комиссаров не просто символ «новой власти», но и некий маркер привилегированного положения своего «хозяина» [4]. Основной пик их популярности приходится на 1917 – первую половину 1920-х годов. При этом отметим, что кожаное обмундирование появляется в России ещё в самом начале ХХ века, в основе кроя которой лежала французская двубортная куртка. В императорской России такую форму в основном имели шоферы и летчики.

Историки придерживаются мнения, что кожаные куртки, выданные чекистам в качестве униформы, были пошиты во время Первой мировой войны и случайно обнаружены на царских складах после революции. Позднее такие куртки старались заполучить советские служащие и комсомольские активисты, чтобы внешне обозначить свою сопричастность к новой власти [3]. Кожанка по праву стала символом новой власти и несгибаемой воли вождей революции, чекистов и партийцев. Костюм дополняли брюки-галифе, высокие сапоги, ремень, фуражка, кепка либо «буденовка». О происхождении «буденовки» существует несколько версий. «Буденовка» была утверждена либо в 1918 году на основании конкурса, проведенного новой советской властью, либо появилась еще в царской России и была разработана для парада императорской армии. Многие исследователи придерживаются средней позиции – идея «буденовки» (тогда называлась «богатыркой») появилась действительно до революции, но была утверждена как военный головной убор и получила широкое распространение лишь после 1918 г.

Доказательство тому – отсутствие исторических документов имперского периода по «буденовке», и их наличие в послереволюционный период. Так, имеется постановление Реввоенсовета, где дается описание нового головного убора: «Головной убор состоит из колпака по форме головы, суживающегося к верху и имеющего вид шлема, и отгибающихся назатыльника и козырька. Колпак состоит из шести одинакового размера кусков мундирного сукна защитного цвета формы равнобедренного сферического треугольника, сшиваемых один с другим по боковым сторонам так, что вершины треугольника сходятся наверху в центре колпака, причем вершина колпака делается притупленной.

В вершину колпака вовнутрь вшивается круглая пластинка, обтянутая сукном, диаметром около 2 сантиметров. Спереди к колпаку головного убора, симметрично по отношению к козырьку, пришивается пятиконечная звезда из цветного сукна, обращенная острым концом вверх. В центре звезды укрепляется значок-кокарда установленного образца с эмалью вишневого цвета»

Первыми «богатырку» надели красноармейцы, поступившие в отряд М.В. Фрунзе, поэтому её достаточно часто называют также «фрунзевкой» (см. рис в начале статьи). Отметим, что позже появился и зимний вариант «богатырки», который и получил прозвище «буденовки» – по дивизии С.М. Буденного, в которой он впервые появился.

Большое значение в цветовом решении одежды революционной повседневности периода 1917– 1920-х гг. приобрёл цвет знамени революции – красный. Мужчины носили солдатские гимнастерки с широкими кожаными ремнями (при наличии), френчи, сатиновые темные косоворотки с городскими пиджаками [3]. Женщины носили платья из солдатского сукна или холста, прямые юбки, галифе, ситцевые блузки и куртки, красные платки и косынки, с узлом на затылке. Цветочный рисунок фабричной ткани сменился на пролетарский – геометрические фигуры, шестеренки, тракторы, «серп и молот» [2, с. 208]. Таким образом, революционные события в России 1917 года напрямую нашли своё воплощение в форме одежды представителей «новой власти», пришедшей на смену монархическому строю. Завершив переход «от царского к советскому», она создала неповторимый шарм «новой» политической силы – «красных», выделив её из общей массы. При этом мода 1917 года – это ещё и «визитная карточка», которая давала чёткое представление лицам «старого режима» и врагам революции о том, «какой человек» стоит перед вами и чьё наступило время.

Литература 1. «Богатырка», «фрунзевка», «буденовка». URL: http://www.istpravda.ru/artifacts/ (дата обращения: 27.02.2018). 2. Захаржевская Р.В. История костюма: От античности до современности. М.: РИПОЛ классик, 2005. 288 с. 3. Костюм советского периода (1917-1980 гг.). URL: http://afield.org.ua/mod3/mod83_1.html (дата обращения: 27.02.2018). 4. Хорошилова О. Молодые и красивые: Мода двадцатых годов. URL: https://fictionbook.ru/author/ olga_horoshilova/_html (дата обращения: 27.02.2018). 5. Цеткин К. Воспоминания о Ленине. URL: http://e-libra.ru/read/247749-vospominaniya-o-lenine.html (дата обращения: 27.02.2018).

О.А. Ермолова



Другие новости и статьи

« Экипировка советских военнослужащих на территории Афганистана

Отражение личности Ф.М. Достоевского в творчестве писателя »

Запись создана: Пятница, 7 Сентябрь 2018 в 19:14 и находится в рубриках Современность.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы