«Лишние» люди как контрагент информационного противостояния в России
Статья посвящена феномену «лишних» людей, проявляющемуся в период резких смен типов культурно-исторического развития общества. В данной статье автором предпринята попытка осмыслить некоторые социокультурные парадоксы, повлекшие за собой появление чуждых для общества XVIII века и самих себя «лишних» людей. Рассмотрены основные причины возникновения глубокого конфликта между «лишними» людьми со временем, обстоятельствами и самими собой.
Ключевые слова: «лишние» люди, социум, социокультурные парадоксы, личностные трансформации, «духовный» вакуум, ресентимент
В эпоху многоразличных судьбоносных перемен, фундаментальных общественных преобразований, геополитических, экономических, культурных трансформаций, когда наша страна переживала смену ценностей, идеалов, и, как следствие, смену традиционных культурных оснований, небезынтересно осмыслить какие последствия оказали подобные перемены на общество. Острота и напряженность антагонизма старого и нового состояния социума приводят к появлению феномена «лишних» людей, явления, некогда усмотренного В.О.Ключевским и проанализированного выдающимся историком в произведении «Евгений Онегин и его предки»[8,с.516-533]применительно к парадоксальным явлениям в российском обществе XVIIXVIII.в.в.
Этот сложный социокультурный феномен не был полностью новым для России, но скорее был извечно имманентен ее бытию. Историческая особенность нашей страны состоит в том, что с разной периодичностью, в период резких смен типов культурно-исторического развития общества, своеобразным «остатком» минувшей социально исторической культуры оказываются, так называемые, «лишние» люди, то есть практически невостребованные и властью, и государством индивиды, которые никак не могут найти себе место в новом социуме. Социокультурные противоречия и проблемы, возникшие в переходный период в стране после смерти Петра I, не могли пройти незаметно для целого поколения, на которое при жизни императора возлагали большие надежды, и которое решительно оказалось чуждым обществу впоследствии. В связи с тотальной модернизацией общественнополитического бытия России, принудительным внедрением как европейских форм жизни, так и заимствований языковой культуры, а также стремлением во что бы то ни стало европезировать Россию, Петр отправлял дворянских детей в Европу «для науки в заграничные академии» [8, с.523] Оторванность от привычного социокультурного уклада, дифференциация разных сфер общественной жизни,
непривычных для русского человека, как, например, секуляризация, ставшая к тому времени в Европе уже обычным, рядовым явлением, а также приобщение к западной культуре практически безальтернативным образом, не могли не способствовать дальнейшей европеизации дворянства. Православное религиозное воспитание, давая русским в целом особое, соответствующее социально-политическому плану страны строение личности, не смогло полностью приспособить русского к чуждым для него формам европейской культуры. Более того, именно западноевропейский тип религиозности в католическом и протестантском «изводе» и соответствующее ему понимание личности еще слишком долго не были осмыслены русскими. Так, с одной стороны, они бескомпромиссно идеализировали Запад, «находя в Европе свои модели, свои выкройки, свои прописи»,[5, с.462] а с другой стороны, отношение к нему вызывало у них достаточно жесткую рефлексию, не всегда достаточно хорошо теоретически и интеллектуально оформленную.
После смерти императора Петра I все прежние его начинания были практически забыты, и новые исторические лица начали вдруг определять последующее развитие государства. Так, непостижимым образом обществу понадобились вдруг люди с европейским «политесом»; в то время как индивиды с «другим, естественнонаучным багажом» знаний, не были оценены, не поняты и практически «выброшены» за борт общественной жизни. «Предписывалось намерения свои скрывать, губ рукой не утирать, в сапогах не танцевать…» [8, с.524] В социальном плане они действительно оказались между мирами, представляя собой некий нарождающийся в Западной Европе тип буржуа, причем совершенно не нужный и чуждый России XVIII века. Как никогда остро почувствовали они пафос духовных устремлений, господствующих в атмосфере общества того времени: навигационные науки уступили место совершенно иным вкусам, и по возвращению из Европы этих новых «просвещенцев» встретило общество уже в принципиально ином состоянии. В стране распоряжались иноземцы,
«вытащенные точно сор из дырявого мешка, облепив двор» [10, с.272], «знатное и высокочиновное шляхетство господствовало наверху, одновременно бесправное и ежеминутно тасуемое властью»[10, с.305], а о подлинном смысле и содержании реформ Петра Великого уже решительно никто и не вспоминал. Ощущая невозможность проникнуть в духовные течения новой эпохи, оставаясь в стороне одинокими и чуждыми для общества, «лишние» люди явно не соответствовали новому порядку в социально политическом плане и находились в глубоком мучительном конфликте со временем и самими собой. То, что казалось прочным и стойким, рухнуло и уступило место новому, полному подвижностей и противоречий. Новое русское время, пришедшее на смену Петровскому, было не способно оценить отличных от него как ментально, так и интеллектуально людей.
Суммируя все эти констатации, мы можем предположить, что последствием таких перемен явилась невозможность для «лишнего» человека, прежде всего, идентифицировать себя как личность, уже усвоенного им европейского склада, то есть в соответствием с приобретенными им западноевропейскими понятиями об адекватном бытии человека в социуме, требующем от него осознавать себя автономной, самодостаточной, индивидуализированной личностью и, со своим независимым от государства социально - творческим заданием. Следует заметить, что духовный вакуум, поселившийся в душе значительного социального слоя, прежде всего, обязан своей устойчивостью как раз нестабильности общественной жизни России, что с неизбежностью приводит к сложным явлениям как негативного, так и позитивного социально - гражданского и индивидуального порядка. Так, с одной стороны, он порождает уникальный по своим духовно - творческим характеристикам тип культуры, а с другой же, повидимому, и способствует целому комплексу низменных духовно-нравственных настроений отдельных представителей отечественной интеллегенции, неизбежному всплеску у нее ресентиментных комплексов, заражающих собой целые слои и
общественные движения. И как следствие, это тотальное переживание индивидом состояния собственного бессилия, порождает многообразные ресентиментные переживания. Суть же последних – «в радикальном отрицании индивидом иерархии духовно-ценностных устоев; уничтожении любого авторитета как сакрального, так и общественно-гражданского; а в итоге – универсальном ценностном негативизме, выражающемся в ничем не мотивированном внешне раздражении на всех и вся на природу, погоду, обстоятельства, страну, родных и близких, народ, общество, государство, Провидение и т.д.»[13, с.96] Однако в плане эмоционально–переживательной реакции на социально – гражданское бытие России далеко не все «лишние» люди были столь однородны.
Так одни «погрязали» в экзистенциальной зависти[16,с.25], страдая атрофией воли к действию; а другие, напротив, воспринимая общественные условия, как нечто непреодолимое, пытались рефлексировать и искать в себе причины произошедшего, описывая свои духовно - личностные трансформации и критикуя вместе с этим феномен под названием «русская жизнь». Именно это состояние гражданского «забвения» якобы «лишних» людей дало нашей культуре огромный толчок; так возникла сложная, внутреннепротиворечивая исключительная гениальность выдающихся философов и мыслителей «Серебряного века». Таким образом, в отечественном обществе XVIII века произошел глубинный социокультурный разрыв между «лишними» людьми и своей страной, не замедливший повлечь за собой целый ряд сложнейших социально - политических разрывов и противостояний внутри ее общественного «тела». Однако каковы же внутренние причины, воссоздавшие столь парадоксальную ситуацию, при которой «лишние люди» стали чуждыми и для самих себя, и для окружающих? По-видимому, экзистенциональное одиночество, присущее людям, «выпавшим» из контекста отечественного бытия, вытеснение привычных представлений внутренне чуждыми их ментальным установкам и западноевропейским реалиям, невозможность приспособиться к новым порядкам, «разбавленная» ресентиментными переживаниями, как раз приводят к роковому
для будущего страны и культуры непониманию отечественным интеллегентом как самого себя, так и своего места в социуме. Но эти лишенные устойчивого социально – политического положения, а зачастую и карьеры «лишние» люди при всем том оставались глубоко рефлексирующими личностями; и это своеобразная русская рефлексия создала помимо множества культурных достояний особый человеческий тип, не встречаемый нигде, кроме как в России, и до сих пор поражающий рядом своих интеллектуальных особенностей и человеческим своеобразием Западную Европу. Итак, как мы уже отмечали выше, острота и напряженность антагонизма старого и нового состояния социума неизбежно приводят в России к появлению феномена «лишних» людей. Переживая сложные личностные трансформации, они постоянно пребывали в глубоком и практически неразрешимом жизнью конфликте не только со временем, но и со всем решительно: с людьми, временем, обстоятельствами, и самими собою. И поэтому есть все основания полагать, что выход из подобной парадоксальной ситуации у «лишних» людей, был двоякий: или представлять собой определенный социальный слой, который имманентно отрицает Россию как социокультурную историческую реальность и одновременно гордится, тем, что они есть носители некой новой общественной правды, или, наоборот, не занимаясь социальным реформаторством, продолжать мыслить и жить в соприсущем им ценностном регистре, то есть фактически создавать новую культуру. И то, и другое было в равной степени представлено в послепетровской России.
Литература
1. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России, М.:ЗАО Сварог и К, 1997.- 540с.
2. Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М. «Книга», 19991.-445с.
3. Блок А.А. Стихотворения. Поэмы. Воспоминания современников. М.: Правда, 1989.-529с., ил.
4. Герцен А.И.Сочинения в 2-х т.: Т.1, М.: Мысль, 1985.-592с.
5. Герцен А.И.Сочинения в 2-х т.: Т.2, М.: Мысль, 1986.-654с.
6. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германороманскому. Изд-е 6-е. СПб.: Глаголъ; Санкт-Петербургский университет, 1995. 574 с.
7. Достоевский Ф.М. Игрок. Повести. Рассказы/ Федор Достоевский – Москва: Издательство «Э», 2017. – 640с. (Библиотека всемирной литературы)
8. Ключевский В. О. Избранное/ В.О.Ключевский; М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.- 744с. – (Библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времен до начала XX века).
9. Ключевский В. О. Избранные лекции «Курса русской истории». Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 671 с.
10.Ключевский В.О.Сочинения в 9 томах, Т.4. Курс русской истории. Часть IV. М, Мысль, 1989 – 398с.
11.Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Т.1.Стихотворения: Сказки. Руслан и Людмила: Поэма.- М.: Худож. лит., 1985.-735с.
12.Пушкин А.С. Сто десять стихотворений и десять писем. М., Молодая гвардия, 1969.352с.
13.Соина О.С., Сабиров В.Ш. Русский мир в воззрениях Ф.М.Достоевского: монография/ М.: Флинта: Наука, 2015. – 312с.
14.Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М.: Правда, 1989.-768с.
15.Цветков С.Э. Петр Первый.1672-1725. М.: ЗАО Центрополиграф, 2005.-591с. 16.Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. – СПб.: Наука, Университетская книга, 1999.231с. 17.Шубарт В. Европа и душа Востока. М.: Русская идея, 2000, 446с.
О.А. Василенко
Другие новости и статьи
« Осуществление закупок в рамках государственного оборонного заказа
Запись создана: Вторник, 9 Октябрь 2018 в 4:19 и находится в рубриках Новости.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика