13 Октябрь 2018

Война, принесшая бессмертие (философский анализ акции «Бессмертный полк»)

oboznik.ru - Май 9 число – «… лучший день в году!»

С развитием экономики впечатлений и завершением формирования информационного общества окружающая реальность становится зримо «философской» — наполняется концептуальными моделями, различными интерпретациями происходящих в природе и обществе явлений, настоящее и даже прошлое обретает вероятностный характер. Проблемные ситуации, требующие для разрешения философской рефлексии, постоянно возникают в повседневной жизни, но отечественная философия далеко не всегда своевременно и конструктивно реагирует. Поводом для написания статьи послужила дискуссия, развернувшаяся в региональных и федеральных СМИ по поводу акции «Бессмертный полк». Дискуссия развернулась вокруг двух инцидентов.

Первый — запрет на Знамя Победы в акции «Бессмертный полк» в Перми 9 мая 2018 г. Главным посылом инициированного общественным движением «Суть времени» протеста стало то, что акция «превращается в траурное и подавленное шествие скорби, а не праздник Победы» [8, 9], в то время как «Знамя Победы является официальным символом победы советского народа и его Вооруженных Сил над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, государственной реликвией России» [22]. Инициатором запрета выступила координатор МИПОД «Бессмертный полк» в Перми С. Отмахова, которая действовала в соответствии с п.4 Устава пермского отделения «Бессмертного полка» [24]. Годом ранее в Перми в рамках акции «Бессмертный полк» был запрещен баннер с портретом И.Сталина [19].

Второй инцидент — протест в адрес Пермской государственной художественной галереи, где в 2018 г. демонстрировалась выставка, посвященная проблемам визуальной идентификации города. На выставке были представлены фотографии шествия «Бессмертного полка» в Перми в 2017 г. и молодежного «Зомби-парада» в 2014 г. Размещенные рядом, фотографии сопровождались текстом аннотации, где было сказано о смене традиций, оказавшихся несовместимыми. В одной из публикаций было сказано, что кураторы сравнили «Бессметный Полк» с «Зомби карнавалом» [7], а в более поздних - говорилось об их преемственности [10]. 9 июня 2018 г. было составлено обращение к президенту РФ В.В.Путину: «… 9 мая власти Перми запретили людям нести Знамя Победы (его копии) на акции «Бессмертный полк». … А в Пермской государственной художественной галерее открылась выставка, на которой «Бессмертный полк» глумливо сравнивали с шествием зомби. Можете ли Вы отреагировать на это?!» [16]. В настоящий момент конфликт увяз в бюрократических процедурах, но не исчерпан, поскольку публикации на эту тему продолжаются, а организаторы «Зомби-парада» решили возобновить карнавальные шествия в августе 2018 г.

Обширность и разнообразие культурно-исторических контекстов, связанных с указанными инцидентами заставляют задуматься о фундаментальных причинах этих событий. Формально акция «Бессмертный полк» представляет собой ритуал - последовательность действий, имеющих символическое значение, которая используется в качестве средства закрепления отношения субъекта (или группы) к священным объектам и/или особо значимым этапам истории. Содержательная сторона акции может быть рассмотрена с точки зрения теории коллективной памяти [16, с .77]. Коллективная память - это «совокупность действий, предпринимаемых коллективом или социумом по символической реконструкции прошлого в настоящем» [21, с. 634]. В этом определении важными представляются два момента. Во-первых, символический характер мемориальных практик, в которых воспроизводится не событие, а его обобщенный образ, представленный через ритуал. Во-вторых, укорененность образов коллективной памяти в настоящем, что неизбежно должно приводить к их переосмыслению, особенно в моменты, когда в обществе конкурируют несколько версий прошлого[12]. Акция «Бессмертный полк» является модернизацией более давней традиции — празднования Дня Победы, которая формировалась на протяжении более 50 лет.

В отличие от Европы, где 9 мая отмечается как день памяти о погибших или как день освобождения от фашизма [14], в России в качестве константы, присутствует базовый нарратив о победе советского (русского) народа в Великой Отечественной войне, как событии мирового масштаба. В российской традиции празднования 9 мая исторический контекст Второй Мировой войны был ограничен противостоянием фашистской Германии и СССР, а победа последнего толковалась как миссия советского народа по освобождению Европы от фашизма. Справедливость такой интерпретации никогда не ставилась под сомнение. Привычные сегодня атрибуты Дня Победы: выходной день, установка монументов, возложение венков, военные парады, вечный огонь, минута молчания, поздравительные открытки, праздничные концерты, салют — появились в разное время и были инициированы указами первых лиц государства. Исключения составляют мемориальные практики первых послевоенных лет [18].

Таким образом, официальные мемориальные практики не содержали обращения к индивидуальной памяти, без которого полноценная актуализация коллективной памяти невозможна. В ХХ в. этого не требовалось, поскольку многие представители участвовавших в военных действиях были живы. Их индивидуальные воспоминания компенсировали разрыв между идеологически закрепленной сопричастностью каждого гражданина к Победе и формальным характером ритуала. В ХХI в. война уходит «за горизонт» индивидуальной памяти, оставаясь при этом в памяти коллективной, но уже не как реальное событие, а как его символическая реконструкция. Ослабление опоры на индивидуальную память, исчезновение идеологической монополии СССР в сфере ритуализации национальных праздников, процессы глобализации, становление информационного общества и экономики впечатлений создали новые вызовы и возможности для модернизации традиций празднования. Базовый нарратив почти не поменялся — 9 мая остается Днем Победы.

Победа в Великой Отечественной войне является сегодня, пожалуй, единственным событием в отечественной истории, которое не подвергалось политической ревизии и воспринималось исключительно в позитивном ключе. Поэтому празднование Дня Победы остается ценным ресурсом для самолегитимизации субъектов российской политики, смягчения социальных противоречий, интеграции общества. Но ритуальные практики, связанные с празднованием, меняются. Главным вектором изменений является перформативная коммеморация или «воспоминание действием» [2, с.84- 122]: участие в праздновании предполагает не только выполнение формального алгоритма, но и презентацию индивидуальной сопричастности победе. На этом принципе и основана акция «Бессмертный полк» и ряд подобных инициатив [23].

Возникающий в акции эффект символического воскрешения умерших оказал настолько сильное воздействие на общественное сознание, что за три года она из локальной инициативы стала национальной традицией. Причины общественного резонанса лежат даже глубже коллективной памяти о победе. Возможно, мы имеем дело со спонтанным «возрождением» одного из самых древних верований - культом предков, который проявляется в почитании умерших, периодическом обращении к ним как к живым в ходе определенных ритуалов. Философское осмысление культа предков представлено в работе Н. Федорова, который говорит о неискоренимой связи каждого поколения со своими предками и сыновнем долге воскрешения отцов, чтобы «все рожденные поняли и почувствовали, что рождение есть принятие, взятие жизни от отцов, т.е. лишение отцов жизни, откуда и возникает долг воскрешения отцов, который сынам дает бессмертие» [25, с.476]. Федоров рассматривает воскрешение предков не только как идею, но и как практическую задачу, всеобщее дело.

Идеальным решением этой задачи является реальное (биологическое) воскрешение отцов сыновьями. Пока это недостижимо, люди вынуждены использовать возможность сохранения памяти об умерших в предметной или символической форме. «Бессмертный полк», будучи действием, основанным на синтезе индивидуальной и коллективной памяти участников, выглядит как практическое воплощение «Философии общего дела». Фундаментальность задействованных механизмов сознания обеспечивает устойчивость традиции, которая возникла и развивается как инициатива «снизу». Статистика свидетельствует о росте популярности акции среди россиян [1] и маскирует несовпадение мировоззренческих оснований «Бессмертного полка» с историческим контекстом празднования 9 мая, которое несет в себе угрозы ее разрушения. Первая угроза связана с ростом популярности акции как титульного ритуала празднования и снижение значимости других мемориальных практик [4]. В конфликте, возникшем в Перми из-за сравнения «Бессмертного полка» с зомби-карнавалом также прослеживается отождествление акции с Днем Победы [3]. Тенденция может привести к замещению празднования Дня Победы шествием «Бессмертного полка», и эта модернизация праздника будет радикально отличаться от всех предшествующих.

Вторая угроза связана с размыванием культурно-исторического контекста праздника из-за разницы во взглядах на справедливые и допустимые формы репрезентации сопричастности победе. Любая война является борьбой режимов или борьбой населения с режимом, поэтому невозможно рассматривать победу как политически нейтральное событие. Количество людей, заставших в своей жизни советский период и испытывающих к нему ностальгические чувства, гораздо больше, чем участников и свидетелей Великой Отечественной войны. Их стремление подчеркнуть советский характер праздника и использовать советскую символику внутренне оправдано, но это репрезентация более обширного и спорного фрагмента коллективной памяти, который не совпадает с праздником Победы ни по историческим рамкам, ни по смыслу. Зафиксированы и другие случаи расширения и подмены культурно-исторического контекста: шествие Н.Поклонской с иконой [17], акции «Бессмертный цех» и «Бессмертный батальон», «Бессмертный полк чернобыльцев» [13, 5, 6], акция «Бессмертного полка» в Сирии, посвященная погибшим военнослужащим РФ [11], которая состоялась также 9 мая, что способствовало проецированию базового нарратива Дня Победы на ситуацию в Сирии.

Если попытаться экстраполировать эти тенденции на несколько десятилетий вперед, то праздник может трансформироваться в неофициально празднуемый день всех погибших в войнах и катастрофах, причем не только на территории России и постсоветского пространства, но и в дальнем зарубежье. Оценивать такую перспективу в этических категориях сложно, поскольку каждое поколение «сынов» вправе претендовать на символическое воскрешение своих «отцов», а умножать мемориальные праздники до бесконечности бессмысленно. Мы можем ожидать роста разнообразия интерпретаций акции «Бессмертного полка» и, как следствие – возникновения других конфликтов на этой почве. В этой связи для философии, культурологии и других гуманитарных наук возникает практическая задача по созданию политкорректной и устойчивой к мультикультурным взаимодействиям концепции праздника.

Список литературы

1. Акция «Бессмертный полк» стала рекордной по массовости // URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2018/05/09/769005-bessmertnii (дата обращения 20.07.18) 2. Архипова А., Доронин Д., Кирзюк А., и др. Война как праздник, праздник как война: перформативная коммеморация Дня Победы //Антропологический форум. 2017. № 33. С. 84–122. 3. «Атака на победу» //URL: http://rvs.su/statia/ataka-na-pobedu-v-permi-sravnili-bessmertnyy-polk-sparadom-zombi (дата обращения 03.06.18) 4. "Бессмертный полк" и парад победы. // URL: http://www.levada.ru/2017/05/26/bessmertnyj-polk-iparad-pobedy/ (дата обращения 03.07.18) 5. В Бессмертном полку Донбасса – Герои ДНР. // URL:/http://kprf-kchr.ru/?q=node/10922 (Дата обращения 20.07.18) 6. Бессмертный полк чернобыльцев // URL: /http://reporter73.tv/2018/04/26/%D0%B1%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80% D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA- %D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D0%BB%D1%8C%D1%86%D 0%B5%D0%B2/ (Дата обращения 20.06.18) 7. Война идей. В художественной галерее Перми сравнили «Бессмертный полк» с парадом зомби // URL:https://rossaprimavera.ru/news/a4de146d (дата обращения 09.07.2018) 8. Война с историей // URL: https://rossaprimavera.ru/news/9f2ea039 (дата обращения 09.06.2018) 9. В Перми 9 мая запретили Знамя Победы // URL: https://www.nakanune.ru/news/2018/05/10/22506941/ (дата обращения 09.07.2018) 10.В пермской галерее "Бессмертный полк" назвали "наследником зомби-карнавала" // URL:https://www.nakanune.ru/news/2018/05/24/22508549/ 11.В Сирии прошла акция "Бессмертный полк" в память о российских военных. // URL: https://ria.ru/syria/20170526/1495183569.html / (дата обращения 20.05.18) 12.Емельянова Т. П. Коллективная память в контексте обыденного политического сознания // URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/4/Emelianova_Collective-Memory/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 09.07.2018). 13.Ещё один «Бессмертный» // URL: https://kirov-portal.ru/news/podrobnosti/eshchyo-odinbessmertnyj-veterany-afganistana-i-chechni-teper-tozhe-provodyat-mitingi-s-portretami-pogibshihsoldat-23163/ (дата обращения 20.05.18) 14.Как отмечают день победы за рубежом // URL: http://tass.ru/info/1174352 (дата обращения 20.07.2018) 15.Меняева М.П. Философия «общего дела» Н.Ф.Федорова через призму идеи культуры согласия //Знание. Понимание. Умение. 2014. №3. 16.Обращение в Аминистрацию Президента РФ №660706 от 09.06.2018 // получено по СЭДу КГБУК «Пермская государственная художественная галерея» 26.06.2018, вх. №136-06-18 17.Поклонская прошла в колонне "Бессмертного полка" с иконой Николая II //URL: https://ria.ru/society/20160509/1429702188.html (дата обращения 10.05.2018). 18.Рылеева А. Конрадова Н. Герои и жертвы. Мемориалы Великой Отечественной // Неприкосновенный запас. 2005. №2-3(40-41). 19.Скандал с запретом знамен на 9 мая в Перми нарастает // URL:https://rossaprimavera.ru/news/01ecbbe7 (дата обращения 09.06.2018)

20.Токарев А.С. Бессмертный полк. Символический анализ //Вестник Пермского научного центра. 2016. №5. 21.Турбина, Е. Г. Память коллективная // Современный философский словарь / Под ред. Е.В. Кемерова. Лондон; Франкфурт-на-Майне; Париж; Люксембург; М.; Минск, 1998. ПАНПРИНТ. 22.Указ Президента РФ от 15.04.1996 N 561 "О Знамени Победы"// URL:http://base.garant.ru/5216490/ (дата обращения 09.07.2018) 23.Улитин И. Ульяновцы смогут показать всем своих родственников, воевавших в Великую Отечественную./ Комсомольская правда. 17.04.2013 24.Устав полка // URL:http://www.moypolk.ru/ustav-polka (дата обращения 09.07.2018) 25.Федоров Н.Ф. Соч. М., 1982. С. 476.

Береснев Владимир Дмитриевич,
Береснева Наталья Ириковна

Другие новости и статьи

« Механик-водитель Т-34 сержант Семен Львович Ария вспоминает:

Терроризм как новый вид войны »

Запись создана: Суббота, 13 Октябрь 2018 в 12:09 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика