Информационная безопасность личности в современной информационной среде



Информационная безопасность личности в современной информационной среде

oboznik.ru - К вопросу об использовании средств информационной войны в российской прессе в XXI веке (на примере событий на Украине)

В статье рассматриваются основные негативные аспекты современной информационной деятельности и их влияние на психику человека в условиях современной информационной среды. Определен ряд правил, которых стоит придерживаться для того, чтобы эффективно пользоваться информацией. Обозначены возможные последствия неконтролируемого поглощения информации, а также влияние современных дестабилизирующих факторов на средства массовой информации и Интернет. Рассмотрено влияние информации на сознание человека и определено влияние информации в информационной войне. Ключевые слова: информация, интернет, манипуляция, средства массовой информации, терроризм История человечества – это история борьбы за информацию.

Тот, кто владеет нужными знаниями – владеет миром. Современные реалии не слишком отличаются от того, что происходило 300 лет назад, главным отличием является скорость и доступность получения информации. Ранее информация распространялась с помощью газет, радио, телевидения. В настоящие время эти способы получения информации уходят на второй план, уступая место новому витку в развитии информационного общества – интернету. Интернет – это место, где можно беспрепятственно найти почти любую интересующую информацию за несколько секунд. В связи с такой доступностью возникает ряд проблем. В первую очередь следует сказать, что технический прогресс играет основную роль в развитии передачи информации. Повсеместная компьютеризация позволяет почти всем людям, пользоваться благами информации.

Но в этом контексте возникает несколько проблем. Без определенных знаний о современных культурных особенностях и способах их добычи может быть получено негативное информационнопсихологическое воздействие. В современном мире информация получаемая людьми приобрела доселе невиданные масштабы. Информация на просторах интернета и в СМИ не всегда предназначена для всех возрастов. Показ насилия, убийств, сцен сексуального характера наносит ущерб психологическому здоровью личности. На одном уровне с такого рода психологическим насилием на личность, интернет и СМИ являются крупными манипуляторами. Ни для кого не секрет, что в каждом государстве есть свои официальные телеканалы, будь то «Первый канал» в России или «СТБ» в Украине или другой канал в другой стране, основное эфирное время на этих каналах уделено новостям. Именно с помощью новостей государства и влияют на сознание человека. Новости – это информация об окружающем мире, «упакованная» в красивую упаковку, которая предназначена для широкого использования. Именно эта упаковке в большинстве случаев формирует мнение людей о чем-то, именно она помогает государству выстраивать идеологическую стабильность. Не даром СМИ называют четвертым столпом власти. С распространением интернета новости стало получать еще проще, стоит только подписаться на новостную рассылку и готовая информация уже поступает к вам беспрерывным потоком. Количество полученной информации, время от времени, превышает способность человека адекватно воспринимать ее и появляется возможность просто потеряться в этом информационном потоке и потерять связь с реальностью.

Для того чтобы избежать отрыва от реальности нужно иметь определенный багаж знаний, в первую очередь следует иметь теоретические знания о сущности, содержании и особенностях получаемой информации на разных уровнях, то есть человек должен не только читать и запоминать информацию, но осмысливать ее. Для грамотной работы с информацией следует сформировать информационное мировоззрение [1]. Данное понятие ввел в научный оборот еще в 1990-х профессор Ю. С. Зубов, обозначив создание новой «информационной» культуры. Информационное мировоззрение – это система взглядов, на информацию и информационную среду, роль и место человека в ней, а также основанные на ней ценностные ориентиры, принципы, идеалы, которые определяют отношение личности к объектам, процессам, явлениям и регулируют информационную деятельность личности [2]. Такого рода понимание позволит человеку выстраивать свое отношение к информации и адекватно на нее реагировать. То есть сочетание всех этих черт приводит к информационной грамотности. Немаловажным аспектом социума является общение. В современном мире общение не ограничивается простым общением человека с человеком. Сейчас весьма активным является «разговоры в онлайне». Огромное количество человек из самых разных уголков мира могут связываться и общаться в режиме реального времени. Такой вид общение существенно облегчает общение, но также несет и негативные моменты. Вопервых, продолжительное взаимодействие в сети порождает эффект деиндивидуализации. Любой человек может «войти в сеть» под любым именем и безнаказанно делать то, на что он никогда бы не решился делать от своего имени.

В этой связи следует вспомнить Стенфордский тюремный эксперимент, описанный Филлипом Зимбарбо [3,с.369-371] в ходе которого, было доказана на практике, что при условиях, в которых личность деиндивидуализируется, частично стирается понятие о морали и личности, как таковое. Одним из ярчайших примеров индивидуализации служат так называемые «Интернет-тролли». Интернет-тролли – это люди, скрывающиеся за поддельными именами в интернете. У них есть несколько основных целей: в первую очередь они намеренно раздражают людей в интернете, ради собственного удовольствия. Различают также политических троллей – это направленные политические агитаторы, которые резко появляются на определенном Интернет-пространстве и начинают вести пропаганду мнения, которое ему выгодно. Такие тролли приплачиваются частными, а иногда и государственными структурами для лоббирования собственных интересов.

Во-вторых, Интернет – отличная платформа для распространения терроризма. Многие террористические организации имеют свои собственные сайты, информацией о том, как с ними можно связаться, истории организации и в обязательном порядке пропаганда своей деятельности. Также многие радикальные группы выкладывают видео содержащие насилие, что негативно сказывается на психическом здоровье зрителя. Отличным примером таких видео является видео казней, которые выкладывала террористическая организация Исламское государство. В дополнении к такой деятельности, подобная информация распространяется СМИ.

Это происходит в силу того, что современные массмедиа – в большинстве своем коммерческие организации и им нужны рейтинги, а сцены показывающие насилие и их дальнейшее порицание – лучший способ их поднять. Таким образом, новостные центры разносят информацию о террористах, способствуя, в определенной мере, их деятельности и наносят вред психологическому здоровью зрителя, даже если видео обрезано или его части «замазаны». Также террористические организации иногда выкладывают в сеть информацию о создании бомб и ядов, под видом научнопознавательной информации [4], что может способствовать распространению вредоносной информации. Все это можно охарактеризовать как информационное насилие. В-третьих, немаловажной проблемой касающейся Интернета и СМИ в целом, является реклама. Реклама – двигатель прогресса, прогресса, конечно, экономического, ведь именно благодаря рекламе люди узнают о новых товарах и услугах. Сложно спорить об эффективности рекламы в экономической сфере, но если рассмотреть ее с психологической точки зрения, то возникает ряд проблем. Реклама часто манипулирует людьми, навязывая стиль жизни, общественные нравы, пропагандирую определенную культуру или тренд. Реклама часто выстраивает мир-иллюзию, где все безоблачно или по щелчку пальцев можно решить любые проблемы.

Часто информация предоставляемая рекламой является недостоверной. Говоря о технических особенностях рекламы нельзя уйти от понятия «25 кадра», в котором заложена информация, откладывающаяся в подсознании. СМИ и интернет внедряют в сознании человека иллюзию товарного изобилия, предлагая дорогие товары, которые не могут быть приобретены среднестатистическим человеком в реальной жизни, что порождает диссонанс, который может привести к психическим отклонениям. Наиболее пагубным эффектом использования современного информационного пространства можно считать информационную зависимость. Интернет-зависимых можно разделись на 2 категории: зависимые от информации и проводящие время в интернете ради общения. Общение в интернете, как говорилось выше, хоть и удобное, но сильно деиндивидуализирует человека, к тому же общение через интернет, не тоже самое, что и общение в реальности, нет того чувства близости и появления отчужденности к окружающему миру[2,с.86-87]. Зависимые от информации напротив, пытаются не общаться, а поглотить как можно более большой объем информации для удовлетворения собственных нужд, которые часто превращаются в поиск информации для поиска информации. Эти зависимости отрывают человека от реальности и сильно влияют на его психологическое здоровье. СМИ также активно использует государство для оправдания своих действий на мировой арене и распространения своего влияния на население. В настоящее время появился специфичный вид информационного насилия, принявший наиболее неприятную форму – информационная война. Информационная война – это, фактически, борьба государства с другим государством за пробладание над «умами» населения на определенной территории. Информационные войны иногда называют гибридными. Такого рода противостояния не афишируются и про них ничего нельзя узнать в открытом доступе. Можно только отследить их последствия. Информационные войны часто используют во время войны, чтобы склонить население и военных на свою сторону. Наиболее успешные меры психологического воздействия применяет США, еще с середины ХХ века.

Отличным примером этому является война в Корее. В этой войне были задействовано не только крупные военные силы, но и идеологическое противостояние также сыграло свою роль. Для органов психологической войны США главной задачей стал показ действий американских вооруженных сил как легитимной оборонительной операции под эгидой ООН. При составлении информационно-пропагандистских материалов они стали избегать острых политических тем и аргументов, носивших идеологический характер. Значительное количество листовок и радиопередач было посвящено добровольной сдаче в плен [6, с.457-460]. Наиболее крупную роль в этом конфликте сыграли именно листовки, а также подарки, на большие праздники для своих солдат, что сильно повысило их моральный дух. Также предпринимались менее гуманные шаги, вроде политических допросов, по средством которых американские войска пытались переманить на свою сторону бойцов противостоящей армии, часто используя уловки, которые можно приравнять к информационному насилию.

Подводя итог можно сказать, что в настоящий момент СМИ, а также интернет являются неотъемлемой частью любого человека, но также они представляют большую опасность для психологического здоровья. Проблемы использования современных информационных каналов и источников, по большому счету состоит в том, что их слишком много и человеку без определенных знаний сложно ориентироваться и отличать правду от вымысла. Такое положение дел порождает в сознании читателя неправильную картину мира, формируя заведомо неверные предпосылки для размышлений. Немаловажным осложнением является процесс деиндивидуализации в интернете, который может «превратить» обычного человека в злостного нарушителя покоя на просторах интернета. Особую активность составляют террористические организации, которые пытаются с помощью интернета привлечь внимание к себе и своей деятельности, при этом официальные СМИ в погоне за сенсацией часто неумышленно помогают им в этом. Основными мерами противостояния всем этим угрозам может быть только хорошее умение обращаться с информацией, при четко сформированном информационном мировоззрении.

Литература 1.Пирогов А.И., Завальнев В.И. Информационная культура как ресурс обеспечения безопасности личности в информационном обществе // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2014. № 2 (2). С. 123-128. 2.Gnatyshina E. A. Information Culture teacher of vocational training / E. A. Gnatyshina // Vektor nauki TGU [Vector Science TSU]. 2012. № 4 (11). P. 69–71. 3. Зимбардо Ф. Эффект Люцифера. Как хорошие люди обращаются в дьяволов. Лондон: Ридер, 2009. 552 с. 3.Федорова О.Н. Информационно-психологическая безопасность личности в информационном обществе // Вестник Инженерной школы Дальневосточного федерального университета. 2011. № 2 (7). C. 21-34. 4.Гримак Л. П. Грядущий век — век одиночества (к проблеме Интернета) // Мир психологии. 2000. № 2. С. 84—89. 6.Волконский Н.Л. История информационных войн. В 2 ч. Ч. 2. СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2003. 736 с.

М.В. Кулага



Другие новости и статьи

« «Скрижаль откровений и правил» Николая Карамзина

Информационное сопровождение Сирийской кампании Российской Федерации: освещение событий российскими и зарубежными СМИ »

Запись создана: Среда, 17 Октябрь 2018 в 18:56 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы