20 Октябрь 2018

Влияние информации на трансформацию общества и человека в стадии цивилизации

В статье рассматривается влияние информации на трансформацию человека, общества в стадии цивилизации. Отмечаются некоторые причины и следствия влияния скорости информации на изменение мировоззрения, поведения человека, в т.ч. поколения Z. Анализируются некоторые аспекты влияния СМИ на трансформацию реальности, на формирование псевдомира. Авторы рассматривают проблемы сегментирования общества, манипулирования человеком, размывания границ культуры, вытеснения знаний на фоне тотального отчуждения. Авторы поддерживают мнение, что информация становится причиной-условием поступка, смешивает несовместимое, меняет нормы, увеличивает энтропию, превращается во власть форм.

Ключевые слова: информация, человек, общество, цивилизация, потребитель. В настоящее время информация постепенно вытесняет восприятие реальности не на физическом, а скорее на психоэмоциональном уровне. Она разрушает целостность человека, заменяет быстроменяющимися формами духовное содержание индивида.

В стадии цивилизации информация растекается по горизонтали и даже не предполагает выход на вертикаль из иерархии ценностей, смыслов, значений. Поток ярких форм, в т. ч. формализм, бюрократизм, превращают человека в его техническое подобие. Продавая информацию, человек, как считает М.А. Ермаков, становится «прозрачным», сам превращается в закодированный товар, которым легко манипулировать, в т. ч. на фоне призывов к бесконечной трансформации, к мобильности.

Скорость информации «разгоняет» жизнь индивида. Одним из последствий ускорения является растекание субъекта в пространстве, а также его отрицание времени. Точечное мерцание без проникновения во времени приводит к феномену, когда человек «как бы» живет, «вроде бы» деятелен, но его жизнь, поступки сливаются в вереницу «ничто». Убегая от мира, человек теряет частицы себя и эти части не оставляют след в бытии. Скорость задает векторные вихри небытия человека в реальности бытия. Человек перестает видеть границы, разрушает структурность организации, превращается в пульсирующий набор технических функций. Потеря смысла не осознается на большой скорости, т. к. современный человек разучился думать, он расчленяет бытие вокруг себя на столь же мелкие сегменты, пытается, используя клише, ярлыки, заданные алгоритмы разрешить сиюминутную проблему через ее упрощение, обыгрывание, сарказм либо уходит в бесконечный поток удовольствий. Поток информации из псевдобытия дает индивиду иллюзии значимости, реализованности и пр. Небытие индивида проявляется в т. ч. и распадом целостной системы несформированной личности. Полученные «пазлы» распада как в калейдоскопе легко комбинируются в иллюзорные картины мира, часто ненаучные, не соответствующие реальности.

Общество также распадается на сегменты, которые легко переставляются, создают в отсутствии социального лифта фантом свободного выбора, изменений. Бесконечная погоня за новыми стандартами, впечатлениями задают иллюзию развития, а пиар новых элементов формирует виртуальность как бы сбывшихся надежд. Скорость – это страх и одновременно адреналин. Скорость вызывает привыкание, превращает человека в зависимого мазохиста, который каждый раз увеличивает скорость, чем приближает вероятность быстрого окончания псевдобытия. При этом скорость создает мираж власти над миром, над другими людьми. Власть – есть наслаждение, страх – это тоже наслаждение. Страх и власть созависимы, но исключают примиряющее начало – любовь в ее простоте, естественности, не обусловленности причиной. Любовь заменяется на секс – это наслаждение и власть над другим одновременно.

Информация в стадии цивилизации превращает индивида в «псевдочеловека», живущего в мире «псевдоискусства» и «неискусства», т. е. вне творчества, а значит и вне развития. Человек кодирует информацию по заданному образцу, декодирует по извне и заранее заданным шрифтам/ стандартам, нормам. СМИ и пр. навязывают ему свою картину мира, переживают за человека эмоции, подсказывают идеалы. Интернет и пр. подобны «крысоловам», ведущим индивидов к «их светлому будущему». Таким образом, человек теряет свободу, но приобретает псевдовыбор, превращается в цифровой аналог экономики, в закодированного потребителя. В горизонтальном мире постмодернизма нет места гуманизму, морали, т. к. мир информационного общества текуч, а человек в нем пластичен.

Индивидуальность фантомна, легко замещается копированием поведения фриков, т. к. подобное удивляет, поражает – вызывает эмоциональный отклик у пресытившегося потребителя. В мире «фейков», при постоянных «вбросах информации» нет места правде, адекватности, объективности. М. А. Ермаков приводит следующие распространенные примеры: «точечное устранение невыгодной или дискредитирующей информации для заинтересованных сторон; распространение собственной интерпретации событий, искажение информации с целью сформировать «правильное» понимание у отдельных групп или население в целом; вброс дезинформации или компромата, с целью подрыва авторитета отдельных политических сил или персоналий и т. п.» [1, с. 43]. Субъективность множит эмоциональность, некачественная информация вызывает перегрев / энтропию / агрессию, направляемую «крысоловами» по своему усмотрению на очередного «козла отпущения». Описываемые изменения в большей степени коснулись нового поколения. Так называемое «поколение Z» легко скользит по волнам информации, не задумываясь о ее качестве, объективности, смыслах, значениях. В мире «серфингистов» нет сакрального, он плоский, наполнен гедонизмом, цинизмом. Бесконечный бег «осла за морковкой» / удовольствиями либо от «страха кнута» / наказания вытесняет понятия цели и смысла жизни.

Поколение «ачетаково» не видит границ культуры, что приводит к разрастанию масштабов хамства, к распространению психологии «низкого человека» или «психологии холопа». Уважение к себе, к другим, как и любовь, дружба, исключаются, подменяются «инаковыми» идолами неоязычника. Над новыми ярлыками не задумываются, воспринимают как данность, как идеал, т. к. «серфингисты» не умеют критично мыслить. Подача информации искажает причинно-следственные связи, истины подменяются удобными выводами.

С помощью СМИ, современных фильмов, игр, анимации и пр. разрушается вера в великое прошлое, уничтожается вера в возможное великое будущее. Новое поколение растет в состоянии неприспособленности, апатии, приучается жить «здесь и сейчас». Гедонист «сидит на игле» информации удовольствий. «Подкормка» таким сахаром ведет к разрастанию «раковых клеток» социума. Субкультуры быстро перерождаются в контркультуры, начинают вести себя непредсказуемо даже для манипуляторов, вызвавших информационную зависимость индивидов.

В таком организме начинается война всех против всех на фоне распространенного релятивизма, «пофигизма». «Поколение Z» лишнее, никому не нужное, им временно пользуются для получения прибыли, а они поддаются влиянию «отцов» и сбегают в псевдомир вне пространства и времени. «Отцы» продают новому как бы бунтующему поколению «их мир». Например, мода на гаджеты, в т. ч. измерение с помощью владения новинками социального статуса человека позволяет резко отличить одно поколение от другого. Гаджеты закрепляют разрыв поколений, что выгодно и позволяет быстрее, чем наркотические вещества «расширить» сознание «поколения Z», сделать его активным в плане потребления, но пассивным в плане определения жизненной стратегии. «Информация», проникая внутрь человека, трансформирует его, реальность / майю его сознания. Заблуждения закрывают возможность широкого видения, более объективного восприятия действительности. Человек чаще совершает ошибки, становится все менее самостоятельным в выборе.

В настоящее время изменилась обработка информации, увеличился ее объем, но рейтинг перестал зависеть от обратной связи. Ускорение сделало возможным одностороннюю связь, бесконечную суггестию, превратив человека в объект манипуляции. Для этого используются знание психологии, физиологии и других наук. Транснациональные корпорации разделили общество на сегменты рынка. В их представлении функционирование человека сводится к оказанию определенного набора услуг, в т. ч. в образовании, в здравоохранении и пр. Человечность вымывается из индивида, и он проигрывает бездушной технике. Погоня за прибылью отвергает бескорыстное служение обществу, идее, чему-то высшему. Душа, дух превращаются в атавизмы.

Психика включается в телесность и активно эксплуатируется с помощью информации, апеллирующей к эмоциям, давящей на точки удовольствий или страха. Кредит доверия, любви, дружбы с раннего детства забирают компании, продающие услуги, товары. Они обещают счастье с каждой покупкой, услугой, они задают направленность на гедонизм, выхолащивают ценности. Человек как бы живет в плоском мире воздушных замков, границы которого сливаются с виртуальным пространством. Границы культуры есть не только ограничение / лишение свободы, они «гранят» личность, делая более совершенной, более духовной, свободной от обстоятельств. Именно внутренние ограничения осмеиваются СМИ в стадии цивилизации, пропагандирующих вседозволенность, распущенность.

Несвобода от своих пороков позволяет, в т. ч. через информацию, легко манипулировать гедонистомпотребителем не только через страх / право, но и через игру / удовольствия. Стыд / мораль, совесть / нравственность отбрасываются в плоском мире текучей некачественной информации как нечто лишнее на «празднике жизни», как «узкое мышление», как «предвестник тоталитаризма». Информация в стадии цивилизации вытесняет знания. Вбрасывая «фейки», разрушая каналы связи, информация вне границ Добра и зла, прекрасного и безобразного становится плохо контролируемой, имеет низкое качество, т. е. создает «шумы». Шумы увеличивают энтропию, что проявляется не только в конкурентной борьбе между «кукловодами». «Сегментируй и властвуй»: такая конкуренция задает правила игры в борьбе за сегменты, в т.ч. за будущего потребителя, т. е. за детей, которым агрессивно, активно навязываются ценности будущего потребителя, верного брендам, ключевым идеям, определенному образу жизни «от пеленок до смерти».

Рынок информации наделен параметрами измерения качества оказания информационных услуг. Кто устанавливает нечеткие пока правила игры, тот не только владеет умами потребителей, но и получает максимум прибыли. Объективность установления правил, контроля априори не подвергается сомнению, поэтому государство, потребитель, определенные частные бизнес-структуры заведомо будут в проигрыше, даже если на какое-то время получат мираж победы на одном из этапов информационного взаимодействия. Манипуляция, кибервойна, идеологическая война, психологическая война, информационная экспансия – реалии международного информационного пространства, что признали на международной встрече в Женеве еще в 2012 году В. Орлов, М. Якушев, Р. Вебер, К. Боммелер, Я. Пондер, М. Куммер и др. [2].

Освоение информационного пространства часто сравнивают с освоением Космоса. Признавая значимость проблемы, основные владельцы сегментов пока не пришли к единому соглашению о правах, правилах, обязанностях и пр. А. В. Кулаков, М. А. Ермаков, М. Якушев независимо друг от друга пришли к выводу, что информационное пространство – новое измерение, иной мир, который проникает на все уровни современной реальности. При этом один и тот же человек может одновременно оказаться в нескольких сегментированных группах, чьи интересы коренным образом отличаются. Информация трансгранична, глобальна [3, с. 38]. Кто управляет информацией, получает максимум власти. Понятия любви, гуманизма, эмпатии в данном пространстве могут присутствовать только в качестве заманивающих фантомов. В таком пространстве невозможна паритетность.

Информационное пространство не только активно осваивается, но и активно делится. При этом ipv6 получают не только люди, но и холодильники, машины. Это мир не только людей, но и роботов, техники, и человек в данном пространстве согласно заданным параметрам имеет мало шансов выиграть. В новом информационном пространстве вспомогательные услуги посредников, в т.ч. банкиров (ростовщиков), рекламщиков, пиар-агенств и пр. будут оцениваться, оплачиваться выше, чем работа самих производителей материальных или духовных благ. Корпорация априори выше отдельного человека, т. к. она более технична, у нее больше власти. Человек уже почти проиграл в новом пространстве. Индивид вынужден трансформироваться, вскармливая тело, увеличивая до бесконечности интеллект.

Чем более человек уродует себя в процессе приспособления, тем больше он проигрывает технически совершенным корпорациям, создающим новые правила игры. Бесконечная «игра в бисер» по чужим правилам приводит к ситуации, когда не общество думает, высказывает свое мнение, а журналист / режиссер / дипломат и пр. выражает, внушает свое, когда СМИ, маркетологи и пр. «вливают» необходимые мнения в головы масс. Общество теряет целостность, как и отдельный человек. Общество трансформируется, ломая границы. При этом информация различно воздействует на разные сегменты общества. Общим последствием вбрасывания информации является то, что поданная в готовом виде, некритично воспринимаемая информация вытесняет базовые ценности (добра, истины, общественного блага), превращает жизнь в игру одиночек, бесконечная продлевая детство с правом требований / с иллюзией выбора без несения ответственности за свои поступки. «Ребенок» бесконечно хочет все и сразу, это отличный потребитель, загнанный на «поле дураков». Возраст игнорируется современными СМИ, продлевается молодость, дети объявляются большими, взрослые страдают синдромом Карлсона / синдромом Питера Пена. Агрессивная информация стирает границы возраста, делая один возраст желанным, создает иллюзию раннего вхождения и бесконечного пребывания в одном состоянии. В таком мире количество не должно переходить в качество, задается бесконечная горизонталь нескончаемых моментов счастья потребителя вне времени и пространства. Доминирование информации есть следствие перехода в стадию цивилизации. В мире людей информация стала причиной-условием поступка человека. Информация «не просто развлекает, информирует и создает для зрителей мир в событиях» [4, с. 22], она превращает мир в череду событий.

При этом человек не чувствует своей сопричастности к происходящему / отсутствует СО-бытие. Поток информации проносится мимо него, периодически поверхностно / диффузно втягивает индивида в поток информации путем манипулирования, агрессивно эксплуатируя человеческие потребности, интересы. Поверхностное воздействие информации не должно затрагивать глубинные процессы, в т. ч. систему ценностей, но мы видим обратное. Например, М. А. Ермаков обращает внимание на оперирование операционным контекстом (массива). С. Д. Демчук показывает, как манипуляции меняют мировоззрение и поведение людей. Быстрая смена контекста дезориентирует человека, заманивает подтекстами и постепенно незаметно меняет текст / мировоззрение. Информация превращает человека в стороннего наблюдателя, который привыкает видеть дурное, в т.ч. насилие, ложь и пр.

При этом человек либо исключает эмпатию, перестает проявлять со-переживание, со-чувствие, либо привыкает и требует все новых и все более больших порций эмоционального накала. При подобном восприятии информации мозг остается пассивным, не развивается, а знания не связываются с умениями, с навыками. Знания отчуждаются от внутреннего мира человека, становятся невостребованными, не связанными с мотивацией. Некачественная информация смешивает положительное, отрицательное и нейтральное, что не только дезориентирует человека, но и подменяет понятия, внедряет уродливую мораль, вырабатывает толерантность к дурному, делает неприемлемое в стадии культуры НОРМальным в стадии цивилизации. Нормальным становится отклоняющееся поведение, однополая любовь, зоофилия, общение на повышенных тонах, оскорбления, драки, унижения другого, неумение слышать и слушать. Данный тип поведения в настоящее время пропагандируется в рекламе, в фильмах, в передачах, в литературе. Следует отметить, что информация из данных источников «проникает в сознание опосредованно, не оказывая прямого воздействия на поведение конкретного человека» [4, с. 23], но это условие поступков охватывает неопределенно широкий круг лиц. В таком мире с заданными уродствами фрики становятся популярны, а мораль, социальные институты рассматриваются как раритеты, которые мешают наслаждаться жизнью. Высокий темп подачи информации апеллирует к эмоциям, а не к разуму, вводит в особое состояние, в котором человек не умеет и не хочет думать.

Социальные институты в таком режиме дисфункциональны, агоничны. Быстрая смена форм не может компенсировать разложение содержания. Вне души, духа, тело индивида обречено на гибель. Вместо того чтобы связывать, ложная информация, «фейки» создают хаос, повышают энтропию. Информация становится подобной джину из бутылки. Если ее не загнать обратно, она разрушит мир человека, общество и погибнет сама. Современная информация отчуждает человека от деятельности, рассогласует элементы, ставит вопрос о стратегии развития цивилизаций. Низкое качество, нестабильное состояние культурной системы, внешние воздействия на системы, шумы при передаче информации, цели (явные и скрытые), нивелирование обратных связей увеличивают отчуждение индивида от всего его окружающего. Человек не владеет информацией, отчуждается от того, что сам породил, распадается на элементы-пазлы, а их легкая комбинация создает иллюзию мобильности, поверхностности. Такая информация создает ложные формы без содержания, которые бесконечно поглощают все на своем пути, но не могут насытиться. Информация – превращается во власть формы. Закономерно возникают вопросы.

Должно ли существовать информационное единство мира? Должна ли система (культура, человек, общество) быть открытой, если входящая информация является некачественной, вредна для нее? Возможно, альтернативой пропагандируемой открытости должен стать принцип мембраны, с четкими, индивидуальными критериями отбора, фильтра информации для каждой системы? Кроме того, следует учитывать контекст, в котором находится текст, т. к. от этого зависит интерпретация текста и выявление подтекстов. Критичность мышления и пр. должны создать собственную функцию контроля над информацией особенно в стадии цивилизации, где обилие флуктуаций, энтропия и пр. увеличивают шанс разрушения системы, в т. ч. плоской, горизонтально вытянутой.

Информация в стадии цивилизаций имеет чрезвычайное важное значение, как для человека, так и для общества. Качество информации, цели, средства ее использования нуждаются в строгом контроле (не только внешнем, но и внутреннем), часто и в дальнейшей коррекции или нивелировании. Ценности любви, дружбы, здоровья (психического, физического), умения сочувствовать, сопереживать и пр. должны стать важной составляющей мировоззрения современного человека. Без эмпатии, гуманизма общество проиграет ею же созданным техническим средствам.

Литература

1. Ермаков М. А. Информационная безопасность государства, личности и общества. // Вестник ПНИПУ. 2013. № 18. С. 40-45. 2. Международная информационная безопасность и глобальное управление интернетом: взгляд российских и международных экспертов на встрече в Женеве // Индекс безопасности. 2012. № 1, Том 19. С. 185-206. 3. Кулаков А. В. Информационная и культурная глобализация и ее влияние на безопасность современного российского общества // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 8. С. 38-42.

4. Демчук С. Д. Информационная безопасность как один из аспектов противодействия социальным отклонениям // Информационная безопасность регионов. 2013. № 1. С. 21-27.

Н. С. Логинова, О. П. Пономаренко

Другие новости и статьи

« Украинские партизанские формирования в 1941-1944 гг. в представлении А. Гогуна: критическое осмысление одной монографии

Глобализация: неизбежность, вызовы и возможности устойчивого развития России »

Запись создана: Суббота, 20 Октябрь 2018 в 20:37 и находится в рубриках Новости.

метки: , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика