21 Октябрь 2018

Социальное и экономическое неравенство: причины возникновения и основные направления преодоления

Аннотация. Экономическое и социальное неравенство имеет длительную историю. Эта проблема занимала многие выдающиеся умы. Однако современное бедственное экономическое положение отдельных социальных групп характеризуется определёнными особенностями. Важнейшими из них являются высокий уровень образования, профессионализма и социальной ответственности.

Ключевые слова: неравенство, бедность, социальное расслоение, профессионализм, квалификация, общественное благо, частное благо.

В статье мы хотели бы обратить основное внимание на причины возникновения и сохранения бедности в определённых социальных слоях. Постараться ответить на вопросы о связях личностного поведения человека, его ценностей и устойчивой бедности, а также о механизмах влияния государственной социально-экономической политики на формирование социальной структуры общества. Крайне редко люди задумываются о том, что их поведение, реализуемые ценности имеют иррациональную природу. Однако даже небольшой анализ позволяет говорить о том, что человек – это не просто биосоциальное существо, но гипотетически в большинстве случаев все принимаемые решения основаны на рациональном обобщении имеющейся информации.

В связи с этим возникает ряд вопросов. Может ли обычный человек провести системный анализ информации по интересующему вопросу? А затем принять рациональное решение, максимально удовлетворяющее его потребности. При этом проявить уважение к партнёрам и обществу в целом? На поставленные вопросы можем дать следующие ответы. Во-первых, независимо от уровня материального благополучия, социального статуса, места и роли в государственной системе управления человек обязан учитывать условия жизнедеятельности, принципы, нормы формирования и реализации общественных ценностей. Во-вторых, люди редко, если не сказать более чётко, практически никогда не используют в полном объёме научные знания в сфере экономической теории. В-третьих, отличительной чертой принимаемых решений можно назвать собственное понимание абсолютных ценностей и т.д.

В силу ограниченности формата и сложности обсуждаемой проблемы на четвёртую позицию хотели бы поставить отношение человека к личным и общественным ценностям. Для кого-то обозначенные характеристики возникновения и до сих непреодолённой бедности могут показаться далёкими от реальности. На наш взгляд, именно глубина и системность социального и экономического расслоения общества не позволяют принимать рациональные решения по её преодолению. Необходимо обратить внимание на тот факт, что в истории существования цивилизации не было периодов полного равенства, справедливой доступности потребления материальных и социальных благ. Великий учёный, обладавший философско-социальным мировоззрением, Т. Веблен в работе «Теория праздного класса» предложил очень точные характеристики поведенческих практик представителей разных социальных слоёв в сфере материального потребления. До настоящего времени выводы не потеряли актуальности. Часто некоторые учёные и практики демонстрируют уверенность в том, что богатые способны оказать существенную помощь в преодолении бедности. «Обычаи мира бизнеса сложились под направляющим и избирательным действием законов хищничества или паразитизма… Влияние денежного интереса и привычной денежной психологии на развитие институтов видно в тех законодательных актах и принятых в обществе соглашениях, которые направлены на защиту собственности, приведение и исполнение договоров, закрепление имущественных прав» [1, с. 216–217]. Как бы на первый взгляд, приведённые слова ни были далеки от реальных условий жизнедеятельности, они, по сути, отражают существующие причины и основные источники тиражирования бедности. Сложно перечислить названия законодательных актов, направленных на коммерциализацию потребления общественных благ: образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д.

Вопреки объявленному статусу государства, как важнейшего социального института общества, в Республике Беларусь чётко прослеживается тенденция не только на диверсификацию платности и прибыльности институтов социализации, но постоянного увеличения трудовой нагрузки на специалистов. Почти на 15% возросла нагрузка на учителей в средних школах, продолжает усиливаться процесс администрирования в учебных заведениях всех уровней. У преподавателей общественных дисциплин, основная функция которых – формирование мировоззренческих установок, за годы реформ нагрузка выросла почти в два раза. Эти и другие преобразования в социальной сфере привели не только к сокращению реальных возможностей для обновления знаний, профессионального совершенствования, но сокращению занятых. Коммерциализация социальной сферы на фоне возвышения частной собственности, на наш взгляд, является первой причиной расширения бедности. Примитивное толкование экономической теории и практики оказывает сущностное воздействие на формирование и реализацию государственной экономической политики. Стимулирование экономического роста и сокращения издержек во всех сферах производства, игнорируя принципиальные различия между вещественными товарами и социально-общественными благами, привело к тому, что наиболее важные сферы жизнедеятельности получили статус «услуги». Это повлекло за собой примитивно потребительское отношение к процессам социализации человека. Уничижительное отношение к функционированию институтов социализации усиливается на практике догматическим отношением к роли конкуренции. Стимулирование конкуренции в среде социализации человека противоречит не только экономической теории, но и здравому смыслу. В начале статьи мы акцентировали внимание на соотношении рационального и иррационального в поведении человека.

Отсутствие полномасштабно-системной информации о роли конкуренции было, к сожалению, положено в основу формирования и реализации экономической и социальной политики. В статье «Кризис нашего времени» П. Сорокин писал: «Общество упорядочено, когда его система культуры и социальных отношений интегрирована и кристаллизирована. Оно становится беспорядочным, когда эта система дезинтегрируется и входит в переходный период. Так как нынешний переходный период является одним из наиболее критических из всех зафиксированных… не имеющих исторических параллелей по своему количеству и интенсивности» [3]. Действительность такова, что, как однажды написал Джон Мейнард Кейнс, «практические люди, считающие себя совершенно не подверженными никакому интеллектуальному влиянию, обычно оказываются рабами некоего покойного экономиста. Безумцы во власти, слышащие голоса в воздухе, занимаются дистилляцией своего безумия из написанных несколько лет назад сочинений какого-нибудь академического писаки» [2, с. 25–30].

Экономическая политика современного государства Республики Беларусь – это ярчайший пример поклонения абстрактной экономической теории, соответственно основана на никогда и нигде не подтверждённой на практике методологии всесилия коммерческих отношений, основанных на жёсткой конкуренции. Даже в теории конкуренция предполагает обязательное наличие сравнительных характеристик, обоснованных и подтверждённых практикой. Организация учебного процесса, оказание различных видов медицинской помощи, научные поиски не имеют формальных критериев. Широко тиражируемый субъективизм косвенных оценочных показателей создаёт питательную среду для несправедливой оценки профессиональной деятельности, соответственно формированию серьёзных различий в оплате труда. Данное отношение к работникам экономически обоснованно. Противоречия описанной ситуации заключаются в следующем. Общеизвестный и бесспорный факт в том, что экономическая теория нацеливает на получение максимума от жизни. Предприниматель или собственник, строго дифференцируя оплату труда наёмных работников, всегда стремился и будет стремиться к получению выгоды. В контексте данного утверждения хотелось бы обратить внимание на более широкое толкование «выгоды». Собственник – это человек, желающий получать не только материальное, но и моральное вознаграждение. Гипотетически высокопрофессиональные и ответственные специалисты не всегда и не везде могут быть смиренными исполнителями, постоянно восторгаться «давшим работу». Если вспомним базовую экономическую ценность, а именно ограниченность ресурсов, то собственность, реализуя практику неравенства распределения, можно сказать получает максимальную выгоду. Очень сложно ответить на вопрос о том, почему существует и, к сожалению, процветает ситуация «тело дороже ума».

В настоящее время экономисты не очень озабочены общественной выгодой и пользой. Именно личный интерес, личные ценности стали основным предметом экономической теории. Исторически данная методология может быть объяснена уровнем развития и структурой общественного производства. Вплоть до середины ХIХ в. господствующие позиции занимало индивидуальное производство. Частное благо объективно стало основным предметом экономической науки. К тому же необходимо отметить, что в экономической теории используется аксиоматический подход обоснования тех или иных выводов. Несмотря на то что в последние десятилетия ХХ в. и нач. ХХI в. представители гуманитарного знания заимствуют некоторые методы естествознания, прежде всего использование математического моделирования, методика доказательности остаётся невостребованной. Реальная жизнь показывает несостоятельность философии личных (частных) предпочтений. Однако политики, государственные управленцы по- прежнему пренебрегают тем, что личные интересы, вкусы и предпочтения никогда не были и вряд ли в ближайшее время станут абсолютно одинаковыми. Отрицание абсолютной общности потребительских предпочтений базируется на необходимости сплошной либерализации экономических отношений. В 80-х годах ХХ в. сформировалось неолиберальное обоснование свободной гибкости труда. Гибкость рынка труда в интерпретации неолибералов носит многоаспектный характер, включая обязательную зависимость заработной платы от изменений на рынке товаров и услуг, понижение последней признаётся нормальным адаптационным механизмом. К тому же адепты неолиберальной экономики признают нормой сокращение гарантий занятости, сужение пространства для перемещения наёмных работников внутри фирмы. Переобучение, приобретение новых профессиональных навыков всё чаще становятся обязанностью наемных работников.

Еще одной теоретически обоснованной причиной сохранения экономической бедности и социальной уязвимости у неоклассиков выступает оправдание жертвенности ради сохранения капиталовложений и рабочих мест. Как следствие, насильственное распространение в реальной жизни неолиберальных конструкций усиления неравенства стало обычным явлением. Миллионы человек в результате диверсификации абстрактных рыночных законов оказались в условиях постоянного риска потерять работу или согласиться на символическую оплату. Проще говоря, происходит «научно обоснованное» сохранение бедности, снижение социального статуса представителей, прежде всего, умственного труда. С начала реформ на территории Республики Беларусь постоянно увеличивается количество тех, кто оказался, с одной стороны, с высоким уровнем образования, сложной структурой профессиональных обязанностей. С другой – низкий социальный авторитет, минимальная заработная плата, ограниченные условия перехода на другое профессиональное поле. Теоретически бесспорно, что успех любых социально-экономических преобразований находится в прямой зависимости от уровня социализации человека, т.е. уровня образования, развитости нравственности, моральной и социально-этической ответственности. Революционные преобразования, проводимые на территории бывшего СССР, оказались в плену догмы могущества материального потребления. Произошла радикальная подмена ценностей. Борьба с инфляцией за достижение макроэкономического монетарного тождества оказалась важнее жизни человека.

Систематически нарастает разрыв между экономическими и социальными ценностями общества и хозяйствующих субъектов. Бездефицитность бюджетов – важнейшая цель правительства. Приватизация признана единственным механизмом его преодоления. Передача функций социализации в частную собственность стала новым барьером в получении необходимых медицинских, образовательных, культурных услуг. Так, например, подавляющее большинство первичных услуг в медицинских учреждениях Республики Беларусь составляют около 2,5% номинальной средней заработной платы. Диагностические обследования оцениваются от 5 до 10%. Учреждения образования всех уровней обязаны реализовывать платные услуги. В заключение хотелось бы обратить внимание на следующее.

Во-первых, максимизация выгоды – это сложная социальноэкономическая система отношений в обществе. Во-вторых, ограничение её рамками получения прибыли на условиях краткосрочного временного интервала противоречит сути самой жизни человека. В-третьих, высокие темпы развития науки и техники усиливают влияние рисков и неопределённости. В-четвёртых, ограничение одних структурных элементов социальной организации и расширение других влекут цивилизационные потери. В-пятых, причины бедности в новых условиях хозяйствования часто коренятся в низко эффективной социально-экономической политике, игнорирующей морально-этические принципы и объективно обусловленную непрерывность цивилизации. В 1998 году экономист Амартия Сен получил Нобелевскую премию за определение и измерение бедности. Учёный обратил внимание на назревшую необходимость корректного обращения с категориями и понятиями экономической науки. Бедность – это одно из наиболее сложных явлений в теоретическом и практическом смысле. Широко распространённая трактовка понятия «бедность» не раскрывает сути социально-экономических отношений. В эмпирической экономике используются количественные измерения, в социологии – субъективные оценки. Различные научные подходы и оценки социального зла современной цивилизации требуют радикального пересмотра узкоспециализированных научных подходов. На первое место претендует научная проблема структурирования причин бедности.

На второе – социальные последствия, прежде всего для занятых в институтах социализации человека. Наилучший способ решения этих и многих других проблем преодоления бедности – активизация роли гуманитарной политики государства. К сожалению, как показывает история экономики, неравенство и бедность характеризуются высоким уровнем устойчивости. По этой причине разовые мероприятия не способны решить острейшую социальную проблему. А учитывая тот факт, что неравенство стало постоянным спутником научно-технического прогресса и экономического роста, в центре внимания науки должны стать полномасштабные исследования различных механизмов возникновения неравенства.

Список источников и литературы 1. Веблен Т. Теория праздного класса. – М., 1984. – С. 368. 2. Кейнс М. Общая теория занятости, процента и денег. – М., 2007. – С. 960. 3. Сорокин П. Кризис нашего времени. Электронная бесплатная библиотека Royallib.ru

Злотникова Л.М. (Республика Беларусь, г. Гомель)

Другие новости и статьи

« Иван Владимирович Мичурин

Судьбы красноармейцев, воевавших в 13-й Московской дивизии народного ополчения »

Запись создана: Воскресенье, 21 Октябрь 2018 в 16:27 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика