История становления и развития автомобильно-дорожной службы



История становления и развития автомобильно-дорожной службы

oboznik.ru - История становления и развития автомобильно-дорожной службы

Зарождение и развитие дорожной и автотранспортной служб в русской армии имеет давнюю историю. Еще в древних походах войска вынуждены были выполнять дорожные работы, строить мосты и наводить переправы. При подготовке к походу на Новгород в 1014 году князь Владимир Святославович приказал «теребить путь и мостить мосты». Для этого специально готовились и высылались вперед сборные отряды, в состав которых входили мастеровые по строительству и мостовым работам.

С организацией регулярной русской армии создается система дорожного обеспечения войск. В 1724 году в Санкт-Петербурге на базе объединенной инженерной школы начата подготовка специалистов дорожно-мостовых работ.


В 1809 году в армии введена должность директора военных сообщений, в обязанности которого входило: руководство организацией передвижения обозов по военным дорогам; взаимодействие     с    военным    инженером     по    вопросам прокладки, ремонта и содержания дорог, постройки и содержания мостов.

В это же время установлен статус военной дороги, на которой через определенные расстояния устраивались станции для обслуживания воинских перевозок.

27 января (8 февраля по новому стилю) 1812 г. император Александр I утвердил «Учреждение для управления Большой действующей армии», в соответствии с которым была оформлена стройная система военного управления.   Часть третья этого закона, называвшаяся «Образование интендантского управления со всеми принадлежащими к оному частями», содержала специальный раздел «Общие правила о военных дорогах», где было сформулировано определение военной дороги, дана классификация военных дорог, изложены требования к местам прокладки, оговаривался порядок учреждения военных дорог, устанавливались обязанности должностных лиц по их оборудованию и обслуживанию, освещались другие вопросы. Таким образом, можно считать, что введенный Александром I законодательный акт регламентировал функции дорожных войск. Однако как таковые сами войска, т.е. специальные подразделения для выполнения задач дорожного обеспечения, еще не были созданы.

Особое значение придается дорожному обеспечению c появлением в 1896 году первых отечественных автомобилей. Уже через год на Белостокских маневрах были проведены испытания автомобилей, а в 1906 году в войсках создаются первые автомобильные команды по 10-15 автомобилей, ставшие прообразом автомобильных войск.

В первую мировую войну русская армия вступила, имея в своем составе пять отдельных автомобильных рот, а закончила уже с двадцатью двумя подразделениями и общим парком почти в 10 тыс. автомобилей различной грузоподъемности. Численность дорожных войск составила 240 тыс. человек. В условиях боевых действий автомобильные части регулярной армии выполняли спешную переброску личного состава, перевозили продовольственные и иные грузы. Дорожные части и учреждения совместно с инженерными войсками осуществляли эксплуатацию, восстановление и техническое прикрытие действующих автомобильных дорог, вели строительство   новых   на   всех  направлениях действий войск.

Особую страницу в истории автомобильных и дорожных войск занимает Великая Отечественная война. Трудности, связанные с транспортным обеспечением боевых действий в начальный ее период, потребовали принятия экстренных мер.  Государственный  комитет обороны  15 июля 1941 г. принимает постановление № 163 «Об организации автодорожной службы на шоссейно-грунтовых дорогах и формировании автотранспортных батальонов». Согласно этому постановлению формируется большое количество автомобильных и дорожных частей, а также развертываются десять первых военно-автомобильных дорог Ставки Верховного Главного командования. Для управления автотранспортным и дорожным обеспечением создается автомобильно-дорожное управление Красной Армии, которое передается из состава Генерального штаба в ведение Тыла Красной Армии. Дальнейшее усиление роли автотранспортного и дорожного обеспечения в наступательных операциях Красной Армии определило необходимость проведения реорганизации Главного управления автотранспортной и дорожной службы.    Постановлением ГКО № 3544 от 9 июня 1943 г. было создано Главное дорожное управление Красной Армии, а автотранспортное управление вошло в созданное Главное автомобильное управление Тыла Красной Армии с соответствующими структурами во фронтах, армиях и военных округах.

Ни одна операция в ходе Великой Отечественной войны не готовилась и не проводилась без участия специалистов автотранспортной и дорожной служб, воинов автомобильных и дорожных соединений и частей.

Нельзя не восхищаться подвигом воинов-дорожников и автомобилистов, проложивших и обеспечивших эксплуатацию знаменитой «Дороги жизни», которая позволила не только выстоять блокадному Ленинграду, но и приблизить Победу над фашизмом. Историческим фактом является также строительство в начале войны кольцевой автомобильной дороги вокруг Москвы протяженностью 125 км для обеспечения перегруппировки войск, маневра материальными средствами. Эта дорога соединила все дороги радиального направления, проложенные к столице, сыграла важную роль при обороне и в наступлении наших войск под Москвой.

Всего за годы войны автомобильным транспортом перевезено более 145 млн. т грузов, дорожными войсками построено и восстановлено 100 тыс. км дорог, более 700 км протяженности мостов, на пунктах обслуживания отремонтировано 800 тыс. машин.

В послевоенный период дорожные войска были привлечены к восстановлению и строительству разрушенных за время войны магистральных автомобильных дорог, дорог оборонного значения, дорог на территории Цимлянского гидроузла, Куйбышевской ГЭС, нефтепромыслах Татарии и Башкирии, слюдяных приисках Забайкалья. Для выполнения этих работ был сформирован особый дорожно-строительный корпус (ОДСК). В период с 1946 по 1956 год только им построено 3244 км дорог с твердым покрытием, мостов общей протяженностью 17 км, протянуто 2,7 км железобетонных труб.

Руководство автомобильными частями с 1949 по 1969 год осуществлялось соответствующими отделами ЦУП ВОСО (Центральное управление военных сообщений). В феврале 1969 г.

Автотранспортный отдел был выведен из состава, ЦУП ВОСО и преобразован в Автотранспортную службу Тыла Министерства обороны, в 1976 году переименованную в Автотранспортную службу МО СССР.

Активно действовали автомобильные и дорожные войска в Афганистане. Военным автомобилистам отводилась решающая роль в обеспечении войск 40-й Армии всеми видами материальных средств. Автомобильными частями и подразделениями осуществлялась перевозка грузов не только для войск, но и для мирного населения страны. В период разрешения этого конфликта, силами дорожно-комендантской бригады было организовано эксплуатационное содержание дороги Хайратон - Кабул -Пули-Чархи. Наиболее сложным участком на этой дороге являлся перевал Саланг.  Днем  и  ночью,  в  холод  и  жару на высоте 3 тыс. м над уровнем моря воины-дорожники обеспечивали беспрерывное движение на этой транспортной артерии страны, а воины-автомобилисты перевозили по ней жизненно важные грузы.  В 1988 году в ходе очередной реорганизации Вооруженных Сил на базе автотранспортной службы Министерства обороны и Дорожного управления создается единый орган управления автомобильными и дорожными войсками - Центральное автодорожное управление Министерства обороны, 16 августа 1992 года переименованное в Центральное автомобильно-дорожное управление МО РФ. Сегодня автомобильные и дорожные войска подчинены Тылу Вооруженных Сил РФ.

Ежегодно автомобильные соединения и части перевозят более 10 млн. т различных воинских грузов. В перевозках задействовано более 100 тыс. автомобилей. Силами и средствами дорожных войск осуществляется восстановление мостов через водные преграды в районах ведения боевых действий и при ликвидации стихийных бедствий.

Центральное автомобильно-дорожное управление Министерства обороны Российской Федерации выступает заказчиком и фондодержателем дорожно-технических средств, материалов и имущества более чем 450 наименований. Среди них: сборно-разборные автодорожные мосты, наплавные автодорожные мосты, сваебойно-монтажные паромы, сваепогружающие средства,  диспетчерские пункты дорожных войск, сборно-разборные дорожные покрытия, средства регулирования движения, комплекты дорожно-технических средств, комбинированные дорожные машины для содержания автомобильных дорог, машины для земляных работ, машины для текущего ремонта автомобильных дорог, дорожные машины для капитального ремонта автомобильных дорог, асфальтобетонные заводы и асфальтосмесительные установки, асфальтоукладчики, автогудронаторы, машины для добычи и переработки каменных материалов, средства малой механизации для ремонта и содержания автомобильных дорог, средства транспортировки битумов, средства транспортировки минеральных порошков, средства контроля движения.

Управление организует полный жизненный цикл, развитие, своевременную замену, накопление и эшелонирование запасов дорожно-технических средств. Имеющиеся на вооружении автодорожные мосты и сваепогружающие средства по своим тактико-техническим характеристикам и конструктивным решениям не имеют аналогов ни в России, ни за рубежом.

Развитие дорожно-технических средств ведется по нескольким направлениям. Это прежде всего: продление сроков хранения имеющихся технических средств; модернизация существующих автодорожных мостов; разработка и поставка в войска перспективных образцов на замену устаревших; создание научно-технического задела средств следующего поколения.

Дорожные войска успешно выполняют возложенные задачи в условиях разрешения локальных конфликтов и контртеррористических операций. На территории Чеченской республики личным составом частей дорожных войск восстановлены мосты через р.Терек в районе населенного пункта Червленная, р. Аргун и р. Сунжа - в Петропавловском.

Активное участие принимают дорожные войска в ликвидации последствий наводнений. В 2002 году силами воинов-дорожников в кратчайшие сроки были восстановлены мосты через р. Аргун в Шатое и через р. Кубань на автомобильной дороге федерального значения в г. Невинномысске.

В состав дорожных войск входят дорожно-комендантские и мостовые бригады, отдельные дорожно-комендантские, дорожные, мостовые, мостозаготовительные батальоны, другие части, учреждения и организации. Автомобильные войска состоят из автомобильных бригад и отдельных батальонов.

oboznik.ru - История становления и развития автомобильно-дорожной службы

Подготовка специалистов для дорожных и автомобильных войск осуществляется в Военной академии тыла и транспорта (г. Санкт-Петербург), а также на факультетах военного обучения гражданских вузов Российской Федерации.



Другие новости и статьи

« В бой уходили чемпионы

Организация Управления оборонительного строительства РККА »

Запись создана: Четверг, 18 Октябрь 2018 в 12:02 и находится в рубриках Автомобильно-дорожная служба, Петровские реформы, Реорганизация 90-х годов.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы