20 Февраль 2020

О соотношении законности и резонности при реализации военнослужащих права на профессиональную переподготовку

oboznik.ru - О праве военнослужащих на получение образования в гражданских образовательных организациях

#переподготовка#право#образование

Право военнослужащих, увольняемых с военной службы, на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей является одним из этапов перехода образа жизни гражданина "с военных на гражданские рельсы". Получая "гражданское" образование, военнослужащий психологически адаптируется к новой жизни, которая не сопряжена с ограничениями и лишениями, обусловленными военной службой.

С учетом того что получаемое образование по "гражданской" профессии может значительно изменить жизнь военнослужащего в дальнейшем, к выбору специальности и учебного заведения, в котором ее получают, необходимо подходить взвешенно и ответственно.
К сожалению, нормы, регулирующие профессиональную переподготовку увольняемых с военной службы граждан, содержат определенные погрешности, на которые обращали внимание ученые*(1), что, в свою очередь, приводит к необходимости установления смысла и содержания правовых предписаний в судебном порядке.

Не описывая подробно порядок реализации права военнослужащих на образование в форме профессиональной переподготовки*(2), отметим только, что на законодательном уровне оно установлено п. 4 ст. 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (далее - Закон о статусе военнослужащих): военнослужащие-граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более, в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями имеют право пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение продолжительностью до четырех месяцев. В случае увольнения указанных военнослужащих с военной службы в период обучения они имеют право на завершение учебы бесплатно.

При этом федеральные органы по-разному определяют перечень вузов, где осуществляется профессиональная переподготовка.
Так, если Минобороны России определило, что переподготовка осуществляется только в военно-учебных заведениях*(3), что обусловлено, скорее всего, большим числом как самих увольняемых с военной службы, так и "гражданских" специальностей, по которым вузы готовы переучить военнослужащих, то в целях получения гражданской специальности военнослужащими других "силовых" структур заключаются договоры с образовательными организациями*(4).

Конституционным Судом Российской Федерации было разъяснено, что п. 4 ст. 19 Закона о статусе военнослужащих, в дополнение к предусмотренным Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 г. N 1032-I гарантиям государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы устанавливающий право военнослужащих пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей, направлен на обеспечение реализации права граждан на труд посредством предоставления возможности получения специальности, повышающей их конкурентоспособность на рынке труда*(5).

Выше указывалось, что судебным органам нередко приходится устранять неясность в содержании или самом факте существования спорного материального правоотношения. Применительно к правовому регулированию профессиональной переподготовки военнослужащих интересными представляются вопросы, во-первых, сроков подачи военнослужащими, желающими пройти профессиональную переподготовку, рапортов, во-вторых, выбора вуза, где проходить переподготовку.

Так, Верховным Судом Российской Федерации было подтверждено, что руководитель федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, вправе установить срок подачи рапортов военнослужащими, изъявившими желание пройти профессиональную переподготовку. Судебное решение было принято по итогам рассмотрения административного искового заявления С.*(6) о признании незаконным и недействующим подп. 3 п. 15 Инструкции о порядке и условиях реализации военнослужащими органов федеральной службы безопасности, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей (далее - Инструкция), утвержденной приказом ФСБ России от 26 января 2009 г. N 22. С. заявил, что этот пункт лишает военнослужащих права пройти профессиональную переподготовку с момента принятия решения о представлении их к увольнению с военной службы.
Обосновывая свое решение, суд отметил, что анализ оспариваемой нормы свидетельствует о том, что право на прохождение профессиональной переподготовки перед увольнением с военной службы носит исключительно заявительный характер и зависит от волеизъявления самого военнослужащего, вследствие чего такое право подлежит реализации только после обращения военнослужащего к командованию с соответствующим рапортом в установленном порядке и в установленные сроки.

Определение в оспариваемой норме ограниченного срока на подачу военнослужащим рапорта о направлении на профессиональную переподготовку обусловлено необходимостью своевременного выполнения органом федеральной службы безопасности организационных мероприятий (в частности, по планированию и выделению денежных средств, заключению договора с образовательной организацией и т.д.), непосредственно направленных на реализацию лицами данной категории права на образование.
Более того, согласно п. 4 ст. 19 Закона о статусе военнослужащих профессиональная переподготовка военнослужащих производится с сохранением их обеспечения всеми видами довольствия, а продолжительность ее срока составляет до четырех месяцев, в связи с чем ограниченный срок на подачу соответствующего рапорта является гарантией своевременного направления военнослужащего на обучение до дня исключения его из списков личного состава органа федеральной службы безопасности.
С учетом того что п. 4 ст. 19 Закона о статусе военнослужащих не регламентирует порядок и условия реализации соответствующими категориями военнослужащих права на прохождение профессиональной подготовки и подачу рапорта об этом, а определение порядка и условий реализации данного права находится в исключительной компетенции федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, то директором ФСБ России в целях реализации предоставленных Законом о статусе военнослужащих полномочий и определены сроки для подачи рапорта на прохождение профессиональной переподготовки увольняемыми военнослужащими.

Далее о выборе учебного заведения для получения "гражданской" специальности военнослужащим. Некоторые военнослужащие полагают, что они вправе определять конкретное учебное заведение, в котором должны пройти профессиональную переподготовку. Однако право выбора образовательного учреждения при направлении военнослужащего, увольняемого с военной службы, на профессиональную переподготовку, предоставляется командованию и не зависит от волеизъявления военнослужащего, что также подтверждено решением Верховного Суда Российской Федерации*(7).
Данное решение подкреплено доводами о том, что содержание п. 4 ст. 19 Закона о статусе военнослужащих указывает на то, что право военнослужащего на профессиональную переподготовку реализуется в порядке и на условиях, которые определяются федеральным органом исполнительной власти и федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, а сама переподготовка не может превышать четырех месяцев.

Во исполнение Закона о статусе военнослужащих приказом ФСБ России утверждена Инструкция.
В соответствии с п. 9 Инструкции профессиональная переподготовка военнослужащих осуществляется, как правило, в образовательных учреждениях, расположенных в населенных пунктах по месту прохождения военной службы. При невозможности пройти обучение по месту прохождения военной службы военнослужащие направляются на обучение в образовательные учреждения, расположенные в близлежащих к месту прохождения военной службы населенных пунктах.

Из изложенного следует, что право выбора образовательного учреждения для направления военнослужащего на профессиональную переподготовку предоставлено исключительно командованию и не зависит от волеизъявления военнослужащего.
Одновременно судом зафиксировано, что согласно п. 5 ст. 76 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации, что указывает на направленность профессиональной переподготовки на освоение военнослужащими нового вида профессиональной деятельности и приобретение новой квалификации, способствующих их адаптации к новым экономическим и социальным условиям жизни и деятельности после увольнения с военной службы, а также повышение их конкурентоспособности на рынке труда. Поэтому желание военнослужащего реализовать свое право на дополнительное образование не может быть обусловлено намерением повысить профессиональный уровень в рамках имеющейся квалификации.
Представляется, что приведенные судебные решения, с одной стороны, подтверждают законность действий командования по реализации права военнослужащих на образование, но, с другой стороны, могут "подтолкнуть" разработчиков ведомственных нормативных актов на их совершенствование в целях учета естественного желания военнослужащих получить качественное и конкурентное на рынке труда образование по востребованной "гражданской" специальности в учебном заведении с высокой репутацией, что позволит обеспечить баланс публичных и частных интересов.

Библиографический список:

 

1. Гацко М.Ф. Проблемы реализации военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку при их увольнении с военной службы. Право в Вооруженных Силах. 2009. N 2. С. 17-24.
2. Корякин В.М. Как военнослужащему реализовать свое право на прохождение профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей. Право в Вооруженных Силах. 2006. N 12. С. 4-6.
3. Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих". - 5-е изд., перераб. и доп. Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". - М.: "За права военнослужащих", 2009. СПС Гарант.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) См., напр.: Дедов Ю.Ф. Правовые аспекты профессиональной переподготовки военнослужащих // Право и образование. 2014. N 4. С. 42-46; Гацко М.Ф. Проблемы реализации военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку при их увольнении с военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 2. С. 17-24; Его же. Порядок реализации военнослужащими права на профессиональную переподготовку при их увольнении с военной службы // Военное право. 2017 N 1 (41). С. 141-147; Корякин В.М. Как военнослужащему реализовать свое право на прохождение профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей // Право в Вооруженных Силах. 2006. N 12. С. 4-6; Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих". 5-е изд., перераб. и доп. М., 2009.

*(2) См., например, приказы: Министра обороны Российской Федерации "О порядке и условиях профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей отдельных категорий военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту" от 21 октября 2015 г. N 630; Росгвардии "Об утверждении Порядка и условий направления отдельных категорий военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей" от 23 августа 2017 г. N 367 и др.

*(3) Пункт 1 Порядка и условий профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей отдельных категорий военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 октября 2015 г. N 630.

*(4) Пункт 2 приказа ФСБ России "О порядке и условиях реализации военнослужащими органов федеральной службы безопасности, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей" от 26 января 2009 г. N 22.

*(5) Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 октября 2017 г. N 2335-О.

*(6) Решение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации от 11 октября 2017 г. N ВКАПИ17-31.

*(7) Определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2017 г. N 211-КГ17-27 по заявлению Л.

С.С. Харитонов,
полковник юстиции запаса,
кандидат юридических наук, профессор

Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 2, февраль 2018 г., с. 21-24.

Другие новости и статьи

« Отечественная война 1812 года в деньгах и фактах

Характер четвертой промышленной революции »

Запись создана: Четверг, 20 Февраль 2020 в 0:17 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика