9 Ноябрь 2018

Манипуляционные тактики идеологии гламура

oboznik.ru - К вопросу об использовании средств информационной войны в российской прессе в XXI веке (на примере событий на Украине)

Объектом исследования стала современная идеология гламура, тиражирование идей которой манипулируют массовым сознанием, способствуя рождению новых взаимоотношений в социальном. Ключевыми ценностями гламурной идеологии являются красота, молодость и богатство. Облекаясь в форму мифа и проходя цифровую обработку, данные идеи и их визуализация оказываются довольно привлекательными, внедряя в сознание людей необременительный формат жизни. Незаметность манипуляционных тактик гламурной идеологии, связанных с насаждением эстетизированной информации, является разновидностью информационной войны, стимулирующей потребительский тип отношений в обществе.

#информационнаявойна#гламур#идеология#мифизации

Современность отличает наличие нового вида войн – информационных, имеющих совершенно разную направленность (политическую, экономическую, религиозную и пр.) и незаметные тактики манипуляционного внедрения. При этом современная электронная среда, мгновенно распространяющая информацию по миру и визуализируя ее, усиливает эффект информационных атак, влияя на социальное/личное и программируя поведенческие реакции человека. Ввиду того, что существует огромное количество видов информационных войн остановимся подробнее только на одной из них, имеющей культурно-экономическую направленность.

Ни для кого не секрет, что сегодня гламур выступает в качестве идеологии, управляющей миром культуры и бытием людей. К числу гламурных идеологов можно отнести людей креативных профессий (фотохудожников, имиджмейкеров, стилистов, визажистов, репортеров, диетологов, пластических хирургов). Более того, гламур нередко создают и вымышленные личности, которые благодаря художественному воображению и таланту создателей обладают исключительно-неотразимой внешностью и демонстративным поведением. Исходя из этого, гламур можно считать спектаклем, в котором гламурность личности оказывается грамотно срежиссированной и театрально-постановочной, каждая деталь ее п(р)оявления хорошо продумана и отрепетирована.

Гламур проник в политику, экономику, науку, искусство, спорт и повседневные практики людей. Каждый человек, рождаемый в пространстве социального, поддернутого флером гламура, начинает осуществлять свой выбор, (сознательнобессознательно/бессознательно-сознательно) придерживаясь гламурных тенденций. С одной стороны, следование гламурным эталонам конституирует личность, но, с другой стороны, навязанный образ, не всегда соответствует индивидуальным характеристикам и мешает создать собственный стиль. Гламур представляет собой особый вид идеологии, в основе которой лежит эксплуатация культурно-духовных идей, тиражирование которых обещает каждому внешнее преображение и счастливое существование. Тремя китами гламурной идеологии считаются красота, молодость и богатство. Обладая абстрактным характером, их содержание и образное воплощение постоянно обновляются.

В идеологии гламура первенство отдается эстетическим категориям (красоте, молодости и богатству в виде роскоши), акцент на которые маскирует консьюмеристские установки и экономическую подоплеку (богатство, измеряемое в денежном эквиваленте). Наглядное (образное) эстетство с доминированием красоты, молодости и роскоши делает гламур явлением привлекательным для массового сознания. Но при этом в контексте гламурного социального значимость и актуальность имеет то, во что можно вложить деньги (заметим, немалые). Рассуждая о гламуре как разновидности информационной войны, обладающей собственными манипуляционными тактиками, отметим следующее. Пространство гламура, на первый взгляд, оказывается демократичным и толерантным, в нем нет классового противопоставления и борьбы.

Идеология гламура обещает каждому счастье, связанное с украшательством своей внешности и демонстративным позиционированием Я. Данная идеологическая система объединяет совершенно непохожих друг на друга людей, принадлежащих разным слоям общества, возрастным категориям, конфессиям и национальностям, что говорит о ее гетерогенности. Тем не менее, сплачивающим и объединяющим началом идеологии выступает (вуалированное) наличие противника – тех, кто противостоит гламурным стандартам, являясь моветон/не комильфо. Данное обстоятельство высвечивает догматичный характер идеологии, не допускающей никаких отклонений. В этом отношении гламурная идеология обладает такой же ключевой целью, как и другие идеологические системы: распространение определенных идей/идеалов, через призму которых рассматривается общественное обустройство и принципы проявления в нем.

При этом выдвижение на первый план таких ценностей как красота, идеал, стиль, новизна, обладающих эстетическим модусом, и комфортная жизнь, благосостояние, телесность, престижный уровень потребления, относящихся к витальным, приводит к игнорированию интеллектуальных и моральных ценностей. Идеология гламура способствует выборочности и среди социальных ценностей: отвергая такие как трудолюбие, профессионализм, дисциплинированность, справедливость и активное участие в жизни общества, гламурными признаются только статус и богатство. Ревизия ценностей приводит к новым ситуациям в социальном, связанным с необременительно-развлекающим форматом жизни, признаваемым в качестве нормы массовым сознанием. Мощной силой манипулятивно-информационных атак гламурной идеологии обладают его мифизации и их тиражирование посредством СМИ. Так, существенным элементом гламурной идеологии становится миф, поддерживающий тягу человека к магическому/чудесному, создающий иллюзию гармонии с окружающим миром/Я. Мифизация, в том числе гламурных идей, вуалирует реально существующие страхи в бытии личности, связанные с трагедиями, уродством, бедностью, старостью и смертью. Последние укрываются в контексте идеологии посредством яркости, броскости, легкости, оптимистичности, утонченности и даже стервозности, а также цифровой обработки. Благодаря мифу в массовое сознание внедряются удивительно-завораживающие истории гламурных персон, где акцент делается на их чудесном преображении, сделавшим их знаменитыми/богатыми/медийными.

Миф сакрализирует пространство гламура, наделяя его собственными Богами, сверхъестественными/магическими чертами и свойствами, что значительно усиливает эффект манипуляции идеями идеологии. Мифизация гламурных идей приводит к постулированию вечности красоты, молодости и богатства, переводя русло жизни в ирреальное течение. Миф оказывается вечной символической формой, способной вместить в себя любую информацию, в которой преобладает фантазийный элемент. Пластичность мифа позволяет адаптировать его к быстро меняющимся гламурным тенденциям и поворотам в жизни личности. Посредством гламурного мифа личность конструирует свой идеальный образ. Безусловно, наличие идеала организует бытие личного, стимулируя развитие и становление.

Но нередко между мифической идеальностью образа и реальной личностью существует зазор, что приводит к отчуждению от собственного Я/тела/мифического нарратива, привнося психологический дискомфорт. Личность становится инертной и пассивной, живет в забытьи, слепо копируя гламурные тенденции. Ввиду мифичности самой идеологии гламура и ее идей мы приходим к проблеме трансцендентальности. Конструируемая посредством мифологического нарратива и сопровождающих его образов среда оказывается вне реальности: она плод фантазии идеологов, прибегающих к помощи высоких технологий. Но складывается парадоксальная ситуация, о которой не помышляли романтики XIX века в своих грезах. Фантазийное пространство гламура приобретает черты реальности посредством тиражирования воображаемых образов в пространстве культуры. Романтическое двоемирие как раскол в душе романтика в гламуре преодолевается: фантазия становиться реальностью. Гламурную трансцендентальность вживляют в реальность, благодаря чему гламурный мир приобретает бытие, существуя в/с феноменологической действительност(и)ью. Трансцендентный мир, рождаемый фантазийными идеями и получающий свою визуализацию, претерпевает метаморфозы, становясь реальным. Возможно, именно данная ситуация, ощущаемая интуитивно, способствует личному расколу.

Гламурный человек создает собственных двойников – масочные образы, оказывающиеся мифическими/симулятивными по своей природе. Гламурная идеология, ее (бесконечно модифицирующиеся и варьирующиеся) мифы и образы поддерживаются СМИ. Благодаря последним осуществляется мгновенное тиражирование гламурных стандартов, очаровывающих и подчиняющих себе массовое сознание. Именно технические возможности усиливают элемент манипуляции, осуществляя это довольно незаметно/прозрачно. Приятные взору массового сознания гламурные мифы и образы, постоянно тиражируемые и встречаемые в пространстве социального изо дня в день, оказываются эффективным средством атаки, заставляя поверить в магическую силу преображения внешности, в то, как должно быть и выглядеть. За малый промежуток времени гламурный стандарт усваивается массовым сознанием и чуть позже быстро забывается, стираясь из памяти.

Наиболее ярко данные тактические ходы проявляются по отношению к медийным людям: попав в фокус объективов, личность сначала становится популярной и известной, а позже – о ней могут забыть. Гламур в своей идеологической тиражируемости и навязываемости агрессивен и жесток не только по отношению к массовому сознанию, заставляя его следовать гламурному образу жизни, но и к собственным образам, периодически меняя и тут же забывая об их существовании. При этом гламурная агрессивность и жестокость размываются, становясь практически невидимыми. Массовым сознание нереальная красота воспринимается как реальная, что становится точкой трансформации: фантазийное принимается за действительное, приобретая бытийственность и превращаясь в эталон для подражания другими. Подобная метаморфоза позволяет говорить о гламурной красоте как своеобразном пассионарном толчке, обладающим довольно мощным зарядом энергии. Но данная энергийность искусственна и технологизированна.

Она создается не только идеологами, но и теми, кто чутко уловил тенденции времени. Подчеркнем, значительная часть идеологов гламура создают искусственный современный стандарт красоты ради денег/славы/успешности. Они, скрывая экономическую подоплеку и свой эгоистический интерес, создают симулятивную красоту, виртуозно манипулируя ею. В гламурной идеологии красота создается ради красоты. Ее образы, закрепленные в видеоформате, оказываются временно-текучими и не несут никакой смысловой нагрузки, кроме того, что они эстетичны. Гламурные иконы стиля демонстрируют только эффектную внешнюю оболочку, созданную имиджмейкерами и переведенную в цифровой формат.

Эпатажные выходки и скандалы в гламурном социальном, стимулируемые эгоистичным принципом нарциссизма «Мне позволено все», представляют собой PRходы, имеющие своей целью привлечь внимание и поддержать рейтинг популярности, игнорируя маркеры дозволенного и нравственного. В связи с этим современный гламурный образ можно считать непоэтичным/не(по)этичным: в нем утрируется (техно)эстетичность, но отсутствуют интеллектуальный и нравственный аспекты. Образ, преподносясь театрально/броско/ярко, воспринимается реципиентами некритично. Можно утверждать, гламурный образ развивается в направлении от доброкачественного проявления к вредоносному/злокачественному, что приводит его симулятивному чародейству. Обратим внимание на последние качества образа – чародейство и симуляция, что оказывается созвучным гламуру как феномену социального. Гламурные симулятивные образы обладают в современном обществе властной силой. Современная красота, сделанная с помощью алхимических процедур, дарит ощущение чуда и магии. Гламурная красота в виду своей трансцендентности не схватывает и не конденсирует в себе жизнь в ее разнообразии, скорее, она воплощает очередную финализацию бытия – смерть (естественной) Красоты. Созданные (практически – скроенные) образы современной красоты, позиционирующие идеальные формы, живут отдельно от своего носителя – личности, ее внутренней формы/содержания и естественного вида, что приводит к кризису и даже расщеплению индивида.

Век глянцевых оболочек, перемещающихся на большой скорости в пространстве и не задерживающихся в нем (они временны), позволяет говорить о гламурных образах как привидениях/привидениях, перепутавших среду своего обитания – мир ирреальный, потусторонний. Тиражируемые образы трансцендентальной красоты усваиваются массовым сознанием, которое через их призму оценивает мир и людей в нем. Данное обстоятельство говорит в пользу того, что искусственная красота гламура, навязанная Я извне, определяет его способность воспринимать мир. В заключении подчеркнем следующие моменты. Идеология оказывается необходимым элементом социального, фундирующим его структурные элементы. В современности гламур представляет собой официальную идеологию, чьи доминанты постепенно вошли в бытие личности, играя роль жизненных ориентиров и ценностей. Провозглашая идеи красоты, молодости и богатства, идеология гламура выстраивает определенную идеальную модель личности, довольно подвижную и изменчивую.

Гламурная идеология, тотально подчиняя своим стандартам, основное внимание уделяет только имиджу и полировке внешнего образа, исключая внутреннюю духовную жизнь, интеллектуальные и нравственные аспекты жизни индивида. Бесконечная смена содержания гламурных идей, а также тенденций, мифов и образов делают мир ускользающе-зыбким, ненадежным. Ключевые доминанты гламура оказываются по своей природе технологичными и мифологически-симулятивными. Но проникая в социальное пространство, они начинают создавать собственный мир, довольно комфортный для восприятия массовым сознанием.

Е. Л. Яковлева

Другие новости и статьи

« Достоевский о славянах

«Оружие на новых физических принципах»: мифы и реальность »

Запись создана: Пятница, 9 Ноябрь 2018 в 4:52 и находится в рубриках Новости.

метки:

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика