Манипуляционные тактики идеологии гламура



Манипуляционные тактики идеологии гламура

oboznik.ru - К вопросу об использовании средств информационной войны в российской прессе в XXI веке (на примере событий на Украине)

Объектом исследования стала современная идеология гламура, тиражирование идей которой манипулируют массовым сознанием, способствуя рождению новых взаимоотношений в социальном. Ключевыми ценностями гламурной идеологии являются красота, молодость и богатство. Облекаясь в форму мифа и проходя цифровую обработку, данные идеи и их визуализация оказываются довольно привлекательными, внедряя в сознание людей необременительный формат жизни. Незаметность манипуляционных тактик гламурной идеологии, связанных с насаждением эстетизированной информации, является разновидностью информационной войны, стимулирующей потребительский тип отношений в обществе.

#информационнаявойна#гламур#идеология#мифизации

Современность отличает наличие нового вида войн – информационных, имеющих совершенно разную направленность (политическую, экономическую, религиозную и пр.) и незаметные тактики манипуляционного внедрения. При этом современная электронная среда, мгновенно распространяющая информацию по миру и визуализируя ее, усиливает эффект информационных атак, влияя на социальное/личное и программируя поведенческие реакции человека. Ввиду того, что существует огромное количество видов информационных войн остановимся подробнее только на одной из них, имеющей культурно-экономическую направленность.

Ни для кого не секрет, что сегодня гламур выступает в качестве идеологии, управляющей миром культуры и бытием людей. К числу гламурных идеологов можно отнести людей креативных профессий (фотохудожников, имиджмейкеров, стилистов, визажистов, репортеров, диетологов, пластических хирургов). Более того, гламур нередко создают и вымышленные личности, которые благодаря художественному воображению и таланту создателей обладают исключительно-неотразимой внешностью и демонстративным поведением. Исходя из этого, гламур можно считать спектаклем, в котором гламурность личности оказывается грамотно срежиссированной и театрально-постановочной, каждая деталь ее п(р)оявления хорошо продумана и отрепетирована.

Гламур проник в политику, экономику, науку, искусство, спорт и повседневные практики людей. Каждый человек, рождаемый в пространстве социального, поддернутого флером гламура, начинает осуществлять свой выбор, (сознательнобессознательно/бессознательно-сознательно) придерживаясь гламурных тенденций. С одной стороны, следование гламурным эталонам конституирует личность, но, с другой стороны, навязанный образ, не всегда соответствует индивидуальным характеристикам и мешает создать собственный стиль. Гламур представляет собой особый вид идеологии, в основе которой лежит эксплуатация культурно-духовных идей, тиражирование которых обещает каждому внешнее преображение и счастливое существование. Тремя китами гламурной идеологии считаются красота, молодость и богатство. Обладая абстрактным характером, их содержание и образное воплощение постоянно обновляются.

В идеологии гламура первенство отдается эстетическим категориям (красоте, молодости и богатству в виде роскоши), акцент на которые маскирует консьюмеристские установки и экономическую подоплеку (богатство, измеряемое в денежном эквиваленте). Наглядное (образное) эстетство с доминированием красоты, молодости и роскоши делает гламур явлением привлекательным для массового сознания. Но при этом в контексте гламурного социального значимость и актуальность имеет то, во что можно вложить деньги (заметим, немалые). Рассуждая о гламуре как разновидности информационной войны, обладающей собственными манипуляционными тактиками, отметим следующее. Пространство гламура, на первый взгляд, оказывается демократичным и толерантным, в нем нет классового противопоставления и борьбы.

Идеология гламура обещает каждому счастье, связанное с украшательством своей внешности и демонстративным позиционированием Я. Данная идеологическая система объединяет совершенно непохожих друг на друга людей, принадлежащих разным слоям общества, возрастным категориям, конфессиям и национальностям, что говорит о ее гетерогенности. Тем не менее, сплачивающим и объединяющим началом идеологии выступает (вуалированное) наличие противника – тех, кто противостоит гламурным стандартам, являясь моветон/не комильфо. Данное обстоятельство высвечивает догматичный характер идеологии, не допускающей никаких отклонений. В этом отношении гламурная идеология обладает такой же ключевой целью, как и другие идеологические системы: распространение определенных идей/идеалов, через призму которых рассматривается общественное обустройство и принципы проявления в нем.

При этом выдвижение на первый план таких ценностей как красота, идеал, стиль, новизна, обладающих эстетическим модусом, и комфортная жизнь, благосостояние, телесность, престижный уровень потребления, относящихся к витальным, приводит к игнорированию интеллектуальных и моральных ценностей. Идеология гламура способствует выборочности и среди социальных ценностей: отвергая такие как трудолюбие, профессионализм, дисциплинированность, справедливость и активное участие в жизни общества, гламурными признаются только статус и богатство. Ревизия ценностей приводит к новым ситуациям в социальном, связанным с необременительно-развлекающим форматом жизни, признаваемым в качестве нормы массовым сознанием. Мощной силой манипулятивно-информационных атак гламурной идеологии обладают его мифизации и их тиражирование посредством СМИ. Так, существенным элементом гламурной идеологии становится миф, поддерживающий тягу человека к магическому/чудесному, создающий иллюзию гармонии с окружающим миром/Я. Мифизация, в том числе гламурных идей, вуалирует реально существующие страхи в бытии личности, связанные с трагедиями, уродством, бедностью, старостью и смертью. Последние укрываются в контексте идеологии посредством яркости, броскости, легкости, оптимистичности, утонченности и даже стервозности, а также цифровой обработки. Благодаря мифу в массовое сознание внедряются удивительно-завораживающие истории гламурных персон, где акцент делается на их чудесном преображении, сделавшим их знаменитыми/богатыми/медийными.

Миф сакрализирует пространство гламура, наделяя его собственными Богами, сверхъестественными/магическими чертами и свойствами, что значительно усиливает эффект манипуляции идеями идеологии. Мифизация гламурных идей приводит к постулированию вечности красоты, молодости и богатства, переводя русло жизни в ирреальное течение. Миф оказывается вечной символической формой, способной вместить в себя любую информацию, в которой преобладает фантазийный элемент. Пластичность мифа позволяет адаптировать его к быстро меняющимся гламурным тенденциям и поворотам в жизни личности. Посредством гламурного мифа личность конструирует свой идеальный образ. Безусловно, наличие идеала организует бытие личного, стимулируя развитие и становление.

Но нередко между мифической идеальностью образа и реальной личностью существует зазор, что приводит к отчуждению от собственного Я/тела/мифического нарратива, привнося психологический дискомфорт. Личность становится инертной и пассивной, живет в забытьи, слепо копируя гламурные тенденции. Ввиду мифичности самой идеологии гламура и ее идей мы приходим к проблеме трансцендентальности. Конструируемая посредством мифологического нарратива и сопровождающих его образов среда оказывается вне реальности: она плод фантазии идеологов, прибегающих к помощи высоких технологий. Но складывается парадоксальная ситуация, о которой не помышляли романтики XIX века в своих грезах. Фантазийное пространство гламура приобретает черты реальности посредством тиражирования воображаемых образов в пространстве культуры. Романтическое двоемирие как раскол в душе романтика в гламуре преодолевается: фантазия становиться реальностью. Гламурную трансцендентальность вживляют в реальность, благодаря чему гламурный мир приобретает бытие, существуя в/с феноменологической действительност(и)ью. Трансцендентный мир, рождаемый фантазийными идеями и получающий свою визуализацию, претерпевает метаморфозы, становясь реальным. Возможно, именно данная ситуация, ощущаемая интуитивно, способствует личному расколу.

Гламурный человек создает собственных двойников – масочные образы, оказывающиеся мифическими/симулятивными по своей природе. Гламурная идеология, ее (бесконечно модифицирующиеся и варьирующиеся) мифы и образы поддерживаются СМИ. Благодаря последним осуществляется мгновенное тиражирование гламурных стандартов, очаровывающих и подчиняющих себе массовое сознание. Именно технические возможности усиливают элемент манипуляции, осуществляя это довольно незаметно/прозрачно. Приятные взору массового сознания гламурные мифы и образы, постоянно тиражируемые и встречаемые в пространстве социального изо дня в день, оказываются эффективным средством атаки, заставляя поверить в магическую силу преображения внешности, в то, как должно быть и выглядеть. За малый промежуток времени гламурный стандарт усваивается массовым сознанием и чуть позже быстро забывается, стираясь из памяти.

Наиболее ярко данные тактические ходы проявляются по отношению к медийным людям: попав в фокус объективов, личность сначала становится популярной и известной, а позже – о ней могут забыть. Гламур в своей идеологической тиражируемости и навязываемости агрессивен и жесток не только по отношению к массовому сознанию, заставляя его следовать гламурному образу жизни, но и к собственным образам, периодически меняя и тут же забывая об их существовании. При этом гламурная агрессивность и жестокость размываются, становясь практически невидимыми. Массовым сознание нереальная красота воспринимается как реальная, что становится точкой трансформации: фантазийное принимается за действительное, приобретая бытийственность и превращаясь в эталон для подражания другими. Подобная метаморфоза позволяет говорить о гламурной красоте как своеобразном пассионарном толчке, обладающим довольно мощным зарядом энергии. Но данная энергийность искусственна и технологизированна.

Она создается не только идеологами, но и теми, кто чутко уловил тенденции времени. Подчеркнем, значительная часть идеологов гламура создают искусственный современный стандарт красоты ради денег/славы/успешности. Они, скрывая экономическую подоплеку и свой эгоистический интерес, создают симулятивную красоту, виртуозно манипулируя ею. В гламурной идеологии красота создается ради красоты. Ее образы, закрепленные в видеоформате, оказываются временно-текучими и не несут никакой смысловой нагрузки, кроме того, что они эстетичны. Гламурные иконы стиля демонстрируют только эффектную внешнюю оболочку, созданную имиджмейкерами и переведенную в цифровой формат.

Эпатажные выходки и скандалы в гламурном социальном, стимулируемые эгоистичным принципом нарциссизма «Мне позволено все», представляют собой PRходы, имеющие своей целью привлечь внимание и поддержать рейтинг популярности, игнорируя маркеры дозволенного и нравственного. В связи с этим современный гламурный образ можно считать непоэтичным/не(по)этичным: в нем утрируется (техно)эстетичность, но отсутствуют интеллектуальный и нравственный аспекты. Образ, преподносясь театрально/броско/ярко, воспринимается реципиентами некритично. Можно утверждать, гламурный образ развивается в направлении от доброкачественного проявления к вредоносному/злокачественному, что приводит его симулятивному чародейству. Обратим внимание на последние качества образа – чародейство и симуляция, что оказывается созвучным гламуру как феномену социального. Гламурные симулятивные образы обладают в современном обществе властной силой. Современная красота, сделанная с помощью алхимических процедур, дарит ощущение чуда и магии. Гламурная красота в виду своей трансцендентности не схватывает и не конденсирует в себе жизнь в ее разнообразии, скорее, она воплощает очередную финализацию бытия – смерть (естественной) Красоты. Созданные (практически – скроенные) образы современной красоты, позиционирующие идеальные формы, живут отдельно от своего носителя – личности, ее внутренней формы/содержания и естественного вида, что приводит к кризису и даже расщеплению индивида.

Век глянцевых оболочек, перемещающихся на большой скорости в пространстве и не задерживающихся в нем (они временны), позволяет говорить о гламурных образах как привидениях/привидениях, перепутавших среду своего обитания – мир ирреальный, потусторонний. Тиражируемые образы трансцендентальной красоты усваиваются массовым сознанием, которое через их призму оценивает мир и людей в нем. Данное обстоятельство говорит в пользу того, что искусственная красота гламура, навязанная Я извне, определяет его способность воспринимать мир. В заключении подчеркнем следующие моменты. Идеология оказывается необходимым элементом социального, фундирующим его структурные элементы. В современности гламур представляет собой официальную идеологию, чьи доминанты постепенно вошли в бытие личности, играя роль жизненных ориентиров и ценностей. Провозглашая идеи красоты, молодости и богатства, идеология гламура выстраивает определенную идеальную модель личности, довольно подвижную и изменчивую.

Гламурная идеология, тотально подчиняя своим стандартам, основное внимание уделяет только имиджу и полировке внешнего образа, исключая внутреннюю духовную жизнь, интеллектуальные и нравственные аспекты жизни индивида. Бесконечная смена содержания гламурных идей, а также тенденций, мифов и образов делают мир ускользающе-зыбким, ненадежным. Ключевые доминанты гламура оказываются по своей природе технологичными и мифологически-симулятивными. Но проникая в социальное пространство, они начинают создавать собственный мир, довольно комфортный для восприятия массовым сознанием.

Е. Л. Яковлева



Другие новости и статьи

« Достоевский о славянах

«Оружие на новых физических принципах»: мифы и реальность »

Запись создана: Пятница, 9 Ноябрь 2018 в 4:52 и находится в рубриках Новости.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы