10 Ноябрь 2018

Биармия: легенда или реальность?

oboznik.ru - Биармия: легенда или реальность?
#биармия#легенда#историяроссии#история

Мы начинаем путешествие в младенческие годы нашей "малой родины". До сих пор у историков многих стран нет единого мнения о местонахождении сказочной Биармии (Бьармия, Бьярмия, Бярмия, Бьярмаланд). Некоторые истории считают Бъярмаланд скандинавским названием берега Белого моря. Давайте вместе с ними попробуем разобраться в этой непростой историко-географической гипотезе. Древнегреческий историк и географ Геродот, живший в V веке до нашей эры, описал природу Скифии, ее реки, обычаи скифов, перечислил племена, проживавшие по соседству со скифами. Большой интерес для нас представляют записки Геродота о северных племенах йирков и тис-сагетов, живущих в стране, покрытой лесами. Вероятно, как считает академик Б. А. Рыбаков, это были предки финно-угорских народов. Этот ученый, большой знаток Древней Руси, тиссагетов отождествляет с предками мордвы и предполагает, что лесные охотники—йир-ки — жили где-то поблизости от тиссагетов.

Исследователь К. С. Королев считает, что это были предки коми народа, и отмечает близость слов, идущих из глубины тысячелетий: "йирки" — северные лесные охотники Геродота и "Йиркап" ("Йирки") — знаменитый охотник из старинного коми предания. В начале нашей эры римский писатель Квинт Курций Руф упоминает о бабиях, живущих в стране, где почти, полгода не бывает солнца и длится непрерывная ночь, после которой наступает непрерывный день. В зимнее время, по его словам, жилища бабиев заносит снегом и жители выходят через дымовое отверстие, а также устраивают ходы под снегом из одного жилища в другое. » Обратимся к русским летописям. Только в одной из них мы найдем упоминание о легендарной стране Биармии. "Отец русской истории" В.Н. Татищев ссылается на летопись Иоакима, епископа Новгородского, которую иногда называют Иоакимовской. В ней говорится: "Сие есть достопамятное изъяснение, что Бярмия или Корелия тогда об реку Кимень с Финляндией или Варягами граничила".

Эта запись дала ему основание предполог жить, что Биармия находилась где-то в районе Карельского перешейка. Как ни странно, но более подробные .сведения по этому вопросу мы можем отыскать в древлехранилищах Дании. Архивы старинных монастырей Исландии сохранили ценнейшие материалы по истории Русского Севера. Это — исландские саги, которые представляют собой эпические произведения с элементами фантастики. "Сага" в переводе с древнеисландского обозначает "сказание". Сагами называют произведения об исландцах, или "родовые саги". Помимо них существовали "саги о конунгах" (вождях), "саги об епископах", "саги о древних временах", а также стоящая несколько особняком "Сага о Стурлунгах"2. Исландский автор Снорри Стурлусон свел воедино все королевские саги, используя традиции скальдических стихов и рунических надписей. Его труд и составил "Хеймскринглу" — "Круг Земли", "единственную в своем роде сокровищницу сведений о давнем прошлом Северной Европы, о ее легендарных мифических временах, о бурной эпохе викингов, о богатых событиями первых веках существования скандинавских государств", как пишет в предисловии к русскому переводу этого издания видный скандинавист М. И. Стеблин-Каменский3. Снорри Стурлусон помещает Биармию примерно в районе Кольского полуострова, ограничивая ее пределы устьем Северной Двины. В Западной Европе о существовании Биармии узнали в начале XVI века из книги Саксона Грамматика, впервые напечатанной в Париже в 1514 году.

Он располагает эту страну то в устье реки Вины (ориентируясь на саги об. Одде-Стреле), то вблизи Ладожского озера (ссылаясь на саги о Хальвдане, сыне Эйстейна)1. Для европейской картографии Биармию открыл шведский ученый Олаус Магнус, поместивший ее на Кольском полуострове. В своей книге "История северных народов” О. Магнус так описал эту легендарную страну: "Биармия — северная область, зенитом которой служит сам Северный полюс, а ее горизонт составляет равноденный и равнонощный круг (Северный полярный круг — Е. А.), который, разрезая и разделяя Зодиак на две равные части, делает так, что половина года составляет там один день, а другая — ночь"2. О. Магнус помещает Биармию за полярным кругом. По его представлению, она простирается до самого Северного полюса, на западе граничит со Скрисфиннией, на юге — с Лапландией. Так же, как и писатель Саксон Грамматик, Олаус Магнус делит Биармию на две части: ближнюю и дальнюю. Первая покрыта высокими горами и вечными снегами. Они не тают даже летом из-за недостатка солнечного тепла.

Среди гор расположены леса, кустарники, пастбища для домашних и диких животных. Ближняя Биармия, как сообщает Олаус Магнус, не приспособлена для жизни человека и препятствует проникновению европейцев в дальнюю Биармию, которую населяют удивительные племена, занимающиеся оленеводством, охотой и рыболовством. Обилие природных богатств в обеих Биармиях делает совершенно ненужным земледелие, хотя почва там достаточно плодородна. Население обеих Биармий поклоняется идолам и верит в черную магию’.

Крупнейшие западноевропейские картографы XVI века Меркатор и Ортемий сохранили название "Биармия" для центральной части Кольского полуострова. В это же время.на основе сведений, собранных английскими и голландскими мореплавателями, создаются карты, на которых Кольский полуостров изображается без Биармии и назван "Lacus Albus" ("Белое озеро"). * Самой яркой фигурой в истории изучения Биармии оказался шведский ученый Страленберг, чье отождествление Биармии и Перми было принято многими российскими историками как нечто, не требующее доказательств. Этой точки зрения придерживались и многие зарубежные ученые: датчанин К. Расмуссен, швед А. М. Стриннгольм, финны А. И. Шёгрен, М. А. Кастрен, Д. П. Европеус, И. Р. Аспелин.

Специалисты по истории Биармии Т. Н. Джаксон и Г. В. Глазырина специально изучили вопрос о локализации этой загадочной страны. Они считают, что отечественная историография Биармии насчитывает более двух веков. Первое упоминание Биармии в исторической литературе содержится в работе академика Г. Ф. Миллера (1760 г.). В небольшом параграфе, • посвященном древнескандинавской / топонимике. Древней Руси, он написал, что скандинавский Холмград есть имя древнего города Холмогор, столицы Биармии’.

М. В. Ломоносов в своей "Древней российской истории…" пишет о Биармии, которая "далече простиралась от Белого моря вверх, .около Двины реки, и был народ чудский сильный, купечествовал дорогими звериными кожами с датчанами и с другими нормандцами. В Северную Двину-реку с моря входили морскими судами до некоторого купеческого города, где летом бывало многолюдное и славное торговище: без сомнения, где стоит город Холмогоры"’. В то же время он уточняет, что под страной Биармией нужно понимать Пермию, которая, как известно, вела обширную торговлю не только с Древней Русью, но и с Персией, а, возможно, и с Индией. Не случайно М. В. Ломоносов отмечал, что • "дорогими собольими мехами торг из России на запад уже за семьсот лет известен из внешних авторов".

Он одним из первых сделал предположение, что народ,,, населяющий эту страну (Биармию), — чудского происхождения. Со свойственной ему задиристостью и известной долей иронии архангельский помор категорически отверг мнение немецких ученых Г. 3. Байера и Г. Ф. Миллера о происхождении названия своего родного города Холмогоры от скандинавской Голльмгардии. С таким лингвистическим подходом, замечает М. В. Ломоносов, столицу Швеции "неправедно Стокголм называют, но должно им звать оную Стиоколной". Действительно, на Русском.Севере в прежние времена шведскую столицу называли Стекольной. Следует заметить, что архангельский самородок был блестящим полиглотом и нладел более чем тридцатью языками. Как установил историк культуры и литературы П. П. Пекарский, М. В. Ломоносов, заинтересовавшись сравнительным анализом лексики и грамматики, прочел Библию на ирландском, датском и шведском языках и установил степень их языкового родства. Российский ученый являлся членом Шведской Академии наук’.

Более категоричным в отношении расположения первой столицы’ Русского Севера был архангельский летописец, "степенный гражданин" В. В. Крестинин. В обстоятельном научном труде "Начертание истории города Холмогор" он писал: "Исключить из истории города Холмогор все чужестранные торги, присвоенные прежде 16 века, сему месту, которое никогда столицею в Биармии не бывало и которому также чуждо имя порода Ункрада". Для этого утверждения были достаточно серьезные основания. Другой не менее авторитетный писатель, этнограф М. Д. Чулков, ссылаясь на византийские источники, располагает в районе Северной Двины загадочную страну Белую Сармацию со. своей столицей городом Ункрадом. Он высказывает предположение, что эта страна и есть Биармия, которая подчинялась Великому Новгороду, вела обширную торговлю с камскими болгарами, и что "иногда Индийские и Персидские купцы из Каспийского моря реками Волгою, Камою, Печорою и Двиною в Северный Океан, или то тогдашнему названию в Скифское море для торговли со Швецией, Норвегией и прочими государствами при-

ходили". Больше того, он выдвигает невероятное и почти бездоказательное предположение о заходе в Северную Двину кораблей из "Дакии" (Дании — В. Б.) и из Немецкой земли, груженных британскими и кельтскими (английскими и французскими — В. Б.) товарами1. Приведем еще два взаимоисключающих мнения знатоков истории Русского Севера. Авторитетный писатель Козьма Молчанов в своем "Описании Архангельской губернии" делает попытку отыскать древние торговые пути, по которым восточные купцы • приходили в Биармию. Ссылаясь на рассказы устьсысольских торговцев, он утверждает, что "вблизи Чердыня, где ныне учреждается Екатерининский канал для соединения рек Камы с Двиною, видны и поныне древние следы бывшей старинной большой дороги, колесами выбитой, которая уже заросла большим, в охват, лесом".

По мнению К. Молчанова, это и есть древняя торговая дорога в Биармию. Историк С. К. Кузнецов в статье "К вопросу о Биармии" категорически утверждает: "Биармия на берегах Северной Двины и в пределах Перми Великой есть мираж, научное заблуждение, с которым пора покончить навсегда"’. Но вернемся снова к исландским сагам, которые подвергались тщательному изучению специалистами разных стран на протяжении нескольких веков. Среди этих ученых был и русский писатель и историограф Н. М. Карамзин. Николай Михайлович един во мнении со скандинавскими писателями о том, что северный морской путь в ‘устье Двины был открыт в IX веке норвежцами, -которые торговали с нашими предками, а нередко и грабили доверчивых обитателей этой земли во время своих походов. Он также считал, что "норвежцы до самого XIII века ходили на кораблях в Биармию.

Белое Море и часть Ледовитого к берегам Архангельской губернии, долго назывались в России Мурманским, то есть, Норманским4 или Норвежским морем’4. Добавим от себя, что и до настоящего времени один из рукавов дельты Северной Двины носит название Мурманского. В 1906 году филолог К. Ф. Тиандер опубликовал обстоятельное исследование о плаваниях викингов в Белое море и о местонахождении Биармии в районе устья Северной Двины. Он был убежден, что первым норвежцем, открывшим Северный морской путь в Белое море, был Оттар (Отер, Оттер) из Калогаланта (Халлогаланда — В. Б.), совершивший эту поездку в 70—80 годах IX века2. Кто же такой Оттар? Мы располагаем немногочисленными сведениями.о нем. В V веке испанский священник Павел Орозий издал свое знаменитое историческое сочинение, в котором содержалось описание мира, каким он представлялся европейцами в то время. В конце IX века английский король Альфред Великий издал перевод "Истории” Павла Орозия. Новое издание было дополнено рассказом норвежца Оттара о его плавании. на Север в Биармию. Мы узнаем, что Оттар был хёвдингом (вождем) большой провинции на севере Норвегии, владельцем шестисот оленей, двадцати голов крупного .рогатого скота, сорока овец и свиней.

Он занимался морским зверобойным промыслом, а также охотой на диких оленей, для чего в его хозяйстве имелись специг альные олени-манщики. Местные саамы платили дань Оттару ездовыми оленями, шкурами пушного и морского зверя, птичьими перьями и пухом. Норвежские археологи раскопали недалеко от современного города Тромсё деревню IX века, в которой, как они предполагают, находилась резиденция Оттара. Не случайно музеем города Тромсё выпускается научно-популярный исторический журнал "Оттар", один из номеров которого посвящен истории Беломорского Севера (издан на норвежском и русском языках)’. Норвежский ученый О. И. Ионсен считает, что Оттар плыл по пути, проложенному ранее его соплеменниками, и не был первооткрывателем Биармии2. Вернемся к рассказу Оттара о его морской "прогулке” в северные широты, в те края, куда ‘.’китоловы никогда не ездят".

Проплывая мимо полуострова, известного нам под названием Кольского, он изредка встречал рыбаков и охотников, которых называл терфиннами и терскими финнами, терскими саамами. Исследователи значение корня "ter" связывают со скандинавским словом "дерево". Исходя из этой этимологии, терфинны — лесные финны, Терский берег — Лесной берег3. Шведский историк А. М. Стриннгольм полагает, что это были терские лопари, которые позднее населяли Русскую Лапландию, называемую в древних источниках страной Треннес\ Это название подтверждают и русские исторические источники. В договорных грамотах Новгорода 1264—1471 гг. в числе новгородских волостей всегда упоминается Тер (Тир, Тре).

В новгородской летописи 1216 года упомянут "Терьский даньник", то есть сборщик дани Терской волости Новгорода Великого, которую русские исследователи помещают на картах в районе современного Терского берега Кольского полуострова’. Оттар все время плыл вдоль берега сначала на север, затем на юг, пока не достиг устья большой реки (Vinu). Все его морское путешествие на корабле длилось пятнадцать дней (не считая времени для остановок в пути). За это время он мог пройти до тысячи миль и достичь севера европейской части России2. Эта большая река вела в глубь страны, но норвежские мореходы повернули обратно, боясь нападения местных жителей. "Это была первая населенная страна, какую они нашли с тех пор, как оставили свои собственные "3 дома .

Наблюдательный Оттар заметил, что терфинны и биармийцы говорят почти на одном и том же языке. Можно предполагать, что норвежские мореплаватели побывали в нижнем течении Северной Двины, как раз там, где расположен мыс Пур-наволок, ставший впоследствии центром города Архангельска. В подарок королю Оттар преподнес "рыбий зуб" — бивень нарвала (морского единорога) или моржа. Он также поведал ему о "китах", которые в Биармии меньших размеров, чем в Норвегии. Можно утверждать, что речь шла о тюленях, всегда водившихся в изобилии в Белом море. Оттар отмечал, что встречающиеся у берегов его родины киты достигают 48 аршин длины, а беломорские — не длиннее 7 аршин.

Он шестью гарпунами убил "60 штук в два дня". Шкура этих животных использовалась для изготовления корабельных канатов1. Исландские саги рассказывают о грабительском походе летом 965 года викинга Харальда Серый Плащ в Биармию: "Победил там Харальд и убил много народу, грабил повсюду в стране той и добыл огромное богатство"2. Для нас важно упоминание в описании этого похода реки Вины (Северной Двины — В. Б.). Река Западная Двина обозначается в скандинавских письменных источниках, начиная с рунических надписей, как "Дуна"3. Во многих сагах имеются вполне достоверные сведения о природе Биармии. Так, в "Саге о Боси" говорится о месячном путешествии отряда викингов в глубь Биармии по глухой тайге, которую они назвали Двинским лесом.

В пути они охотились на зверей и птиц, .питались ягодами и соком деревьев, в труднопроходимых чащобах одежда норманнов пришла в негодность. В "Саге о Торире Собаке" упоминается о том, что викинги, идущие по густому лесу, делают затесы на деревьях, чтобы не потерять обратную дорогу к Своим кораблям4. В древнескандинавских географических сочинениях можно прочитать и такие слова: "К северу от Норвегии —- Финнмарк. Там земля поворачивает на северо-восток и дальше на восток, пока не доходит до Бьярмаланда, а он платит дань конунгу Гардов". Это чрезвычайно важное и единственное сообщение о даннической зависимости бьярмов от Руси. • Как часто совершались плавания норвежских викингов в Биармию в X—XII столетиях, носили ли эти плавания эпизодический или регулярный характер, мы,, к сожалению, не знаем." Исландские саги рассказывают о том, что конунг (вождь — В. Б.) Эйрик Кровавая Секира ходил войной "на север в Финнмарк и дальше вплоть до Бьярмаланда"; братья Карли и Гуннстейн, отправляясь "на север в Бьярмаланд", повели сначала свой’корабль "на север в Халогаланд", а оттуда "на север в Финнмарк" и встретились со своим попутчиком Ториром Собакой у Сандвера (лежащего на острове Рингвассёй у побережья Финнмарка); конунг Хакон, воспитанник Торира, "плавал на север в Бьярмаланд, а была у него там битва, и он победил"; Одд Стрела отправился с острова Рам стад "на север в Финнмарк, а оттуда в Бьярмаланд", конунг Хьерлейв из Рогаланда поплыл вдоль побережья Норвегии с остановкой на острове Ньярдей "на север в Бьярмаланд"2. Наш . интерес могут вызвать два географических названия, упоминающиеся в исландских сагах: Финнмарк и Гандвик. Первое из них обозначает северную область (провинцию) современной Норвегии,- которая получила название от ее местных жителей финнов (саамов).. В труде историка Снорри Стурлусона есть любопытный географический фрагмент: "Финнмарк — обширная страна. На западе, на севере и всюду на востоке от нее лежит море и от него идут большие фиорды. На юге же находится Норвегия, и Финнмарк тянется с внутренней стороны почти так же далеко на юг, как Халогаланд по берегу… Далеко на север по Финнмарку идут стойбища, одни - в горах, другие в долинах, а некоторые у озер.

В Финнмарке есть удивительно большие озера, а вокруг них — большие леса, и из конца в конец через всю страну тянется цепь высоких гор. Ее называют Квелир". Саги знают два Финнмарка. Первый — реальный, населенный финнами (лапландцами), куда норвежцы регулярно совершали свои походы как’для торговли, сбора дани, так и для откровенного разбоя среди местного населения. Другой Финнмарк -— фантастический, населенный великанами, колдунами,-чудовищами, так же, как и Биармия, представляющий собой "царство мертвых". Проведенные в последние годы исследования различных саг, призванные определить степень достоверности содержащихся в них фактов, позволяют сделать вывод о том, что,’хотя исторические сведения в них значительно искажены: и фантастичны, "все же рациональное зерно можно вычленить в любвях, даже в самых на первый взгляд легендарных построениях 2. Скандинавское происхождение топонима "Гандвик" не вызывает сомнения. Вторая часть* этого названия — "вик" — производное от норвежского слова "залив”. Сложнее со значением первой части топонима. . Одни исследователи ‘склонны толковать его как "залив чудовищ", другие ,—волчий залив" Г третьи — "колдовской залив"3. Такое странное название было дано норвежцами Белому морю.

Однако оно постепенно вытеснялось русскими по мере того, "как торговля в Белом море ускользала из рук норманнов"1. К концу XVII века скандинавское название Белого моря навсегда исчезло с морских карт и лоций, оставшись лишь в памяти поморов, их былинах и сказаниях. Изучение исландских саг помогло установить, когда норвежцы перестали плавать в Биармию. Ценные сведения о последних плаваниях норвежцев содержит важнейший источник по истории Норвегии, и Поморья — "Сага о короле Хаконе, сыне Хакона". Для нас представляют интерес два фрагмента из этой саги. Вот один из них: "Хакон конунг… велел построить церковь на Севере в Трумсе (Тромсё — В. Б.) и окрестил весь тот приход. К нему пришло много биармов, бежавших с востока от нашествия татар,- и окрестил он их, и дал им фиорд, называемый Малангр"2. ‘Если исходить из того, что кони монголо-татар никогда не доносили своих всадников до берегов Белого моря, то всего вероятнее, что прогнали биармийцев с их земли новгородские ушкуйники или дружинники. Имеется и другое суждение. Нашествие войск Батыя на Русь вызвало перемещение населения на Север. Стремительное продвижение русского населения в Заволочье могло вызвать бегство биармов дальше на Север.

Второй рассказ посвящен торговой поездке в Биармию на четырех кораблях норвежцев Андреса Свальдарбанда и Ивара Утвика. Из текста саги можно сделать заключение, что подобные поездки викингов были обычным явлением. Примечательно, что норвежцы хорошо ориентировались в пути и знали дорогу из Заволочья в центральные русские земли. Один из участников похода, норвежец Оглунд, отправился из Беломорья в Суздальскую землю, а оттуда через Новгород или Киев в Палестину (Иерусалим). Это дает основание утверждать, что "русское население и русская администрация в Поморье знали о приездах норвежцев и об их контактах с местными жителями и сообщали об этом в центр страны"’. В этой же саге говорится о том, что плавание викингов, совершенное в 1222 году, было последним: "с тех пор не ездим в Бьармию". Большой знаток скандинавской истории И. П. Шаскольский сделал, как нам кажется, правильный вывод: "Причиной прекращения плаваний было растущее освоение Поморья русскими. Торговые поездки в Биармию имели смысл, пока норвежцы могли там монопольно и по дешевке скупать местные товары.

К XIII веку Поморье осваивается новгородцами, и местным жителям, видимо, стало. выгоднее продавать свои_товары новгородским торговым’людям"2. Многие отечественные и зарубежные исследователи едины во мнении, что биармийцы. принадлежали к чудскому племени. Шведский историк А. М. Стриннгольм считал, что Биармия была не только древним государством, но и "средоточием различных чудских племен или, по крайней мере, какого-нибудь из них”. Он ссылается на ученого A. S. Arwidsson, который считал, что биармийцы принадлежали к саволацукому чудскому племени3. Большие разногласия среди ученого мира вызывает местонахождение легендарной Биармии. Тщательнбе исследование карт XVI века, при составлении которых использовались старые источники, показало, что Биармией часто называли Кольский полуостров.

На карте Олауса Магнуса северо-восточный берег Кольского полуострова изрезан глубокими заливами и устьями рек, не имеющих названия.* На одном из таких заливов расположены "друг против друга два замка. Один из них — норвежская’ крепость Вардегус (Варде), построенная для закрепления за Норвегией всего Финнмаркена. К юго-востоку от крепости на карте изображена земля, названная Биармией (Бьярмией)’. Те же очертания имеет Биармия и на картах Г. Меркатора, который разместил ее к востоку от Финнмаркена и западнее Северной Двины2. Подведем некоторые итоги нашего краткого путешествия в страну Биармию. Большинство историков; как отечественных, так и зарубежных, считают, что Биармию нужно искать в Поморье.

Ученый Б. В. Бубрих название страны (Bjarmaland) и народа (Bjarmar) производит от прибалтийско-финского "регашаа" — "задняя земля, земля за рубежом", то есть Заволочье. Так карелы и вепсы называли территорию к северу и востоку от своих земель3. На основании изучения одного и того же источника — известия викинга Оттара — русские исследователи Н. Дергачев (1887 г.) и В. Корт (1893 г.) пришли к разным выводам. Первый ученый разместил’ Биармию на Кольском полуострове’, второй — по реке Мезени. Финский ученый Карл Ф. Мейнандер считает, что центральный район страны биармов находился на территории нынешнего Ярославля, откуда они совершали свои далекие путешествия к побережью Ледовитого океана, в северную Скандинавию и Финляндию. В научных работах он приводит два важных факта, подтверждающих эту версию: "На Средней Двине имеется по крайней мере одна значительная находка с "пермскими" предметами — это село Воскресенское. В одном из сообщений о поездке в Биармию в 1222 году явственно назывался Суздаль".

Большая группа ученых склонна отождествлять Биармию с Пермью Великой. Среди них были М. В. Ломоносов, Н. М. Карамзин, Н. И. Костомаров, М. П. Погодин, Е. Е. Замысловский, писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк, занимавшийся археологическими раскопками в Прикамье и собиранием древностей. Исследователь М. Михайлов считает село Усть-Вымь в Перми центром легендарной Биармии. Он определяет этимологию слов "зыряне" и "Биармия". Первое он производит от мансийского "саран-кум", что в переводе — "человек, почитающий женское божество", второе — от трех зырянских слов: "би" (огонь) — ”ур" (белка) -— "му" (земля)4. Однако у версии, которой придерживается эта группа ученых, немало и противников. К примеру, Известный пермский историк А. А. Дмитриев подчеркивал: "Ни в данных раскопок не видим мы никакого указания на древнюю, мнимо великую Биармию. Она упоминается в преданиях, только не местных, а чуждых — скандинавских".

В начале XIX века большой любитель старины В. Н. Берх отправился на Каму в поисках исчезнувшей цивилизации. Проведя раскопки чудских городищ, он высказал предположение, что Биармия, если и существовала, то находилась на западном берегу Белого моря2. Многие историки, этнографы и географы размещают Биармию на Кольском полуострове и в Карелии. Этнолог Т. А. Бернштам считает, что слово "Berme" (древнегерманское — "береговая полоса"), обозначающее некую прибрежную территорию, хотя и не оставило следов в местной топонимии, предположительно может быть связано с побережьем Кандалакшского залива, а в биар-мийцах Оттара естественнее всего видеть какие-то группы саамов.

"Карельская гипотеза" отождествляет народ биармов (бьярмов) с карелами. Исследователь Е. Квалин выдвинул предположение о том, что Биармия тождественна Волжской Булгарин. В последние годы писатель А. Л. Никитин стал настойчиво пропагандировать версию о расположении

Биармии в районе современной Прибалтики’. Последние точки зрения не получили научного признания, так как основаны на чисто умозрительных построениях. Так где же искать Биармию — легендарную и историческую? К сожалению, бассейн реки Северной Двины археологически еще изучен довольно слабо. Только в последние годы появились интересные находки. К примеру, на территории Архангельска найден клад, содержащий около двух тысяч серебряных монет и более десятка ювелирных изделий. В их числе несколько восточных монет-дирхемов X—XI веков. Весь клад датируется XI — началом XII века. Возможно, мы стоим на пороге открытия исторической Биармии на Русском Севере. Более обстоятельные археологические раскопки и другие научные исследования, вероятно, позволят поставить точку в разрешении этой непростой исторической проблемы.

Булатов В. Н.

Другие новости и статьи

« Арбалет против лука

Иван IV, Грозный или…? о роли историко-сравнительного метода в верификации исторического знания »

Запись создана: Суббота, 10 Ноябрь 2018 в 10:07 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика