14 Ноябрь 2018

Технология и методы вербовки и индоктринации в экстремистские организации

oboznik.ru - К вопросу об использовании средств информационной войны в российской прессе в XXI веке (на примере событий на Украине)
#экстремизм#вербовка#социальныесети

В статье рассмотрена проблема вовлечения, индоктринации и информационной обработки потенциальных жертв вербовки в экстремистские организации. Так как одной из самых распространённых площадок для вербовки в наше время являются социальные сети, в статье разобраны основные этапы и методы с помощью которых происходит вербовка и вовлечения потенциальных адептов в экстремистские организации именно в социальных сетях. Так же в статье был коротко разобран и сам процесс индоктринации, который в свою очередь состоит из трёх последовательных этапов.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, вербовка, социальные сети, индоктринация, исламизм, национализм. Вербовка в экстремистские и террористические представляет собой довольно крупную проблему современности, в особенности вербовка в ИГИЛ. Согласно исследованию проведенному компанией The Soufan Group в 2015 году и опубликованному в докладе «Foreign fighters. An Updated Assessment of the Flow of Foreign Fighters into Syria and Iraq» [1, С. 6-15] поток новообращенных террористов из России и стран СНГ имеет пугающие масштабы. Так, согласно приведенным в докладе цифрам Россия занимает 3 место среди поставщиков «свежего мяса» для Исламского государства. Согласно данным на 17 сентября 2015 года в рядах ИГИЛ сражается около 2400 граждан Российской федерации. Таким образом, можно сказать, что проблема вербовки в экстремистские организации стоит для РФ очень остро.

В данной статье мы разберем методы интернет вербовки и процесс индоктринации в экстремистские организации. Любой акт вербовки (вовлечения) человека в радикальную организацию включает в себя несколько обязательных элементов: вербовщика, его жертву, лиц, служащих объектом воздействия и методологию воздействия [2]. Наиболее распространёнными ресурсами для привлечения сторонников в экстремистские организации в наше время являются социальные сети. В России это «ВКонтакте». Основными площадками для поиска потенциальных жертв вербовки тут являются тематические паблики посвященные религии, в том числе и радикальным течениям, националистические и языческие паблики, группы мимикрирующие под военно-патриотические, под группы по продаже одежды и аксессуаров. Например, прекратившая в настоящее время работу группа «Реструкта» «Реструкт Life ✓», действующая до сих пор группа «Реструкт Футболки». Группа общественного движения «Сопротивление». В Кемерово действует группа языческого толка «СВАРГА» мимикрирующая под паблик бутика по продаже брендовой одежды в славянском стиле. Так же активную вербовку через сеть Интернет вела и предшественница «Реструткта», так же детище «Тесака», запрещенная в России организация «Формат 18». «Формат 18» был одной из первых организаций сетевого типа, наряду с другой запрещенной организацией «Северным Братством» занимавшейся распространением экстремистских идей и вербовками в виртуальном пространстве. Тут же стоит немного подробнее поговорить об алгоритме вербовки через социальные сети. Сам процесс вербовки, через социальные сети в свою очередь очень похож на классическую вербовку, за исключением необходимости прямого контакта, и состоит из нескольких этапов: 1) Поиск потенциальных объектов вербовки.

Осуществляется рядом способов, в круг которых входят: а) изучение тематических форумов, где в поле зрения попадают наиболее активные ретрансляторы идей, тождественных, либо наиболее близких идеологии экстремистской организации, агент которой ищет новых адептов; б) просмотр аккаунтов лиц, оставивших «лайк» или сделавших репост записи околоэкстремистского или экстремистского содержания; в) поиск видео и аудиозаписей экстремистского содержания, с анализом страниц, на которых они размещены [3, С. 57]. 2) Поиск и сбор информации об адресате воздействия. Производится с целью изучения будущей жертвы, её психологического, социального статуса, а так же сферы интересов, обнаружения приманок и создание благоприятного для манипуляции фона. Так же изучается круг социальных и кровнородственных связей, количество друзей и подписчиков, текстовый, аудио, видео и фотоконтент, список групп, в которых он состоит и страниц, на которые подписан владелец аккаунта. Кроме этого анализируются записи на стене, как написанные объектом, так и взятые через репост с другого аккаунта, группы, тематического паблика или внешнего ресурса. На основе вышеприведенных данных, а также открытости или закрытости страницы составляется психологический портрет объекта и разрабатывается стратегия осуществления вербовочных мероприятий, с учетом всех его сильных и слабых сторон. 3) Контакт. (Закидывание приманки) Осуществляется разными способами, исходя из особенностей психологического портрета объекта вербовки.

С интровертами, имеющими малое количество информации на странице и, что довольно часто встречается, закрытые личные сообщения, первый контакт может произойти через поддержание его в дискуссиях во время обсуждения, либо комментирование его текстовых, видео или фотозаписей, если имеется такая возможность. С экстравертированными объектами контакт может происходить через приглашения в тематические группы или мероприятия, «лайки» и репосты фотографий, видео или записей со стены, либо через личные сообщения, написанные под каким-либо предлогом. На этом этапе происходит знакомство вербовщика с жертвой и установление так называемого раппорта, то есть вхождение в доверие, а так же предъявление адресату воздействия определенной информации с целью активизации его в определенном направлении.

Приманки облегчают манипулятору достижение цели, помогают привлечь внимание адресата к «выгодной» для него стороне дела и тем самым помогают скрыть истинные цели инициатора. В качестве приманок может служить различная литература и материалы. Если контакт выстраивается, то дальше следует его закрепление. 4) Закрепление виртуального контакта. Осуществляется через вступление в предлагаемые эмиссаром тематические группы или паблики, размещение на своей стене или включение в список аудио, видеозаписей и фотоальбомы контента околоэкстремистского/ откровенно экстремистского содержания. Если объект умеет писать тексты, то в качестве просьбы-задания может быть написание текста, в котором через призму идеологии анализируется и описывается какая-нибудь резонансная ситуация, связанная с политическим, социальным или этноконфессиональным конфликтом. Выяснив на предыдущих этапах слабые стороны жертвы, вербовщик будет стараться занять пустующую нишу в её жизни.

Вербовщик готов стать для жертвы новым учителем, наставником, другом, единомышленником, любимым человеком. Так же на этом этапе вербовщик пытается вытолкнуть жертву из её привычного круга общения, призывает «порвать с людьми, которые тебя не ценят», «обрести новых друзей», «игнорировать родственников, которые не понимают твоей уникальности» [4, С. 327-333]. Кроме этого вербуемому пересылается литература, видео, аудио и символика, для формирования системы стереотипных представлений в рамках экстремистской картины мира и ее закрепления. Вариантом может быть участие в организации и проведении тематических флэшмобов на территории населенного пункта, где проживает объект. Так же на этом этапе человеку предлагается пройти ряд испытаний, «поиграть в игру» и т.д., для того, чтобы убедиться в лояльности. Новый знакомый пообещает решить все ваши проблемы разом, но при условии выполнения некоего задания.

В качестве теста может попросить о любой самой простой услуге. После этого обычно следует приглашение познакомиться лично, посетить какое-нибудь собрание, дабы «обрести новых друзей». 5) Вербовка и непосредственный контакт. После того, как объект готов к непосредственной встрече и выполнению реальных заданий, что хорошо видно из изменения контента странички, характера ответов на контрольные вопросы, однозначно-стереотипной реакции и оценке происходящих событий, адресату предлагается вступить в организацию и перейти к непосредственной деятельности [5, С. 57-65]. Для этого используются ряд средств побуждения:  Воздействие фоновых факторов - эксплуатация состояния сознания и функционального состояния адресата воздействия и присущих ему автоматизмов, привычных сценариев поведения, якорей, создание благоприятного внешнего фона (доверие к инициатору, его высокий статус, симпатия к нему и т. п.).  Ведение адресата – вслед за установлением раппорта и доверия к вербовщику осуществляется методика ведения человека. Подобным образом действуют и группы подстрекателей в бастующей толпе или экстремистские группы совершающие преступления в рамках «игры».

Эти группы ведут себя наиболее агрессивно, сплачивая вокруг себя так же агрессивно настроенную толпу, тем самым создавая эффект массовости. Люди, которые даже возможно и не собирались предпринимать какие-либо радикальные действия могут, под воздействием толпы осуществлять ужасные вещи. Так как давно уже доказано, что в толпе человек теряет чувство индивидуальности, а ответственность размывается.  Воздействие на мишени адресата - источники мотивации адресата. К таковым относятся его актуальные потребности и их проявления - интересы, склонности, желания, влечения, убеждения, идеалы, чувства, эмоции, а также слабости и т. п.  Рефрейминг целей и образ врага. Через рефрейминг целей происходи замена социальной матрицы объекта воздействия, происходит подмена социальных и личностных целей, а так же формируется образ врага и внедряется система «свой-чужой» Вербовка завершается при переходе жертвы к непосредственной деятельности в интересах организации. Если на предыдущих этапах объект выполняет задания вербовщика, то можно считать, что акт вербовки состоялся. На этом этапе формулируются вполне конкретные задачи, нацеленные на организацию и осуществление массовых беспорядков, уничтожение имущества, проведении акций насилия в отношении представителей иных конфессий, национальностей, социальных или гендерных групп и др. [5, c. 57-65]. После решения конкретной практической задачи вербуемый становится полноценным членом экстремистской группировки. Универсальный алгоритм сетевой вербовки включает в себя 5 основных этапов, предусматривающих движение от диагностики контента и калибровки потенциального объекта для вербовки, до непосредственного контакта и формулировки прикладных задач, после решения которых у нового адепта не будет пути обратно. Все обозначенные этапы реализуются в случае прицельной вербовки, осуществляемой со стороны, как правило, небольших по численности организаций.

При массовых вербовках, осуществляемых крупными организациями федерального и международного уровня, работают другие алгоритмы, поскольку ставятся более глобальные задачи. Организация «Реструкт» и запрещенная в России экстремистская организация «Северное братство» используя разные ресурсы – одна социальные сети, а другая интернет-сайт, практиковали упрощенные схемы поточно-массовых вербовок, обходя этапы изучения потенциальных объектов и непосредственные встречи на завершающих этапах, предпочитая отдавать распоряжения и ставить задачи в режиме удаленного доступа. Обычно, в ходе индоктринации жертва проходит через три этапа выделенных Куртом Левиным в его «Теории изменений» [6]: «Размораживание», «Изменение» и «Замораживание». В процессе «вербовки» личность вербуемого с помощью манипулятивных, зачастую экстремальных, техник и воздействия на психику доводят до состояния, когда он полностью становится подконтрольным своему наставнику, то есть «размораживают». На этом этапе человек должен отказаться от всего своего прошлого: жертва должна признать сплошной ошибкой все, что было до того, как он попал организацию. Белое становится черным, правда – ложью. То, что раньше человек считал правильным становиться неверным, и спасение для него теперь видится только в организации. Затем происходит этап «изменения», или переход, когда наставник практически создает жертве новую личность, полностью подконтрольную организации. Так же на данном этапе происходит разделение сознания и воли, которое может достигаться разными путями: долгими молитвами, изнурительными тренировками, наркотическими средствами и т.д. Последним этапом является «заморозка», то есть фиксация измененного состояния. «Заморозка» происходит на фоне того, что новый адепт полностью стер прошлое из своего сознания, а нормальное функционирование мозга у него уже нарушено в ходе второго этапа, включается тотальная индоктринация — внушение нового учения, новой веры, новой идеологии. При этом жертва не только много работает, тренируется, мало спит и мало ест, но и посещает молитвенные собрания, занятия, уроки и т.д., на которых жертве все время внушаются новые идеи [7].

В ходе психологической обработки у человека создаётся так называемая в НЛП новая система якорей. Согласно Р. Бэндлеру и Д. Гриндеру «Якорное зацепление означает тенденцию одного из элементов переживания вызывать все переживание в целом». Происходит привязка состояний человека к некоторым шаблонам поведения или входам восприятия для последующего воспроизводства и использования; процесс, посредством которого любой стимул оказывается связанным с некоторой реакцией и запускает ее [8]. Конечно же, манипулятором выстраивается выгодная для организации система якорей, создающая у человека систему запрограммированных реакций на определённые действия. В результате психологического воздействия у жертвы возникают когнитивные аберрации, которые в итоге приводят к экстремистскому поведению. В результате этих аберраций противник экстремистом воспринимается как крайне опасный субъект, которого необходимо изолировать, наказать или уничтожить. В ходе так называемого «промывания мозгов», для того чтобы уверенно вести борьбу с врагами, жертве в сознание внедряются три главные когнитивные ошибки 1. Сверхобобщение или сверхгенерадизация (грехи врага распространяются на все население). 2. Дихотомическое мышление, в котором люди видятся или определенно хорошими (своими), или определенно плохими (чужими). 3. «Туннельное зрение» (Tunnel vision), при котором субъект полностью и исключительно сфокусирован на уничтожении цели. Когда такое мышление захватывает субъекта, ценность человеческой жизни снижается и террорист испытывает компульсивное возвращение к мыслям о ненавистном объекте [9, c. 26-37]. При этом с точки зрения когнитивистики террористы атакуют не конкретного врага, а образ врага, спроецированный на не включенное в борьбу гражданское население. В заключении стоит отметить, очень часто, порвать с группой для «вовлеченной» личности почти невозможно – это равносильно психологическому самоубийству. Вовлеченная личность настолько вливается в организацию, что покинуть её означает потерять самоидентичность. Вовлеченная личность имеет столь низкую самооценку, что для него отказаться от заново обретенной самоидентификации практически невозможно. При этом всякая атака на их группу воспринимается ими как нападение на себя лично.

Как следствие любая акция направленная извне значительно увеличивает групповую сплоченность. По мере того как жертва проникается идеологией радикальной группы, она так же усваивает и их абсолютистскую риторику, и новояз [10]. Об этом нужно помнить, организуя любую борьбу с экстремистскими организациями. Как уже говорилось выше, любое воздействие извне побуждает вовлеченных в организацию личностей к действию и нанесении ударов по врагу, в лице которого часто выступает общество. Врага в таких организациях обычно определяет лидеры, они же намечают мишени и методы нападений, а так же учат ненавидеть данных врагов.

Однако, зачастую, как показывает опыт ИГИЛ, планированием боевых действий и идеологической борьбой занимаются разные люди, или разные крылья организации. При этом, очень часто, экстремистская организация дает понять определенным группам населения (оппозиционным государству, или находящимся на территории захваченной организацией), что в обмен на обязательства, которые на себя взяла экстремистская организация, эти группы в свою очередь должны взять на себя обязательства по поддержке экстремистов. Таким образом возникает круговая порука, которая позволяет организациям получать новобранцев, ресурсы, финансирование и т.п. Так экстремистская организация втягивает в свою деятельность большое число людей, напрямую неаффилированных с организацией, что в свою очередь очень затрудняет борьбу с экстремистами на этой территории.

Литература 1. Foreign fighters. An Updated Assessment of the Flow of Foreign Fighters into Syria and Iraq. TSG/December 2015. P. 6-15. 2. Вершинин М. В. Психологические особенности личности членов деструктивных и террористических групп [Электронный ресурс]. URL: http://psyfactor.org/vershinin1.htm (дата обращения 06.05.2017) 3. Шиллер В. В. Интернет и виртуальные социальные сети как инструмент вербовки адептов в экстремистские организации: основные алгоритмы и технологии // Политические институты и процессы. Кемерово, 2016. №4. С.57-65. 4. Методические материалы по профилактике псевдорелигиозного экстремизма и взаимодействию с религиозными организациями. М.: Издательство «ПечатайПросто», 2016. С. 327-333. 5. Шиллер В. В. Интернет и виртуальные социальные сети как инструмент вербовки адептов в экстремистские организации: основные алгоритмы и технологии // Политические институты и процессы. Кемерово, 2016. №4. С. 57-65. 6. Левин К. Теория поля в социальных науках // Пер. с англ. СПб.: «Сенсор», 2000. 7. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Изд-во Братства во имя св. Князя Александра Невского, 2002. Глава 3. Тоталитарные секты: общие понятия. 8. Шейнов В.П. Манипулирование и защита от манипуляций. М: Литер; Санкт-Петербург, 2014. 9. Цыцарев С. В. Социальная психология и психопатология терроризма // Психология и психопатология терроризма. Гуманитарные стратегии антитеррора. Сборник статей под ред. проф. М. М. Решетникова. СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2004. С. 26-37. 10. Вершинин М. В. Психологические особенности личности членов деструктивных и террористических групп [Электронный ресурс]. URL: http://psyfactor.org/vershinin1.htm (дата обращения 06.05.2017).

С.В. Усольцев

Другие новости и статьи

« Информационно-психологическая безопасность образовательной среды

Cемейные ценности и нравственные ценности »

Запись создана: Среда, 14 Ноябрь 2018 в 5:20 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика