17 Ноябрь 2018

Проблема нравственного начала в современном образовании

oboznik.ru - Проблемы и тенденции развития высшего образования в современном российском обществе
#образование#нравственность#общество

Современный российский закон «Об образовании» характеризует последнее в качестве процесса оказания образовательных услуг. Такой утилитарный, крайне прагматический подход возводит в абсолют экономические аспекты образования, превращает школьников и студентов в потребителей данных услуг, которым интересна лишь цена вопроса, соотношение цены и качества передаваемой им информации, материальные условия, в которых осуществляется процесс обучения и т.д.

Тенденция опасная, если учесть тот факт, что все меньшую роль в системе образования играет воспитание, понимаемое нами в широком смысле, как процесс социализации индивида, становления и развития его личности в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе специально организованной целенаправленной деятельностью родителей и педагогов. В узком смысле – это обретение индивидом общественно признанных и одобряемых данным обществом социальных ценностей, морально-этических, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения в специально созданных условиях и процессах образования.

В обоих значениях воспитание представляет собой взаимодействие внутренних, психических процессов человека, связанных с самовоспитанием, саморазвитием и самореализацией, и внешних влияний. Результатом такого взаимодействия выступает индивидуальность человека как уникальный сплав интеллектуального и социокультурного знания, переживаний и опыта. Содержательная характеристика воспитания выражается, в конечном счете, в категориях права, морали и нравственности.

Любой вид деятельности человека имеет нравственный аспект, которому нельзя научить, но можно воспитать, пережить чувством, опытом в процессе совершения им собственных поступков. В отличие от обучения, опирающегося на логику и когнитивные процессы, в воспитании преобладает эмоциональный, ценностноориентационный, поведенческий компоненты активности, вырабатывающие в человеке моральные принципы, социальные ценности и установки, черты характера, систему отношений у природе, обществу, труду, другим людям и к самому себе. Обучение имеет дело преимущественно с искусственными – символическими, знаковыми, модельными – объектами и системами. А воспитание предполагает включение человека в социальную ситуацию, в реальные межличностные отношения, социальные процессы и явления.

В настоящее время становится ясно, что в ходе реформирования российского государства и его системы образования главной целью обучения провозглашается усвоение основ наук, развитие теоретического мышления учащихся уже в начальной школе, а проблемы нравственного воспитания остаются неким общим фоном. Такому положению дел способствует и еще один факт: коммунистические социально-нравственные идеалы остались в прошлом, а новые еще не сложились. В России отсутствует ясная, признаваемая ее гражданами национальная идея, разделяемая всеми система нравственных и социальных ценностей, которые служили бы предельными основаниями поступка каждого человека, и на которых можно было бы основывать воспитание школьников и студентов. На самом деле образование не может быть без воспитания – это две стороны одной «медали».

Воспитывают личность учителя и преподаватели, взаимоотношения всех субъектов образовательного процесса в образовательной среде, уклад жизни образовательного учреждения, в той или иной мере содержание учебных дисциплин (особенно гуманитарных), формы организации учебной деятельности (индивидуальные, групповые, коллективные – каждый по-своему). Воспитывает в определенном, далеко не позитивном, отношении и развернувшееся в школах натаскивание ребят на правильные ответы тестовых заданий предстоящего ЕГЭ. Ничего, кроме чисто прагматического отношения к обучению и социального цинизма, это не несет. Таким образом, образование оказалось редуцированно к обучению, осталось без другой стороны «медали» – воспитания. Более того, речь идет о потере специально проектируемого содержания воспитания, следовательно, и целенаправленного процесса нравственного воспитания в системе образования на всех его уровнях.

Этот вакуум постепенно заполняется воспитательным влиянием условий повседневной жизни людей, улицы, средств массовой информации, массовой культуры, религии (религиозных сект), разного рода политических, в том числе молодежных, радикальных организаций и т.д. Список использованной литературы 1. Аллак, Ж. вклад в будущее: приоритет образования / Ж. Аллак.- М.; высш. шк., 1993. 2. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд / Под ред. В. С. Ефимова. – М.; ИНФРА-М; Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. 3. Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. – М.; Логес,2014. 4. Подлесных, В.И. Реформирование высшего образования на основе замещения технологического уклада: новые подходы и методы / В.И. Подлесных. – М.; ИНФРА-М, 2014. © Буренко В.С., Звягинцева И.О., Метлик М.И., 2014

Буренко В.С., Звягинцева И.О., Метлик М.И.

Другие новости и статьи

« Порядок выплаты подъемных пособий военнослужащим

Основные проявления кризиса образования в современном мире »

Запись создана: Суббота, 17 Ноябрь 2018 в 21:36 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика