17 Ноябрь 2018

Основные проявления кризиса образования в современном мире

#образование#общество#социальнаясфера

Проведенный анализ современной социально-экономической и политической ситуации общества по наиболее часто посещаемым интернетсайтам, газетным и журнальным публикациям, радио- и телепередачам позволяет сделать утверждение, что кризис и общая нестабильность жизни людей наблюдается сегодня во всех сферах деятельности, как в нашем государстве, так и в мировом сообществе. За последние годы общий культурный уровень людей снизился катастрофически в результате утраты принципиальных мировоззренческих ориентиров. В современном обществе кризисные ситуации возникают с одной стороны, как результат неправильных экономических стратегий, а с другой – потому, что к концу ХХ - началу XXI века в различных областях науки возникло огромное множество различных по своей сущности и содержанию теорий и концепций [1, с. 76]. Согласно данным многочисленных социологических исследований, человечество вступило в научно-технократический этап своего развития, который характеризуется все возрастающими потребностями человека как в сфере материально-технической, так и в сфере информационного обеспечения.

Поиск наибольших возможностей по удовлетворению этих потребностей приводит к значительным потерям экономического, социального и экологического характера. Общепризнанно, что образование – это всеобщая социальная форма развития человека. В процессе образования осуществляется передача от поколения к поколению достижений человеческой культуры, будь то производственные технологии или отношения людей, мировосприятие, традиции или произведения искусств. На сегодняшний день существуют определенные противоречия между требованием времени к выходу человека, общества на новые уровни своего развития, сознания и неспособностью современной системы образования этот переход обеспечить, потому, что в самой системе образования тоже существуют противоречия между постоянным обновлением содержания образования (на всех уровнях: от школы до вуза) и сохранением системы его организации. Выделяют основные противоречия в существующей системе образования.

1. Противоречие между направленностью образования только на подготовку работника и потребностью человека в широком и полноценном развитии. 2. Противоречие между ростом объема информации в мире и ограниченными возможностями современной системы образования в передаче этой информации учащимся. 3. Противоречие между фактическими результатами образования и его целями. 4. Противоречие между объемом получаемыми участниками образования знаниями и отсутствием у них способности к полноценному их использованию в своей собственной жизни. 5. Противоречие между декларированием коллективных организационных форм и реальным процессом «индивидуального обучения ребенка с доской».

Для преодоления вышеназванных противоречий группа исследователей под руководством М.К. Тутушкина предлагают формирование новой системы образования, как креативно-педагогической цивилизации, в которой необходимо пересмотреть модели образования по критериям человечности (гуманности), стремление к щадящим формам взаимодействия с Природой и Космосом, к ненасильственным взаимодействиям в социуме и разрешениям конфликтов в системе «человек-человек» [2, с. 135]. Современная государственная политика в сфере образования направлена, прежде всего, на модернизацию российского образования. Одним из самых актуальных вопросов является вопрос о повышения качества образования. Будущее России зависит от образования ее граждан, от их стремления всесторонне использовать свои способности, знания, умения на благо процветания нашей родины. Новая идеология построения стандарта образования понимает под образовательными результатами личностные достижения учащегося в процессе освоения содержания образования, выражение степени его успешности и личностного роста.

При характеристике качества полученного выпускником образования на первый план начинают выходить показатели, которые дают интегрированные оценки образовательных результатов (а не просто определенный объем знаний) такие, как способность выбора методов и средств и их соединения для решения определенных задач. Критерием качества образования становится не объем освоенных знаний и умений, а готовность овладения методами получения знаний и использовать их в различных профессиональных и жизненных ситуациях, творческий подход в решении возникающих задач. Такой подход к формированию образования и оценке его качества называют компетентностным. В российском образовании «конвейерная» модель обучения является доминирующей во всех школах и вузах страны и ориентированной на передачу и репродукцию прочных и глубоких знаний классических образцов из наук, уже не может удовлетворять запросы современного общества. Это ставит и перед высшим образованием задачу поиска и внедрения методов стимулирования познавательной деятельности и познавательной самостоятельности студента, воспитания у него привычки к каждодневному упорному учебному труду и совершенствованию своих знаний.

Использование новых организационных форм учебной деятельности и использование новых средств обучения собственно и определяет важнейшие факторы повышения эффективности образовательной деятельности. Таким образом, все изменения в системе образования, в итоге должны привести к повышению качества образования, который будет отражаться через планируемые образовательные результаты, адекватные современным и прогнозируемым потребностям личности, общества и государства. Стоит помнить, что достигнутый образовательный результат напрямую зависит от качества образования. Направления модернизации образования определяет новое понимание обществом целей и ценностей образования, а также смысла образовательных результатов. Только в процессе новой по содержанию и по организационным формам учебной деятельности возможно достичь новые образовательные результаты.

Список использованной литературы 1. В.А. Поляков «Универсальные проекты развития» – М, 2001. – 76 с. 2. М.К. Тутушкина «Практическая психология», 2001. – 135 с. 3. В.Э. Багдасарян. Мировой кризис образования: необходимость возвращения к истокам. 2013. http://vbagdasaryan.ru/mirovoy-krizisobrazovaniya-neobhodimost-vozvrashheniya-k-istokam/. 4. http://www.rae.ru/monographs/7-75

Носков Д.К., Сорокина К.О., Пурыскина В.А

Другие новости и статьи

« Проблема нравственного начала в современном образовании

Реализм и психологизм чеховских рассказов »

Запись создана: Суббота, 17 Ноябрь 2018 в 21:54 и находится в рубриках Современность.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика