28 Ноябрь 2018

Х. Ортега-и-Гассет об образовании и миссии университета

oboznik.ru - Аспиранты получили отсрочку от армии
#университет#образование#философия#удержаниеалиментов

Фундаментальный труд знаменитого испанского философа и культуролога Хосе Ортеги-и-Гассета «Миссия университета» представляет собой классическое исследование, посвящённое изучению университетского образования как специфической культурной и социальной практики. Университет играет выдающуюся роль в жизни общества, поэтому тема «Идея университета» в центре внимания многих философов. Утверждая значимость перемен в жизни общества и образования, Ортега-и-Гассет анализирует такие проблемы. Он исследует «климат национального существования» и акцентирует свое внимание на чрезмерном доминировании пошлости в правительстве Испании. «Пошлость – это отсутствие у публичной власти малейшего декорума, уважения к себе, порядочности при осуществлении своей особо деликатной функции» [2, 21]. Оно не занимается актуальными проблемами общества.

Однако философ находит антипод этому негативному рудименту и определяет его термином «быть в форме» – никогда ни к чему не утрачивать интереса. Он призывает всех, особенно молодых людей, участвовать в общественной жизни. Ортега-и-Гассет делает главный акцент на значимости и роли культуры в жизни общества и, в частности, университета. Он убежден, что человек, получив высшее образование, должен не только уметь ориентироваться в изученной сфере, но и «вырасти» в культурном отношении. «Культура – это жизненная система идей каждой эпохи» [2, 33], поэтому главной целью университета философ считает обучение молодого поколения культуре, так как культурным человеком, который владеет не только физическими представлениями (жизненными представлениями о мире), но и историческими и биологическими идеями, философской сферой, по мнению Ортеги, должен быть каждый из выпускников. Мыслитель подчеркивает значимость перестройки университетского образования и предлагает обучать не тому, что нужно, а тому, чему можно научить, т.е. тому, что можно понять. Он объясняет термин «принцип экономии в образовании». Этот термин не объемен, но он играет одну из главных ролей в работе Ортеги-иГассета. По мнению философа, при организации высшего образования, при проектировании университета, нужно исходить из студента, а не из знания или преподавателя. Университет должен быть институциональной проекцией студента, двумя важными характеристиками которой являются, вопервых, дефицит способности приобретать знания, и, во-вторых, насущность приобретаемого знания для жизни.

Ортега-и-Гассет предлагает свою совокупность способов обучения, которая заключается в двойном отборе: 1) оставлять только то знание, которое необходимо для эффективной жизни человека; 2) оставшееся после определения самого необходимого должно быть также сведено к тому, что реально может изучить студент, свободно и в полном объеме. Философ задает вопрос «Чем современный университет должен быть?» и отмечает, что в первую очередь университет должен выпустить культурную личность, которая будет существовать на уровне своего времени. Человек должен освоить основные (классические) предметы, которые помогут ему в будущем. И, безусловно, выпускник обязан быть профессионалом в узкой области, которую он выбрал. Невозможно не упомянуть о том факте, что автор не исключает внедрения науки в жизнь университета и человека, ведь она – душа университета.

Он утверждает, что не существует убедительных доводов в пользу того, что средний человек испытывает потребность либо необходимость стать ученым, и делает вывод, что научное исследование, не относится непосредственно к базовыми функциям университета. Но, подчеркивает мыслитель, университет отличен, но неотделим от науки и, следовательно, должен заниматься анализом научных проблем. Ортега приходит к собственному определению педагогики: «Преподавание состоит в первую очередь и, по сути, в том, чтобы дать студентам почувствовать потребность в науке, а не учить их науке, в которой они не будут испытывать никакой нужды» [2, 49]. Именно таким он видит свой «идеальный» университет и констатирует тот факт, что сегодняшний образ высшего заведения почти или полностью лишен обучению культуре. Значительное внимание Ортега-и-Гассет уделяет анализу двух близких, но в тоже время разных явлений: культуры и науки.

На наш взгляд, в работе очень точно определено различие этих двух важных составляющих общественной жизни. Философ называет культуру – жизнью, а науку – тем, что анализирует жизнь. Главное отличие он видит в том, что научная деятельность определяется не жизнью, а культурой. По мнению мыслителя, современный человек слаб культурно – он боится открыться бесконечному миру, поэтому главной целью университета является просвещение человека, приобщение его к культуре времени. Ортега-и-Гассет много размышляет о жизни, называя ее совокупностью всех наших деяний, идей и трудов. Сам термин «жить», в его понимании, означает общение с миром, постижение его особенностей, активное действие.

Вся наша жизнь, подчеркивает он, это бесконечное самооправдание перед другими и главное перед самим собой. Человек должен жить, реагируя на принципиальные аспекты своего окружения, выстраивая его интеллектуальное толкование. Но не всегда нужно жить согласно плану, так как жизнь в некоторые минуты планирует себя сама, утверждает философ, иногда надо рисковать. «Жить – значит стрелять в упор» [2, 54]. Подводя итог, философ отмечает, что мы переживаем период ужасающего бескультурья, поэтому ядром университета должен стать «факультет» культуры, на котором будет воспитываться и совершенствоваться специфический синтезирующий талант. И только «тогда университет снова станет тем, чем он был в свои лучшие годы: движущим началом европейской истории» [2, 65], утверждает Х.Ортега-и-Гассет. Значение Ортеги-и-Гассета отмечают многие исследователи его творчества, одним из которых является Хуан Эксамес Санчес. Он отмечает, что у педагогического мышления Ортеги четко выделяется два основных мотива: первым из них, ставшим целью всей его работы, была трансформация социокультурной ситуации в Испании. Второй же мотив, тесно связанный с первым, состоял в том, что философ видел своим призванием роль реформатора, создателя нового общества.

Список использованной литературы 1. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. – М.: Весь мир, 1997 2. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета. – Мн.: БГУ, 2005

Эрдниев Ц.О.

Другие новости и статьи

« Конфликт интересов в сфере жилищного обеспечения военнослужащих

Медаль “70 лет Вооруженных Сил СССР”: судебная практика »

Запись создана: Среда, 28 Ноябрь 2018 в 5:31 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика