Разговор «о незримом и вечном» как неотъемлемой части духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы
Каждое слово, заявленное в этой теме, включает в себя огромную ответственность, которую принимает на себя учитель литературы, понимая важность духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Программа по литературе в основной школе опирается на главную задачу литературного образования школьников, связанную с психологическими особенностями читательского развития старших подростков. Основным качеством читательского восприятия подростков 13-15 лет признаётся сосредоточенность на нравственных проблемах. Методисты и психологи называют этот период читательского развития «нравственным эгоцентризмом», именно потому, что для многих подростков все мотивы произведения, кроме нравственных, отодвигаются на второй план.
Содержание произведения становится предметом активного действия школьников, они сравнивают героев друг с другом и себя с героями. Такое сравнение помогает подросткам углубиться в свой внутренний мир, задуматься о своих духовных качествах. В результате у читателей – подростков начинают формироваться этические критерии оценки человеческих поступков. Ученики основной школы Латвии учатся по учебникам Оксаны Леонидовны Филиной «Страна читателей», которые дают возможность поэтапного совершенствования личностного восприятия общечеловеческих духовных проблем и развития интереса к художественному творчеству как средству самовыражения.
Так, в «Обращении к семиклассникам» автор учебников предлагает поразмышлять вместе с авторами Древней Руси о нравственных идеалах и стремлениях человека, заглянуть вместе с писателями и поэтами в таинственный мир человеческой души и попробовать найти ответы на вопросы, которые волнуют нас сегодня. Уже сами названия глав настраивают школьников на серьёзный этап работы. Вот некоторые из них: «Душа, чело и вечность», «Собери разум сердца…», «Совесть, благородство и достоинство…» и др. (7 класс) «Басня ложь, да в ней намёк…», «Науки юношей питают…», «Поединок сердца и рассудка» и др. (8 класс)
«В самой гуще проблем», «Страна хрустальных кораблей», «По склону времени» и др. (9 класс). Каждая глава включает в себя ряд проверенных временем произведений. Несмотря на многообразие современных форм работы на уроках литературы, подростки отдают предпочтение разговору (дискуссии). К примеру, в 7 классе в главе «Преданья старины глубокой…» все художественные произведения объединены культурологической темой «Отражение исторической памяти русского народа в литературе». Ученики читают «Повесть временных лет», былину «Илья Муромец и Соловей Разбойник», балладу А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Открывает главу житие «Сказание и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу», и ученики рассуждают о смысле жертвы Бориса и Глеба, почему они поступают вопреки нашему рассудку, почему Глеб начал молиться, а не защищался или не убежал. В чём подвиг святости Бориса и Глеба? В чём актуальность истории Бориса и Глеба? Отрадно, что ребятам, посещающим храм и воскресную школу, легче понять и объяснить поступки князей – страстотерпцев.
Важным и актуальным в школьном литературном образовании является разговор о семье, о её ценности. «Повесть о Петре и Февронии Муромских», написанная в 16 веке псковским священником Ермолаем, в монашестве Еразмом, и выражающая взгляды средневекового человека на семью и семейную жизнь, нелегка для чтения, однако вызывает у учеников много вопросов и желание обсудить прочитанное. Разговор завершается итоговыми вопросами: Во имя какой идеи жили Пётр и Феврония? Почему они остались в памяти русского народа святыми подвижниками? А обращение к «Домострою» позволяет поразмышлять, что значат для нас, живущих в 21 веке, правила и ценности, сформулированные в средние века.
Несмотря на то что «Домострой» на какое-то время был предан забвению, сегодня он снова вызывает пристальный интерес. С одной стороны, учащиеся узнают, как складывались семейные отношения, как воспитывали детей, какие давались хозяйственные рекомендации и т.д. С другой стороны, возникает естественный вопрос: «Может ли современный человек строить свой быт согласно идеалам «Домостроя»? В ходе обсуждения ребята приходят к выводу, что многое, о чём говорится в «Домострое», связано с вечными ценностями, основанными на христианских традициях, и понимают, почему Всероссийский день семьи, любви и верности отмечается 8-го июля, в день памяти святых Петра и Февронии. Для разговора о «незримом и вечном» отобраны глубокие духовные произведения, отражающие картину мира, как русской, так и зарубежной литературы, и дающие возможность показать, что многие идеи и принципы применимы к личной жизни каждого из нас. Так, произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка», М. А. Булгакова «Стальное горло», В. П. Астафьева «И милосердия…», Э.-Э. Шмита «Оскар и Розовая дама» рассматривают с различных позиций проблему поведения человека в экстремальных, трагических обстоятельствах. Читая роман «Капитанская дочка», ребята оценивают поведение Гринёва и Швабрина во время захвата Белогорской крепости Пугачёвым и казни её защитников, на допросе и в суде; поведение Гринёва при встречах с Пугачёвым.
Эти и другие эпизоды вызывают ребят на разговор не только о чести и милосердии, но и о том, что делать человеку, чтобы сохранить человечность в обстоятельствах жестоких, несправедливых, противоречащих человеческой природе. К сожалению, в последнее время приходится слышать от некоторых ребят много негативного о современном обществе, в котором они видят чёрствость, равнодушие, вульгарность, бездуховность, отсутствие элементарной культуры. Нелицеприятные примеры из жизни, приводимые школьниками, убеждают в необходимости показывать другие примеры, в которых много света и добра и которые пробуждают «души прекрасные порывы». Таких примеров достаточно. Приятно, что ребята в ходе разговора тоже вспоминают достойные уважения случаи и факты. Очень важно правильно настроить учеников на чтение и восприятие очередного художественного произведения. Настоящим потрясением для девятиклассников стал роман современного французского писателя Э.-Э. Шмита «Оскар и Розовая дама». Остановимся подробнее на этом произведении. Во вступительном слове перед началом чтения романа классу было предложено задуматься над вопросами: «Как вести себя с умирающим человеком? Надо ли говорить умирающему о том, что нет надежды на выздоровление? Надо ли навещать умирающего? О чём с ним говорить?» Эти вопросы оказываются неожиданными для ребят, привыкших к разговору о дружбе, любви, семье, счастье и т.д. И вдруг – о смерти. Но ещё более сложными оказываются вопросы: «Как готовить себя к уходу? Как надо относиться к неизбежному?» Реакция ребят – мёртвая тишина, сосредоточенные лица и пытливые глаза. Впереди чтение романа.
Сюжет произведения прост: главный герой Оскар болен лейкемией. Ни родители, ни врачи не говорят мальчику всю правду о его болезни. Только Розовая Дама – сиделка общается с десятилетним мальчиком как мама, как старший надёжный друг, честно и прямо. Чтобы помочь ребёнку принять неизбежное, она предлагает ему каждый из двенадцати оставшихся дней его жизни считать за десять лет. Так он проживает целую жизнь. А чтобы делиться впечатлениями, тревогами и радостями своей жизни, Оскар пишет письма Богу, и Розовая Дама отправляет их на воздушном шарике в небо. Чем мудрее становится мальчик, тем меньше он нуждается в наставлениях и тем сильнее крепнет его вера. И теперь уже он делится своей верой с близкими ему людьми. Заканчивается роман письмом Розовой дамы к Богу: «Дорогой Бог, мальчик умер. … Спасибо, что познакомил меня с Оскаром… Он помог мне верить в тебя. Я полна любви, она сжигает меня, он столько дал мне, что этого хватит на многие годы вперёд». Естественно, что самым важным результатом чтения этого романа становится сопереживание, сострадание Оскару и вместе с тем возможность задуматься над вопросами: Что есть Жизнь? Что есть Смерть? Что есть Вера? Что есть Бог?
Ребята, повторно вчитываясь в текст произведения, находят авторскую позицию и комментируют её. Автор предлагает свою философию понимания жизни, доверив Оскару, которому «стукнуло 100 лет», об этом написать в письме к Богу: «…жизнь – странный дар. Вначале мы его переоцениваем: думаем, что получили в вечное пользование. Затем недооцениваем, находя жизнь слишком короткой и несовершенной, и чуть ли не готовы от неё отказаться. Наконец, осознаём, что был вовсе не дар, а только кредит. И тогда пытаемся его заслужить». Участники разговора соглашаются с мнением автора и подтверждают его правоту, что серьёзного понимания жизни у них нет, но о своей будущей жизни они уже задумываются. Благодаря Розовой даме и с её помощью Оскар сделал для себя понятными непонятные в детском возрасте слова: «Мы все когда-нибудь умрём», а за три дня до смерти Оскар вывесил в изголовье плакат со словами: «Только Богу дано право меня разбудить». Благодаря её советам, Оскар окреп духом, принял происходящее с ним не как наказание, а как данность и ушёл из жизни спокойным и умиротворённым. Какие же «простые истины» открылись Оскару? В результате коллективного общения был составлен следующий список: «Поведай Ему свои мысли». «Всегда есть решение». «Нужно бороться за свою любовь». «Единственное решение у жизни – это жить». «Самые интересные вопросы остаются вопросами. В них содержится тайна. К каждому ответу следует всегда добавлять «возможно».
Только малозначительные вопросы имеют окончательные ответы». «Не берите на себя больше, чем можете взять». «Жизнь – странный дар…» «Болезнь – это не наказание, а данность, которую, к сожалению, не всегда удаётся изменить». «Смотри всегда на мир так, будто это в первый раз». «Страдание страданию рознь. Физическое страдание - это испытание. Моральное страдание - это выбор». Эти жизненные истины позволили каждому ученику составить свою «Лестницу укрепления веры», выбрав из списка те из них, которые они прочувствовали всем сердцем. Вдумчивое чтение, кропотливая работа с текстом, разговор о «вечном и незримом» помогают девятиклассникам ответить на те вопросы, которые перед чтением романа звучат как риторические.
Отрадно, что на виртуальной «Книжной полке» учеников появляется ещё одна книга, которая убеждает, что жизнь сильнее смерти и что сила Бога и вера в Него больше человеческого страха. Своеобразным напутствием выпускникам основной школы является эссе Ю. М. Лотмана «Мы выживем, если будем мудрыми» (1993 год), в котором он, оценивая проблемы современного общества, говорит об утрате общения, столь необходимого, чтобы не пропасть поодиночке, о необходимости помогать ближнему, понимать друг друга, не копить обиды, а прощать, т.к. каждый из нас тоже перед кем-то виноват. «Если считать от идеала, то у нас много чего нет. А если от конца последнего, то у нас много есть чего терять.
Дай Бог, не потерять, дай Бог сохранить то, что имеем», - говорит учёный, призывая к консолидации, желая мудрости и терпения, снисхождения, счастливой любви и здоровья. В свою очередь выпускники на заключительном уроке говорят о том, что они узнали о себе, читая литературу. Приятно, что художественные произведения «о незримом и вечном» со всем арсеналом заданий, в центре
которых остаётся разговор, способствуют взрослению подрастающего поколения, что является важнейшей задачей духовно- нравственного воспитания.
Использованная литература
1. Филина О.Л. Страна читателей // Литература: 7 класс //Mācību grāmata, SIA, Rīga, 2005. 2. Филина О.Л. Страна читателей // Литература: 8 класс //Mācību grāmata, SIA, Rīga, 2006. 3. Филина О.Л. Страна читателей // Литература: 9 класс //Mācību grāmata, SIA, Rīga, 2007. 4. Филина О.Л. Страна читателей // Литература в 7-ом классе. Книга для учителя // Mācību grāmata, SIA, Rīga, 2005. 5. Филина О.Л. Страна читателей // Литература в 8-ом классе. Книга для учителя // Mācību grāmata, SIA, Rīga, 2006. 6. Филина О.Л. Страна читателей // Литература в 9-ом классе. Книга для учителя // Mācību grāmata, SIA, Rīga, 2007.
Ставская Т.Л
Другие новости и статьи
« Особенности нравственного воспитания в гимназиях Санкт-петербурга во второй половине XIX века
Война с Турцией 1828–1829 годов »
Запись создана: Четверг, 7 Сентябрь 2023 в 0:03 и находится в рубриках Новости.
метки: литература, нравственность, школа
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика