1 Январь 2019

Особенности нравственного воспитания в гимназиях Санкт-петербурга во второй половине XIX века

oboznik.ru - Петербург: творцы красоты
#литература#школа#нравственность#поколение

Актуальность темы определена потребностью нравственного обновления современной российской школы в связи с переходным постсоветским периодом и новыми вызовами системе. Ответственность за формирование нравственной и гармонично развитой личности возложена на семью, школу, государство, религиозные и общественные организации.

Национальный нравственный идеал представлен в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» от 2009 года (1). Тема нравственного воспитания в Санкт-петербургских гимназиях второй половины XIX века комплексно не представлена в современных педагогических исследованиях. В основном релевантные исследования носят справочный характер, мемуарный или, в отдельных случаях, монографии, посвященные истории отдельных гимназий.

Согласно Уставу 1864 года (2) гимназия – среднее бессословное семилетнее общеобразовательное учреждение, функционирующее на платной основе. Её цель - воспитание и обучение учащихся, и подготовка к поступлению в университет или иное высшее специальное заведение. Гимназии разделились на классические (с гуманитарным уклоном, изучением древних языков и дающие право на поступление в университет без экзаменов) и реальные (с математическим уклоном, изучением естественных наук и не дающие право на поступление в университет по результатам выпускных экзаменов ввиду отсутствия латинского языка). По формату они были: мужские и женские. По типу гимназии выделялись: казенные (правительственные) и частные (в том числе с правами учащихся, с правами правительственных). По видам – светские общеобразовательные, коммерческие, церковно-приходские (Петришуле и Анненшуле, например), военные гимназии (преобразованные из кадетских корпусов, функционирующие с 1863 по 1882 гг.). Система образования в изучаемый период прошла несколько этапов: 1. Так называемая «оттепель» 1850-1860-е гг. Устав гимназий 1864 года, Устав женских гимназий 1862 года, создание педагогических советов и расширение прав учащихся и образовательных учреждений.

2. «Реакционный классицизм» 1870-1880-е гг. Отмена прав педагогических советов гимназий. Министерство народного просвещения составило подробные программы преподавания по каждому предмету. Циркуляры заменили обсуждение учебных дел, касающихся программы, учебников, методов обучения. 18 июня 1887 г. был издан знаменитый документ – «Циркуляр о принятии мер к улучшению состава учащихся гимназий и прогимназий» (Министерство И.Д. Делянова), неофициально получивший название циркуляра «о кухаркиных детях».

3. Критический этап с 1890-е гг. В 1899 г. (Министерство Н.П. Боголепова) вышел циркуляр с жалобами и недостатками в образовательном процессе учебных заведений. Несмотря на то, что развитие образования в XIX веке носило волновой характер, было проведено немало изменений в воспитательных практиках: отменены телесные наказания, сформирован нравственный стандарт гимназиста (от внешнего вида до особого духа «товарищества»), образ идеального педагога (нравственный пример учителя), а образование стало носить бессословный и веротерпимый характер. Также получило развитие женское образование. На протяжении второй половины XIX века активно обсуждался вопрос о всеобщем и обязательном образовании. Подверглись критике нерусские учителя и гувернеры, коверкающие душу ребёнка своим неблагоприятным примером и поведением в отношении последних, устаревшие учебники, формат проведения занятий, суровый формализм и отсутствие увлекающего в предмет элемента со стороны учителей; слабая подготовка и недостаточное жалованье и, как результат, низкое качество образования. Телесные наказания и прочие этические и эстетические вопросы поднялись на передний план обсуждений в общественных кругах. Педагогическая мысль в России развивалась одновременно по нескольким направлениям, актуальным для того времени: 1. Гражданская концепция, в основе которой лежат либеральные ценности и естественные права человека как индивида (В.П. Острогорский, В.Я. Стоюнин, И.Ф. Бунаков и др.); 2. Концепция «педагогической антропологии», которая ставит целью педагогики всесторонне развитую личность (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт и др.); 3. Революционно-демократическая концепция, направленная на изменение качества жизни простого народа, и призывавшая «открыть глаза» и «обнажить свое сердце» к проблемам и нуждам угнетенного веками преимущественно крестьянского населения (Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, Н.А. Добролюбов и др.);

4. Религиозная концепция как альтернативная педагогическая система заимствованным у запада технологиям того времени, основанная на исконно русских и православных особенностях восприятия бытия человеком (В.В. Розанов, С.А. Рачинский, Н.Н. Стахов и др). Когда мы говорим о нравственном воспитании в XIX веке, мы должны понимать, что это не оторванные в пространстве и времени процессы и события. История имеет свойство повторяться, а человеческие нравы не меняются никогда. Советская школа также уделяла много внимания нравственному воспитанию. Послереволюционный период характеризовался большим количеством социальных и педагогических проблем. Педагогическая школа трудового воспитания в лицах А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинского, В.А. Сухомлинского внесли существенный вклад в формирование образа нравственного человека. В послевоенное время мы можем отметить деятельность научной школы Васильевой Зинаиды Ивановны «Теория и методика нравственного воспитания» на базе Ленинградского педагогического университета (современного РГПУ им. А.И. Герцена). В настоящее время уже десять лет работает и развивается магистратура по основной программе «Духовно-нравственное воспитание» в институте педагогики герценовского университета. Преемственность педагогических взглядов в вопросах духовного и нравственного воспитания определена общей историей, традицией, культурой и ценностями. Современный религиозный философ Корольков Александр Аркадьевич (3) развивает идеи духовной антропологии. Он отмечает важность такого фактора, как «православие» в определении «русского человека» и античность в формировании основы классического образования. Фёдор Николаевич Козырев, современный исследователь в сфере духовно-нравственного воспитания и религиозного образования, признает, что «основная беда XX века заключалась в том, что развитие техники обогнало духовно-нравственное развитие человечества. Это большая тема, очень актуальная для русской культуры, пронизывающая её от начала и до конца ХХ века» (4). Сейчас перед нами стоит задача преодолеть последствия опыта прошлых поколений. К 1864 году в Санкт-Петербурге было 5 казенных гимназий, до конца девятнадцатого столетия их количество неуклонно росло.

В гимназической модели сочеталось светское образование и религиозное (предметы Закон Божий, церковно-славянский язык, молитвы перед началом уроков, перед приёмом пищи и т.д.). Морально-этические нормы и ценности прививались через личный пример нравственного и образованного педагога, чувство патриотизма, гражданскую инициативы, любовь к труду и добродетелям во внеурочной деятельности: школьные театры и праздничные концерты, творческие кружки, экскурсии, товарищество.

Наряду с возрастанием интереса к творческой личности, индивидуализации в подходах обучения, возрастал и ценз к результатам образования, что проявлялось в строгости переводных и выпускных экзаменов и правилах аттестации гимназистов. В итоге, сформировалась система основных предметов. «Закон Божий», «Русский язык и церковнославянский» давали религиозные знания о православии (для русских образовательных учреждений) и религии в целом, прививали духовно-нравственные ценности в традиции русской культуры. Изучение древних языков, истории и географии давало знания о мироустройстве, философских морально-этических образах и идеалов, прививало любовь к красоте человеческих творений, и патриотические возвышенные чувства к своему Отечеству.

Уникальным для Санкт-Петербурга второй половины XIX века стало частное образовательное учреждение Карла Ивановича Мая на Васильевском острове. Прежде чем получить статус гимназии и реального училища, школа прошла несколько этапов своего развития от частной начальной немецкой мужской школы в квартире Карла Ивановича (1856 г.) до частной гимназии и реального училища с правами правительственных (с 1881 г.). Девиз школы Карла Мая – «Сперва любить – потом учить!» (принцип педагогики Яна Амоса Каменского). Для того чтобы показать уникальность метода обучения и пользу для воспитания гармоничной, культурно развитой и духовно-нравственной личности, мы ознакомились с педагогическим процессом по книге Н.В. Благово «Школа на Васильевском острове» (5) и выявили ряд особенностей:

1. Принимались только дети, которые ранее не учились в других школах (чистота эксперимента, относится к периоду элементарной мужской школы);

2. В обучении использовался метод наглядного преподавания (для поддержания интереса со стороны учащихся к предмету);

3. Отсутствие переводных экзаменов из класса в класс, использование метода всеобщего опроса в конце года (Май считал, что переживания перед экзаменом могут негативно отразиться на объективности оценивания знаний ученика);

4. Использование личного примера учителя в обучении;

5. Смешанные классы (учились дети всех конфессий и всех сословий);

6. Специальная система оценок (5-ти бальная шкала с округлением до 2 чисел после запятой; очень строгие требования, благодаря чему выпускники школы успешно сдавали экзамены для поступления в университет);

7. В образовательный процесс была добавлена физкультура (для развития не только духовного, но и физического);

8. Распределение в гимназию и реальное училище происходило по определению наклонностей детей, что давало детям полностью раскрыть свой потенциал там, где они сильны от природы; 9. Приучение к постоянному труду (развитие таких качеств, как любовь к труду и добросовестность); 10. Проведение внеклассной деятельности (спектакли по случаю государственных праздников, юбилейных дат школы, Рождества с участием детей и педагогов); 11. Поощрение творческих кружков (для тех, кто выделялся талантом в поэзии и прозе был создан школьный журнал «Колокол»); 12. Организовывались экскурсии по Санкт-Петербургу и его окрестностям, даже многодневные (цель – расширение кругозора, изучение окружающего мира); 13. Ритуал утренней встречи (Карл Май лично встречал учеников и пожимал каждому руку, провинившийся не удостаивался этого рукопожатия); 14. Использование ненасильственных мер наказания (вызов в кабинет директора, призыв к совести, оставление без сладкого во время обеда и т.д. крайней мерой было отчисление из школы); 15. Прививание духа товарищества (со стороны педагогов в школе не поощрялись доносы). Педагогическая модель Карла Мая была направлена на взаимоуважение разных культур и разных религий, любовь к Родине и своему ближнему. Она воспитывала особый «дух товарищества», давала качественное образование за счет включения в образовательных процесс «сильных» педагогов, искренне любящих свое дело, умеющих доносить до гимназистов знания, и имела высокие требования к ученикам. Анализируя опыт этой школы, мы видим, насколько важны отношение руководителя и «качество» преподавательского состава в нравственном воспитании учащихся.

Школа за свою историю выпустила плеяду известных не только в России, но и во всем мире талантливых музыкантов, художников, писателей, ученых и государственных деятелей. Среди этих выдающихся «майских жуков» и художник Н.И. Рерих, и композитор М.Н. Римский-Корсаков, и архитектор Ю.Ю. Бенуа, и многие другие. Образ гимназии 1860-1890-х гг. по своей структуре имеет некоторое сходство с современной средней образовательной школой. Конечно, мы должны учитывать такие факторы, как разница эпох, политических режимов, культурно-исторических и т.п.

Присутствуют сходства и по типам образовательных учреждений. На протяжении всего XIX века частное образование в Санкт-Петербурге считалось более качественным, чем казённое. Частные школы конкурировали между собой, поэтому много экспериментировали, использовали передовые идеи в обучении и воспитании, нестандартные методы, нанимали лучших учителей. Родители старались отдать своих чад в частные школы, так как хотели дать им лучшее образование.

Сегодня наблюдается тенденция к снижению репутации государственной школы в глазах современных родителей. В Санкт-Петербурге приобретают популярность частные образовательные учреждения (например, Православная гимназия имени Святого Благоверного Великого князя Александра Невского, ЧОУ Санкт-Петербургская Гуманитарная Школа «РОСТ»). Мы видим сходства по социально-культурному фактору. Именно государство заинтересовано в нравственном обновлении общества (заказ со стороны правящей элиты на инновационное и качественное образование, направленное на воспитание нравственной и всесторонне развитой личности, готовой отвечать вызовам настоящего и будущего, сохранять целостность и безопасность своей Родины). Все эти выводы подтверждают наше мнение о том, что направление изучения опыта нравственного воспитания в гимназиях Санкт-Петербурга второй половины девятнадцатого столетия, является перспективным для становления и развития современных подходов к педагогическим проблемам духовно-нравственного воспитания.

Использованная литература 1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009 – 23 с. 2. Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения: Утв. 19 нояб. 1864 г. – Санкт-Петербург: С.-Петерб. сенат. тип., 1864. – [4], 33 с. 3. Корольков А.А. Педагогическая антропология в зеркале философии / А.А. Корольков, И.Б. Романенко, К.В. Преображенская. – СПб.: «Алетейя», 2017. – 220 с. 4. Козырев Ф.Н. Религиозное образование в светской школе: Теория и международный опыт в отечественной перспективе: Монография/ Ф.Н. Козырев. – СПб.: Апостольский город, 2005. – 636 с. 5. Благово Н.В. Школа на Васильевском острове: Историческая хроника. Часть I. Гимназия и реальное училище Мая в Санкт-Петербурге. 1856-1918 / Н.В. Благово. – СПб., 2013. – 488 с.

Одегова А.С.

Другие новости и статьи

« Разговор «о незримом и вечном» как неотъемлемой части духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы

Принятие христианства на Руси как поворотный момент развития культуры »

Запись создана: Вторник, 1 Январь 2019 в 15:32 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика