19 Ноябрь 2010

«Аврору» уводят в музей

oboznik.ru - «Аврору» уводят в музей

Зачем славу российского ВМФ пытаются сделать не боевой

Самый известный корабль отечественного Военно-морского флота – легендарный крейсер «Аврора» – в самое ближайшее время может сменить «собственника». Утверждается, что уже принято решение вывести корабль из боевого состава ВМФ и передать его на баланс Военно-морского музея, после чего военный экипаж на борту крейсера сменят гражданские сотрудники. Однако в погоне за экономией Минобороны и командование ВМФ, как представляется, заложат очередную мину под пока еще прочный фундамент российских военно-морских традиций и нанесут удар по системе начального военно-морского образования и по всей системе военно-морских традиций страны.

ЦЕЛИ – НЕ ЯСНЫ

Впрочем, до сих пор открыто и внятно не были официально обнародованы ни цели и причины такого решения, ни даже официально – со стороны Минобороны или командования ВМФ – не подтвержден факт наличия приказа о выводе «Авроры» из боевого состава флота. По заведенной сегодня в российском истэблишменте «традиции», все решается кулуарно и келейно, в тиши чиновничьих кабинетов, и без какой-либо оглядки на мнение общества. Хотя уж такой приказ точно не подпадает под понятия секретности и национальной безопасности, на что обычно любят ссылаться в таких случаях.

Анонимные источники в Минобороны, общественные деятели, эксперты и просто неравнодушные к данному вопросу люди высказывали немало возможных причин намерения военного командования избавиться от крейсера. Среди них фигурируют экономические («Аврора», дескать, не вносит вклад в боеготовность флота, а потому пусть ею занимаются музейщики), политические («Аврора» ассоциируется у многих с Октябрьской революцией и «красными», которые сегодня не в фаворе) резоны. И даже такие экзотические предположения, как, например, некая «месть» руководства Минобороны за скандально прославившуюся «презентацию» на борту крейсера для издания «Русский пионер».

Не будем останавливаться на последнем варианте – непонятно, зачем «мстить» кораблю, если все решения принимали люди, причем в погонах, которых, в крайнем случае, можно наказать или уволить? Хотя даже непосвященному ясно, что «добро» на то мероприятие мог дать минимум штаб Ленинградской военно-морской базы – все же корабль военный, пусть и виртуально, и вряд ли было в компетенции командира крейсера – начальника музея «Аврора» решить такой вопрос в единоличном порядке. А вот две другие причины – экономическую и политическую – стоит рассмотреть подробнее.

ЭКОНОМИЯ ПО-МИНОБОРОНОВСКИ

Казалось бы, что экономическая причина передачи крейсера из состава ВМФ на полный баланс Военно-морского музея – дело благое и грамотное, особенно с учетом тенденции, имеющей место в Минобороны в последнее время, по экономии «во всём и на всех». Но это – лукавство, причем грубое. Ведь музей – тоже бюджетная организация, поэтому расходы на содержание крейсера в надлежащем состоянии по-прежнему останутся «на шее» государства. Единственное, на чем может быть достигнута экономия, так это на зарплате экипажа корабля.

Однако и здесь, как говорится, овчинка выделки стоить не будет. Ведь экипаж «Авроры», не относящейся к полноценным боевым кораблям и в море не выходящий, большим денежным довольствием похвастаться не может. Да и потом, если уж так хочется Минобороны сэкономить в данном вопросе, то приемлемое решение найти вполне возможно. Достаточно, например, ввести для «Авроры» отдельные штаты. С увеличением процентного соотношения гражданских служащих, на должности которых набирать, к примеру, находящихся в запасе мичманов, уволенных с правом ношения военной формы, и, что желательно, выслуживших какую-либо пенсию. Думается, что в Питере можно найти 30-40 таких кандидатов, которые согласятся пойти на госслужбу за относительно небольшую зарплату, учитывая, что реальный доход их – вместе с пенсией – будет повыше. То же можно сделать и с частью офицерских должностей, а действительную военную службу следует сохранить для наиболее важных должностей комсостава и должностей, связанных с исполнением воинских обязанностей – несение вахтенной службы и т.п. Все же уборочно-хозяйственные задачи можно передать на аутсорсинг, модный нынче в Минобороны.

На должности же матросов и старшин – набирать как контрактников, так и срочников, из числа юношей, желающих пройти военную службу, но имеющих отклонения по здоровью, не позволяющие направить их на реальные боевые корабли. Ведь те же комендантские и президентские парадные подразделения тоже считаются воинскими подразделениями. Даже можно набирать сюда представительниц слабого пола: есть такие традиционные морские семьи, где несколько поколений мужчин отдали себя военно-морской службе, но в данный момент сыновей нет – только дочки, но воспитанные так, что хотят «попробовать на вкус» корабельную службу.

ПОЛИТИКИ И ГЕРОИ

Вопрос с ненавистью к «Авроре» как «символу большевистской революции» – более сложный, но тоже отнюдь не тупиковый.

Во-первых, всегда найдется категория людей, истекающих желчью по какому-либо поводу, причем иногда совершенно безобидному. Угождать таким – себе дороже, проще не обращать на них внимания.

Во-вторых, нападки на «символ революции» и предложения убрать его куда-то совершенно диссонируют с публично объявленной политикой примирения нации и вполне способны вновь рассорить приверженцев тех или иных политических течений или исторических событий, на которые так богата Россия.

И, наконец, в-третьих, крейсер «Аврора» – не только «корабль, давший сигнал к восстанию», и участник Гражданской войны. «Аврора» – герой Русско-японской войны, участник Первой мировой и Великой Отечественной войн. Моряки крейсера мужественно дрались с японцами в Цусимском сражении, на корабле есть соответствующая экспозиция, с пробоиной в боевой рубке от вражеского снаряда, убившего командира «Авроры» капитана 1 ранга Егорьева. Свой долг Родине экипаж крейсера отдал и в годы Великой Отечественной войны, и не только экипаж – огонь по врагу вели и пушки крейсера.

«Аврора» – это действительно заслуженный, легендарный и фактически единственный оставшийся в России боевой корабль своего времени. Участник трех войн, не считая Гражданской, он является самым старым боевым кораблем России, он даже старше стоящего на Неве самого старого в мире ледокола «Красин», ранее носившего имя «Святогор». К тому же корабль, в отличие, скажем, от знаменитого «Варяга» или того же «Красина», построен в России! У нас есть традиция зачисления наиболее выдающихся героев в списки воинской части навечно. Считаю, что правильным будет оставить крейсер «Аврора» в боевом составе ВМФ России – не как символ революции, а как символ русского/советского/российского флота, героизма его матросов и офицеров, не щадивших своих жизней для защиты Родины.

Именно по такому принципу поступили, к примеру, в Греции, где в боевом составе ВМС сохранены даже несколько кораблей-ветеранов различных эпох. Они сведены в единый музейный комплекс в пригороде Афин, но на них имеются сокращенные экипажи (да и вообще весь комплекс управляется военными – даже в кассе сидит матрос). Причем греческие моряки с гордостью говорили автору этих строк во время посещения упомянутого музейного комплекса, что «именно флот внес главный вклад в свержение режима «черных полковников».

До сих пор числится в боевом составе флота Ее Величества и «Виктори» – флагманский корабль адмирала Нельсона в Трафальгарском сражении.

Чем мы хуже греков и британцев?!

УПОР – НА ТРАДИЦИИ

А теперь – о самом главном. О том, какая польза будет от «Авроры», если оставить крейсер в боевом составе российского ВМФ. Польза, смею уверить сомневающихся, будет – но ее не измерить в финансово-предметных показателях, которые «можно пощупать». Она затронет духовную сторону.

Речь – о поддержании военно-морских традиций в России и воспитании надлежащим образом будущих офицеров Российского Флота. А самое главное – крейсер «Аврора» как боевой корабль, то есть зачисленный в списки боевого состава флота, нужен воспитанникам единственного оставшегося в стране Нахимовского военно-морского училища. Говорю это как выпускник НВМУ.

При этом желательно бы и само училище не отправлять в Кронштадт в состав «единого комплекса» военно-морских учебных заведений, а оставить там, где оно находилось многие десятилетия – учебный корпус прямо напротив «Авроры», а жилые корпуса – несколько в глубине квартала. Причин тому много, но что особенно важно – это будет более полезным для культурно-духовного воспитания нахимовцев.

Куда пойти нахимовцу в увольнение в Кронштадте? Достопримечательностей – раз, два и обчелся; на причальную территорию их не пустят – ведь они же и военную присягу-то еще не приняли; а до Северной Пальмиры – путь весьма не близкий. Что же остается – по «злачным местам» ходить?

Другое дело, если училище находится почти в центре города, вблизи от культурного центра, рядом с главными музеями города и страны, в том числе и военными. И рядом с крейсером «Аврора», ставшим на сегодня фактически одним из главных символов Нахимовского сообщества, а с 1948 по 1957 год вообще являвшимся учебным кораблем Ленинградского НВМУ.

Как нахимовец, скажу – нет ничего более воспитывающего в еще вчерашнем школьнике военно-морского духа, чем жизнь и учеба рядом с настоящим кораблем, да еще и таким легендарным, на котором исполняются все соответствующие военно-морские ритуалы: бьют склянки, осуществляют подъем и спуск Андреевского флага и пр. Когда во время перехода строем в учебный корпус ты слышишь команду «Встать к борту!», замираешь по стойке «смирно» и затем своими глазами видишь устремляющийся вверх флаг – главный символ Военно-морского флота – это, я вам скажу, дорогого стоит. Воспитывает и приобщает к военно-морской культуре лучше всяких книжек, лекций и тех большей частью откровенно фальшивых и низкопробных фильмов на военно-морскую тематику, которые сегодня у нас потчуют по телевидению или на большом экране.

А уж если Минобороны решит еще сэкономить, то можно на ротационной основе направлять на корабль отделения курсантов высших военно-морских училищ Санкт-Петербурга – например, на выходные, в качестве своеобразного почетного караула: и экономия бюджета, и приобщение будущих офицеров к военно-морской истории и культуре. К тому же если сделать вход на корабль, как в музей, платным – кроме действующих военнослужащих и других отдельных категорий – можно будет частично покрыть за счет заработанных средств бюджет на содержание корабля. А если грамотно заняться «сувениркой» – то самоокупаемость может быть еще более высокой. Ничего в этом постыдного нет, а вот «пьянкам» на борту, как представляется, все же не место. Да и спонсорам вообще-то неплохо бы «подсуетиться». А то как-то странно: кругленькая сумма на мачты для британского крейсера «Белфаст» у российских компаний нашлась, а в отношении легенды Российского Флота – «жаба давит»…

В общем, вариантов – море, главное же – решить задачу воспитания элиты Военно-морского флота – кадрового офицерского состава, беззаветно преданного Вооруженным силам и Родине, и не способного сбежать с корабля, если ему не выдадут положенного по рациону масла или задержат на неделю выплату денежного довольствия. Если же Минобороны и командованию ВМФ нужны не такие преданные офицеры, а всего лишь послушные «менеджеры в погонах» – на Вооруженных силах, да и на государстве в целом можно смело ставить крест!

Bладимир Щербаков. НВО

См. также:
1. Минобороны опровергло информацию о вечеринке на «Авроре»
2. Нахимовцы категорически против исключения крейсера «Аврора» из состава флота
3. Банкет на крейсере «Аврора»

Другие новости и статьи

« Руководство Вооруженных сил подводит предварительные итоги военной реформы

Рогожкин проверил своих поваров, а Сердюков запретил курить в Минобороны »

Запись создана: Пятница, 19 Ноябрь 2010 в 11:40 и находится в рубриках Защита, охрана и оборона тыла, Новости, Современность.

метки: , , , , , ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика