Повышение нижнего предела выслуги лет для назначения военной пенсии: вымысел или неизбежная реальность?



Повышение нижнего предела выслуги лет для назначения военной пенсии: вымысел или неизбежная реальность?

#пенсия#выслугалет#прававоеннослужащих

Пенсионное обеспечение является важным элементом социальной политики государства, в том числе в отношении военнослужащих, которые должны быть уверены, что по окончании нелегкой ратной службы они получат обеспеченную старость. В противном случае привлекательность военной службы явно будет невысокой, что негативно скажется на вопросах комплектования кадров Вооруженных Сил Российской Федерации и соответственно на уровне обеспечения военной безопасности государства.

В связи с обострением экономической ситуации в Российской Федерации в настоящее время активно обсуждается инициатива о повышении пенсионного возраста, целью которого является снижение демографической нагрузки на пенсионную систему. Дискуссии о повышении пенсионного возраста не обходят стороной и военнослужащих, обладающих правом досрочного выхода на пенсию за выслугу лет.
Так, еще в 2013 г. Министерством обороны Российской Федерации был подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения нижнего предела выслуги лет, дающего право на пенсию за выслугу лет".

Согласно указанному законопроекту до 1 января 2019 г. всем военнослужащим - гражданам Российской Федерации, имеющим выслугу 25 лет и более, должна была выплачиваться ежемесячная надбавка в размере 25% пенсии, которая могла быть им назначена в случае их увольнения с военной службы. Кроме того, предусматривалось увеличение размера надбавки на 3% за каждый год сверх установленного минимального стажа выслуги лет, дающего право на получение пенсии, но не более чем 50 % размера пенсии, которая могла быть назначена лицам, уволенным с военной службы. С 2019 г. планировалось окончательно закрепить нижний предел выслуги лет для назначения пенсии в 25 лет*(1).

Основной идеей законопроекта (в редакции 2013 г.) являлось закрепление на федеральной государственной службе высококвалифицированных военнослужащих и сотрудников, поскольку в большинстве случаев специалисты, имеющие выслугу на военной службе 20 лет и более, обладают необходимым объемом знаний, навыков и опыта, а также способны на высоком профессиональном уровне выполнять поставленные перед ними задачи.
Вместе с тем, решение по повышению нижнего предела выслуги лет для назначения военной пенсии так и не было принято, в том числе по причине необходимости изыскания дополнительных средств финансирования из федерального бюджета для производства военнослужащим дополнительных денежных выплат в переходный период.
Далее, в 2015 г. дискуссию по рассматриваемому вопросу возобновил министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов, который в интервью "РИА Новости" сказал следующее: "Военным, я считаю, также можно продлить стаж службы, позволяющий выходить на пенсию. Посмотрите, у нас 1 млн. здоровых молодых мужчин работает охранниками, не говоря уже о значительной численности силовиков. У каждого шлагбаума стоит охранник и его сторожит. Нередко военные, отслужив 20 лет, становятся пенсионерами в 40 лет"*(2).
Действительно, в России работают 96% военнослужащих запаса трудоспособного возраста и около 60% военнослужащих в отставке старше 60 лет. В среднем 88,7% уволенных в запас (находящихся в отставке) военнослужащих продолжают трудиться*(3). По всей видимости, именно поэтому в финансово-экономическом блоке Правительства Российской Федерации полагали допустимым повысить дающий право на военную пенсию срок службы даже до 30 лет, но в последующем этот вариант был отвергнут.

Как бы то ни было, Министерство финансов Российской Федерации по настоящее время регулярно выступает за сокращение расходов на пенсии гражданам, уволенным с военной службы. В правительственных кругах существуют две принципиальные позиции в этом вопросе.
Первая, представленная, в частности, в разработках Центра стратегических разработок под руководством А.Л. Кудрина, заключается в том, что пенсионный возраст необходимо повышать в обязательном порядке.
Вторая, ассоциирующаяся с позицией Министерства труда и социального развития Российской Федерации, а также в целом социального блока Правительства Российской Федерации, - реформа системы досрочных пенсий, на которые имеют право до трети населения России, позволит отменить общее повышение пенсионного возраста или отсрочить принятие такого решения либо сделать график повышения пенсионного возраста более плавным*(4).
В данных условиях идея повышения нижнего предела выслуги лет для военнослужащих продолжает активно обсуждаться по настоящее время.
Так, во второй половине 2017 г. повторно разработан законопроект "О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии, и их семей", которым предусмотрено увеличение нижнего предела выслуги лет для получения военной пенсии с 20 до 25 лет.
В средствах массовой информации отмечается, что 22 мая 2017 г. из Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации было доложено о подготовке документов по рассматриваемому вопросу заместителю Министра обороны - начальнику тыла Вооруженных Сил Российской Федерации Д.В. Булгакову (письмо N 173/2/15025). Данная работа проводилась в рамках выполнения решения Президента Российской Федерации от 17 марта 2017 г. N Пр-497 с привлечением представителей руководства федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Ведь еще в 2015 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин посчитал возможным постепенно и поэтапно увеличить пенсионный возраст до 65 лет для мужчин и женщин*(5).
Нынешняя версия законопроекта (в редакции 2017 г.) предполагает внесение изменений в ст.ст. 13, 14 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (далее - Закон N 4468-I), которые регламентируют условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, а также размеры пенсии.
Проект закона*(6) предусматривает увеличение нижнего предела выслуги с 20 до 25 лет. Размер пенсии в этом случае изначально устанавливается из расчета 65% соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного ст. 43 Закона N 4468-I; за каждый год выслуги свыше 25 лет - 3% указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 95% этих сумм. Согласно ст. 43 Закона N 4468-I для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
С точки зрения разработчиков указанного проекта закона, планируемые изменения, связанные с повышением предела выслуги лет для назначения военной пенсии, не так "страшны" для офицеров.
Так, если гражданину поступить в высшее военно-учебное заведение сразу после получения среднего полного образования (окончания школы), в выслугу лет у него засчитывается 5 лет самого обучения и 20 лет службы. В конечном итоге к 43 годам офицер вправе претендовать на назначение пенсии, тем более что речь не идет о 25 годах в календарном исчислении, поскольку существуют различные места военной службы с особыми условиями; следовательно, для назначения пенсии учитывается выслуга лет в льготном исчислении. По мнению отдельных должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации, кому действительно будет тяжелее дослужиться до 25 лет выслуги, так это "контрактникам", которые проходят военную службу на рядовых (сержантских) должностях, если, конечно, они не служат в районах, в которых предусмотрено льготное исчисление выслуги лет.
Необходимо отметить, что законопроект допускает исключение из общего нижнего предела выслуги лет.
Так, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья, в связи с болезнью согласно заключению военно-врачебной комиссии о негодности к службе или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более, имеют право на военную пенсию.
Для указанных категорий военнослужащих размер пенсии устанавливается из расчета 50% соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного ст. 43 Закона N 4468-I; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3% указанных сумм денежного довольствия, но всего не более не более 95% этих сумм.
Как видим, в зависимости от основания увольнения с военной службы законодатель использует индивидуальный подход к военнослужащим.
Однако, как представляется, в приведенный выше "льготный" перечень оснований досрочного увольнения также возможно было бы включить иные "не компрометирующие" основания увольнения, в частности увольнение по семейным обстоятельствам и в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении военнослужащего условий контракта в соответствии с требованиями ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ.
Вышеназванным законопроектом установлен переходный период. Так, за лицами, на которых распространяется действие Закона 4468-I, сохраняется право выхода на пенсию за выслугу лет и на назначение пенсии за выслугу лет на условиях, действующих до 1 января 2023 г.
Следует отметить, что недавно схожие изменения коснулись и государственных гражданских служащих.
Так, Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 143-ФЗ для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы, увеличен возраст для назначения пенсии по старости: мужчинам - до 65 лет и женщинам - до 63 лет. Такое повышение носит постепенный характер, на шесть месяцев в год. Кроме того, с 15 до 20 лет увеличен минимальный стаж государственной гражданской службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.
Далее представляется целесообразным обратить внимание на динамику внесенных изменений в пенсионное законодательство в части назначения "общегражданской" страховой пенсии по старости.
Как известно, для приобретения права на получение указанной пенсии необходимо наличие минимального страхового стажа. В соответствии с ранее действовавшим пенсионным законодательством для получения страховой части трудовой пенсии военный пенсионер после увольнения с военной службы должен был иметь официальный страховой стаж не менее 5 лет, что было закреплено в п. 2 ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.
Вместе с тем, минимальный страховой стаж с 1 января 2016 г. ежегодно увеличивается на 1 год до 15 лет в 2024 г. (приложение 3 к Федеральному закону "О страховых пенсиях в Российской Федерации").

За время прохождения военной службы по контракту страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию за военнослужащих не уплачиваются и они соответственно не имеют возможности формировать страховую пенсию. И чем больше общая продолжительность военной службы по контракту, тем сложнее гражданам, ее проходившим, и в первую очередь не имеющим права на военную пенсию, заработать достойную страховую пенсию. Указанные граждане начинают (или продолжают после периода военной службы по контракту) трудовую деятельность в заведомо худших условиях по сравнению с гражданами, не проходившими военную службу по контракту.
Для наглядности представим ситуацию, когда военнослужащему повысили нижний предел выслуги лет с 20 до 25 лет, который предоставляет ему право на получение пенсии за выслугу лет. Возникает справедливый вопрос: многие ли из бывших военнослужащих, вышедших на пенсию, к примеру, в 50 лет, смогут дополнительно заработать право на получение страховой пенсии по старости с учетом довольно невысокой средней продолжительности жизни мужчин в России и обязательного наличия в будущем 15-летнего минимального страхового стажа?
В настоящее время фактический возраст выхода на военную пенсию военнослужащих в среднем составляет 44,4 года, а выход на военную пенсию по инвалидности вследствие военной травмы - 42,4 года. В целом же средний возраст назначения пенсий в современной России составляет 54,5 лет*(7). Таким образом, фактический средний возраст выхода на военную пенсию военнослужащих наступает на 10 и более лет ранее, чем у большинства граждан. Возникает вопрос о справедливости установления достаточно высокого возрастного ценза для получения работающими военными пенсионерами наряду с военной пенсией права на выплату пенсии по старости (60 лет - для мужчин и 55 лет - для женщин). В этой связи некоторыми военными юристами даже высказывалось мнение о возможности снижения законодателем пенсионного возраста для военных пенсионеров в целях совершенствования военно-пенсионного законодательства*(8), однако данные предложения не приняты во внимание и не были реализованы.
Очевидно, что "новая волна" законодательных инициатив по повышению нижнего предела выслуги лет связана с продолжением политики оптимизации бюджетных расходов. По предварительным оценкам, это позволит получить экономию для государственного бюджета около 350-400 млрд. руб. в год.
В интервью американскому кинорежиссеру О. Стоуну Президент Российской Федерации В.В. Путин сообщил, что в ближайшие три года Россия понизит свои расходы на оборону до 2,7-2,8% от валового внутреннего продукта (ВВП): "Армия должна быть компактной, но современной и эффективной. Но мы и так тратим достаточно много, эти расходы достигли в прошлом году трех с лишним процентов. Это для нас и так много"*(9). Так, по отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов раздела "Национальная оборона" составит в 2018 г. - 2,8%, в 2019 г. - 2,7% и в 2020 г. - 2,5% (в 2017 г. - 3,1%). На фоне общего снижения расходов на национальную оборону наблюдается ежегодное увеличение численности военных пенсионеров. Так, численность военных пенсионеров в 2018 г. составит 2 639 тыс. человек, в 2019 г. - 2 683 тыс. человек, в 2020 г. в - 2 725 тыс. человек*(10).
Следует также иметь в виду, что за период с 2013 по 2017 гг. денежное довольствие военнослужащих не повышалось. За это время, по данным Комитета по обороне Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, уровень инфляции составил около 46%, а стоимость условного (минимального) набора продуктов питания выросла практически на 60%. Очевидно, что в этих условиях уровень жизни военнослужащих и членов их семей существенно упал*(11).

С учетом изложенного повышение пенсионного возраста для лиц, претендующих на получение пенсии, не повысит привлекательность военной службы, снизит мотивацию к военной службе и, скорее всего, приведет к оттоку кадров, сокращению числа граждан, желающих поступить на военную службу по контракту. Более того, реализация рассматриваемых нововведений будет способствовать росту социальной напряженности в обществе, поскольку, по данным Федеральной службы государственной статистики, средняя продолжительность жизни мужчин в России продолжает оставаться относительно невысокой и в настоящее время составляет 66-67 лет*(12).

Повышение нижнего предела выслуги лет для назначения пенсии воспринимается военнослужащими крайне негативно на фоне миллионных заработных плат топ-менеджеров, "отпускных" и "бонусов", выплачиваемых федеральным государственным чиновникам в государственных корпорациях РОСНАНО, ОАО "Газпром" и т.д., а также "безудержного" повышения денежного содержания и различных поощрений должностным лицам Правительства Российской Федерации, "народным избранникам".
Среди военнослужащих не случайно бытует мнение, что с повышением нижнего предела выслуги лет для назначения военной пенсии государство в последующем увеличит и срок общей продолжительности военной службы для обеспечения жильем по избранному постоянному месту жительства, который в настоящее время также составляет 20 лет и более. Действительно, увеличение минимального порога выслуги лет для назначения пенсии, как представляется, может привести к "цепной реакции" сокращения других социальных гарантий военнослужащих, в том числе и в вопросах жилищного и медицинского обеспечения. И вообще, вслед за изменениями в пенсионном обеспечении, не последует ли очередная "монетизация льгот" военнослужащих?

Как отмечалось ранее, государство преследует цель экономии бюджета, но при этом не принимается во внимание человеческий фактор, который заключается в том, что военнослужащие большую часть своей жизни "скитаются" по военным гарнизонам и съемным квартирам, при прохождении службы испытывают немалые физические и моральные нагрузки, часто месяцами не видят семьи, а нередко и проливают кровь в "горячих точках" и зонах вооруженных конфликтов.
Военнослужащие выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Согласно ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы. Необходимость выполнения военнослужащими поставленных задач в сфере обороны в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, влечет за собой обязанность государства гарантировать указанной категории граждан соответствующую их правовому статусу особую социальную защиту, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения.

В военном сообществе распространено мнение о поэтапном повышении нижнего предела выслуги лет для назначения военной пенсии после президентских выборов 2018 г. Вполне допустимо и то, что в процессе обсуждения и согласования вышеназванного законопроекта его текущая редакция будет подвержена существенным изменениям.

В свою очередь, важно понимать, что политика, проводимая государством в отношении военнослужащих, является одним из важнейших факторов, влияющих на обороноспособность армии и флота. Если нынешние защитники не будут чувствовать себя защищенными в государстве, то кто же станет защищать государство?
Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты.
Особое внимание со стороны государства к военнослужащим должно рассматриваться в качестве средства компенсации повышенного риска, которому они подвергаются в период прохождения военной службы при исполнении служебных обязанностей. За добросовестную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, связанную с большими физическими и психологическими нагрузками, сложными климатическими и социально-бытовыми условиями для жизни своих семей, военнослужащие заслуживают от государства, которое они защищают, повышенной заботы.

Статья 7 Конституции Российская Федерация устанавливает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Безусловно, для любого социального государства существует материальный ограничитель, а именно: объем производства, который определяет экономические возможности государства, следовательно, и материальные возможности социальной политики.
В то же время действующее законодательство содержит запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации). Нормы, запрещающие издание законов, ухудшающих положение граждан, присутствуют в конституциях всех развитых стран. Даже частичный пересмотр норм военно-социального законодательства, предположительно, может привести к утрате его конституционности, что ударит по основам правопорядка.
Главное содержание пенсионного обеспечения заключается в предоставлении человеку средств к существованию, удовлетворении его основных жизненных потребностей.

Соответственно поскольку пенсия имеет особое значение для поддержания материальной обеспеченности пенсионеров, стабильность их правового положения, сохранение за ними признанных государством в установленной законом процедуре пенсионных прав должны гарантироваться на законодательном уровне в рамках реализации предписаний Конституции Российской Федерации о целях политики Российского государства, направленной, в частности, на создание условий, обеспечивающих заботу о социальной защищенности своих граждан и охрану достоинства личности*(13).

Иными словами, федеральный законодатель, к компетенции которого Конституция Российской Федерации относит установление пенсионной системы (ст. 39, ч. 2), располагает достаточной свободой усмотрения при определении правовых оснований, условий назначения и порядка исчисления пенсий. Вместе с тем, законодатель должен соотносить принимаемые решения с конституционно значимыми принципами пенсионного обеспечения. Принимая во внимание особую значимость в обществе военной службы, военнослужащий как участник правоотношений должен быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса, а также в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. Предположим, что идея повышения нижнего предела выслуги лет для назначения военной пенсии преследует цель (как это нередко преподносится) закрепления на федеральной государственной службе высококвалифицированных военнослужащих.

Однако достижение требуемой для назначения пенсии выслуги не влечет обязанности военнослужащего прекратить военную службу. Наличие в действующем законодательстве двадцатилетней выслуги, дающей право на пенсию, является мерой социальной поддержки, установленной с учетом особенностей военной службы, отражает социально оправданную в обществе правовую дифференциацию*(14).
Принимая во внимание вышеизложенное, переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения в части повышения нижнего предела выслуги лет для назначения военной пенсии не должны приводить к ухудшению правового статуса военнослужащих, которые планируют досрочно уволиться с военной службы, в том числе в целях скорейшего получения от государства заслуженной пенсии.

Библиографический список:

1. Каляшин А.В. К вопросу увеличения нижнего предела выслуги лет, дающего право на пенсию за выслугу лет. // "Административное право и процесс". 2015. N 4.
2. Корякин В.М. Комментарий к Закону Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". - "За права военнослужащих", 2007.
3. Корякин В.М. Некоторые проблемы индексации денежного довольствия военнослужащих и военных пенсий // Право в Вооруженных Силах. 2017. N 3.
4. Гацко М.Ф. Социально-правовые проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих // Стратегическая стабильность. 2005. N 2 (31).
5. Кудашкин А.В. Военная служба Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. - Специально для системы ГАРАНТ, 2009.
6. Малеева Т.М., Синявская О.В. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы. Аналитический доклад / Независимый институт социальной политики. М.: Проматур. 2005.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) См. подробнее: Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения нижнего предела выслуги лет, дающего право на пенсию за выслугу лет". URL: https://pravoved.ru/question/444117/.
*(2) URL: https://ria.ru/defense_safety/20150206/1046359257.html.
*(3) Лушников В.В. "Из армии - в бизнес". Адаптация уволенных из Вооруженных Сил офицеров к новым социальным условиям. М., 2016. С. 10.
*(4) Сафронов И. Конкурс из строя и пенсии // Коммерсантъ. 2017. 15 июня.
*(5) Астахова А. Путин задумался о возрасте // Ведомости. 2015. 17 апр.
*(6) URL: http://militariorg.ucoz.ru/publ/novosti_mo_i_mvd_rf/uvelichenie_sroka_slu zhby_v_armii_do_25_let/12-1-0-75256.
*(7) Малеева Т.М., Синявская О.В. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы. Аналитический доклад / Независимый ин-т социальной политики. М., 2005. С. 36.
*(8) См., напр.: Гацко М.Ф. Социально-правовые проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих // Стратегическая стабильность. 2005. N 2 (31). С. 39 - 44.
*(9) "РИА новости" от 15 июня 2017 г. URL: http://1prime.ru/News/20170615/827568240.html.
*(10) Заключение Комитета по обороне Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 октября 2017 г. по проекту федерального закона N 274618-7 "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (утверждено решением N 44/3).
*(11) Более подробно об этом см.: Корякин В.М. Некоторые проблемы индексации денежного довольствия военнослужащих и военных пенсий // Право в Вооруженных Силах. 2017. N 3.
*(12) URL: https://lenta.ru/news/2017/06/29/age/.
*(13) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, прохоивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова" от 14 января 2016 г. N 1-П.
*(14) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы" от 18 марта 2004 г. N 6-П.

Д.Ю. Мананников,
кандидат юридических наук, военный юрист

Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 1, январь 2018 г., с. 19-26.



Другие новости и статьи

« 23 февраля и 9 мая. Две даты в истории России

Боты — новые солдаты »

Запись создана: Воскресенье, 10 Февраль 2019 в 6:50 и находится в рубриках Современность.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы