Женщины на войне: гендерные стереотипы и социальные практики
Тотальные войны XX столетия, ознаменовавшиеся невиданной вовлеченностью в вооруженный конфликт гражданского населения, в том числе женщин, изменили традиционное представление о войне как прерогативе мужчин. Условия двух мировых войн и их тыловые реалии разрушили культурно устоявшийся взгляд на женщин как пассивных жертв, нуждающихся в защите, сделав их активными действующими лицами. Для самих женщин это была возможность реализовать себя в новом качестве, за пределами прежних стереотипов женщины-матери и домохозяйки и «открыть» обществу новые неизвестные прежде свои стороны. Анализ предпосылок, источников и реализации эмансипации женщин через призму военного фактора является одним из актуальных направлений в современной историографии женской проблематики, идущих по пути гендерных разработок.
Война народная, священная война. Женщины в отечественной войне 1941-1945 г.г.
Различные исследования анализируют, как война изменила положение женщин в обществе и имела ли она «освободительный эффект», как трансформировались гендерные стереотипы и гендерные роли, как общественные институты ограничивали в условиях войны возможности изменения гендерных отношений, которые сложились в довоенном обществе [1]. Изучение положения женщин в специфическом контексте войны с позиции гендерных представлений свидетельствует, что динамичные изменения, произошедшие в восприятии женщин под влиянием военного фактора, были связаны не только с возрастанием их роли в экономике («феминизация» и активное вовлечению женщин в прежде запретные для них отрасли и профессии) и общественной сфере (создание и деятельность женских общественных организаций), но и утверждением женщин в армейском строю. Принимая на себя мужскую роль защитника, женщины бросали прямой вызов традиционным гендерным концепциям патриотизма и гражданства. Однако, далеко не все принимал» такие «неженские» роли и разделяли энтузиазм в отношении женского патриотизма.
Уже в первые месяцы войны россиянки активно заявляли о своем желании встать в ряды армии и участвовать в защите Отечества. Однако у царского правительства не было последовательной политики в отношении женщин, стремившихся на театр военных действий. Женщина-солдат представлялась аномалией, поэтому заявления россиянок с просьбой отправить их воевать отклонялись [2, с. 42]. В своём желании попасть на фронт девушки проявляли завидную настойчивость и изобретательность, проникая, как в прежние времена, на передовые позиции под видом мужчин. Женщины, награжденные Георгиевскими крестами, получили такую возможность лишь потому, что выдавали себя за мужчин и награждались как мужчины [3, с. 107-108].
Основная же масса женщин с началом войны осуществляла традиционную благородную миссию - медицинскую помощь. Неудачи, сопровождавшие русскую армию на фронтах Первой мировой войны, вызвали к жизни новые женские инициативы и расширили практику использования женщин в армии. Кроме привлечения сестер милосердия, врачей различных специальностей были предприняты попытки формирования специальных воинских подразделений из женщин-добровольцев: караульных рот, команд связи, по охране железных дорог и с чисто боевым назначением. Созданный в 1917 г. из числа добровольцев «Женский батальон смерти» под командованием М.Л. Бочкаревой впервые принял участие с оружием в руках непосредственно на передовой [2, с.47-48]. Появление специальных женских воинских частей было, с одной стороны, проявлением инициативы самих россиянок, стремившихся не допустить развала фронта и предотвратить массовое дезертирство солдат, а с другой стороны, по вполне понятным прагматическим политическим причинам, получило поддержку Временного правительства и командования русской армии.
Призвав добровольцев женского пола на фронт, правительство и военное командование рассчитывало их примером вернуть воинов в окопы, ослабить революционные настроения в армии [4, с. 39-40]. Однако на пути интеграции женщин в армию главным препятствием стали устойчивые гендерные стереотипы и предубеждения относительно военной службы женщин. Появление подобных женских формирований фронтовикамн-мужчинами было встречено с определенной долей скептицизма и даже неприязни. Показателен в этом отношении факт, когда в одном из боев близ Сморгони женский батальон, двинувшийся в атаку, не был поддержан соседними частями и фактически брошен на произвол судьбы [3, с. 111]. Оказавшись на службе в армии, женщины вторглись на традиционно «мужскую» территорию, начали выполнять их функции. Со стороны мужского большинства это не могло не вызвать негативные эмоции и попытки занять утраченные позиции в военной сфере зачастую путем дискриминации женщин.
Принадлежность женщин к своему полу перестала быть препятствием для внедрения добровольцев из их числа в армейскую среду с официальным провозглашением большевиками в первые годы советской власти равенства полов. Политика советского правительства, направленная не столько на женскую эмансипацию, сколько на привлечение женщин к решению задач социалистического строительства, в условиях укрепления обороноспособности государства определила необходимость прохождения воинской службы женщинами. А. Коллонтай считала воинский труд женщины средством обеспечения ее фактического социального равенства: «С призывом женщин в войска окончательно закрепляется представление о ней как о равноправном и равноценном члене государства» [5]. В рамках так называемой «военизации» женщин широкий размах получило обучение их военному делу.
При заводах, фабриках была организована целая сеть военных учебных пунктов, где женщины и девушки овладевали военными знаниями. Впервые для женщин были открыты двери военных академий. Приведение в жизнь идеи равноправия полов нашло свое отражение и в принятом 1 сентября 1939 г. законе «О всеобщей воинской обязанности», согласно которому женщины, имеющие медицинскую, ветеринарную и специально-техническую подготовку получали право быть призванными в армию и на флот для несения вспомогательной и военной службы [6, с. 126]. Эмоционально и интеллектуально сформированные в межвоенное двадцатилетие эмансипации, тысячи женщин с началом Великой Отечественной войны ушли добровольцами на фронт, утверждая за собой равные с мужчинами права на защиту Отечества.
Великая Отечественная война ознаменовалась не только огромным увеличением количества женщин на театре военных действий («феминизацией» армии), но и участием их в различных сферах боевой деятельности во всех видах вооруженных сил и родах войск. Общая численность женщин, вовлеченных в боевые действия на стороне СССР, составляла 800 000 человек, были созданы специальные женские воинские формирования - три специальных женских авиационных полка, женский запасной стрелковый полк, женская добровольческая бригада, Центральная школа снайперской подготовки [6, с. 137, 187]. Колоссальные потери советских войск на начальном этапе войны привели к тому, что наряду с добровольным вступлением женщин в ряды Красной Армии, в СССР была проведена массовая мобилизация женщин на службу в действующую армию и в тыловые соединения. Помимо обязательного призыва женщин-врачей, студенток медицинских вузов, в 1942 г. и последующие годы Народным комиссаром обороны было издано ряд приказов о мобилизации женщин и девушек для несения военной службы в войсках противовоздушной обороны, связи, внутренней охраны, на военно-автомобильных дорогах и т.д., с целью высвобождения для фронта мужчин, годных к строевой службе [см.: 3, с. 227-237]. В рамках обязательной мобилизации, советское правительство не останавливалось и перед применением жестких мер через ВЧК и военные трибуналы к уклонившимся от призыва [3, с. 141]. В тоже время государство проявляло заботу в отношении женщин-военнослужащих, наделяя их дополнительными правами и льготами. Так, согласно приказам наркома обороны 1942-1943 гг., им отпускалось дополнительно мыло, некурящим - вместо табачного довольствия - шоколад и конфеты [см.: 3, с. 146]. И все же, несмотря на открывшиеся значительные возможности для женщин внести посильный вклад в защиту Отечеств, одной из сторон сложного феномена массового участия советских женщин в Великой Отечественной войне стало неоднозначное отношение военного мужского большинства и общественного мнения в целом к присутствию женщин в боевой обстановке и в армии вообще [7, с. 165].
Гендерные стереотипы, связанные с социальной активностью женщин, определили устойчивое неприятие женщин в традиционно «мужской» сфере. Появление в рядах армии представительниц женского пола не только возмущало и тревожило мужчин на фронте, но и в тылу бытовали своеобразные представления о роли женщин на войне, породившие насмешливо-презрительные термины ППЖ (походно-полевая жена) или «рама».
Признание высоких патриотических настроений среди женщин в сложных условиях оккупации определило широкую политическую поддержку включения женщин в партизанское движение. История не знала столь массового участия женщин в партизанском движении, как в годы Великой Отечественной войны: около 10 процентов от участвовавших в партизанской борьбе были женщины и девушки, в отдельных отрядах они составляли четвертую часть партизан [6, с. 204]. Однако, несмотря на то, что именно партизанки в советской пропаганде стали символом патриотизма и высшей преданности своей Родине, характер участия женщин в партизанской войне оказался под влиянием устойчивых гендерных стереотипов.
Декларируемое советским государством равноправие полов в военной сфере не отвечало реальному положению в партизанских отрядах, где их появление со стороны мужского личного состава было встречено с недоверием и настороженностью. Если женщины-медики, связистки, а также занятые на хозяйственных должностях (кухонные работницы, пекари, прачки, швеи) еще укладывались в традиционные представления о социальных ролях женщин, в остальных же занятиях, связанных главным образом с присутствием в боевой обстановке, женщинам приходилось преодолевать сложившиеся предубеждения: «не женское это дело». Показательно в этом плане выступление на бригадном женском собрании в 1943 г. одной из девушек-партизанок: «На нас смотрят в бригаде «сквозь пальцы». Многие девушки со слезами на глазах просятся на боевые операции, но их командиры не берут. Часто приходится слышать от бойцов: «Куда ее на боевую операцию - баба она» [8, л. 105]. Факты, когда женщины и девушки часто не допускались к участию в боевых операциях по причине субъективного отношения к ним командного состава, содержат и отчеты о деятельности партизанских формировании, хранящиеся сегодня в Национальном архиве Республики Беларусь: «Женщин в партизанских отрядах большое количество, однако в боевых подразделениях их мало.
В большинстве случаях женщины-партизанки используются на хозяйственных работах…» [8, л. 203]. Как свидетельствуют архивные документы, подобные прецеденты, связанные с «недооценкой роли женщин в партизанской борьбе» неоднократно становилось предметом специального обсуждения высших, а также местных партийных и комсомольских органов. Характерным является подготовленное по итогом такого обсуждения письмо одного из секретарей райкома КП(б)Б к командирам, комиссарам бригад и секретарям партийных бюро партизанских отрядов района, где перед партизанским руководством ставились задачи: пересмотреть работу, которую выполняют женщины, и заменить их на кухонной работе менее способными в боевом отношении мужчинами; организовать систематическую боевую и политическую учебу женщин-партизанок, создавая из их числа отдельные боевые подразделения [9, л. 52].
И хотя в годы Великой Отечественной войны в партизанских отрядах значительная часть женщин была задействована в строевой службе, получила распространение даже практика создания особых женских отделений и взводов, отношение к ним оставалось далеко не однозначным. Многие мужчины, испытывая чувство вины перед женщинами за то. что они оказались на войне, проявляли к ним снисходительную опеку: «Будь осторожна, сестренка, ведь не вам таким слабым и маленьким воевать. Воевать нужно нам -сильным мужчинам, а вам только венки плести из цветов» [10, л. 13].
Таким образом, женское участие в войне стало не только реализацией их высоких патриотических настроений, но и формой гражданской самореализации и эмансипации под влиянием военного фактора. В свою очередь, политика правительства, направленная не столько на женскую эмансипацию, сколько на привлечение женщин к решению задач обороноспособности государства, определила официальное признание за ними равного с мужчинами права на защиту Отечества.
Несмотря на открывшиеся в чрезвычайных условиях значительные возможности для женщин в продвижении «вперед» в военно-профессиональной деятельности и окончательное утверждение их в армейском строю, характер участия женщин не только в Первой мировой, но и Великой Отечественной войне оказался под влиянием устойчивых гендерных стереотипов в отношении военной службы женщин, а фронт остался преимущественно «мужской» сферой.
1. Behind The Lines. Gender in the Two World Wars / Edit. M. Hit’onnet, J. Jenson, S. Michel and others. - New Haven and London, 1987; Elshtain, J.B. Women and War / J.B. Elshtain. - New York, 1987; Щербинин, П.П. Военный фактор в повседневной жизни Русской женщины в XVIII - начале XX в. / П.П. Щербинин. -Тамбов: Изд-во Юлис: 2004. - 508 с. 2. Щербинин. П.П. Женщины в русской армии в период Первой мировой войны 1914-1918 гг. / П.П. Щербинин ,7 Вестник ТГУ. - 2004. - №3 (35). - С. 42^19. Иванова, Ю.Н. Храбрейшие из прекрасных: Женщины России в войнах / Ю.Н. Иванова. - М.: РОССПЭН. 2002. -272 с. Абашева. Ж.В. Участие женщин в воинских формированиях российской армии в период Первой мировой войны / Ж.В. Абашева (/ Метаморфозы истории. - 2014. - С. 24-42 Рыков С. Слабый пол в сильной армии // Независимая газета. - 2000. - 30 марта. Мурманпсва, В.С. Советские женщины в Великой Отечественной войне: 1941-1945 / В.С. Мурманцсва,- М.: Мысль. 1979. - 293 с. л Сенявская, Е.С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России / Е.С. Сснявская - М.: РОССПЭН. 1999.-383 с. 3. Национальный архив Республики Беларусь. - Ф. 63п. Оп. 16. Д. 1. Национальный архив Республики Беларусь. - Ф. 1350. On. 1. Д. 108. 4. Государственный архив Витебской области. - Ф. 9742. Оп. 2. Д. 109.
И. В. Николаева
Другие новости и статьи
« «Самый свободный долг» Фонвизиной-Пущиной
Отборочный этап конкурса «Полевая кухня» в феврале 2019 г. »
Запись создана: Пятница, 22 Февраль 2019 в 5:30 и находится в рубриках Новости.
метки: война, женщина, женщины
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика