Исторический анализ методов борьбы с коррупцией в России



Исторический анализ методов борьбы с коррупцией в России

oboznik.ru - Юридические и социально-психологические аспекты коррупции в России
#коррупция#взятки#взяточничество#штраф#государство

Проблема распространения коррупции в Российской Федерации стала одним из ключевых факторов, препятствующих развитию страны, ведущих к росту нестабильности в обществе, подрывающих веру граждан в органы власти, порождающих негативные, деструктивные настроения и способствующих росту других видов преступности. В последнее время данная тема получила широкую общественную огласку.

Понять проблему коррупции и определить пути ее преодоления невозможно без обращения к истокам этого сложного и опасного явления. О коррупционных преступлениях впервые официально упоминается в Двинской уставной грамоте 1 . Ст. 6 говорит о посуле как незаконном вознаграждении за властные полномочия наместника, на которого возлагалось осуществление правосудия 2 . Данная статья подтверждает, что злоупотребление своим должностным положением имело место и в 1397 г. В Псковской судной грамоте 1467 г. также есть упоминание о посуле, который начинает приравниваться к взятке. Так, ст. 4 определяет, что привилегированным лицам запрещается брать любые негласные дачи с населения, но наказаний за данные деяния пока не предусматривает 3 .

Подобные статьи можно найти и в Новгородской судной грамоте. Судебник 1497 г. запрещал должностным лицам, недельщикам, брать посулы с участвующих в тяжбе судей и лично для себя (ст. 33, 34) 4 . В свою очередь, в ст. 68 говорится о запрещении взимать посулы и давать ложные показания на суде по всем городам и волостям русского централизованного государства, что указывает на стремление великокняжеской власти бороться с бесчисленными проявлениями мздоимства 5 . Более детально вопрос взяточничества рассматривался в Судебнике 1550 г. За чрезмерность во взятках было предусмотрено тюремное заключение с выплатой штрафа в размере суммы иска (ст. 3, 4, 5, 32, 53) 6 . Однако вымогательство как новое проявление взяточничества прочно закрепилось в XVI в., а благодаря принципу «кто больше даст, тот выиграет» полностью определялся исход судебного разбирательства.

Соборное уложение 1649 г. предусматривало многочисленные наказания за преступления, подпадавшие под понятие коррупции: подлог при переписке судебного дела, утайку пошлин при регистрации дел, притеснение населения 7 . Тем не менее, несмотря на все осуждения данных преступлений, Соборному уложению, действовавшему более двух веков, не удалось искоренить многочисленные поборы и превышения своих положений должностными лицами.

Длительное время государственные служащие получали подношения, называемые «кормлениями», которые были единственным и основным доходом чиновников. Финансовые трудности государства не позволяли регулярно платить даже минимальное жалованье. Тем самым государственная власть толкала чиновника на произвол и поборы. В результате губернской реформы Петра I в 1708 г. государственные служащие стали официально получать жалованье.

С этого же времени получение взяток стало считаться преступлением. Однако данные меры не смогли преодолеть коррупцию. Так, например, чиновники низшего ранга едва сводили концы с концами и видели в получении взятки единственную возможность выжить. Петр I впервые попытался пресечь данные коррумпированные действия, введя жесточайшие меры, которые закреплялись в Артикуле воинском: битье батогами, клеймление, ссылки, казни. Указ Петра I «О воспрещении взяток и посулов и о наказании за оное» был развит в последующих законодательных актах императора и его последователей: Указ Петра I от 24 января 1724 г. «Об исполнительной дисциплине служащих государственных учреждений», Указ Екатерины II от 11 ноября 1766 г. «О распубликовании во всем Государстве об учиненных наказаниях за взятки и лихоимства». В период правления Екатерины II санкции за взяточничество были не столь суровы, как при Петре I, хотя распространенность коррупции в органах власти в это время была также значительной. Императрица в большей степени уделяла внимание не ужесточению санкций за совершение корыстных злоупотреблений по службе, а обеспечению принципа неотвратимости наказания за их совершение 8 .

В последующие периоды борьба с коррупцией в царской России продолжалась с переменным успехом. В целях борьбы с этим опасным явлением в XIX в. было разработано и утверждено множество нормативных актов, содержавших требования к деловым и нравственным качествам государственных служащих, а также положения о мерах по повышению служебной ответственности за исполнение возложенных обязанностей 9 . К ним относятся: Указ Сената от 10 марта 1812 г. «О воспрещении приносить подарки Начальникам Губерний и другим чиновникам», Указ Сената от 7 июля 1849 г. «О порядке наложения административных взысканий за упущения по службе», Положение Государственного Совета от 8 декабря 1881 г. «О порядке взыскания вознаграждения за вред и убытки, причиненные должностными лицами, служащими по выборам». Принятые новые законы ужесточали наказания, но чиновничий аппарат только рос, что сопровождалось нехваткой денежных средств. Бремя данного явления можно проследить по пословицам и поговоркам простого народа: «Не подмажешь – не поедешь», «Суд прямой, да судья кривой», «Судьям то и полезно, что в карман полезло», «Всяк подьячий любит калач горячий», «Не ходи в суд с одним носом, а ходи с приносом», «Земля любит навоз, лошадь – овес, а судья – принос», «Пред Бога – с правдой, а пред судьей – с деньгами» 10. Характеризуя ситуацию в Российской империи XIX в., известный российский юрист В.Д. Набоков отмечал: «…язвой русской жизни первой половины прошлого века были не столь плохие законы, сколько бессудие, безобразное лихоимство судей, безобразные процессуальные порядки» 11 . С этим трудно не согласиться.

Принятые акты, ужесточавшие карательные меры, не могли ликвидировать данный вид преступлений во всех его проявлениях. Тем не менее государственная власть продолжала ставить очередные законодательные барьеры. Так, Александр III, понимая, что коррупция принимает все более изощренные формы, в 1884 г. утвердил «Правила о совмещении государственной службы с участием в торговых и промышленных товариществах», в результате чего совмещение государственной службы и предпринимательской деятельности стало невозможным (формально) 12 . Постепенно меры, которые были направлены на борьбу с коррупцией в России в XIX в., начали приносить свои плоды. Любого взяточника государство лишало соответствующей должности, а со стороны народа к такому лицу применялось общественное порицание. Между тем многие высшие чиновники имели репутацию людей, которые «не возьмут ни при каких обстоятельствах» 13. Позднее все противоправные деяния служащих были включены в «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1885 г. и уже имели статус уголовно наказуемых преступлений.

Они получили последующее отражение и в «Уголовном уложении» 1903 г. Определенные надежды на ликвидацию коррупции давала смена политического строя в результате Октябрьской революции. Радикальное преобразование, казалось, изменило все, кроме коррумпированности общества, которая процветала с небывалой мощью. Попытки организовать борьбу с нечистоплотностью госаппарата осуществляли В.И. Ленин и И.В. Сталин, но их действия носили, скорее, показательный характер и применялись все больше в политических целях, для расправы с неугодными лицами. Весь Советский период официально коррупции в стране не было, но власть просто не признавала данного термина, использовала вместо него «взяточничество», «попустительство», «злоупотребления» и т. п. 14 . Отрицание данного понятия не могло отвергать самого явления. Дефицит товаров на прилавках магазинов являлся причиной различных денежных махинаций. Некоторые использовали свое служебное положение как могли. Для нормального человеческого существования необходимы были «связи» в продуктовых, аптечных, обувных, мебельных магазинах, где можно было найти необходимый товар. В качестве примера приведем «Елисеевское дело» и Московский гастроном № 1, который называли неким оазисом в продовольственной пустыне СССР 15. Директор этого магазина снабжал деликатесами представителей партийной верхушки.

Его знала вся московская элита. Через руки директора проходили огромные взятки. Ситуация в России 1990-х гг. во многом удивляла иностранцев. Они отмечали, что «большинство государственных служащих попросту не догадываются, что личное обогащение на службе является криминалом» 16 . Историко-правовой анализ коррупции показывает, что детерминанты этого явления уходят своими корнями далеко в прошлое и совсем неудивительно, что коррупция стала признаваться обычным делом в сознании большинства граждан современной России.

Для обозначения коррупции в прежние времена использовались такие слова, как «посул», «мздоимство», «лихоимство», «взяточничество». Согласно нынешнему законодательству, коррупция – это «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица» 17 .

По данным сайта международной антикоррупционной организации TransparencyInternational, которая выстраивает рейтинг восприятия коррупции от максимально возможного уровня – 0, до минимального – 100, Россия занимает 135 место из 180 в индексе восприятия коррупции 18. На основании этих данных Россия входит в число наиболее коррумпированных государств, набирая в индексе 29 баллов. Директор российского отделения Transparenсy А. Поминов заявил, что страны, набравшие меньше среднего значения (43 балла), – государства, в которых отсутствуют сами институты, способные гарантировать безопасность от коррупции 19. Расширение криминального сектора теневой экономики, снижение конкурентоспособности в рыночных механизмах, неэффективное использование бюджетных средств, усиление социального неравенства – эти и ряд других негативных последствий коррупции – наносят большую угрозу государству, подрывают национальную безопасность страны. Поэтому борьба с неразрывно связанными между собой явлениями возможна только в рамках особой государственной системы управления, основанной на учениях о целеполагании, прогнозировании, планировании и моделировании 20 .

В Российской Федерации имеется правовая база, направленная на борьбу и постепенную ликвидацию коррумпированности: Федеральный закон «О противодействии коррупции» и новый Указ Президента РФ «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2019 годы». Д.А. Медведевым был утвержден порядок ведения реестра лиц, которые были уволены с госслужбы в связи с утратой доверия за коррупционные правонарушения. Коррумпированные чиновники «выхватываются» со всех уровней власти. Такая политика государства наглядно демонстрирует, что даже «всесильным министрам» не избежать наказания за их коррупционные действия 21. На сегодняшний день «неприкасаемых» нет. Свидетельством этого является «Дело Улюкаева», в ходе которого министра экономического развития России Алексея Улюкаева в 2017 г. удалось арестовать и осудить за взятку 22. Антикоррупционная деятельность проводится не только на федеральном, но и региональном уровне. Так, во время следственнооперативных действий губернатор Сахалинской области А. Хорошавин, губернатор Кировской области Н. Белых, а также глава Республики Коми В. Гайзер были задержаны за злоупотребление возложенными на них полномочиями 23 .

И случаи эти далеко не единичные. Подводя итог, следует отметить, что в Российском государстве проводится целенаправленная борьба с коррупцией, которая обязательно даст положительные результаты. Вместе с тем эта борьба остается делом не только государственных органов власти, но и самих граждан, нравственные качества которых должны взять верх. Именно поэтому необходимо изменять стереотипы общественного мышления в отношении коррупции посредством просвещения широких масс населения через СМИ и образовательные программы.

Список использованной литературы и электронных ресурсов

1. Белых, Хорошавин, Гайзер – коррупция на карте России [Электронный ресурс] // Pasmi.ru. – Режим доступа : https://pasmi.ru/archive/209330/ (дата обращения: 28.04.2018). 2. Варфоломеева, Н.П. Исторический опыт борьбы с коррупцией [Текст] // Основы экономики, управления и права. – 2013. – № 5. – С. 8–13. 3. Вородюхин, С.Е. Развитие законодательства о противодействии коррупции в Российской империи в XIX в. [Текст] // Научный вестник Крыма. – 2017. – № 5 (10). – С. 1–6. 4. Даль, В.И. Пословицы русского народа [Текст]. – СПб., 1879 (Тип. М.О. Вольфа). – 654 с. 5. Двинская уставная грамота [Электронный ресурс] // Музей истории российских реформ имени П.А. Столыпина. – Режим доступа : http://музейреформ.рф/node/13622 (дата обращения: 01.04.2018). 6. Дело директора гастронома «Елисеевский» [Электронный ресурс] // AesliB. – Режим доступа : http://aeslib.ru/istoriya-i-zhizn/fakty-i-tsifry/delo-direktora-gastronoma-eliseevskij.html (дата обращения: 22.04.2018). 7. Дело Улюкаева [Электронный ресурс] // РБК. – Режим доступа : https://www.rbc.ru/ society/15/12/2017/5a3292749a79478fb1606186 (дата обращения: 28.04.2018). 8. Коррупция [Электронный ресурс] // Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия. – Режим доступа : http://megabook.ru/article/Коррупция (дата обращения: 01.04.2018). 9. Кочесокова, З.Х. Исторические аспекты возникновения и развития коррупции в России [Текст] // Общество: философия, история, культура. – 2014. – № 3. – С. 28–30. 10. Литвяк, Л.Г. Коррупция в России: история и современность [Текст] / Л.Г. Литвяк, К.А. Плыгунов, А.В. Катасонов // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – Т. 7, № 4. – С. 35–39. 11. Набоков, В.Д. К вопросу о будущей ориентации русской науки уголовного права [Текст] // Право. Еженедельная юридическая газета. – 1915, 1 нояб. – № 44. – Стлб. 2773–2790. 12. О противодействии коррупции [Электронный ресурс] : федер. закон от 25 дек. 2008 г. № 273 // Гарант. – Режим доступа : http://www.base.garant.ru/12164203/ (дата обращения: 01.04.2018). 13. Псковская судная грамота 1397 г. [Электронный ресурс] // Дилетант. – Режим доступа : http://diletant.media/articles/38915864/ (дата обращения: 01.04.2018). 14. Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия [Электронный ресурс] // Госслужба. – Режим доступа : https://gossluzhba.gov.ru/reestr (дата обращения: 22.04.2018). 15. Россия и Гондурас поделили 135-е место в индексе коррупции Transparency [Электронный ресурс] // РБК. – Режим доступа : https://www.rbc.ru/society/21/02/2018/5a8d679c 9a79472b4c8bbb7d (дата обращения: 22.04.2018). 16. Савинский, Р.А. Коррупция как неотъемлемая часть теневой экономики [Текст] // Юридическая наука и практика. Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2017. – № 1 (37). – С. 84–86. 17. Селдушева, О.В. Становление антикоррупционного законотворчества на примере древнерусского права как начало стратегического развития борьбы с коррупцией [Текст] // Юридическая техника. – 2015. – № 9. – С. 683–687. 18. Сидоров, А.Н. Stop коррупция (краткий обзор истории борьбы с коррупцией в России) [Текст] / А.Н. Сидоров, А.Д. Сутормина, О.Н. Бураева // Юный ученый. – 2015. – № 2. – С. 76–82. 19. Судебник 1497 г. [Электронный ресурс] // SciCenter.online. – Режим доступа : https://scicenter.online/istoriya-gosudarstva-scicenter/tekst-sudebnika-1497-99970.html (дата обращения: 01.04.2018). 20. Судебник 1550 г. [Электронный ресурс] // Библиотека Якова Кротова. – Режим доступа : http://krotov.info/acts/16/2/pravo_02.htm (дата обращения: 01.04.2018). 21. Ткаченко, Д.Н. Гражданское общество и власть: механизмы взаимодействия, социальный диалог [Текст] // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2011. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskoe-obschestvo-i-vlast-mehanizmy-vzaimodeystviyasotsialnyy-dialog (дата обращения: 22.04.2018). 22. Трансперенси [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://transparency.org.ru (дата обращения: 01.04.2018).

И.А. Коленко



Другие новости и статьи

« Премирование за ремонт самолетов

Несовершенство законодательства о регистрации военнослужащих по адресам военных организаций, как предпосылка коррупционных отношений »

Запись создана: Воскресенье, 24 Февраль 2019 в 16:00 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы