Состояние коррупционной преступности

Основу криминологической характеристики коррупционной преступности обычно составляют данные уголовной статистики о ее качественных, количественных свойствах и динамике. В структуре коррупционной преступности лидирует взяточничество. Это получение взятки (ст. 290 УК РФ), дача взятки (ст. 291), посредничество во взяточничестве (ст. 291.1), мелкое взяточничество (ст. 291.2). На эти виды взяточничества приходится более половины всех регистрируемых преступлений коррупционной направленности. Коррупционными считаются и другие преступления в случаях, если они совершены с использованием служебного положения.
Это мошенничество (ст. 159–159.6), присвоение или растрата (ст. 160), злоупотребление полномочиями (ст. 201), коммерческий подкуп (ст. 204), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 286) и другие. С учетом этого, в характеристике коррупции принято использовать в основном статистику о взяточничестве, которая по количеству зарегистрированных преступлений имеет некоторую тенденцию к снижению (см. приложение, табл. 1). Снижение выявленных фактов получения взяток может быть обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, снижением активности правоохранительных органов (в первую очередь МВД) в этой сфере. Во-вторых, после того как функция по учету преступности два года назад была передана прокуратуре, осуществляется более строгий контроль обоснованности постановки на учет тех или иных преступлений, что способствовало уменьшению числа зарегистрированных преступлений коррупционной направленности. В-третьих, по мнению некоторых специалистов, тенденция к снижению
количества выявляемых правоохранительными органами преступлений коррупционной направленности, наблюдаемая в последние два года, вызвана отчасти снижением уровня «бытовой» коррупции в стране [32. С. 34]. В этой связи более объективной динамику преступности отражает судебная статистика. По данным судебного департамента РФ, пик активности правоохранительных органов по выявлению взяточничества приходится на 2014–2015 годы, что видно из таблицы (см. приложение, табл. 2).
Анализ статистики позволяет отметить последовательное снижение количества лиц, осужденных за получение взятки, на фоне роста лиц, осужденных за факты дачи взятки. При этом в структуре осужденных за совершение преступления о взяточничестве существенно доминирует дача взятки (ст. 291 УК РФ). На дачу взятки в 2016 году пришлось 57,4% от числа всех лиц, осужденных за взяточничество, и их было почти в три раза больше, чем лиц, получивших взятку. Снижение случаев получения взятки с 2011 г. в определенной степени объясняется появлением в УК РФ отдельной ст. 291.1 (посредничество во взяточничестве), до этого подобные деяния квалифицировались как соучастие в даче (ст. 291 УК РФ) или в получении взятки (ст. 290 УК РФ). Рост количества зарегистрированных фактов дачи взятки свидетельствует о том, что правоохранительные органы в борьбе с коррупционными преступлениями идут по пути наименьшего сопротивления, концентрируя усилия на регистрации преступлений, наиболее простых для выявления, уделяя при этом недостаточно внимания раскрытию фактов получения взятки или коммерческого подкупа. Расследование таких дел на сегодня, как правило, не представляет никакой сложности.
Для выявления потенциальных взяткодателей нередко заранее готовится помещение (машина), снабженное средствами видеофиксации, в котором и происходит контакт представителей правоохранительных органов с лицами предположительно готовыми дать взятку, чтобы избежать наказания за совершенное правонарушение (например, нарушение правил дорожного движения). Обвиняемые обычно соглашаются с предъявленным обвинением. В 2016 году 87,6% уголовных дел о даче взятки (ст. 291 УК РФ) рассмотрены в судах в особом (упрощенном) порядке в связи с согласием обвиняемого с обвинением. Следует признать позитивной тенденцию, при которой число выявленных фактов получения взятки при отягчающих обстоятельствах (ч. 3–6 ст. 290 УК РФ) за последние 9 лет увеличивается как в абсолютном количестве (почти в 9 раз), так и по удельному весу в процентах от числа всех лиц, осужденных за получение взятки (с 8,3 до 85,2%). Однако судебная практика по делам этой категории превзошла все допустимые пределы либерализации.
Так, если в 2007 году к лишению свободы осуждено 71,1% взяточников, совершивших преступление при отягчающих обстоятельствах, то в 2016 году лишь 32,0%, а в 2015 году на долю таких приговоров (с лишением свободы) приходилось только 26,2%. Следует отметить, что официальные статистические данные о некотором снижении коррупционной преступности в стране не подтверждаются результатами социологических исследований, проведенных как Академией Генеральной прокуратуры, так и другими организациями. По мнению правоохранителей-практиков, в стране к уголовной ответственности привлекается реально не более 0,2% лиц, совершивших коррупционные преступления. Даже по данным ВНИИ МВД России, девять из десяти граждан, столкнувшись с необходимостью дать взятку, в правоохранительные органы не обратились [32. С. 40]. Согласно данным опроса
Global Corruption Barometer («Глобальный барометр коррупции»), 26% населения России хотя бы раз в год давали взятки чиновникам, полиции, налоговикам, таможенникам, сотрудникам ЖКХ, врачам или представителям образовательных организаций [61. С. 4]. Наиболее объективным показателем распространенности коррупции принято считать сведения международной организации Transparency International по поводу индекса восприятия коррупции, который отражает распространенность коррупции в государственном секторе.
Россия в 2016 году здесь заняла 131-е место из возможных 176. Transparency International в ходе исследований принимает во внимание уровень взяточничества, степень вовлеченности государственных служащих в бизнес, наличие независимого правосудия и законодательства по борьбе с отмыванием денег, прозрачность правительства и его подконтрольность гражданскому обществу. Учитывая, что за десять лет, исходя из приведенных статистических данных (табл. 1, 2, 3), уровень коррупции фактически не изменился, можно согласиться с мнением Е. Панфиловой о том, что в России существует «коррупционная стабилизация», вследствие чего позиции страны в рейтинге сильно не меняются [62. С. 15–16]. Ущерб от коррупционных преступлений в стране, по сведениям Генеральной прокуратуры РФ, в 2016 году составил более 78 млрд рублей, в 2015 году он был на уровне 43-х млрд рублей, а в 2014 году – на уровне 39 млрд рублей. Это означает, что если число взяток в России сокращается, то средний размер взятки увеличивается. В условиях наступления государства на коррупцию чиновники не хотят рисковать по мелочам. В нашей стране практически нет государственных структур, не подверженных коррупции.
Согласно данным социологических исследований, к наиболее коррумпированным государственным органам относятся: таможенные и налоговые подразделения, ГИБДД и в целом правоохранительные органы, суды и прокуратура; организации, связанные с распределением имущества, собственности, природных ресурсов, электроэнергетики; вузы и др. Особенно впечатляют своим размахом коррупционные дела с участием высокопоставленных должностных лиц государственных компаний. Несколько менее коррумпированными можно признать армию, Министерство финансов, банки и органы здравоохранения.
На встречах с депутатами Государственной думы РФ фракции КПРФ избиратели все чаще стали затрагивать проблему коррупции в депутатском корпусе всех уровней. Как утверждает В.А. Коновалов, по оценке экспертов, в высшем законодательном органе страны, Государственной думе, наиболее значимые проявления коррупции располагаются в следующей иерархии: – лоббирование интересов различных коммерческих структур; – совмещение депутатами Государственной думы своего поста с занятием бизнесом; – передача обязанностей и функций законотворчества исполнительной власти (подготовка законодательных актов в правительстве и администрации и их лоббирование ведущей партией); – торможение принятия законов и правовых норм антикоррупционной направленности (об этом подробнее речь пойдет ниже); – коррупционное посредничество (перепродажа сведений заинтересованным лицам); – «торговля» депутатскими запросами; – лоббирование коррупциогенных правовых норм.
В законодательных органах субъектов Российской Федерации наблюдаются процессы, схожие с вышеописанными, с поправкой на локальность действия правовых норм. Говоря о депутатах муниципальных образований, по сообщению Коновалова, на основании работы в Санкт-Петербурге и других территориях эксперты выделили несколько иные уровни проявления коррупции в связи с меньшим масштабом предоставляемых властных возможностей: – откаты (коррупционные договоренности по поводу муниципальных заказов); – распределение земельных участков (лоббирование в муниципальном собрании интересов определенных коммерческих структур с выделением им участков под строительство); – благоустройство территорий (производящие благоустройство фирмы либо добиваются избрания лояльных депутатов, либо подкупают существующих); – бизнес-деятельность депутатов (в муниципалитетах немало депутатов, пришедших из бизнес-структур этого же региона) [43. С. 114–124].
Специалисты Академии Генеральной прокуратуры составили средний портрет взяткополучателя, а также того, кто дает взятки. Чаще всего – это мужчины в возрасте 35–45 и 45–55 лет, реже – в возрасте старше 55 лет. Как правило, это люди с высшим образованием, и они занимают должности в руководстве органов исполнительной власти муниципального уровня, реже – регионального. При этом до выявления преступления раньше эти лица не привлекались к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности и были у начальства на хорошем счету. Они также добросовестно предоставляли сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах, с ним связанных [18].
Ю.П. Синельщиков
Другие новости и статьи
« Первый этап конкурса «Полевая кухня» в Восточном военном округе завершен
Кем был Рюрик по национальности? »
Запись создана: Среда, 27 Февраль 2019 в 18:53 и находится в рубриках Новости.
метки: коррупция
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика