Методы управления общественным мнением через современные российские СМИ в условиях санкций



Методы управления общественным мнением через современные российские СМИ в условиях санкций

oboznik.ru - Особенности внешнего информационного воздействия на российские политические процессы
#победа#война#информационнаявойна#информация#общество#время

Аннотация. В статье на основе статистических данных и анализа профильных источников представлены ключевые методы управления общественным мнением через современные российские СМИ в условиях санкций. Проанализировав эти методы, авторы дают ряд выводов о данной проблеме и о том, чем на данный момент является информация и СМИ для государства.

Статья подготовлена в рамках планового изучения учебной дисциплины «Политология» и научной школы «Государственная политика и управление», работающей на постоянной основе в Академии гражданской защиты МЧС России.

Ключевые слова: государственная власть, Интернет, инструмент, информационное пространство, комментарий заказной, манипулирование, метод, молодежь, общественное мнение, политика, политическая повестка дня, президент, пропаганда, санкции, СМИ, социологический опрос, спикер, теленовости, ток-шоу, формирование.

Изучение методов, принципов и факторов влияния СМИ на общественное мнение является междисциплинарной научной проблемой. В свою очередь на практике методы управления общественным мнением в современном их виде стали использоваться со средины XX века. Актуальность изучения данных методов связана с их применением для формирования нужного политической власти общественного мнения.

Поскольку известно, что в демократическом обществе власть должна опираться на мнение народа. Однако, как показывает опыт, манипулировать общественными массами и создавать нужный акцент в общественном мнении политики научились довольно хорошо. Проблематизация связана с тем, что в современном мире чаще всего для управления общественным мнением используются СМИ и Интернет – а это, по сути, и есть процесс политический.

Используемые методы исследования: традиционный анализ СМИ и интернетисточников (проанализировано более 40 источников), обобщение, повторный анализ социологических опросов, проведенных другими авторами, и др.

Исследование проблемы. Проанализировав множество сюжетов в СМИ, изучив отчеты по социологическим исследованиям [7; 10; 11; 14 и др.] авторы статьи пришли к выводу о том, что методов манипулирования общественным мнением можно назвать очень много. Мы не ставим целью назвать все из них. В данной статье будут приведены лишь некоторые, которые, на наш взгляд, наиболее часто и наиболее действенно используются для управления общественным мнением через современные российские СМИ в условиях санкций.

Как показал анализ профильных источников, можно выделить следующие методы управления общественным мнением.

1. Метод отвлечения внимания. Это один из базовых элементов социального контроля. Его цель – отвлечь внимание общественности от действительно важных вопросов. Людей заваливают незначительной информацией, чтобы скрыть реальные проблемы. В СМИ выпячивается ненужная информация вместо той, которая цензурируется. Недавний пример: в Подмосковье шли митинги из-за свалок, однако в федеральных СМИ эти новости практически не освещались.

Первый канал не рассказал о событиях в Волоколамске, пока население не стало выкладывать ролики с возмущениями в Интернет. Главной темой дня 22.03.2008 г. на телеканале стала встреча в МИД России, куда позвали иностранных послов, чтобы объяснить им позицию Москвы по делу об отравлении Сергея и Юлии Скрипалей в британском Солсбери. Ситуацию в Волоколамске упомянули только в последнем выпуске «Вестей» в 20:00. Сюжет о массовом отравлении детей начался на 40-й минуте выпуска, после него были только театральный обзор и московская хроника. В трехминутном репортаже большую часть времени занимают выступления губернатора Андрея Воробьева. О протестах в городе ничего сказано не было [15]. Другой пример: когда курс рубля по отношению к доллару и евро падает, СМИ на этом не заостряют внимание, а наоборот пытаются найти такие новости, чтобы падение национальной валюты не воспринималось болезненно россиянами. В разделе «Главное» сайта РИА-новости 03.04.2018 г. не сказано о резком падении рубля [5], хотя к тому времени мир окрестил этот день «черным для российского рубля, то же прослеживается в новостях Рамблера [12].

Разновидностью метода отвлечения внимания является метод раздувания слухов и сплетен. Внимание аудитории переключается на них, и действительно важные события в памяти не откладываются. Отсюда получили распространение разнообразные ток-шоу («Пусть говорят», «Прямой эфир» и др.). Всё это создано для того, чтобы заполнить информационный фон какой-то информацией, не имеющей отношения к реальным проблемам в стране. В процессе политической гонки СМИ в лице ток-шоу, описанных выше, выпускают сенсационные скандалы, которые отвлекают от политики. Яркий пример скандал в шоу «Прямой Эфир», где несколько дней подряд говорили о Диане Шурыгиной, обсуждая один вопрос: была она изнасилована или нет во время вечеринки? 2. Формирование общественного мнения черезполитические ток-шоу. Такие передачи стали очень популярны в последние 3 года.

Проанализируем, как они воздействуют на общественное мнение.

Итак, было проанализировано 4 основных политических ток-шоу («Вечер с Владимиром Соловьевым», «60 минут», «Время покажет», «Место встречи», «Большая игра»), для этого была использована специальная матрица, заполняя которую авторы статьи пришли к следующим выводам: - спикеры и зрители в студии в момент острой дискуссии начинают громко переговариваться и иногда даже орать. Наличие скандала создает рейтинг. Организаторам и продюсерам ток-шоу ставится задача: спикеры не должны быть нудными, должен быть накал страстей. Поэтому, организаторы выбирают «орущих» людей, которые в принципе любят устраивать склоки, а для уверенности еще и накручивают их перед эфиром, портят им настроение, чтобы они «пошли вразнос» с первых минут передачи; - на разных каналах спикеры – одни и те же люди. Достаточно взглянуть на списки гостей большинства политических ток-шоу, чтобы понять, что из передачи в передачу кочуют одни и те же люди.

Некоторые из них вообще выступают экспертами чуть ли не по всем вопросам. Многим экспертам хорошо платят за их мнение, поэтому они отрабатывают свою ставку и повышают рейтинг тех шоу, где платят больше. Многим из них заранее раздают роли, и они их отыгрывают; - те, кто выступает в ток-шоу в качестве оппозиционеров, по сути, ими являются «с натяжкой». Настоящих оппозиционеров на такие шоу не пускают, иначе они могут наговорить лишнего и у руководства СМИ после такого эфира будут большие проблемы с властью.

Нельзя, чтобы спикер в прямом эфире, например, начал открыто, пусть и обоснованно ругать президента. Это запретная тема для российских СМИ. Поэтому приглашают только тех, кто понятен и управляем. Их отбирают очень тщательно, изучают их выступления в других программах, статьи, чтобы понять, чего от них можно ожидать. Если есть подозрения, что кандидат может сказать лишнего, его просто не приглашают; - часто фразы в СМИ вырываются из контекста, чтобы добиться нужного понимания новости. Например, интервью, которые показывают в ток-шоу, искажаются; - аплодисменты звучат в нужном месте в нужное время. Когда загорается табличка «Аплодисменты», все начинают хлопать. Вот только она загорается тогда, когда это сделает модератор, опираясь на сценарий и контекст передачи, а также поведение студии и реплики ведущего, чтобы поставить нужный акцент на конкретной фразе.

3. Формирование общественного мнения молодежи в СМИ через лидеров мнения. Российская молодежь традиционно игнорировала или была крайне неактивна во время голосования на выборах [3]. Но в условиях санкций надо объединять различные слои общества. Политтехнологи решили сделать упор на лидеров мнений – блогеров. Например, рэпер Гнойный получил за незатейливые строчки в поддержку В.В. Путина 2 млн рублей [1], в поддержу С.С. Собянина перед выборами в сентябре 2018 года выступили такие известные блогеры, как Рената Летвинова, Ольга Бузова и другие [13]. Естественно, что это было не по любви к конкретному кандидату на должность мэра столицы, а за деньги, причем немалые.

4. Метод табуирования. Этот метод известен уже давно, но применительно к современным российским СМИ он применяется следующим образом: в СМИ практически нет информации о том, чтобы В.В. Путин открыто произносил имя «Алексей Навальный» или другие синонимы. Главная функция табуирования – символическое уничтожение.

Уничтожая, игнорируя имя, оппонент выдавливает его обладателя из легитимного поля, то есть, из информационного пространства. Действительно, сегодня в российских СМИ имя и фамилию Алексея Навального не произносят, в новостях его не упоминают, все расследования игнорируют либо упоминают вскользь. Косвенно это подтвердил еще в 2013 году секретарь В.В. Путина Дмитрий Песков: «Владимир Путин в этой стране в политическом плане находится вне конкуренции, а если он произнесет имя Алексея Навального, то отдаст ему часть своей популярности» [9].

Даже когда идут задержания сторонников А. Навального и практически все знают это, то в СМИ напрямую говорят фразы типа «сторонники внесистемной оппозиции» и т.п.

4. Манипулирование общественным мнением с помощью «прямых эфиров». Такие прямые включения сильно воздействуют на эмоции, хорошо запоминаются за счет кардинально другого видеоряда. Но вряд ли многие знают, что «прямые эфиры» почти всегда идут в записи, а ведущий новостей читает всё по сценарию и ведет диалог с корреспондентом не вживую, а по заранее согласованному сюжету. Тексты при этом тщательно выверяются и согласовываются, чтобы не допустить разночтения и зритель не допускал даже мысли, что его вводят в заблуждение.

5. Манипулирование через теленовости. Отдельно остановимся на этом методе. Как показал анализ телепередач на разных ТВ-каналах, проведенный авторами в течение 2 месяцев, можно выделить следующие особенности ТВ-новостей, формирующие общественное мнение в условия санкций: - каждый эфир – это целый спектакль с хорошо продуманной сюжетной линией и нужным посылом зрителю.

Тексты написаны профессиональными копирайтерами, выверены и согласованы; - блок экономических новостей часто подготавливает специальный копирайтер, который старается интерпретировать новости о падении рубля и российской экономике в позитивном ключе («во всем виноваты санкции», «зато Крым наш», «у нас рекордные урожаи пшеницы и нам до падения рубля дела не должно быть» и т.д.); - все зарубежные новости обязательно преподносятся в нужном свете. К примеру, успехи военных США в Сирии никогда бы не стали новостью в РФ, а вот их неудачи смакуются несколько дней подряд; - новости о деятельности президента РФ В.В. Путина – отдельная тема. Здесь все проверяется и выверяется особенно тщательно. Не допускается никакой критики в адрес президента. Если кто-то в репортаже скажет что-то нелицеприятное, то эту фразу вырежут. А все фразы В.В. Путина в сюжетах показываются полностью, без монтажа. Их нельзя обрезать, сокращать. Фактически запрещены любые оценки деятельности В.В. Путина. Рядом с новостью о В.В. Путине не должно быть негатива, поэтому, когда выпуск верстается, между новостью о В.В. Путине и негативными новостями стараются «проложить» что-то нейтральное.

6. Метод размывания фокуса внимания. Этот метод в 2018 году применялся многократно, но самые яркие проявления его были во время проведения Чемпионата мира по футболу.

Так, пока многие россияне увлеченно болели за сборную команду и следили за новостями с футбольных полей, были приняты или рассмотрены в первом чтении следующие непопулярные в условиях санкций меры: - увеличение госпошлины за выдачу загранпаспорта (5000 рублей вместо 3500); - повышение НДС с 18 до 20 %; - законопроект о повышении пенсионного возраста. Почему именно в этот период рассматривались такие проекты? Информационный фон заполнен футболом, СМИ говорят только о нем, среди такого информационного потока плохие новости остаются на заднем плане. У людей в целом позитивное настроение, а когда на душе хорошо, то и проблемы не ощущаются так остро. Да и митинговать совсем не хочется. Кроме того, в целях безопасности во время проведения ЧМ запрещены любые митинги. 7. Метод повторения. Этот метод широко известен как пропагандистский. Еще Г. Гебельс писал: «Массы называют истиной информацию, которая наиболее знакома. Обыкновенные люди обычно гораздо более примитивны, чем мы воображаем.

Поэтому пропаганда, по существу, всегда должна быть простой и без конца повторяющейся. В конечном счете, самых выдающихся результатов во влиянии на общественное мнение достигнет только тот, кто способен свести проблемы к простейшим словам и выражениям и у кого хватит мужества постоянно повторять их в этой упрощенной форме, несмотря на возражения высоколобых интеллектуалов» [16, с. 5]. Многократное повторение по телевидению, печатных и интернет-СМИ одних и тех же утверждений приводит к вполне прогнозируемому результату – в это начинают верить, не проверяя информацию.

Человеку всегда кажется убедительным то, что он раньше откуда-то узнал и запомнил. Позже он уже не задумывается о том, где и как была получена эта информация. Например, россиянам многократно преподносятся новости о том, что санкции никак на них не повлияли, однако многие чувствуют, что их уровень жизни за последние 5 лет снизился. Есть подтверждение этому. Как показал опрос россиян, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), большинство россиян (68%) знают о введении США новых антироссийских санкций, причем почти половина респондентов не ожидают каких-либо последствий для России из-за них [8].

8. Метод «забалтывания». Этот метод активно применяется во время предвыборных гонок, однако и во время санкций также весьма эффективен. Суть в том, что в информационное поле выбрасывается масса второстепенных новостей, общественность не может сфокусироваться на главных проблемах, наступает то, что психологи называют информационной усталостью. А в это время в главных новостях о влиянии санкций на политику и экономику России почти не говорят. Кроме того, учеными давно выявлена взаимосвязь между освещаемыми в СМИ событиями и тем, что зрители считают наиболее важными социальными проблемами.

Наиболее актуальными люди считают именно те проблемы, которые подробнее всего освещаются в СМИ. Так, в условиях санкций гражданам РФ навязывают определенную картину мир наше внимание направляют к нужным проблемам, просто создавая в информационном пространстве тематическое доминирование. Дж. Пфеффер, американский профессор, известный исследователь организационного поведения, считает, что сегодня одним из наиболее важных источников власти является способность назначать повестку дня, определяя, какие проблемы будут обсуждаться, какая информация будет широко распространяться, а какая замалчиваться [2, P. 214].

Например, политику «закручивания гаек» легко навязать обществу, связывая ее с ежедневно передаваемыми в прайм-тайм сообщениями об убийствах и грабежах. После регулярного и подробного освещения террористических актов можно заявить, что «террористическая война» объявлена всему населению страны. А про санкции умолчать.

9. Метод «полуправды». О санкциях современные российские СМИ говорят только положительное, оставляя «за кадром» явно отрицательные стороны влияния санкций на социальную, экономическую и политическую сферы жизни российского общества. Например, президент В.В. Путин так высказался по этому поводу: «Вы знаете, я иногда думаю, что было бы хорошо для нас, если бы те, кто хочет вводить санкции, ввели бы все санкции, которые только можно ввести, и как можно быстрее. Это развязало бы нам руки для защиты своих национальных интересов такими средствами, которые мы считаем наиболее эффективными для нас.

Вообще это очень вредно» [4]. Странная, на наш взгляд, риторика. И здесь явно не говорится о всей правде, о том, как именно санкции затронут представителей малого и среднего бизнеса, например.

10.Метод борьбы с общим врагом. Этот метод хорошо известен политтехнологам. Суть состоит в том, что перед лицом всеобщей угрозы (например, санкций) СМИ формируют образ общего врага, бороться с которым – задача не только государства, но и общества (например, коррупционеры). Весьма показательны случаи борьбы во внутриэлитных слоях. В результате происходят громкие судебные процессы над высокопоставленными чиновниками и представителями силовых ведомств. То, что сегодня коррупция является угрозой национальной безопасности – не просто громкие слова. на прямо угрожает интересам страны – в экономике, в социальной сфере и в политике, как внутренней, так и внешней. Она угрожает всем государственным институтам, включая главу государства [17].

11. Метод «приоритета первоисточника». В условиях санкций этот метод используется следующим образом: при поступлении противоречивой информации (проверить которую невозможно) люди склонны доверять той, которую услышали (увидели) через СМИ первой. И изменить это мнение потом очень трудно. Еще в 1925 году американский психолог М. Лундт сформулировал так называемый «закон предшествования». Он гласит: «Любое первое сообщение о том или ином факте, событии оказывает наиболее сильное воздействие на аудиторию, чем последующие» [6, с. 9]. СМИ, первым сообщающее о борьбе чиновников с последствиями санкций для нашей экономики, становится более привлекательным для людей. Благодаря этому у граждан формируется доверие именно к этой информации.

12. Метод заказных комментариев. Когда новостей о борьбе с санкциями нет, российские СМИ используют и этот метод. Сводится он к заранее подготовленным комментариям о влиянии санкций на российскую экономику и жизнь россиян. Таким образом заполняется информационный вакуум. Комментарии пишут специально подготовленные люди за фиксированную оплату, сейчас работают целые агентства со штатом более 100 человек, которые заняты формированием нужного инфополя вокруг той или иной новости.

Можно выделить и другие методы, но в рамках данной научной статьи ограничимся только названными выше. Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

1. В условиях санкций российские СМИ используют множество методов по формированию общественного мнения.

2. В настоящее время информация превратилась в инструмент власти, а последние достижения в области технологий пропаганды делают ее ключевым элементом социального господства. Именно поэтому информация сегодня поступает к потребителю в препарированном виде. Искусственно создавая «актуальные проблемы», российские СМИ навязывают определенные правила прочтения новостей о влиянии санкций на россиян, выгодные властьимущим. Неосведомленность граждан об этих методах позволяет оказывать через СМИ скрытое регламентирующее влияние на интеллект, эмоции, волю людей.

3. Пока санкции не отменят, российские СМИ будут чередовать и дополнять названные в данной статье методы, что позволит сдерживать общественность в рамках лояльного отношения к действующей власти.

Литература

1. BBC: рэпер Гнойный снял «продажный» клип для Кремля, но не получил обещанные 2 млн руб [Электронный ресурс] // www.topnews.ru. URL: http://www.topnews.ru/news_id_121328.html (дата обращения: 28.10.2018). 2. Pfeffer J. Power in organizations. – Cambridge, MA: Ballinger, 1981. – 336 p. 3. Алейникова Л.Г., Мельков С.А., Микрюков В.О. Кто в России проектирует будущее? [Электронный ресурс] // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2017. Т. 21. № 3 (21). URL: http://gosreg.amchs.ru/rewiew/alejnikova-l-g-melkov-s-amikryukov-v-o-kto-v-rossii-proektiruet-budushhee.html (дата обращения: 18.12.2018г.). 4. Было бы хорошо, если бы желающие ввели сразу все санкции, заявил Путин [Электронный ресурс] //РИА-Новости. URL: https://ria.ru/sanctions/20181003/1529894542.html (дата обращения: 11.10.2018). 5. Главное за 9 апреля 2018 года [Электронный ресурс] //РИА-Новости. URL: https://ria.ru/trend/itogi_090418/ (дата обращения: 18.10.2018). 6. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью. – М.: Эксмо, 2003. – 153 c. 7. Дубравина А.М. Манипулятивные технологии как способ формирования социальных иллюзий [Электронный ресурс] // Труды БГТУ. Серия 6: История, философия. 2018. № 1 (209). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/manipulyativnye-tehnologii-kak-sposobformirovaniya-sotsialnyh-illyuziy (дата обращения: 30.10.2018). 8. Западные санкции: перемена участи? Отчет по социологическому опросу [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9166 (дата обращения: 23.10.2018). 9. Интернет-пользователи обсуждают, почему Путин не называет Навального по имени [Электронный ресурс] // Rusbase. URL: https://rb.ru/article/internet-polzovateli-obsujdayutpochemu-putin-ne-nazyvaet-navalnogo-po-imeni/7225887.html (дата обращения: 23.10.2018). 10. Кихтан В.В. Исследование процессов манипулирования массовым сознанием в современных средствах массовой информации [Электронный ресурс] // Вестник ВУиТ. 2018. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-protsessov-manipulirovaniya-massovymsoznaniem-v-sovremennyh-sredstvah-massovoy-informatsii (дата обращения: 30.10.2018)11. Назарова Е.А. Провокации в СМИ и их восприятие молодежной аудиторией [Электронный ресурс] // Коммуникология. 2017. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/provokatsii-v-smi-i-ih-vospriyatie-molodezhnoy-auditoriey (дата обращения: 30.10.2018). 12. Новости за 9 апреля [Электронный ресурс] // Новости Рамблер. URL: https://news.rambler.ru/2018/04/09/ (дата обращения: 18.10.2018). 13. Посты знаменитостей с «признаниями в любви» Собянину заполонили соцсети [Электронный ресурс] // msk.newsru.com. URL: https://msk.newsru.com/article/26may2018/zanavalnogo.html (дата обращения: 28.10.2018). 14. Староверов В.И., Левашов В.И. Манипулирование общественным мнением: социологические аспекты анализа [Электронный ресурс] // Социология власти. 2009. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/manipulirovanie-obschestvennym-mneniemsotsiologicheskie-aspekty-analiza (дата обращения: 30.10.2018). 15. Телеканалы скрыли от россиян массовое отравление детей и протесты из-за мусорной свалки в Волоколамске [Электронный ресурс] // www.meduza.io. URL: https://meduza.io/feature/2018/03/22/telekanaly-skryli-ot-rossiyan-massovoe-otravlenie-detey-iprotesty-iz-za-musornoy-svalki-v-volokolamske (дата обращения: 18.10.2018). 16. Сороченко В. Энциклопедия методов пропаганды. Как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама. – М.: Самиздат, 2002. – 49 c. 17. Юрьев В. М., Юхачев С. П. Коррупция как угроза национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] // Социально-экономические явления и процессы. 2008. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korruptsiya-kak-ugroza-natsionalnoybezopasnosti-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 30.10.2018).

Микрюков Владимир Олегович

Шилин Леонид Евгеньевич

Сучков Дмитрий Михайлович



Другие новости и статьи

« Русская военная элита в правление Годуновых (1598-1605 гг.)

Влияние социально-экономического самочувствия военнослужащих на выбор способа защиты трудовых прав (на примере южнороссийского региона) »

Запись создана: Среда, 13 Март 2019 в 17:16 и находится в рубриках Новости.

Метки: , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы