Бессмысленный запрет и ответственность за его неисполнение



Бессмысленный запрет и ответственность за его неисполнение

oboznik.ru - Право военнослужащего на обжалование неправомерных действий
#право#военноеправо#запрет#военнаяслужба#ответственность

В статье анализируются нормы законодательства о запрете военнослужащим заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, творческой и педагогической. Автор соотносит указанный запрет с деятельностью по сдаче внаем (в аренду) принадлежащих военнослужащему жилых помещений. На основании приведенного анализа автор делает вывод о необходимости неприменения данного запрета к отношениям по сдаче жилья внаем (в аренду).

Ключевые слова: военнослужащий, право на жилище, предпринимательская деятельность, запреты для военнослужащих, бюрократическое правоприменение, скрытые сделки, сдача жилья в аренду.

A meaningless ban and responsibility for its non-fulfillment

E.A. Glukhov

Glukhov E.A., colonel of justice, Candidate of Law Sciences, St. Petersburg military institute of troops of national guard.

The article analyzes the norms of legislation on the prohibition of servicemen to engage in other paid activities, except for scientific, creative and pedagogical. The author correlates this prohibition with the activity of leasing (renting) the servicemen’s living quarters. On the basis of the above analysis, the author concludes that it is not necessary to apply this prohibition to the relations on the rental of housing (rent).

Key words: serviceman, right to housing, entrepreneurial activity, bans for military personnel, bureaucratic law enforcement, hidden deals.

Бюрократизм - это пренебрежение к существу

дела ради соблюдения формальностей.

Помните знаменитые юморески М. Задорнова, начинающиеся словами “Я не понимаю…”?

Слова знаменитого юмориста полностью применимы к ситуации, которую хотелось бы описать в настоящей статье.

Итак, в предлагаемой вниманию читателей статье автор выскажет свое мнение относительно возможности сдачи военнослужащим своего жилья иным лицам: к примеру, у военнослужащего имеется жилье (квартира, жилой дом, дача) и этот военнослужащий решил это жилье сдать другим гражданам или организации. Законно ли это?

Сразу отметим, что речь в настоящей статье будет идти лишь о так называемом постоянном жилье (принадлежащем на праве собственности, приобретенном с помощью военно-ипотечной системы и находящемся в залоге у банка, занимаемом по договору социального найма). Вопрос о сдаче внаем (в аренду) служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях подробно рассматриваться не будет, поскольку законодательство прямо запрещает его сдачу нанимателем такого жилья (ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации). Да и само специализированное жилье предоставляется военнослужащему командованием лишь на период службы в данной местности, т.е. именно для проживания этого военнослужащего и членов его семьи.

Гораздо больше есть путей получения военнослужащим постоянного жилья. Он может его купить на собственные средства, с помощью кредита или жилищного сертификата, получить в наследство или в дар, построить дом, получить от военного ведомства квартиру, быть включенным в договор социального найма родственников или оформить такой договор на себя и т.п. Причем представляется важным, что постоянное жилье военнослужащий может получить как от военного ведомства, так и без его участия.

Имеющееся у военнослужащего постоянное жилье может находиться как по месту прохождения им военной службы, так и вдали от него. И если жилье расположено в той же местности, что и воинская часть военнослужащего, то военнослужащий сам живет в своей квартире (опять-таки не всегда. И ничто не запрещает военнослужащему там не проживать). Если же военнослужащий исполняет свою воинскую функцию вдалеке от имеющегося жилья, то, как правило, он его сдает иным физическим (реже - юридическим) лицам.

Такое положение дел, по мнению автора, вполне оправданно и логично. Во-первых, законодательством Российской Федерации определено, что в настоящее время комплектование отечественных Вооруженных Сил и иных воинских формирований осуществляется по экстерриториальному принципу. Во-вторых, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, перемещаются по службе, продвигаются по карьерной лестнице, и это также влечет смену мест их службы. Более того, военнослужащие могут быть переведены по служебной необходимости в иные местности без всякого на то их желания (п. 2 ст. 15 Положения о порядке прохождения военной службы <1>). Практикуется в военных организациях перемещение военнослужащих и в связи с плановой заменой, а также в порядке ротации. Поэтому подавляющее большинство военнослужащих за период своей службы переезжают из одного гарнизона в другой, и это - нормальная практика. Естественно, что при таком переезде военнослужащий не может перевезти вместе с собой квартиру или дом, оставшиеся в другом регионе.

——————————–

<1> Утверждено Указом Президента Российской Федерации “Вопросы прохождения военной службы” от 16 сентября 1999 г. N 1237.

 

Оставшиеся жилые помещения, несмотря на отсутствие ранее проживавших в них военнослужащих, все равно требуют расходов на коммунальные платежи, уплату налога на недвижимость, поддержание их в исправном состоянии. В современных реалиях содержание обычной двухкомнатной квартиры обходится гражданину в 5 - 7 тыс. руб. Да и без хозяина одинаково приходят в упадок и сельский дом, и квартира.

С учетом того что сам военнослужащий не имеет физической возможности проживать в своем жилье, а также необходимости несения им бремени содержания этого жилья, вполне логичным представляется сдача имеющегося у военнослужащего жилья внаем (в аренду) третьим лицам, получение им некоторого дохода, тем более что по новому месту военной службы военнослужащему самому, как правило, приходится снимать жилье.

Однако дьявол, как известно, кроется в деталях. В данном случае - в законодательстве о запретах военнослужащим и правоприменительной практике по данному вопросу. В п. 7 ст. 10 Федерального закона “О статусе военнослужащих” от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (в редакции от 3 августа 2018 г.) содержатся, в частности, следующие правовые нормы.

Военнослужащие не вправе:

- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы;

- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение…

Относится ли сдача квартиры военнослужащим к запрещенной п. 7 ст. 10 вышеназванного Закона деятельности?

Довольно интересное и одновременно спорное суждение по данному вопросу автор обнаружил на официальном сайте Главной военной прокуратуры (ГВП). Привожу ниже обращение в военную прокуратуру военнослужащего и ответ на него:

“Я прохожу военную службу по контракту в г. Хабаровске и являюсь участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения. У меня есть квартира, приобретенная по военной ипотеке, в г. Екатеринбурге. Я хотел бы сдать в аренду указанную квартиру по договору найма и уплачивать налог с полученного дохода. Не будет ли это расцениваться как осуществление другой оплачиваемой деятельности, которая запрещена военнослужащим статьей 10 Федерального закона “О статусе военнослужащих”?”

Отвечает начальник 2-го управления ГВП генерал-майор юстиции С. Скребец:

“В соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона “О статусе военнослужащих” военнослужащие не вправе заниматься предпринимательской, а также другой оплачиваемой деятельностью.

Предпринимательской деятельностью согласно части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке.

Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании, что предусмотрено частью 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации. Договоры жилищного найма и аренды являются возмездными сделками. Они предполагают систематическое получение собственником жилья как наймодателем или арендодателем платы от нанимателя или арендатора за предоставляемое жилье. Основания возникновения у военнослужащего права на жилое помещение, а также его участие (неучастие) в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения в данном случае значения не имеют.

Таким образом, распоряжение собственником жилого помещения, которым в том числе может являться военнослужащий, принадлежащим ему объектом жилищного фонда путем его передачи другому лицу внаем или в аренду предпринимательской деятельностью не является. Вместе с тем совершение такой сделки относится к другой оплачиваемой деятельности, поскольку оно предполагает систематическое получение собственником жилья дохода от ее заключения и реализации, что не допускается в силу пункта 7 статьи 10 Федерального закона “О статусе военнослужащих”. При этом военнослужащий, в собственности которого находится жилое помещение, вправе распорядиться им только по договору безвозмездного пользования или на ином законном основании, не предполагающем взимание платы” <2>.

——————————–

<2> Текст вопроса и ответа размещен 30 мая 2018 г. в рубрике “Военный прокурор отвечает” официального сайта Главной военной прокуратуры https://gvp.gov.ru/faq/view/284/.

 

Таким образом, по мнению надзорного органа, военнослужащий не имеет права сдавать принадлежащее ему жилье внаем или в аренду иным лицам.

Автор не согласен с приведенной позицией должностного лица Главной военной прокуратуры по соображениям и морального, и правового характера.

Во-первых, поскольку государство законодательно установило возможность обеспечения жильем военнослужащих не только по месту прохождения ими военной службы, само ввело механизм реализации права на жилище военнослужащим в любом регионе <3>, само имеет возможность неограниченное количество раз перемещать военнослужащего с места на место, то полагаю несправедливым требовать от военнослужащего выполнения запрета на использование своего имущества - квартиры, в которой он не может проживать ввиду выполнения приказов о своем перемещении. И тем самым несправедливо и возложение на него обязанности нести расходы за свое неиспользуемое имущество.

——————————–

<3> Военное законодательство содержит дефиницию понятия “избранное постоянное место жительства” - это место, где военнослужащий вправе получить жилое помещение еще до момента своего увольнения. И это место может отличаться от места прохождения военной службы.

 

Во-вторых, если бы военнослужащий продал полученную от государства квартиру, а вырученные деньги положил на счет в банке и точно так же получал доход - неужели и такие действия признавались бы незаконными? Думаю, что нет, многие десятки тысяч военнослужащих имеют счета в банках, и никто не ставит это им в вину. Так в чем принципиальная разница между получением дохода от квартиры и получением дохода от денег, вырученных от продажи квартиры?

В-третьих, сама деятельность по сдаче внаем квартир носит временный характер (до момента увольнения с военной службы или возвращения в ту местность, где расположено жилье), а дальше военнослужащий обычно готов и желает сам проживать в имеющемся жилье. И повторюсь, эта сдача жилья как раз и обусловлена невозможностью проходить военную службу вблизи от имеющегося жилья.

В-четвертых, законодательный запрет о сдаче жилья внаем (в аренду) распространяется на военнослужащих, но не распространяется на членов их семей. Поэтому та же самая квартира может быть сдана внаем (в аренду) не самим военнослужащим, а, к примеру, его супругой, и в этом случае формально то же самое действие уже не влечет нарушение закона. Поэтому тем более не понятна позиция Главной военной прокуратуры по данному вопросу, ведь она приведет лишь к всевозможным махинациям и ухищрениям военнослужащих при сдаче имеющегося жилья внаем (в аренду). В этом случае военнослужащие будут действительно сдавать жилье через третьих лиц, составлять более сложные договоры с завуалированными названиями, разделять в разных договорах право на проживание и оплату за проживание и т.п.

В-пятых, поскольку комментируемый запрет на занятие иной оплачиваемой деятельностью установлен в ст. 10 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, озаглавленной “Право на труд”, то в ней идет речь все же о трудовых отношениях, об ограничениях в трудовой деятельности военнослужащих, в сфере их трудоустройства по трудовому законодательству, а не об ограничении экономической деятельности. Ведь с таким подходом любая перепродажа военнослужащим некой вещи (машины, велосипеда) с выгодой для себя уже может трактоваться как запрещенная деятельность, влекущая санкции вплоть до увольнения со службы.

Интересным представляется мнение другого федерального органа власти - Министерства по налогам и сборам Российской Федерации, выраженное им в своем письме от 6 июля 2004 г. N 04-3-01/398:

“По существу, сдача в аренду (внаем) принадлежащего физическому лицу на праве собственности имущества является юридическим актом, удостоверяющим факт использования собственником своего законного права на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом, и потому не содержит необходимых элементов, характеризующих приведенное выше понятие “экономическая деятельность”. Поскольку в соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, уплаты коммунальных платежей, то и поддержание помещения в надлежащем состоянии является обязанностью его собственника вне зависимости от того, используется это помещение самим владельцем или помещение сдается в аренду. В связи с этим указанные затраты собственника помещения не являются расходами, непосредственно связанными с получением дохода от оказания им услуги по сдаче в аренду принадлежащего ему помещения” <4>.

——————————–

<4> URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=A17B8DFBAB7EB22BB994FC5EDE5C46BE&BASENODE=1&ts=153657352506504565768658692&base=LAW&n=49169&rnd=03CDEE1FAAA080B877D8BD9F842023BD#09261431265674374.

 

В заключение настоящей статьи хочу сказать, что слепое выполнение инструкций иногда приводит к искажению смысла этого требования, срыву выполнения реальных и насущных задач в угоду формализму и доведению до совершенства малозначительных частностей. Думаю, что эффективность работы правоохранительных органов вряд ли повысится, если их сотрудники будут тратить свою энергию на выявление военнослужащих, сдающих квартиры внаем (в аренду). Как ни повысится и боеспособность нашей армии, если такие военнослужащие, не имеющие иных нареканий по службе, будут увольняться и наказываться за сдачу имеющегося жилья внаем (в аренду).

Кроме того, вывод из тени сдающих жилье военнослужащих и взимание с них налогов за получение прибыли принесет пользу бюджету страны, а также будет способствовать выстраиванию честных правоотношений между государством и социумом военнослужащих.

Глухов Е.А., полковник юстиции, кандидат юридических наук, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии.



Другие новости и статьи

« К вопросу об уменьшении ежемесячного платежа по кредиту, полученному по целевому жилищному займу в сфере накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих

Русские предисловия и послесловия XVII столетия как исторический источник »

Запись создана: Четверг, 14 Март 2019 в 19:54 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы