Право студентов магистратуры на отсрочку от призыва на военную службу



Право студентов магистратуры на отсрочку от призыва на военную службу

oboznik.ru - Право студента на отсрочку от призыва
#призыв#служба#военнаяслужба#отсрочкаотпризыва#магистратура

В статье рассматривается проблема отказа в предоставлении отсрочек от призыва на военную службу гражданам, обучающимся в магистратуре, которые достигли совершеннолетия до окончания школы. Автором проводится обзор основных доводов Конституционного Суда РФ при разрешении данного вопроса.

Ключевые слова: отсрочка от призыва на военную службу, магистратура, бакалавриат, призывная комиссия, Конституционный Суд.

The right of master’s students to deferral from conscription for military service
Y.O. Sokolov

Sokolov Y.O., lawer, Rostov-on-Don.

In the article the problem of the denial of the right of delay from an appeal on military service of citizens enrolled in master’s degree who have reached the age of majority before graduating from school. The author reviews the main arguments of the constitutional court of the Russian Federation in resolving this issue.

Key words: postponement of conscription, master’s degree, bachelor’s degree, draft board, Constitutional Court.

В апреле 2018 г. Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующими Конституции Российской Федерации положения Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (далее - Федеральный закон N 53), которые ограничивали право граждан на отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением в магистратуре <1>.
——————————–
<1> По делу о проверке конституционности положений подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе": Постановление Конституц. Суда Рос. Федерации от 17 апр. 2018 г. N 15-П. URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision327231.pdf.

Речь идет о подп. "а" п. 2 ст. 24 данного Федерального закона N 53. Применение этой нормы лишало выпускников бакалавриата возможности продолжить получение образования в магистратуре до призыва в армию. Причем ограничение касалось не всех, а только тех граждан, которые достигли призывного возраста (18 лет) ранее окончания школы и, соответственно, израсходовали полагающиеся им отсрочки: для обучения в выпускном классе школы и в бакалавриате. Существующее возрастное различие ставило указанных граждан в неравные условия с остальными при получении высшего образования.

Дело о проверке конституционности абз. 2, 3, 10 и 12 подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона N 53 рассматривалось Конституционным Судом Российской Федерации по жалобе гражданина П.А. Спиридонова и запросу Бугульминского городского суда Республики Татарстан.
Во время обучения в школе Спиридонов достиг призывного возраста и ему была предоставлена отсрочка от призыва (абз. 2 подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона N 53). Вторую отсрочку он получил после сдачи выпускных экзаменов как успешно прошедший государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования (подп. "г" п. 2 ст. 24 Федерального закона N 53) на срок до 1 октября года окончания школы. Спиридонов поступил в Мордовский государственный университет на обучение по программе бакалавриата и также реализовал свое право на соответствующую отсрочку (абз. 7 и 12 подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона N 53). Затем гражданин поступил в магистратуру.

Призывная комиссия городского округа Саранска предоставила Спиридонову отсрочку на основании абз. 9 подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона N 53. Но вышестоящая призывная комиссия Республики Мордовия с этим не согласилась и вынесла решение о призыве гражданина на военную службу. Спиридонов обжаловал его в районный суд, оставивший решение в законной силе <2>. Апелляционная жалоба гражданина также не была удовлетворена <3>.
——————————–
<2> Решение Пролетарского районного суда г. Саранска от 28 июня 2017 г. по делу N 2а-823/2017. URL: https://proletarsky-mor.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=case&_uid=B9BD2D82-10E1-4070-93F1-F718723AED1C&_deloId=1540005&_caseType=0&_new=0&_doc=1&srv_num=1.
<3> Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 19 сентября 2017 г. по делу N 33а-1843/2017. URL: https://vs-mor.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=2209094&delo_id=5&new=5&text_number=1&case_id=2163057.

Суды обеих инстанций сослались на положения подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона N 53, в соответствии с которыми Спиридонов не мог претендовать на отсрочку в период обучения в магистратуре. Как следует из этой нормы названного Закона, в случае, если первая отсрочка предоставлялась гражданину по достижении совершеннолетия во время обучения в школе, то повторно он может воспользоваться правом на отсрочку в период обучения по очной форме по программам бакалавриата. А если первая отсрочка была предоставлена в связи с обучением в бакалавриате, то повторно гражданин может воспользоваться отсрочкой в период обучения по очной форме по программам магистратуры (если он не имеет диплома специалиста или диплома магистра и поступил на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата).

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Спиридонов указал, что данная норма нарушает ч. ч. 1 - 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, так как не позволяет призывникам, поступившим в магистратуру, воспользоваться отсрочкой от призыва. Единственная причина этому - достижение гражданами совершеннолетия во время обучения в школе, еще до завершения которого они вынуждены были использовать свое право на первую отсрочку.
Похожее административное дело рассматривалось в Бугульминском городском суде Республики Татарстан. Гражданин Р.Р. Халиков оспаривал решение о призыве на военную службу, считая, что оно нарушает его право на образование.
Бугульминский городской суд приостановил производство по делу и обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности положений подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона N 53. По мнению городского суда, данная норма противоречила ч. ч. 1 - 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на образование.
Суд указал, что гражданин лишается возможности после получения высшего образования по программе бакалавриата в тот же год продолжить обучение по программе магистратуры, и сослался на Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (далее - Федеральный закон N 273) и СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях".
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Федерального закона N 273 обучение в школе начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет, т.е. с точки зрения реализации права на получение общего образования дети в возрасте от шести лет и шести месяцев до восьми лет рассматриваются как одна возрастная группа (категория).
Согласно п. 10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 в 1-е классы принимают детей восьмого или седьмого года жизни, причем прием детей седьмого года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее шести лет шести месяцев. Это обусловливает необходимость предоставления ученику школы, достигшему до ее окончания совершеннолетнего возраста, отсрочки для получения среднего общего образования. А права на отсрочку для обучения в магистратуре гражданин уже не имеет. Бугульминский городской суд посчитал, что такое положение противоречит требованиям ст. 10 Федерального закона N 273, которая предоставляет гражданам возможность получения непрерывного образования в течение всей жизни.
Разрешая поступившие жалобы, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что закрепление Конституцией Российской Федерации права каждого на образование подразумевает обязанность государства создавать не только необходимые социально-экономические условия, но и правовые гарантии свободного функционирования и развития системы образования, получения гражданами не только основного общего и среднего профессионального, но и высшего образования.
Таким образом, федеральный законодатель предоставил гражданам возможность завершить высшее образование до призыва на военную службу.
Однако данная возможность в части обучения по программам магистратуры ограничена числом отсрочек.
Граждане, окончившие школу, оказываются в неравных условиях с точки зрения возможности получения высшего образования по программам магистратуры, если до сдачи выпускных экзаменов одни из них достигли восемнадцатилетнего возраста и были вынуждены воспользоваться отсрочкой, а другие указанного возраста не достигли и отсрочку не использовали.
Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что отсутствие у граждан, получивших отсрочку до окончания школы, возможности получить повторную отсрочку в связи с обучением по программам магистратуры не имеет объективного и разумного оправдания. Такое ограничение ставит граждан, относящихся к указанной категории, в неравное положение с другими гражданами, не достигшими к получению школьного аттестата совершеннолетия.
Руководствуясь данными доводами, Конституционный Суд Российской Федерации постановил признать не соответствующими Конституции Российской Федерации положения подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона N 53 в той мере, в какой они ставят предоставление студентам магистратуры отсрочки от призыва на военную службу в зависимость от того, воспользовались ли они отсрочкой при получении среднего общего образования. Излагая данную позицию, Суд отметил ряд обязательных условий:
1) граждане не должны иметь диплома специалиста или диплома магистра;
2) поступление в магистратуру должно произойти в год получения высшего образования по программам бакалавриата;
3) образовательные или научные организации, где обучаются граждане, должны иметь государственную аккредитацию;
4) форма обучения в магистратуре должна быть очной;
5) продолжительность обучения в школе (лицее, гимназии) не должна была превышать сроки, установленные государственными образовательными стандартами;
6) отсрочка для студентов магистратуры не распространяется за пределы сроков получения высшего образования, установленных государственными образовательными стандартами.
На федерального законодателя Конституционный Суд Российской Федерации возложил обязанность внести соответствующие изменения в нормативные правовые акты. До этого момента правоприменительные органы не должны учитывать факт использования гражданином отсрочки в период обучения в школе как основание для отказа в предоставлении отсрочки во время обучения в магистратуре.

Библиографический список

1. Кудашкин А.В., Зорин А.С., Лобов Я.В., Тюрин А.И., Фатеев К.В., Шанхаев С.В. Комментарий к Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" (постатейный) // Право в Вооруженных Силах - консультант. За права военнослужащих. 2007. Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/5751210/.
2. Никитин А.П. Правовые аспекты соблюдения прав и социальных гарантий граждан при призыве на военную службу // Военно-юридический журнал. 2014. N 10. С. 3 - 8.
3. Панова И.В., Кузянов А.В. Актуальные вопросы призыва граждан на военную службу в Российской Федерации // Государство и право. 2015. N 1. С. 98 - 102.
4. Пискунова О.В. Условия возникновения и особенности реализации права на отсрочку при призыве на военную службу // Законность и правопорядок в современном обществе: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. С. 22 - 25.

Соколов Я.О., юрист, г. Ростов-на-Дону.



Другие новости и статьи

« Пресечение уклонения граждан от призыва на военную службу

Тыловая обстановка при обороне крепости Порт-Артур. Зима - весна 1904 г. »

Запись создана: Суббота, 16 Март 2019 в 15:57 и находится в рубриках Новости.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы