Как поступить в военный учебный центр?



Как поступить в военный учебный центр?

oboznik.ru - Военные кафедры появятся еще в четырех российских ВУЗах

Аннотация. Предметом настоящей статьи является порядок зачисления и отбора граждан для подготовки в военных учебных центрах. Раскрываются критерии допуска граждан к обучению как по состоянию здоровья, так и по морально-психологическим качествам. Ключевые слова: отбор граждан; военный учебный центр; военно-учетная специальность; обучение в военном учебном центре; военно-врачебная комиссия; рейтинг.

Чем отличается военная кафедра от учебного военного центра?

#образование#военноеобразование#учебныйцентр#вус#служба#военнаяслужба

Современный уровень развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, возрастание угроз национальной безопасности Российской Федерации, а также существенный рост оснащенности войск высокотехнологичными средствами вооружения и новейшими образцами военной техники, наращивание интенсивности мероприятий боевой подготовки предъявляют повышенные требования к военнослужащим. Военная доктрина Российской Федерации в числе основных приоритетов развития военной организации государства называет повышение качества подготовки кадров и военного образования, а также наращивание военнонаучного потенциала. В связи с этим в строительстве и развитии Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов Российская Федерация исходит из необходимости совершенствования систем военного образования и воспитания, подготовки кадров, военной науки, подготовки высокопрофессиональных, преданных Отечеству военнослужащих, повышения престижа военной службы1 .

Указанными обстоятельствами диктуется необходимость организации и осуществления постоянной, плановой работы по повышению квалификации и профессиональной переподготовки военных кадров, прежде всего — офицерского состава. Как показывает практика, тот объём знаний, умений и навыков, который получают офицеры в период обучения в военных образовательных организациях, уже через 3 — 5 лет становится явно недостаточным для полноценной и эффективной служебной деятельности в связи с поступлением на вооружение новых образцов вооружения и военной техники, применением новых способов и средств вооруженной борьбы, накоплением опыта применения воинских частей и подразделений в реальных условиях войн и вооруженных конфликтов, контртеррористических и миротворческих операциях. Поэтому современный офицер должен постоянно учиться, повышать уровень своих знаний, уровень воинского мастерства. Речь идет, по сути, о внедрении концепции непрерывного образования военных кадров2 .

Правовую основу организации дополнительного профессионального образования военнослужащих, как и иных категорий граждан, составляют соответствующие положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно ст. 76 указанного законодательного акта дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Основными задачами, решаемыми дополнительным профессиональным образованием офицеров, следует считать: — переподготовка на новые образцы вооружения и военной техники; — подготовка офицеров к новым видам профессиональной деятельности; — обновление, совершенствование и развитие в соответствии с постоянно повышающимися требованиями к качеству подготовки военных кадров теоретических знаний, практических умений и навыков офицеров по занимаемым должностям; — повышение профессиональной квалификации офицеров до уровня, обеспечивающего успешное выполнение функциональных обязанностей на высшей воинской должности1 . С точки зрения воспитательного воздействия и формирования ценностных ориентаций военнослужащих дополнительное профессиональное образование призвано выполнять ряд функций: 1) информационную, обеспечивающую помощь в выборе военнослужащим вида деятельности, способствующего профессиональному, социальному и духовному самоопределению, формированию ценностных ориентаций; 2) обучающую, обеспечивающую усвоение знаний, умений, навыков технической, компьютерной, художественной, спортивной или иной потенциально профессиональной деятельности военнослужащего, способствующей формированию ценностных ориентаций; 3) развивающую, обеспечивающую физическое, эмоциональное, интеллектуальное, духовно-нравственное развитие, а также общее психическое и физическое развитие военнослужащего; 4) социализирующую, содействующую: во-первых, духовному становлению военнослужащего, который входит в особую социально-профессиональную группу (военная организация), отличную от гражданской среды; во-вторых, знакомству с её структурой и социальными ролями в ней; в-третьих, личностному проживанию успеха и неуспеха в служебно-профессиональной деятельности и во взаимоотношениях с другими членами военного коллектива; 5) релаксационную, обеспечивающую снятие психологических затруднений и барьеров, возникающих вследствие напряженности служебно-профессиональной деятельности, способствующей профилактике нарушений психологического и психического здоровья2 . Эффективность и качество организации дополнительного образования военнослужащих в значительной степени зависит от полноты и непротиворечивости правового регулирования этих вопросов военным законодательством.

К сожалению, в базовом законодательном акте, регулирующем вопросы военной службы — Федеральном законе от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» — речь идет лишь только о возможности получения гражданами военного образования в военных образовательных организациях и в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования. Нормы о дополнительном профессиональном образовании военнослужащих путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в данном законодательном акте отсутствуют. В другом не менее важном законе — Федеральном законе от 27 мая 1998 г. № 76- ФЗ «О статусе военнослужащих» — в ст. 19 также закреплено право военнослужащих на обучение в военных образовательных организациях и иных организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и реализующих программы дополнительного профессионального образования и (или) программы профессионального обучения.

Кроме того, здесь же содержатся нормы о праве военнослужащих на обучение в гражданских образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования. Согласно п. 4 той же статьи военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях), в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационноштатными мероприятиями имеют право пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия в порядке и на условиях, которые определяются Минобороны России (иным федеральным органом исполнительной власти и федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба)1 , продолжительностью до четырех месяцев. В случае увольнения указанных военнослужащих с военной службы в период обучения они имеют право на завершение учебы бесплатно2 . Однако данное право выступает в роли социальной гарантии увольняемых с военной службы военнослужащих и имеет целью облегчить их адаптацию к условиям гражданской жизни после увольнения и не имеет прямого отношения к рассматриваемой нами проблеме — повышению квалификации и профессиональной переподготовке военнослужащих в целях повышения эффективности их служебной деятельности. В Положении о порядке прохождения военной службы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 2018 г. № 1237, имеется лишь одна норма, в которой упоминается профессиональная переподготовка военнослужащих: согласно п. 6 ст. 11 указанного Положения назначение военнослужащих на воинские должности должно обеспечивать их использование по основной или однопрофильной военно-учетной специальности (ВУС) и с учетом имеющегося опыта служебной деятельности.

При необходимости использования военнослужащих на должностях по новой для них ВУС их назначению на эти должности, как правило, должна предшествовать соответствующая переподготовка. Таким образом, на законодательном уровне вопросы профессиональной переподготовки и повышения квалификации военнослужащих не урегулированы. Практически в полном объеме регулирование этого важного направления подготовки военных кадров осуществляется лишь на ведомственном уровне. Так, например, в Росгвардии в этих целях издан приказ от 15 марта 2017 г. № 80 «Об утверждении Порядка организации дополнительного профессионального образования военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии Российской Федерации».

В Минобороны России вопросы дополнительного профессионального образования военнослужащих регулируются отдельным разделом Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны государства в федеральных государственных военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации1 . Согласно указанному Порядку в военных образовательных организациях дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ двух видов: а) программы профессиональной переподготовки, направленные на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации, в объеме не менее 250 часов. б) программы повышения квалификации, направленные на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации в объеме не менее 16 часов. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, а также лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации. Дополнительные профессиональные программы разрабатываются и утверждаются военными образовательными организациями с учетом квалификационных требований к уровню подготовки военных специалистов. При организации профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации специалистов по одной военной специальности в двух и более военно-учебных заведениях органом военного управления, в интересах которого осуществляется обучение специалистов, организуется разработка и утверждение примерной дополнительной профессиональной программы. Структура дополнительной профессиональной программы включает: — цель; — планируемые результаты обучения; — учебный план; — календарный учебный график; — рабочие программы дисциплин; — организационно-педагогические условия; — формы аттестации; — оценочные материалы; — иные компоненты. Дополнительная профессиональная программа разрабатывается военной образовательной организацией и подлежит обновлению (переутверждению) с учетом развития науки, техники, технологий, экономики, культуры и военно-социальной сферы. Каждый компонент дополнительной профессиональной программы разрабатывается в форме единого документа или комплекта документов. Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение дисциплин, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.

Формы примерных дополнительных профессиональных программ (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки), учебного плана, рабочей программы дисциплин, тематического плана изучения дисциплины и программы практики разрабатывает Главное управление кадров Минобороны России. Дополнительные профессиональные программы подписываются лицами, ответственными за их разработку, обсуждаются на заседании ученого совета (совета) военной образовательной организации, утверждаются начальником данной организации и вводятся в действие по программам профессиональной переподготовки не позднее чем за два месяца, а по программам повышения квалификации — не позднее чем за две недели до начала обучения по ним.

Образовательный процесс по дополнительным профессиональным программам в военной образовательной организации может осуществляться в течение всего календарного года. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются квалификационными требованиями к уровню подготовки военных специалистов и образовательной программой. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов. Образовательная деятельность военных образовательных организаций по обучению специалистов по дополнительным профессиональным программам предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: — лекции; — практические и семинарские занятия; — лабораторные работы; — круглые столы; — мастер-классы; — мастерские; — деловые игры; — ролевые игры; — тренинги; — семинары по обмену опытом; — выездные занятия; — консультации; — выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы; — другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных дисциплин, прохождения практики, применения сетевых форм, в соответствии с образовательной программой.

Дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки. Стажировка специалистов проводится на соответствующих должностях центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил, и в войсках, не входящих в виды и рода войск Вооруженных Сил, а также в других федеральных органах исполнительной власти и предприятиях промышленности по заключенным с ними соглашениям. Место проведения и продолжительность стажировки определяются начальниками, в интересах которых осуществляется подготовка специалистов, по заявкам начальников военных образовательных организаций. Сроки проведения стажировки определяются образовательной организацией самостоятельно, исходя из целей обучения. Специалисту, направляемому на стажировку, военной образовательной организацией выдается индивидуальное задание.

На основе индивидуального задания специалистом разрабатывается план стажировки, утверждаемый соответствующим командиром (начальником, руководителем) по месту ее проведения. По окончании стажировки командир (начальник, руководитель), утвердивший план стажировки, направляет в образовательную организацию отзыв о работе специалиста, а специалист составляет отчет о прохождении стажировки (о выполнении индивидуального задания).

Отзыв о работе специалиста и отчет о прохождении стажировки (о выполнении индивидуального задания) учитываются при проведении итоговой аттестации. При реализации дополнительных профессиональных программ может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (частично или в полном объеме). Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной профессиональной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами военной образовательной организации. При освоении дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки возможен зачет дисциплин, освоенных в процессе предшествующего обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) дополнительным профессиональным программам, порядок которого определяется военной образовательной организацией самостоятельно.

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой квалификационными требованиями к уровню подготовки военных специалистов. Специалистам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке. Специалистам, не проходившим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также освоившим часть дополнительной профессиональной программы и (или) отчисленным из вуза, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому военной образовательной организацией. Дополнительное профессиональное образование постоянного состава военных образовательных организаций осуществляется на непрерывной основе.

Обучение по дополнительным профессиональным программам проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Дополнительное профессиональное образование преподавательского состава военных образовательных организаций осуществляется по программам профессиональной переподготовки и (или) программам повышения квалификации в соответствии с профилем педагогической деятельности. Воспроизведя и проанализировав основные положения утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. № 670 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности, касающиеся дополнительного профессионального образования, можно сформулировать некоторые выводы о недостатках правового регулирования данной деятельности. Прежде всего, зададимся вопросом: прохождение профессиональной переподготовки и повышение квалификации — это право или обязанность военнослужащих? Четкого ответа на данный вопрос законодательство не содержит.

Так, прохождение профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, предусмотренное п. 4 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих», — это, безусловно, их право. А вот обучение по дополнительным профессиональным программам преподавателей военных образовательных организаций — это уже их обязанность, поскольку в приказе Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. № 670 однозначно сказано: такое обучение должно осуществляться не реже одного раза в три года. Т.е. преподаватель обязан не реже одного раза в три года повышать свою квалификацию, а руководство военной образовательной организации обязано обеспечить соответствующие условия для этого. Что же касается иных категорий военнослужащих, тот тут имеет место полная неясность. Представим ситуацию: военнослужащий подает по команде рапорт с просьбой направить его на повышение квалификации в целях более эффективного исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности.

Подлежит ли удовлетворению такой рапорт? Практически со стопроцентной вероятностью можно утверждать, что данный рапорт не будет удовлетворён. Это обусловлено тем, что в действующем военном законодательстве отсутствуют нормы, устанавливающие обязательность и периодичность направления военнослужащих на получение дополнительного профессионального образования (исключение составляют упомянутые выше преподаватели военных образовательных организаций). Поэтому направление военнослужащих на повышение квалификации и профессиональную переподготовку — исключительная прерогатива командования. По этому пути идет и судебная практика: работодатель не обязан возмещать расходы, понесенные работником, получившим дополнительное профессиональное образование за счет собственных средств1 . Как уже указывалось выше, в Положении о порядке прохождения военной службы (п. 6 ст. 11) имеется норма, согласно которой назначению военнослужащих должности с новой для них ВУС должна предшествовать соответствующая переподготовка (правда, с оговоркой «как правило»).

Т.е. к числу военнослужащих, для которых профессиональная переподготовка является обязательной, можно отнести военнослужащих, в отношении которых принято решение о их назначении на должности с новыми для них ВУС. Однако дальнейшего развития и конкретизации в ведомственных правовых актах данная норма не получила. В войсках национальной гвардии обязательное получение дополнительного профессионального образования предусмотрено для военнослужащих (сотрудников), включенных в кадровые резервы (п. 4 Порядка организации дополнительного профессионального образования военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного приказом Росгвардии от 15 марта 2017 г. № 80). В Минобороны России понятие кадрового резерва упоминается в Порядке организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденном приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 февраля 2012 г. № 444. Согласно п. 7 указанного Порядка по результатам аттестации военнослужащего аттестационная комиссия может рекомендовать включить данного военнослужащего в кадровый резерв, а п. 13 обязывает штабы (кадровые органы) воинских частей в целях обеспечения реализации утвержденных выводов по аттестации военнослужащих сформировать кадровый резерв. Однако ни в этом правовом акте, ни в других ведомственных актах Минобороны России отсутствуют нормы, регулирующие вопросы дополнительного профессионального образования военнослужащих, включенных в кадровый резерв.

Если сравнить состояние правового регулирования повышения квалификации и профессиональной переподготовки военнослужащих с правовым регулированием дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих, то сравнение будет явно не в пользу военного ведомства. В Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» имеется специальная ст. 62, посвящённая вопросам профессионального развития гражданского служащего. Это развитие направлено на поддержание и повышение гражданским служащим уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, и включает в себя дополнительное профессиональное образование и иные мероприятия по профессиональному развитию.

Профессиональное развитие гражданского служащего осуществляется в течение всего периода прохождения им гражданской службы. Упомянутым законом определены следующие основания для направления гражданского служащего для участия в мероприятиях по профессиональному развитию: 1) решение представителя нанимателя; 2) результаты аттестации гражданского служащего; 3) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случае сокращения должности, которую он занимал; 4) назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на высшую должность; 5) поступление гражданина на гражданскую службу впервые. В развитие данных законодательных положений Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 1474 утверждено Положение о порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации Согласно указанному Положению основаниями для направления гражданского служащего на обучение по дополнительной профессиональной программе являются: а) назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на иную должность гражданской службы на конкурсной основе; б) включение гражданского служащего в кадровый резерв для замещения должности гражданской службы на конкурсной основе; в) решение аттестационной комиссии о соответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы при условии успешного освоения им дополнительной профессиональной программы; г) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в связи с сокращением замещаемой им должности или упразднением государственного органа, в котором он проходил гражданскую службу. По нашему мнению, изложенные выше подходы к дополнительному профессиональному образованию государственных гражданских служащих могут и должны быть применены и в отношении военнослужащих.

В этих целях предлагается дополнить Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и Положение о порядке прохождения военной службы статьями, закрепляющими периодичность и основания направления военнослужащих на профессиональную переподготовку и повышение квалификации. В частности, к числу оснований направления военнослужащего на получение дополнительного профессионального образования можно было бы отнести: — решение соответствующей аттестационной комиссии; — включение военнослужащего в кадровый резерв; — предстоящее назначение военнослужащего на высшую воинскую должность; — назначение военнослужащего на воинскую должность, которой соответствует новая для него ВУС; — поступление офицера на военную службу из запаса и назначение на воинскую должность, подлежащую комплектованию офицерами, впервые. При этом содержание программ дополнительного образования должно быть скорректировано для достижения целей дальнейшего профессионального развития слушателей, поскольку «на первой ступени, когда человек впервые готовится к включению в социум, делается акцент на приобретение и осознание опыта, а на ступени образования взрослого человека приобретенный опыт используется в качестве фундамента и средства осмысления тайн бытия и жизненной реальности и уже на этой основе, развертывания жизненного процесса»1 .

При совершенствовании системы дополнительного профессионального образования военнослужащих не лишним будет учесть положительный опыт зарубежных стран, в частности, США. Отличительной особенностью системы подготовки командного состава в армии США является обучение американских военнослужащих на базе высшего профессионального образования, полученного ими, в том числе, в гражданских вузах. Это обучение включает курсовую подготовку перед назначением на каждую воинскую должность и получением воинского звания.

При этом структура подготовки выглядит следующим образом2 : 1) начальный уровень образования предполагает обучение в специализированных школах по программам начального курса подготовки руководящего состава — младших лейтенантов, где срок обучения составляет 7 месяцев; 2) после 3 —5 лет военной службы военнослужащие в звании «капитан» направляются на курс усовершенствования, срок обучения на котором, в зависимости от военной специальности, составляет 4 — 6 месяцев; 3) следующий, промежуточный уровень образования, военнослужащие получают в командно-штабном колледже сухопутных войск США (форт Левенворд, штат Канзас).

Он включает подготовку офицеров в звании «майор» (после 7 — 12 лет военной службы) в течение 10 месяцев на командно-штабном фкультете и в течение 10 месяцев — на факультете по развитию передовых военных наук. Также на факультете по подготовке командного состава осуществляется обучение военнослужащих в звании «подполковник» (после 18 — 22 лет военной службы) в течение двух лет; 4) высший уровень образования военнослужащие в звании «полковник» получают в армейском военном колледже. Как представляется, нечто подобное (в смысле создания системы непрерывного образования) следует внедрить и у нас. Таким образом, проведенный в настоящей статье анализ действующей сегодня системы дополнительного профессионального образования военнослужащих свидетельствует о наличии серьезных пробелов в правовом регулировании данных вопросов. Это обусловливает актуальность дальнейшего совершенствования законодательства о военной службе и статусе военнослужащих.

Библиография

1. Дедов, Ю. Ф. К вопросу об отдельных аспектах правового регулирования процесса обучения военнослужащих / Ю. Ф. Дедов // Военное право. — 2015. — № 3.

2. Киселев, В. Дополнительное профессиональное образование — веление времени / В. Киселев, В. Лейман, И. Гамбаров // Армейский сборник. — 2015 . — № 9 (255).

3. Лазукин, В. Ф. К вопросу о многоуровневой подготовке военных специалистов / В. Ф. Лазукин, А. К. Ботнев // Военная мысль. — 2007. — № 7. — С. 60—66. 4. Симоненко, Т. И. Понимание человека и смысл образования в аспекте жизненности / Т. И. Симоненко // Межкультурные взаимодействия и формирование единого научно-образовательного пространства : сб. статей / Под ред. Л. А. Вербицкой, В. В. Васильковой. — СПб: Политехника-сервис, 2005. 5. Харитонов, С. С. Право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на образование: правовое регулирование и вопросы судебной практики организациях / С. С. Харитонов // Вестник военного права. — 2018. — № 3. — С. 40— 46. 6. Харитонов, С. С. О соотношении законности и резонности при реализации военнослужащих права на профессиональную переподготовку / С. С. Харитонов // Право в Вооруженных Силах — военноправовое обозрение. — 2018. — № 2. — С. 21— 5. 7. Щеголь, А. И. Сущность процесса дополнительного образования в военных организациях / А. И. Щеголь // Мир науки, культуры, образования. — 2016. — № 5 (60).

© Калашников В. В.



Другие новости и статьи

« Российская женская история начала XX века в отечественной историографии (1917–2017)

Правовые основы кадрового отбора офицерского состава Российской Армии »

Запись создана: Вторник, 19 Март 2019 в 18:50 и находится в рубриках Новости.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы