26 Март 2019

Некоторые проблемные вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу

oboznik.ru - Проблемы единства объема социально-пенсионных прав граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
#пенсия#перерасчет#пенсии

Аннотация. Социальное обеспечение военнослужащих — это одно из основных направлений деятельности государства, которое может служить гарантией привлекательности военной службы. Обеспечение пенсиями лиц, прошедших военную службу, имеет целый ряд проблем, которые возникают при реализации с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих. Ключевые слова: социальное обеспечение военнослужащих, пенсия, пенсионное обеспечение.

В наши дни, в свете осуществляемых реформ в пенсионном законодательстве России, вопрос социального обеспечения граждан Российской Федерации приобрел еще большую актуальность. Конституция говорит о том, что Россия — это социальное государство, политический курс которого направлен на выстраивание предпосылок, служащих гарантией на заслуженную жизнь и свободное развитие человека. Выходит так, что государственное обеспечение социальных прав граждан — это одно из наиважнейших условий функционирования государства как действительно социального, наряду с правовым и демократическим. Каждый российский гражданин зарабатывает свое право на пенсионное обеспечение своим трудом либо другой деятельностью, полезной для общества.

В настоящее время существует несколько разновидностей пенсий: по старости, в связи с достижением определенного возраста, в связи с достижением определенной выслуги лет, по инвалидности и иные виды пенсии, назначаемые гражданину в связи с осуществлением им трудовой или другой деятельности, признанной государством общественно полезной, а также заработанной предшествующей трудовой деятельностью, прохождением военной или другой службы, осуществлением иных имеющих важное общественное значение обязанностей. Этими факторами определяется содержание и характер государственных обязательств в отношении граждан, получивших право на получение соответствующего вида пенсионного обеспечения. Социальное обеспечение военнослужащих и лиц, проходивших военную службу, — это одно из основных направлений деятельности государства, которое может служить гарантией привлекательности военной или иной предусмотренной государством службы (в том числе дающей право на досрочное назначение пенсий), то есть, являться дополнительным стимулом для прохождения такой службы. В научной литературе социальные льготы рассматриваются как один из характерных признаков и атрибутов специальных видов государственной службы, к которым относится военная служба1 .

Останавливая свой выбор на военной службе, гражданин берет на себя дополнительные обязанности, ограничения, связанные с исполнением служебных обязанностей, сопряженных с рисками, опасностью для здоровья и жизни. Претендент, поступающий на военную службу, должен быть уверен в обеспечении своей старости и возможности достойно провести время после увольнения с военной службы. Ключевым является тот факт, что достойное обеспечение военнослужащих в период их службы и после увольнения с нее обеспечивает безопасность страны, стимулируя военнослужащих к длительной и безупречной службе. Выплата пенсий гражданам, уволенным с военной службы, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей». Данный Закон предусматривает основания, порядок назначения пенсий и их выплату.

Согласно ст. 56 этого Закона выплата пенсий осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионера на территории Российской Федерации, а при переселении гражданина, имеющего право на пенсионное обеспечение, ее выплата и доставка осуществляются по его вновь выбранному месту проживания. Обеспечение пенсиями лиц, прошедших военную службу, имеет целый ряд затруднений, которые возникают при реализации законодательства о пенсионном обеспечении бывших военнослужащих. На протяжении последних лет в обществе ведутся постоянные дискуссии о перспективах развития пенсионной системы в Российской Федерации.

Эти вопросы не обходят стороной и существующий порядок обеспечения пенсиями бывших военнослужащих и членов их семей. Закон, принятый более 20 лет назад, претерпел ряд изменений, но пока основная суть данного нормативного документа не изменилась. Любая позиция в отношении изменения направлений и методов проведения пенсионной реформы вызывает бурную реакцию общественности на возможные перемены. Анализ воззрений на проблемные вопросы в институте пенсионного обеспечения свидетельствует о сложности процедуры реформирования указанного института. В течение достаточно долгого периода времени военные пенсионеры и пенсионеры других силовых ведомств в правовом и социальном отношении находились в категории граждан, вполне достойно защищенных со стороны государства. Было очевидно, что пенсии у военных пенсионеров выше, чем у гражданского населения, а пенсионное обеспечение осуществлялось на льготных условиях. Это подтверждается тем, что выход на пенсию бывших военнослужащих осуществляется раньше, чем у большинства других работников, и индексация пенсий проводилась регулярно вместе с повышением денежного довольствия военнослужащих.

Тем не менее, в последние годы можно наблюдать некоторое снижение уровня жизни военных пенсионеров. Если раньше индексация пенсий осуществлялась на постоянной основе при повышении денежного довольствия военнослужащих, то с 2013 до 2018 г. нормы Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», предусматривающие ежегодную индексацию пенсий, приостанавливались в связи с принятием закона о федеральном бюджете на очередной год. Данная проблема уже освещалась учеными в различных работах по данной проблематике1 . Неизбежным следствием принятия решений о приостановлении действия законодательной нормы о ежегодной индексации окладов денежного довольствия военнослужащих является дальнейшее снижение реального уровня жизни их семей. В Стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной решением Коллегии Министерства обороны Российской Федерации от 28 марта 2008 г., констатировалось, что размеры денежного довольствия военнослужащих и тенденции их изменения обусловливают усиление социальной напряженности, снижение мотивации к военной службе, отток кадров.

Средние темпы роста денежных доходов семей военнослужащих в 1,2 раза ниже, а доля семей военнослужащих, имеющих денежные доходы на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, в 1,6 раза выше, чем в целом по Российской Федерации1 . Невыполнение в течение ряда лет законодательных положений о ежегодной индексации размеров денежного довольствия ведет к тому, что социальное положение военнослужащих имеет устойчивую тенденцию возврата к уровню 2008 г.2 При постоянном совершенствовании социального обеспечения граждан, вышедших на пенсию после увольнения с военной службы, все же. существует ряд вопросов, на которых стоит остановиться более основательно, именно при рассмотрении пенсионного обеспечения военнослужащих.

Во-первых, это размеры денежного довольствия, учитываемые при назначении пенсии, что сформулировано в ст. 43 Закона. В соответствии с данной нормой пенсии военным пенсионерам исчисляются из денежного довольствия, получаемого ко дню увольнения с военной службы. При этом учитывается оклад по воинской должности, оклад по воинскому званию (но не учитывается повышение окладов за службу в отдалённых, высокогорных местностях, а также других особых условиях) и ежемесячная надбавка за выслугу лет. Правоприменительные аспекты денежного довольствия традиционно находятся в центре внимания военных юристов3 , поэтому применительно к теме пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, стоит только процитировать основные правовые предписания о денежном довольствии. Так, денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, — это основное средство их материального обеспечения и стимулирования качественного и добросовестного исполнения ими должностных обязанностей.

Оно состоит из месячного оклада по воинскому званию и месячного оклада по занимаемой им воинской должности, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, относятся: ежемесячная надбавка за выслугу лет, ежемесячная надбавка за классную квалификацию, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за особые условия военной службы, за выполнения задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, за особые достижения в службе, а также премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, и ежегодная материальная помощь.

Указанные выплаты носят в основном ежемесячный характер и значительно увеличивают денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением ежегодной материальной помощи, которая выплачивается раз в год. Что касается премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, она выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и состоит из трёх окладов месячного денежного содержания военнослужащего в год. Эта премия может, выплачивается ежемесячно либо ежеквартально и ее выплата производится одновременно с выплатой денежного довольствия в месяц, следующий за месяцем (кварталом если она выплачивается в квартал), за который выплачивается премия1 . Исходя и приведенных выше норм пенсионного законодательства, можно сделать вывод о том, что при подсчете размера пенсии не засчитываются значительные надбавки и дополнительные выплаты, предусмотренные законодательством о денежном довольствии военнослужащих, что существенно снижает размеры военных пенсий В соответствии с этим мы согласны с мнением авторов, которые относятся к числу сторонников внесения изменений в законодательство о военных пенсиях, направленных на учет при исчислении пенсий денежного довольствия с теми надбавками, которое имеют системный характер, то есть выплачиваются ежемесячно к денежному довольствию.

Вторым существенным прибавлением к пенсии были бы отчисления страховых взносов с денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Так как, увольнение со службы не всегда связано с достижением предельного возраста или с выслугой лет, дающей право на пенсию. В связи с последними реформами в Минобороны России не все военнослужащие смогли уволиться с правом на пенсию за выслугу лет. Увольняясь, они работают по трудовому договору и при достижении установленного возраста вправе обратиться за назначением трудовой пенсии по старости.

Пенсия по старости определяется как ежемесячная пожизненная выплата, гражданам, достигшим установленного в законе возраста в связи с их трудовой и иной общественно полезной деятельностью и должна быть соразмерной с прошлым заработком. После вступления силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» трудовая пенсия по старости теперь является страховой пенсией по старости.

Согласно ст. 3 указанного закона страховая пенсия — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными данным Федеральным законом.

При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств. Но учитывая основания для назначения пенсии по старости, граждане, уволенные с военной службы, сталкиваются с проблемой, которая заключается в том, что при исчислении размера страховой пенсии по старости, учитывается «пенсионный капитал», который может быть сформирован работающим гражданином за счет взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации или любой другой негосударственный пенсионный фонд.

Однако в силу действующего законодательства из денежного довольствия военнослужащих не уплачиваются взносы в государственные внебюджетные фонды. Таким образом, у военнослужащих нет накоплений в Пенсионном фонде или негосударственном пенсионном фонде, созданном для образования и расходования денежных средств на пенсионное обеспечение. Как результат, пенсия по старости у данной категории граждан будет гораздо меньше, чем у остальных граждан, исполнявших трудовые обязанности.

Считаем, что было бы целесообразным военному ведомству осуществлять за военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, уплачивать страховые или иные обеспечивающие взносы в бюджет Пенсионного фонда или другой негосударственный пенсионный фонд в виде фиксированных платежей на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Полагаем, что установление такого порядка пенсионного обеспечения бывших военнослужащих будет способствовать повышению уровня социальных гарантий военным пенсионерам.

Библиография

1. Ильин, Ю. А. Денежное довольствие военнослужащих в период с 2007 по 2012 год / Ю. А. Ильин // Военное право. — 2018. — № 6. — С. 121 — 130. 2. Корякин, В. М. Льготы в военном праве / В. М. Корякин // Государство и право. — 2006. — № 12. — С. 88—97. 3. Корякин, В. М. Некоторые проблемы индексации денежного довольствия военнослужащих и военных пенсий / В. М. Корякин // Право в Вооруженных Силах — военно-правовое обозрение. — 2017. — № 3. — С. 22—26. 4. Корякин, В. М. Стратегия социального развития Вооруженных Сил России — путь к качественному изменению военно-гражданских отношений / В. М. Корякин, Л. В. Певень // Право в Вооруженных Силах — военно-правовое обозрение. — 2008. — № 1. — С. 2—10. 5. Корякин, В. М. Что происходит с денежным довольствием военнослужащих? / В. М. Корякин // Право в Вооруженных Силах — военно-правовое обозрение. — 2016. — № 1. — С. 2 — 4. 6. Ноздрачев, А. Ф. Государственная служба : учебник / А. Ф. Ноздрачев. — М.: Статут, 1999. — 592 с. 7. Харитонов, С. С. Денежные выплаты военнослужащим: законодательство и практика его применения в контексте обеспечения режима законности / С. С. Харитонов // Право в Вооруженных Силах — военно-правовое обозрение. 2018. № 9. С. 29—36. 8. Харитонов С. С. О некоторых аспектах правоприменительной практики в сфере денежного довольствия военнослужащих / С. С. Харитонов // Право в Вооруженных Силах — военно-правовое обозрение. — 2018. — № 5. — С. 9—12. 9. Харитонов С. С. Отдельные вопросы денежного довольствия военнослужащих в свете оценки законности действий командиров (начальников) / С. С. Харитонов // Военное право. — 2018. — № 4. — С. 142—145.

© Александрова Н. Г., © Кириченко Н. С.

Другие новости и статьи

« Степан Разин

Информационное обеспечение функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих »

Запись создана: Вторник, 26 Март 2019 в 18:50 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика