Информационное обеспечение функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих



Информационное обеспечение функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих

oboznik.ru - Хабаровский филиал ФГКУ «Росвоенипотека»: итоги 2016 года
#ипотека#НИС#жилье

В настоящее время одной из основных форм жилищного обеспечения военнослужащих является накопительно-ипотечная система (далее — НИС), которая функционирует в нашей стране с 1 января 2005 г. Она представляет собой совокупность правовых, экономических, организационных и информационных отношений, направленных на реализацию прав военнослужащих на жилищное обеспечение.

Следует согласиться с Е. Г. Воробьевым 2 в том, что в Федеральном законе от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительноипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее — Закон о НИС) информационное обеспечение рассматриваемых правоотношений не детализируется и может быть выведено путем детализации разнородных элементов работы по НИС. В частности, к нему относят вопросы, связанные с: 1) информацией о жилищном обеспечении военнослужащих: — о праве военнослужащего участвовать или не участвовать в НИС (для альтернативных участников);

— о возникновении права и возможных вариантах использования накоплений; 2) реализацией военнослужащими права на информацию о жилищном обеспечении: — о включении в реестр участников НИС; — о состоянии имеющихся накоплений; 3) системой информации о жилищном обеспечении: — о реестре участников НИС; — о состоянии рынка жилья; — об условиях возможного кредитования. 4) информационной системой жилищного обеспечения. Так как вопросы функционирования НИС военнослужащих являются составными элементами системы информации о жилищном обеспечении, поэтому рассмотрим ее более подробно.

Необходимо отметить, что формирование и ведение реестра участников НИС определено Правилами формирования и ведения реестра участников накопительноипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утвержденных постановлением Правительства от 21 февраля 2005 г. № 89. В соответствии с данным документом реестр ведется регистрирующим органом на бумажных и электронных носителях. Совместимость реестра на электронных носителях с иными информационными системами и сетями обеспечивается за счет соблюдения следующих единых организационных, методологических и программнотехнических принципов: — унификация сведений, включаемых в реестр, на основе применения единых общероссийских классификаторов и ведомственных справочников; — применение электронной цифровой подписи или иных средств подтверждения отсутствия искажений в документах на электронном носителе; — применение для информационного взаимодействия с иными информационными системами единых протоколов телекоммуникационных сетей, форм документов и форматов данных, передаваемых на электронных носителях (п. 6).

Кроме этого, для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и реализации Министерством обороны Российской Федерации функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование указанной накопительно-ипотечной системы, в ведении Минобороны России создано ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее — Росвоенипотека), что установлено п. 1 постановления Правительства РФ от 22 декабря 2005 г. № 800. Во исполнение п. 5 Правил раскрытия информации о формировании, об инвестировании и использовании накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. № 655, Росвоенипотека на своем сайте представляет правовую информацию о НИС, поквартальные отчеты, обобщенные результаты ее функционирования (объем выдачи ЦЖЗ и кредитных средств, суммарную стоимость приобретенных жилых помещений участниками НИС по основным регионам, структуру сделок НИС по источникам финансирования, объем кредитов, выданных банками, среднюю стоимость жилья по основным регионам, приобретенного по сделкам НИС, и его среднюю площадь)1 .

При этом раскрываемая информация должна быть доступна на сайте в сети Интернет в течение 1 года. Наличие подобной информации позволяет участникам НИС осознанно и взвешенно принимать решения по совершению юридически значимых действий или воздержанию от них2 . Росвоенипотекой также разработаны и опубликованы специальные учебносправочные и учебно-методические материалы для участников НИС и должностных лиц, ответственных за реализацию их прав3 . Согласно программам кредитования, реализуемым отобранными Росвоенипотекой кредитными организациями, предусмотрены: — ипотечное кредитование (на первичных и вторичных рынках); — рефинансирование ипотечных кредитов; — рефинансирование полученных ранее потребительских кредитов. Кроме этого, для удобства участников НИС при выборе возможных вариантов жилищного обеспечения, Росвоенипотекой предусмотрен электронный ресурс — Карта объектов строительства по всей территории Российской Федерации.

Для возможной оценки условий реализации каждой из указанных программ сформирован конкретный перечень кредитных организаций, предлагающих соответствующие собственные условия банковского кредита участникам НИС. С содержанием программ кредитования можно ознакомиться в сравнительных таблицах, публикуемых на сайте Росвоенипотеки. Похожие задачи по доведению до участников НИС достоверных сведений о состоянии рынка жилья и условиях возможного кредитования также решало ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (далее — АИЖК), созданное в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 1996 г. № 1010, специально для выполнения государственных задач по формированию и развитию системы ипотечного жилищного кредитования в России.

В 2018 г. АИЖК было переименовано в акционерное общество «ДОМ.РФ» (далее — ДОМ) и продолжило работу по разработке кредитных программ через банки, отобранные для участия в кредитовании участников НИС. Следует согласиться с позицией С. Г. Воробьева, высказанной в упомянутой выше работе, о том, что главная задача ДОМа заключается в реализации государственной политики по повышению доступности жилья для населения России, а его деятельность направлена на создание равных возможностей для получения ипотечных кредитов (займов) всеми гражданами России. ДОМ, применительно к направлениям информационно-разъяснительной работы о НИС, формирует и представляет для заинтересованных лиц из числа потенциальных заемщиков аналитику и статистику, в которых аккумулированы данные, характеризующие развитие рынков жилья и ипотеки в стране, позволяющие участникам НИС ориентироваться по возможным экономически приемлемым для них вариантам реализации своих прав.

Кроме этого, информационные ресурсы ДОМа позволяют им не только знакомиться с информацией по ипотечным программам (новостройка, готовое жилье, семейная ипотека, военная ипотека и др.), но и проверить в случае заключения договора участия в долевом строительстве (далее — ДДУ) данные о субъекте и объекте по договору долевого строительства, а также наличие регистрации ДДУ в ППК «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства». Из вышеизложенного следует, что система информации о жилищном обеспечении в рамках НИС является унифицированной, открытой, доступной и позволяет каждому его участнику осознанно и взвешенно принимать решения о вариантах своего жилищного обеспечения, в том числе с использованием специализированных информационных ресурсов, созданных государством, в том числе, таких как Росвоенипотека и ДОМ.

Библиография 1. Воробьев, Е. Г. Информационноразъяснительная работа о накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих: возникновение, состояние и перспективы развития / Е. Г. Воробьев // Право в Вооруженных Силах — военно-правовое обозрение. — 2015. — № 12. — С. 44—56. 2. Корякин, В. М. Жилищная энциклопедия военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей / В. М. Корякин, А. В. Кудашкин. — М.: Центр правовых коммуникаций, 2017. — 240 с. 3. Харитонов, С. С. О разумности и законности правовых норм на примере жилищных отношений с участием военнослужащих / С. С. Харитонов // Военно-юридический журнал. — 2018. — № 9. — С. 17 — 20. 4. Харитонов, С. С. О понятиях «близлежащий населенный пункт» и «место военной службы» в контексте жилищных отношений с участием военнослужащих / С. С. Харитонов // Право в Вооруженных Силах — военно-правовое обозрение. — 2017. — № 12 (245). — С. 46 — 51. 5. Шурыгина Ю. А. Накопительно-ипотечная система как перспективная форма жилищного обеспечения военнослужащих / Ю. А. Шурыгина // Военное право. — 2018. — № 6. — С. 140—144.

© Воронин Д. В.



Другие новости и статьи

« Некоторые проблемные вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу

Патриарх Гермоген »

Запись создана: Вторник, 26 Март 2019 в 19:02 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы