О процессуальном законодательстве, регламентирующем рассмотрение судами дел о материальной ответственности военнослужащих и правовой природе таких дел



О процессуальном законодательстве, регламентирующем рассмотрение судами дел о материальной ответственности военнослужащих и правовой природе таких дел

oboznik.ru - Право военнослужащего на обжалование неправомерных действий
#право#военноеправо#матответственность#законодательство#природа

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы правовой природы дел о привлечении военнослужащих к материальной ответственности. На основе анализа научных публикаций и судебной практики делается вывод о двойственной правовой природе данных дел. При обращении командиров в суды о взыскании с военнослужащих сумм причиненного ими ущерба дела рассматриваются в порядке искового производства по нормам ГПК РФ. В случае обжалования военнослужащими приказов командиров о привлечении к материальной ответственности дела рассматриваются по правилам административного судопроизводства в соответствии с КАС РФ.

Ключевые слова: материальная ответственность военнослужащих, военные суды, исковое производство, административное судопроизводство.

Порядок рассмотрения судами дел различных категорий регламентируется разным процессуальным законодательством Российской Федерации. УПК РФ определяет порядок уголовного судопроизводства на территории нашего государства; АПК РФ регламентирует порядок осуществления правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; порядок гражданского судопроизводства в судах определяется ГПК РФ; КАС РФ регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля над законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий. Какими из перечисленных кодексов регламентируется порядок осуществления правосудия по делам о привлечении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, к материальной ответственности?

Федеральный закон от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», устанавливающий условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяющий порядок возмещения причиненного ущерба, предусматривает два порядка привлечения военнослужащих к указанному виду юридической ответственности — административный (внесудебный), а также судебный. Поскольку отношения по привлечению военнослужащих к материальной ответственности вытекают из военно-служебных отношений, данная категория дел относится к компетенции военных судов, которые сегодня реформируются1 , наиболее близко знакомых со спецификой военной службы2 .

Это определено, в том числе, Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих». Судебный порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности является более трудоемким в процедурном отношении, требует от органов военного управления тщательной подготовки, умения правильно и юридически безупречно выстраивать свою позицию в суде3 . Особенно это касается проблем, возникающих при привлечении военнослужащих к полной материальной ответственности4 .

Гражданские дела, возбужденные судами общей юрисдикции (военными судами) по исковым заявлениям командиров (начальников) воинских частей (иных военных организаций), рассматриваются в порядке искового производства, предусмотренном ГПК РФ. Административный (внесудебный) порядок привлечения виновного в причинении ущерба лица к материальной ответственности может быть применен исключительно к военнослужащему, проходящему военную службу, и реализуется путем издания командиром соответствующего приказа. Судебный порядок применяется как к военнослужащим, проходящим военную службу, так и к гражданам, уволенным с военной службы. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб.

Приказ о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, издается вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части. Как и все иные приказы, приказ о привлечении военнослужащего к материальной ответственности может быть обжалован военнослужащим в суд. До 15 сентября 2015 г. порядок обжалования приказов командира регламентировался гл. 25 ГПК РФ (производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих), но с принятием Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 23-ФЗ положения данной главы ГПК РФ утратили силу. С этого времени в России начал действовать КАС РФ.

Таким образом, до 15 сентября 2015 г. процедура рассмотрения судами дел о материальной ответственности военнослужащих регламентировалась исключительно ГПК РФ, а с указанной даты — также и КАС РФ. По мнению Л. В. Тумановой, принятие КАС РФ свидетельствует об обособлении административного судопроизводства и признании публично-правовой природа дел, которые ранее относились к делам искового или особого производства1 .

Осуществление искового производства, согласно ГПК РФ, относится к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, которым свойственно равенство участников, а отношения между военнослужащими и командованием по поводу материальной ответственности не являются спорами о гражданских правах и носят публичноправовой характер. Можно ли с учетом изложенного предположить, что дела о материальной ответственности военнослужащих могут иметь двойной правовой характер, в зависимости от того, кто является инициатором обращения в суд: при обращении в суд с иском командира — гражданско-правовой характер; в случае обращения в суд военнослужащего с административным иском — публичноправовой? Верное установление правовой природы конкретного правового института, в том числе материальной ответственности военнослужащих, по мнению авторов, имеет важное значение для определения правильного направления развития данного института, выявления возможных проблем его функционирования, принятия эффективных мер по его совершенствованию, а также научного исследования и развития.

В практике реализации законодательства о материальной ответственности военнослужащих нередко возникают проблемы, связанные с определением правовой природы указанной категории дел. Дело в том, что согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» обращение командира (начальника) воинской части в суд о возмещении ущерба, причиненного военнослужащим имуществу воинской части, именуется иском. Аналогичным образом именуется такое обращение и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих». Аналогичный подход использовался и в действовавшем до 4 июня 2014 г. Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 9 «О некоторых вопросах применения законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»2 . В. И. Цой полагает, что требования командира воинской части о возмещении материального ущерба носят имущественный характер. Однако вытекают они из публичных правоотношений, которым присуща высокая степень властности и распорядительности. Гражданские дела о привлечении военнослужащего к материальной ответственности не связаны с нарушением субъективных прав, т.е. в указанной категории дел нет спора о праве гражданском3 . А. Ф. Воронов также полагает, что «правоотношения между военнослужащим (с одной стороны) и государством, Российской Федерацией, в лице командования (с другой стороны) всегда являются отношениями властными, публично-правовыми, каких бы конкретно предметов они ни касались»4 . По мнению многих авторов, дела данной категории также носят именно публичноправовой характер1 .

Данной точки зрения придерживается и авторы настоящей статьи. Даже спустя три года с момента начала действия КАС РФ у некоторых участников судебного процесса по делам указанной категории возникает «путаница» различного характера. Например, при рассмотрении судом административного дела по административному исковому заявлению военнослужащего об обжаловании приказа командира воинской части о привлечении к ограниченной материальной ответственности, представитель административного ответчика в обязательном порядке должен иметь высшее юридическое образование. При рассмотрении гражданского дела по исковому заявлению командира воинской части к военнослужащему о привлечении к материальной ответственности, к сторонам по делу таких требований не предъявляется.

В качестве отличия также можно указать и сроки обращения в суд с заявлением. В соответствии с КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 3 ст. 219). А вот ГПК РФ не регламентирует срок обращения командира воинской части с исковым заявлением о привлечении военнослужащего к материальной ответственности, так как данный срок предусмотрен Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» (п.4 ст.3) и составляет три года со дня обнаружения ущерба. Как отмечает В. Б. Немцева, ошибка при определении вида судопроизводства до принятия КАС РФ не могла сама по себе повлечь отмену судебного решения, поскольку судопроизводство из публичных правоотношений рассматривалось все же как вид гражданского судопроизводства. В настоящее время последствия неверного определения вида судопроизводства иные. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ суд отказывает в принятии заявления, если это заявление не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, а должно рассматриваться в ином судебном порядке, в том числе в порядке гражданского судопроизводства. Аналогичные положения содержатся в п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ: суд отказывает в принятии искового заявления, если оно не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку оно рассматривается в ином судебном порядке2 .

Подводя итог, можно сделать следующие выводы: 1) дела о материальной ответственности военнослужащих хотя и имеют некоторые элементы дел гражданско-правовой природы (речь идет о гражданских делах по исковым заявлениям командира воинской части), однако имеют публично-правовую природу; 2) административный порядок привлечения военнослужащего к материальной ответственности также может быть пересмотрен в судебном порядке в случае обжалования военнослужащим приказа командира о привлечении к материальной ответственности. 3) дела о привлечении военнослужащих к материальной ответственности могут быть рассмотрены судами общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ГПК РФ (в случае судебного порядка привлечения военнослужащего к материальной ответственности) — при предъявлении командиром воинской части искового заявления в суд), либо в порядке, предусмотренном КАС РФ (в случае административного порядка привлечения) — при обжаловании военнослужащим приказа командира о привлечении к материальной ответственности.

Библиография 1. Воронов, А. Ф. О применении военными судами положений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении подсудных им дел / А. Ф. Воронов // Право в Вооруженных Силах — военно-правовое обозрение. — 2009. — № 5. — С. 63—67. 2. Воронов, А. Ф. О реформе судоустройства и ее процессуальных аспектах / А. Ф. Воронов // Право в Вооруженных Силах — военно-правовое обозрение. — 2018. — № 10. — С. 17—23. 3. Грось, Л. А. О значении правильного определения отраслевой принадлежности норм материального права для выбора вида гражданского судопроизводства в суде общей юрисдикции и способа исполнения (реализации) судебного решения / Л. А. Грось // Исполнительное право. — 2012. — № 2. — С. 21—24. 4. Корякин, В. М. Военно-административное право (военная администрация) : учебник / В. М. Корякин, А. В. Кудашкин, К. В. Фатеев. — М.: За права военнослужащих, 2008. — 496 с. 5. Корякин, В. М. Перспективы реформирования структуры военно-судебной системы Российской Федерации / В. М. Корякин // Право в Вооруженных Силах — военно-правовое обозрение. — 2018. — № 11. — С. 41—45. 6. Кот, П. А. К вопросу о правовой природе дел о материальной ответственности военнослужащих / П.А. Кот // Военное право. — 2014. — № 2. — С. 98—100. 7. Кыдыралиев, К. Э. Еще раз о правовой природе дел о материальной ответственности военнослужащих в Российской Федерации / К. Э. Кыдыралиев // Право в Вооруженных Силах — военноправовое обозрение. — 2015. — № 11. — С. 119— 120. 8. Немцева, В. Б. Некоторые проблемы соотношения гражданского и административного судопроизводства в судах общей юрисдикции / В. Б. Немцева // Вестник гражданского процесса. — 2016. — № 1. — С. 193—211. 9. Туманова, Л. В. Необходимость расширения сферы административного судопроизводства / Л. В. Туманова // Судья. — 2017. — № 3. — С. 16— 18. 10. Харитонов, С. С. Военные суды как фактор поддержания законности и правопорядка в войсках / С. С. Харитонов // Право в Вооруженных Силах — военно-правовое обозрение. — 2018. — № 12. — С. 23—25. 11. Харитонов С. С. Выездные заседания военных судов в расположении воинских частей: вопросы правового регулирования процедур применительно к необходимости их совершенствования / С. С. Харитонов // Право в Вооруженных Силах — военноправовое обозрение. — 2018. — № 8. — С. 41—48. 12. Харитонов, С. С. О некоторых аспектах привлечения военнослужащих к материальной ответственности / С. С. Харитонов // Военно-юридический журнал. — 2018. — № 7. — С. 6 — 8. 13. Харитонов, С. С. О некоторых правовых аспектах возмещения расходов на военную и специальную подготовку военнослужащих, отчисленных из военных вузов / С.С. Харитонов // Право в Вооруженных Силах — военно-правовое обозрение. — 2018. — № 7 (252). — С. 32—36. 14. Харитонов, С. С. Специфика денежного довольствия и заработной платы в контексте взыскания денежных средств с военнослужащего: законность и аналогия принимаемых решений / С. С. Харитонов // Право в Вооруженных Силах — военно-правовое обозрение. — 2018. — № 3 (248). — С. 23—32. 15. Цой, В. И. Подсудность военным судам гражданских дел о материальной ответственности военнослужащих / В. И. Цой // Военно-юридический журнал. — 2011. — № 7. — С. 11—16.

© Александрова Н. Г. © Кириченко Н. С.



Другие новости и статьи

« Проблемы единства объема социально-пенсионных прав граждан, уволенных с военной службы и членов их семей

«Цифровизация» общественных отношений и ее влияние на состояние коррупции в военной организации государства »

Запись создана: Суббота, 30 Март 2019 в 20:13 и находится в рубриках Новости.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы