26 Ноябрь 2010

Кожедуб не давал себя сбить

oboznik.ru - Кожедуб не давал себя сбить

Далеко не каждый из сталинских соколов был асом. Еще меньше было боевых летчиков, отмеченных Золотой звездой Героя Советского Союза. А уж пилотов — трижды Героев было всего два. Одному из них, Ивану Кожедубу, 8 июня исполнилось бы 90 лет. Он прославился как самый результативный летчик-истребитель не только Красной Армии, но и в целом войск антигитлеровской коалиции. На его счету 62 сбитых вражеских самолета.

Словари трактуют слово «герой» (от греч. ἥρωας, «доблестный муж, предводитель») — как потомка божества и смертного человека. Кожедуб не был сыном Зевса или Афины. Он, как и другой Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин (59 воздушных побед), «создал» себя сам. Родившись в семье крестьянина, довольно рано нашел свое призвание, благо в 30-е был популярен лозунг «Комсомолец – на самолет!» Первые шаги Кожедуб сделал в Шосткинском аэроклубе Сумской области Украины, последующие – уже в рядах Красной Армии. К началу войны он закончил Чугуевскую военную авиационную школу, где за блестящую подготовку был оставлен инструктором в звании сержанта.

В другое время такое назначение, наверное, вызвало бы у молодого летчика гордость за оказанное доверие, но в данном случае это обернулось для Кожедуба сущей мукой. Трудно выдержать саму мысль, что твои товарищи вовсю дерутся с наглым врагом, который захватывает все больше и больше территорий страны, а ты, лучший из курса, вынужден в глубоком тылу учить «желторотиков».

Впрочем, опасность подстерегала и в учебных полетах в районе казахского города Чимкента, куда эвакуировалось училище. Один раз у Кожедуба при выполнении учебного полета с курсантом при выводе самолета УТИ-4 из штопора остановился мотор. Прыгать было некуда, поскольку внизу была гористая местность. С большим трудом будущему асу удалось посадить машину поперек крохотной хлопковой плантации. Расследование ЧП показало, что механик, в спешке, забыл долить в баки бензин.

Кожедуб неоднократно подавал рапорты на фронт, но удовлетворили его просьбу лишь к осени 1942 года, когда он был зачислен в состав 240-го истребительного полка и сначала под Горьким, а потом в районе города Иваново осваивал новый самолет Ла-5.

Любопытно, что «стартовал» Кожедуб неудачно, как и Покрышкин (который сбил в первом боевом вылете 22 июня 1941 года советский бомбардировщик Су-2, в результате погиб штурман эскадрильи Семенов). В одном из первых вылетов, молодой летчик, оторвавшись от ведущего, попытался вступить в схватку с шестеркой «мессершмиттов» и сам чуть не был сбит. От гибели спасла бронеспинка и то обстоятельство, что противник стрелял не бронебойным, а фугасно-осколочным снарядом. Плюс самолет был серьезно поврежден своими же зенитками.

Будущий маршал авиации Советского Союза тогда на всю жизнь запомнил слова командира, сказанные про него: «Ну что такой желторотый птенец мог сделать? Потерял ведущего, но все меры принял и подбитый самолет посадил. Опыта у него еще нет. Просто чудом уцелел».

Кожедуб сделал необходимые выводы. Благо у него была «фора», которую ему дала практика летчика-инструктора, пытливый ум (он много читал и записывал все новое в блокнот, вычерчивая схемы воздушных боев) и, конечно, талант. Забегая вперед, скажу, что за все годы войны он ни разу не был сбит.

На сороковой вылет, 6 июля 1943 года, Кожедуб открыл счет сбитым немецким самолетам. Получив за это от начальства… взбучку.

«Начинаю докладывать:

- Товарищ командир, младший лейтенант Кожедуб…

Но комэск обрывает меня:

- Как ты мог от группы оторваться?! Почему не выполнил мое требование?

Пытаюсь объяснить, но он снова перебил:

- Молчать! Слушать, когда старшие говорят! — Он строго посмотрел на меня. Но сказал мягко: — Ну, докладывай.

- Я… я сбил «Юнкерс-87», — говорю заикаясь.

- Видел. Ну, а дальше-то что? Куда ты делся?

Коротко доложил обо всем. И тут Семенов снова вскипел:

- Вот как, за «сбитым» гоняешься? В таких сложных условиях надо быть сдержанным, а то вмиг собьют. Дерзости у тебя много — это хорошо, но в бою нельзя отрываться от группы и действовать очертя голову.

Стою навытяжку, растерянно глядя на командира. А он, помолчав, вдруг дружески улыбнулся и протянул мне руку:

— Ну, поздравляю с первым сбитым! Так и бей их! Да смотри не зазнавайся и помни мои слова: при всех случаях надо держаться группы и сохранять самообладание», — с улыбкой вспоминал позднее Иван Никитович.

А бои были тяжелыми. В воздушных схватках на Курской Дуге сошлись не только танковые армады, но и воздушные армии двух стран. В итоге советские летчики завоевали столь необходимое господство в воздухе, а Кожедуб значительно увеличил свой счет сбитых вражеских самолетов. По свидетельству очевидца, более опытные летчики удивлялись лейтенанту, который «такой молодой, а как щелкает. По два за вылет».

Со стороны это выглядело так: victory.mil.ru/lib/books/pr…

«Подняв голову, Отлесный увидел четверку «мессершмиттов», тех самых, что преследовали его подбитый самолет, и в самом их центре — одинокий «Лавочкин» с опознавательными знаками соседнего истребительного полка. «Трудно тебе будет вывернуться», — подумал Отлесный. Он увидел, как один «мессершмитт» зашел «Лавочкину» в хвост, как все больше и больше сокращалась дистанция. И вдруг произошло что-то необыкновенное. Резким внезапным маневром «Лавочкин» метнулся вверх и через несколько секунд сам очутился в хвосте у немца. В ясном голубом небе сверкнула трасса, и «мессершмитт» пылающими кусками стал падать на землю. А несколько мгновений спустя, запутав оставшихся гитлеровцев блестящим каскадом самых неожиданных фигур, неизвестный летчик сбил вторую фашистскую машину».

Первую Звезду Героя Кожедуб получил 4 февраля 1944 года за 20 сбитых самолетов в 146 вылетах, вторую 19 августа (48 сбитых в 256 вылетах). Третью, уже после войны, 18 августа 1945 года. За высокое воинское мастерство и личное мужество, проявленное в боях.

Последнего нацистского летчика («Фокке-Вульф-190»), Кожедуб сбил 17 апреля, в районе Берлина. Интересно, что на его счету есть уничтоженный реактивный Ме-262, скорость которого на высоте достигала 869 км/ч. В летной биографии Кожедуба числятся также два сбитых в 1945 году самолета P-51 «Мустанг» ВВС США, которые атаковали его, приняв за немецкий самолет.

Потом была академия, а затем Корея, в которой Иван Никитович командовал 324-й истребительной дивизией, на счету которой немало побед над американскими летчиками.

Армейская служба прославленного аса продлилась 51 год, с 1940-го, по 8 августа 1991-го, когда он скончался.

Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.

Другие новости и статьи

« Окончив всего 6 классов, одесский парнишка Саша Маринеско ушёл в море учеником матроса…

Передний край у озера Синявинское »

Запись создана: Пятница, 26 Ноябрь 2010 в 13:21 и находится в рубриках Вторая мировая война.

метки: , , , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика