27 Апрель 2019

Формирование образа войны в отечественных средствах массовой информации

oboznik.ru - Новые формы стратегических действий Вооруженных сил в виде операций групп фронтов
#СМИ#война#образ

Журналистика внесла большой вклад в создание образов как мировых, так и локальных военных конфликтов, которых было немало в истории человечества. Это вызвано прежде всего стремлением общества знать, что происходило и происходит на той или иной войне. Сегодня эта тематика становится вновь актуальной в связи с неоднократными и постоянными попытками переписать историю, изменить отношение к таким знаковым событиям в истории человечества, как, например, Великая Отечественная война (1941−1945), то есть создать иной образ ее восприятия как в нашей стране, так и за рубежом. Как отмечают многие исследователи, красноречивее и убедительнее всего о все возрастающей активности СМИ в освещении вооруженных конфликтов последних двух десятилетий свидетельствуют данные о присутствии военных корреспондентов на театрах военных действий.

Так, если войну в Персидском заливе в 1991 г. освещали около 1,5 тыс. журналистов, то в 1999 г. события Косовского кризиса фиксировали около 3,8 тыс. военных корреспондентов [2, c. 1]. Несколькими годами позже пресс-служба Вооруженных сил США в Багдаде аккредитовала уже более 6 тыс. представителей СМИ из разных стран [14, c. 25]. В трактате «Государь» Н. Макиавелли обозначил один из принципов создания образа, который кратко можно сформулировать как «Не быть, а казаться»: «… нет необходимости обладать всеми добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими» [7, c. 62].

Позже ученые разных эпох пытались внести свой вклад в разработку теорий формирования образа личности, власти, территории, действия, в том числе и военного конфликта. Так, Г. Тард, Г. Лебон, К. Юнг и другие представители этого направления брали за основу поведенческие реакции людей, что позволяло выработать механизмы управления ими. Д. Рисмен исследовал социальные характеры и принципы формирования современного массового общества; У. Липпман разрабатывал концепцию общественного мнения. Особое место в этом ряду занимают ученые-семиотики Ю. Лотман, Р. Барт, У. Эко, теоретически обосновавшие понятия «миф», «знак» и «символ». По их мнению, именно образ можно рассматривать как своеобразный язык культуры, представляя собой семантический текст, «сумму коннотативных означаемых, задающих латентный идеологический уровень дискурса» [1, c. 53].

Существенный вклад в разработку понятия «образ» и изучения роли журналистики в его создании внесли современные отечественные ученые. Теоретические разработки Е. Б. Перелыгиной выделяют символическую природу образа. Она рассматривает этот феномен как «символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия» [9, c. 23]. И. В. Варламова, суммируя теоретические аспекты формирования образа иструктурируяего характеристики, исследуя роль журналистики в его формировании и механизмы действия прессына примере Чувашской республики, показывает, каким образом они используются в профессиональной деятельности журналиста [1]. Таким образом, можно констатировать, что иерархическая структура концепта любого образа, в нашем случае это «образ войны», образована базовыми узлами, между которыми осуществляется взаимосвязь.

Это позволяет выявить важные содержательные характеристики образа войны, а именно «интеллектуальный и эмоциональный компоненты» [11]. Интеллектуальные компоненты образа включают в себя рациональное, логическое осмысление явления, а «эмоциональные компоненты отражают чувства и эмоциональное отношение к войне» [6, c. 3]. В. В. Серебряников, объясняя данный факт, отмечает, что люди, включенные в процесс управления, находятся ближе «к точкам пересечения информационных потоков», поэтому обладают большей информацией.

А у лиц, не принимающих непосредственное участие в принятии решений, образ войны формируется под влиянием пропаганды [12, c. 11−12]. Именно поэтому массовое общественное сознание в процессе формирования образа войны в большей мере ориентировано на закономерности «психологии толпы» и базируется в основном эмоциональные компоненты [5, c. 85−94]. Как считают многие специалисты, средства массовой информации в настоящее время становятся нелетальным оружием в процессе ведения как реальной, так и информационной войн [3; 4; 10].

В этом случае, как считает С. А. Михайлов, «общественные потребности в информации удовлетворяются СМИ в той степени и в том объеме, которые характерны для конкретной отдельной страны во вполне определенных исторических условиях» [8, c. 12]. По мнению Т. Доминиковски, «именно военные репортажи с мест сражений способствовали не только появлению новых СМИ, но и росту их тиражей» [13]. Важным событием, способствующим качественному становлению военной журналистики, формирующей образ войны, стала Крымская кампания 1853−1856 гг. Роль только зарождающейся военной журналистики в то время бала велика.

Одними из первых русских военных корреспондентов были Николай Сокальский, Николай Берг и Аркадий Столыпин, которые ежедневно присылали с поля боя свои сообщения. Здесь родились «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого как журнальные статьи. Им противостояли с английской стороны корреспондент В.Х. Рассел, который писал о военных действиях на подступах к Севастополю, и журналист Роджер Фентон, который прибыл в британские войска с передвижной фотолабораторией с целью, как считают исследователи, «показывать скорректированную картину войны» [13].

Список литературы 1. Варламова И. В. Формирование современного образа республики средствами массовой информации Чувашии: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.10 / Варламова Ирина Владимировна. М., 2015. 30 с. 2. Волковский Н.Л. Журналистика в информационных войнах (Исторические истоки и современные тенденции): дис. …д-рафилол. наук:10.01.10 / Волковский Николай Лукьянович. СПб., 2003. 641 c. 3. Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты / Г. В. Грачев. М.: Изд-во РАГС, 1998. 125 с. 4. Гриняев С. Н. Интеллектуальное противодействие информационному оружию / С. Н. Гриняев. М.: СИНТЕГ, 1999. 232 с.; Расторгуев С.П. Философия информационной войны / С. П. Расторгуев. М.: Вузовская книга, 2001. 301 с. 5. Забелина Н. Ю. Бельгийские союзники в восприятии британцев во время Первой мировой войны / Н. Ю. Забелина // Вестник МГУ. Секция «История». 2010. № 1. С. 85−94. 6. Забелина Н. Ю. Враги и союзники в восприятии британцев в годы Первой мировой войны: автореф. дис. … канд. истор. наук: 07.00.03 / Забелина Наталия Юрьевна. М., 2011. 24 с. 7. Макиавелли Н. Государь / Н. Макиавелли. М.: АСТ, 2007. 976 с. 8. Михайлов С. А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы / С. А. Михайлов. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. 448 с. 9. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа: учеб. пособие / Е. Б. Перелыгина. М.: Аспект Пресс, 2002. 223 с. 10.Прокофьев В. Ф. Тайное оружие информационной войны / В. Ф. Прокофьев. М.: СИНТЕГ, 1999. 232 с. 11.Сенявская Е.С. Образ войны как феномен общественного сознания [Электронный ресурс] / Е. С. Сенявская. Режим доступа: https://www.ereading.by/chapter.php/1019663/11/Senyavskaya_Psihologiya_voyny_v_H_veke._Istoricheski y_opyt_Rossii.html (дата обращения: 15.01.2019). 12. Серебрянников В. В. Социология войны / В. В. Серебрянников. М.: Науч. мир, 1997. 397 с. 13. DominikowskiTh. MassenmedienundMasenkriegHistorischeAnnäherungenaneineunfriedlicheSymbiose [Электронный ресурс] /ThomasDominikowski. Режим доступа: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-322-90833-9_2 (дата обращения: 10.12.2018). 14. Foerstel H. N. Killing The Messenger: Journalists at Risk in Modern Warfare / Herbert N. Foerstel. − Westport : Praeger, 2006. P. 25.

Мельников В.А.

Другие новости и статьи

« Краудсорсинг в цифровой экономике

Современная фальсификация истории как угроза национальной безопасности России »

Запись создана: Суббота, 27 Апрель 2019 в 17:03 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика