Формирование образа войны в отечественных средствах массовой информации



Формирование образа войны в отечественных средствах массовой информации

oboznik.ru - Новые формы стратегических действий Вооруженных сил в виде операций групп фронтов
#СМИ#война#образ

Журналистика внесла большой вклад в создание образов как мировых, так и локальных военных конфликтов, которых было немало в истории человечества. Это вызвано прежде всего стремлением общества знать, что происходило и происходит на той или иной войне. Сегодня эта тематика становится вновь актуальной в связи с неоднократными и постоянными попытками переписать историю, изменить отношение к таким знаковым событиям в истории человечества, как, например, Великая Отечественная война (1941−1945), то есть создать иной образ ее восприятия как в нашей стране, так и за рубежом. Как отмечают многие исследователи, красноречивее и убедительнее всего о все возрастающей активности СМИ в освещении вооруженных конфликтов последних двух десятилетий свидетельствуют данные о присутствии военных корреспондентов на театрах военных действий.

Так, если войну в Персидском заливе в 1991 г. освещали около 1,5 тыс. журналистов, то в 1999 г. события Косовского кризиса фиксировали около 3,8 тыс. военных корреспондентов [2, c. 1]. Несколькими годами позже пресс-служба Вооруженных сил США в Багдаде аккредитовала уже более 6 тыс. представителей СМИ из разных стран [14, c. 25]. В трактате «Государь» Н. Макиавелли обозначил один из принципов создания образа, который кратко можно сформулировать как «Не быть, а казаться»: «… нет необходимости обладать всеми добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими» [7, c. 62].

Позже ученые разных эпох пытались внести свой вклад в разработку теорий формирования образа личности, власти, территории, действия, в том числе и военного конфликта. Так, Г. Тард, Г. Лебон, К. Юнг и другие представители этого направления брали за основу поведенческие реакции людей, что позволяло выработать механизмы управления ими. Д. Рисмен исследовал социальные характеры и принципы формирования современного массового общества; У. Липпман разрабатывал концепцию общественного мнения. Особое место в этом ряду занимают ученые-семиотики Ю. Лотман, Р. Барт, У. Эко, теоретически обосновавшие понятия «миф», «знак» и «символ». По их мнению, именно образ можно рассматривать как своеобразный язык культуры, представляя собой семантический текст, «сумму коннотативных означаемых, задающих латентный идеологический уровень дискурса» [1, c. 53].

Существенный вклад в разработку понятия «образ» и изучения роли журналистики в его создании внесли современные отечественные ученые. Теоретические разработки Е. Б. Перелыгиной выделяют символическую природу образа. Она рассматривает этот феномен как «символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия» [9, c. 23]. И. В. Варламова, суммируя теоретические аспекты формирования образа иструктурируяего характеристики, исследуя роль журналистики в его формировании и механизмы действия прессына примере Чувашской республики, показывает, каким образом они используются в профессиональной деятельности журналиста [1]. Таким образом, можно констатировать, что иерархическая структура концепта любого образа, в нашем случае это «образ войны», образована базовыми узлами, между которыми осуществляется взаимосвязь.

Это позволяет выявить важные содержательные характеристики образа войны, а именно «интеллектуальный и эмоциональный компоненты» [11]. Интеллектуальные компоненты образа включают в себя рациональное, логическое осмысление явления, а «эмоциональные компоненты отражают чувства и эмоциональное отношение к войне» [6, c. 3]. В. В. Серебряников, объясняя данный факт, отмечает, что люди, включенные в процесс управления, находятся ближе «к точкам пересечения информационных потоков», поэтому обладают большей информацией.

А у лиц, не принимающих непосредственное участие в принятии решений, образ войны формируется под влиянием пропаганды [12, c. 11−12]. Именно поэтому массовое общественное сознание в процессе формирования образа войны в большей мере ориентировано на закономерности «психологии толпы» и базируется в основном эмоциональные компоненты [5, c. 85−94]. Как считают многие специалисты, средства массовой информации в настоящее время становятся нелетальным оружием в процессе ведения как реальной, так и информационной войн [3; 4; 10].

В этом случае, как считает С. А. Михайлов, «общественные потребности в информации удовлетворяются СМИ в той степени и в том объеме, которые характерны для конкретной отдельной страны во вполне определенных исторических условиях» [8, c. 12]. По мнению Т. Доминиковски, «именно военные репортажи с мест сражений способствовали не только появлению новых СМИ, но и росту их тиражей» [13]. Важным событием, способствующим качественному становлению военной журналистики, формирующей образ войны, стала Крымская кампания 1853−1856 гг. Роль только зарождающейся военной журналистики в то время бала велика.

Одними из первых русских военных корреспондентов были Николай Сокальский, Николай Берг и Аркадий Столыпин, которые ежедневно присылали с поля боя свои сообщения. Здесь родились «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого как журнальные статьи. Им противостояли с английской стороны корреспондент В.Х. Рассел, который писал о военных действиях на подступах к Севастополю, и журналист Роджер Фентон, который прибыл в британские войска с передвижной фотолабораторией с целью, как считают исследователи, «показывать скорректированную картину войны» [13].

Список литературы 1. Варламова И. В. Формирование современного образа республики средствами массовой информации Чувашии: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.10 / Варламова Ирина Владимировна. М., 2015. 30 с. 2. Волковский Н.Л. Журналистика в информационных войнах (Исторические истоки и современные тенденции): дис. …д-рафилол. наук:10.01.10 / Волковский Николай Лукьянович. СПб., 2003. 641 c. 3. Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты / Г. В. Грачев. М.: Изд-во РАГС, 1998. 125 с. 4. Гриняев С. Н. Интеллектуальное противодействие информационному оружию / С. Н. Гриняев. М.: СИНТЕГ, 1999. 232 с.; Расторгуев С.П. Философия информационной войны / С. П. Расторгуев. М.: Вузовская книга, 2001. 301 с. 5. Забелина Н. Ю. Бельгийские союзники в восприятии британцев во время Первой мировой войны / Н. Ю. Забелина // Вестник МГУ. Секция «История». 2010. № 1. С. 85−94. 6. Забелина Н. Ю. Враги и союзники в восприятии британцев в годы Первой мировой войны: автореф. дис. … канд. истор. наук: 07.00.03 / Забелина Наталия Юрьевна. М., 2011. 24 с. 7. Макиавелли Н. Государь / Н. Макиавелли. М.: АСТ, 2007. 976 с. 8. Михайлов С. А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы / С. А. Михайлов. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. 448 с. 9. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа: учеб. пособие / Е. Б. Перелыгина. М.: Аспект Пресс, 2002. 223 с. 10.Прокофьев В. Ф. Тайное оружие информационной войны / В. Ф. Прокофьев. М.: СИНТЕГ, 1999. 232 с. 11.Сенявская Е.С. Образ войны как феномен общественного сознания [Электронный ресурс] / Е. С. Сенявская. Режим доступа: https://www.ereading.by/chapter.php/1019663/11/Senyavskaya_Psihologiya_voyny_v_H_veke._Istoricheski y_opyt_Rossii.html (дата обращения: 15.01.2019). 12. Серебрянников В. В. Социология войны / В. В. Серебрянников. М.: Науч. мир, 1997. 397 с. 13. DominikowskiTh. MassenmedienundMasenkriegHistorischeAnnäherungenaneineunfriedlicheSymbiose [Электронный ресурс] /ThomasDominikowski. Режим доступа: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-322-90833-9_2 (дата обращения: 10.12.2018). 14. Foerstel H. N. Killing The Messenger: Journalists at Risk in Modern Warfare / Herbert N. Foerstel. − Westport : Praeger, 2006. P. 25.

Мельников В.А.



Другие новости и статьи

« Краудсорсинг в цифровой экономике

Современная фальсификация истории как угроза национальной безопасности России »

Запись создана: Суббота, 27 Апрель 2019 в 17:03 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы