7 Май 2019

Поставки автомобилей через Иран в СССР по ленд-лизу в 1942–1945 гг

oboznik.ru - Роль и место оружия и военной техники, получаемых по ленд-лизу,  и использование трофейного вооружения
#оружие#лендлиз#военнаятехника

Начальный период Великой Отечественной войны стал тяжелым моментом не только для Красной армии, потерпевшей ряд поражений, но и для советской промышленности. Потеря ряда промышленных рай-онов привела к нехватке военной техники, боеприпасов и иных остро не-обходимых фронту промышленных материалов, в первую очередь авто-мобилей. Промышленность, находящаяся в состоянии эвакуации, могла начать производство лишь в первой половине 1942 г.

В этой ситуации оказалась крайне востребованной помощь союзников по антигитлеров-ской коалиции по программе ленд-лиза.США и Великобритания в первые же дни войны заявили об оказании всесторонней помощи СССР в войне с Германией. С осени 1941 начались поставки по ленд-лизу.Поставки регулировались четырьмя специальными протоколами, каждый из которых действовал один год: Московский, Вашингтонский, Лондонский и Оттавский.

Предполагалось, что в СССР по ним будет от-правлено 490 000 машин, но в реальности Советский Союз получил при-мерно 430 000 штук2.Первым маршрутом, по которому пошли конвои, стал северный – по нему шли знаменитые арктические конвои. Этот путь являлся самым коротким, но при этом и самым опасным. Поэтому начали использо-вать так называемый «Персидский коридор». Корабли союзников шли из порта Бостон вокруг мыса Доброй Надежды к Восточному побережью Африки.

Конечными пунктами маршрута были иранские порты Бендер-Шахпур (совр. Бендер-Хомейни), Хорремшехр, Бушир, а также иракский порт Басра.Поставки по маршруту начались осенью 1941 г., после проведения Иранской операции советскими и британскими войсками. Был проведен большой объем работ по реконструкции транспортной инфраструктуры страны: шоссейных дорог, железнодорожных путей, портов. Также ряд объектов был построены с нуля.

Постановлением ГКО от 25 апреля 1942 г. было образовано Советское Транспортное Управление в Иране (СТУ) с подчинением Начальнику Тыла РККА. В задачи Управления, в частности, входило: осуществление контроля над деятельностью северных участков Трансиранской желез-ной дороги; руководство строительством новых железных и шоссейных, контроль за автомобильным движением и др.3 Начальником СТУ был ут-вержден генерал-майор А.Н. Королев.Поставки автомобилей имели очень важное значение для СССР, по-скольку РККА в начале войны потеряла более 50 % своего автопарка, а советские автомобильные заводы не могли в полном объеме возместить потери. В Иран первые партии автомобилей из США поступили 1 фев-раля 1942 г.

Наиболее массовым автомобилем, «символом» ленд-лиза в СССР стал американский грузовик «Студебеккер US-6». Их было поставлено более 150 тысяч. Также поставлялись американские джи-пы «Виллис» и грузовые автомобили «Форд», «Шевроле», «Дженерал Моторс», «Додж», а также английские «Остин», «Бедфорд» и др.Большой проблемой для снабжения Красной армии автомобилями и грузами была нехватка водителей, поэтому было решено привлекать местное население. Для их обучения были организованы курсы шофер-ского дела для местного населения в Тегеране.

Порты Ирана имели малую пропускную способность, и для увеличе-ния автомобильных поставок было решено построить несколько авто-сборочных заводов. Такие заводы были возведены в нескольких населен-ных пунктах Ирана. В мае 1942 г. американцы построили TAP-1 (Truck Assembly Plant No1) в Андимешке, где началась основная сборка машин. С февраля 1943 г. начал функционировать завод ТАР-2 в Хорремшехре. Сборка автомобилей была прекращена в декабре 1944 – январе 1945 г.

Всего на заводах было собрано 183 206 машин.

Всего за годы Великой Отечественной войны через Иран в СССР было отправлено 191 959 машин. Хотя США и Великобритания и не вы-полнили своих обязательств по поставкам в полном объеме, однако при-сланная ими помощь сыграла важную роль как в победе над Германией, так и в послевоенном развитии СССР, и важность этой помощи нельзя отрицать.

Коломиец Виктор Максимович

Другие новости и статьи

« Групповые (корпоративные) интересы в качестве мотивации противоправного поведения в системе военной службы

Вы воспитали Родине преданного сына »

Запись создана: Вторник, 7 Май 2019 в 18:34 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика