Поставки автомобилей через Иран в СССР по ленд-лизу в 1942–1945 гг



Поставки автомобилей через Иран в СССР по ленд-лизу в 1942–1945 гг

oboznik.ru - Роль и место оружия и военной техники, получаемых по ленд-лизу,  и использование трофейного вооружения
#оружие#лендлиз#военнаятехника

Начальный период Великой Отечественной войны стал тяжелым моментом не только для Красной армии, потерпевшей ряд поражений, но и для советской промышленности. Потеря ряда промышленных рай-онов привела к нехватке военной техники, боеприпасов и иных остро не-обходимых фронту промышленных материалов, в первую очередь авто-мобилей. Промышленность, находящаяся в состоянии эвакуации, могла начать производство лишь в первой половине 1942 г.

В этой ситуации оказалась крайне востребованной помощь союзников по антигитлеров-ской коалиции по программе ленд-лиза.США и Великобритания в первые же дни войны заявили об оказании всесторонней помощи СССР в войне с Германией. С осени 1941 начались поставки по ленд-лизу.Поставки регулировались четырьмя специальными протоколами, каждый из которых действовал один год: Московский, Вашингтонский, Лондонский и Оттавский.

Предполагалось, что в СССР по ним будет от-правлено 490 000 машин, но в реальности Советский Союз получил при-мерно 430 000 штук2.Первым маршрутом, по которому пошли конвои, стал северный – по нему шли знаменитые арктические конвои. Этот путь являлся самым коротким, но при этом и самым опасным. Поэтому начали использо-вать так называемый «Персидский коридор». Корабли союзников шли из порта Бостон вокруг мыса Доброй Надежды к Восточному побережью Африки.

Конечными пунктами маршрута были иранские порты Бендер-Шахпур (совр. Бендер-Хомейни), Хорремшехр, Бушир, а также иракский порт Басра.Поставки по маршруту начались осенью 1941 г., после проведения Иранской операции советскими и британскими войсками. Был проведен большой объем работ по реконструкции транспортной инфраструктуры страны: шоссейных дорог, железнодорожных путей, портов. Также ряд объектов был построены с нуля.

Постановлением ГКО от 25 апреля 1942 г. было образовано Советское Транспортное Управление в Иране (СТУ) с подчинением Начальнику Тыла РККА. В задачи Управления, в частности, входило: осуществление контроля над деятельностью северных участков Трансиранской желез-ной дороги; руководство строительством новых железных и шоссейных, контроль за автомобильным движением и др.3 Начальником СТУ был ут-вержден генерал-майор А.Н. Королев.Поставки автомобилей имели очень важное значение для СССР, по-скольку РККА в начале войны потеряла более 50 % своего автопарка, а советские автомобильные заводы не могли в полном объеме возместить потери. В Иран первые партии автомобилей из США поступили 1 фев-раля 1942 г.

Наиболее массовым автомобилем, «символом» ленд-лиза в СССР стал американский грузовик «Студебеккер US-6». Их было поставлено более 150 тысяч. Также поставлялись американские джи-пы «Виллис» и грузовые автомобили «Форд», «Шевроле», «Дженерал Моторс», «Додж», а также английские «Остин», «Бедфорд» и др.Большой проблемой для снабжения Красной армии автомобилями и грузами была нехватка водителей, поэтому было решено привлекать местное население. Для их обучения были организованы курсы шофер-ского дела для местного населения в Тегеране.

Порты Ирана имели малую пропускную способность, и для увеличе-ния автомобильных поставок было решено построить несколько авто-сборочных заводов. Такие заводы были возведены в нескольких населен-ных пунктах Ирана. В мае 1942 г. американцы построили TAP-1 (Truck Assembly Plant No1) в Андимешке, где началась основная сборка машин. С февраля 1943 г. начал функционировать завод ТАР-2 в Хорремшехре. Сборка автомобилей была прекращена в декабре 1944 – январе 1945 г.

Всего на заводах было собрано 183 206 машин.

Всего за годы Великой Отечественной войны через Иран в СССР было отправлено 191 959 машин. Хотя США и Великобритания и не вы-полнили своих обязательств по поставкам в полном объеме, однако при-сланная ими помощь сыграла важную роль как в победе над Германией, так и в послевоенном развитии СССР, и важность этой помощи нельзя отрицать.

Коломиец Виктор Максимович



Другие новости и статьи

« Групповые (корпоративные) интересы в качестве мотивации противоправного поведения в системе военной службы

Вы воспитали Родине преданного сына »

Запись создана: Вторник, 7 Май 2019 в 18:34 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы