Броневик «Лаврентий Берия» в серию не пошёл
Известны танки КВ и ИС, названные в честь Климента Ворошилова и Иосифа Сталина. Неужели не было броневой техники имени всемогущего наркома НКВД Лаврентия Берии? Была, точнее – был, броневик, созданный в Горьковской области.
Выкса – родина броневиков
Производством советских бронеавтомобилей, кроме Ижевска, занимался Выксунский завод дробильно-размольного оборудования (ДРО). Здесь, в частности, выпускали БА-20, ставший самым массовым броневиком РККА.
Поэтому неудивительно, что именно КБ завода в Выксе АБТУ РККА поручает проект трёхосного броневика из комплектующих ГАЗ-АА и М-1. Выпуск образца предусматривался планом на 1937 год.
Выксунцам предстояло предоставить заказчику несколько вариантов броневика: БА-21,БА-22, БА-23. Базой служили, соответственно, шасси ГАЗ-21, ГАЗ-ААА и ГАЗ-22, развивавший идеи ГАЗ-21 в виде трёхоски 6х4.
АБТУ РККА 10 июня 1938 года утверждает «тактико-технические требования на проектирование и изготовление легкого разведывательного 3-осного бронеавтомобиля ЛБ-23 на усиленном шасси ГАЗ-22». ЛБ – это Лаврентий Берия.
В металле ЛБ-23 воплотился лишь в Первомай 1939 года.
Корпус сварной, из катаной брони 6-11 мм. Вооружён ЛБ-23 двумя пулемётами ДТ: один во вращающейся башенке, второй – курсовой. К пулемётам полагалось 1890 патронов, расфасованных по тридцати дискам. Авто было радиофицировано. Базой стал ГАЗ-22, с шестью колёсами, шины – пулестойкие. Бензиновый двигатель Dodge развивал мощность до 75 л.с. ЛБ-23 хорошо преодолевал бездорожье, что было продемонстрировано на испытаниях. По шоссе машина могла пройти 200 километров.
Берия – единственный и неповторимый
ЛБ-23 в серию не пустили, так как конструкторам и военным уже было ясно, что формула 6х4, утяжеляя бронеавтомобиль и создавая ещё ряд трудностей, проигрывает формуле 4х4, ставшей преимущественной в выпуске советских броневиков, за исключением средних пушечных БА-10, также выксунского выпуска.
На ДРО летом 1940 года делают БА-23Х (химический), с основой ЗиС-6, по заказу химуправления РККА. Иногда в документах можно встретить обозначение ЛБ-23Х.
Единственный ЛБ-23 дожил до гитлеровского нашествия, но в боях не участвовал. По состоянию на 8 октября 1941 года броневик находился в ремонте, дальнейшая судьба неясна, но, как считают некоторые историки оружия, за ненадобностью экземпляр отправили на металлолом.
А Выксунский ДРО немало поработал для обороноспособности страны. Здесь выпускали броневики ФАИ, БАИ, БА-10 и БА-20, корпуса для Т-60, Т-70 и средних Т-34, артиллерийских самоходок СУ-76 и бронирование для ИЛ-2.
Другие новости и статьи
Солженицын А.И. Философский ренессанс »
Запись создана: Воскресенье, 12 Май 2019 в 11:16 и находится в рубриках Новости.
метки: история, Константин Барановский, Берия, броневик
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика