Солженицын А.И. Философский ренессанс



Солженицын А.И. Философский ренессанс

oboznik.ru - Солженицын А.И. Философский ренессанс
#Cолженицин#литература#история

Александр Исаевич Солженицын – советский и российский писатель, драматург, публицист, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Диссидент, в течение нескольких десятилетий активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.

Отец писателя, Исаакий Семенович, получил университетское образование. Из университета в Первую мировую войну добровольцем ушел на фронт. Вернувшись с войны, был смертельно ранен на охоте и умер 15 июня 1918 года. Мать писателя, Таисия Захаровна Щербак, происходила из семьи богатого кубанского землевладельца.

Юный Солженицын –староста класса, любитель футбола, поклонник театра, унаследовал от отца тягу к знаниям. В старших классах увлекся литературой, начал писать эссе и стихотворения; интересовался историей, общественной жизнью. Поступает в 1936 году на физико-математический факультет Ростовского университета. В 1937 году задумал “большой роман о революции” 1917 года. С 1939 года он одновременно учится ещё на заочном отделении Московского института истории, философии, литературы.

В 1941 году Солженицын заканчивает университет в Ростове. 18 октября 1941-го уходит на фронт, сначала простым солдатом, после окончания офицерской школы в Костроме –в звании лейтенанта.Личностно –экзистенциальный опыт, “пограничные ситуации”, в которые попадал писатель, послужили своеобразным толчком для их последующей рефлексии.

Война, лагерь заставили писателя задуматься о той моральной ответственности, которую несет человек за выбор пути своего развития. Необходимо отметить, что эволюция во взглядах писателя шла от социалистического мировоззрения, в котором Солженицына привлекала идея социальной справедливости, к мировоззрению христианскому, в котором справедливость обосновывалась теоретически и приобретала характер духовно –нравственного императива.

В своих произведениях Солженицын поднимает вопросы, затрагивающие субстанциальные основы и фундаментальные категории человеческого и социального бытия. В современной художественной литературе отмечается, что человечество стало на путь нравственной деградации и тотальной технизации.

Всех писателей волнует вопрос о том, как соотнести инновации в науке, социальной жизни и культуре, с теми абсолютными ценностями, которые подвергаются ревизии в современном глобальном мире, и, таким образом теряют свою универсальность и общезначимость.

Теоретическая конструкция, отстаиваемая А.И. Солженицыным, славянофилами, представителями русской религиозной философии, выглядит довольно привлекательной и заманчивой в сегодняшней ситуации кризиса личности и культуры, именнопотому, что отдает одно из ведущих мест в системе ценностей идеям преемственности, духовно –нравственного единения общества (соборности) и личности.

Актуальность темы исследования обусловлена также и характером процессов модернизации, предельно обостривших свойственный России социокультурный раскол. В истории отечественной и зарубежной социально –философской мысли предпринимались неоднократные попытки, направленные на теоретическое обоснование способов его преодоления. К данным попыткам можно отнести социально –философскую концепцию А.И. Солженицына, который попытался на страницах как художественных, так и публицистических произведений предложить свой вариант выхода из сложившегося социокультурного кризиса,он неоднократно затрагивал в произведениях целый ряд мировоззренческих проблем, касающихся взаимодействия человека и общества.

Мировоззрение Солженицына представляет собой концептуальную организованную систему взглядов, основной сущностной чертой которой является теитически интерпретированный организм. Его философию можно назвать идеалистической и даже феноменологической. В данной трактовке важнейшую роль играет концепт духовно –нравственной целостности, когда «духовное», «моральное», «социальное» и «национальное»методологически и онтологически связаны друг с другом.

Однако взаимосвязь солженицынских идей имеет противоречивый характер, что не позволяет идентифицировать взгляды писателя как теорию.Сегодня Россия как бывшая великая держава начинает проявлять первые признаки государственного и даже духовного выздоровления, и совсем не исключено, что после физической смерти писателя –мыслителя начинается как бы новый «солженицынский ренессанс»–уж очень не хватает нам сейчас чистой духовной пищи.

Непреходящая заслуга автора «Архипелага» состоит в разрушении ложной идеократии, однако при этом не следует забывать, что альтернативой ей может оказаться ( и в значительной мере уже оказался) ещё худший террор –диктатура мирового золота. Тогда получится поистине дьявольская шутка: метили в коммунизм, а попали в Россию. Однако, мы можем утешать себя тем, что Россия дольше, чем какая –либо другая христианская страна, сохраняла веру в достижимость правды на земле и ещё тем, что русский человек и при царях, и при коммунистах, и при демократах каждый день как бы заново принимает свое бытие от бога, а это значит, что он ещё жив.

Список источников:1.https://studopedia.ru/10_213150_sotsialno-politicheskie-idei-ai-solzhenitsina.html2.https://ru-philosophy.livejournal.com/1533057.html3.Путь Солженицына в контексте большого времени Сборник памяти 1918–2008 Москва Русский путь 2009 Л.И. Сараскина

Бунас Н.С.



Другие новости и статьи

« Броневик «Лаврентий Берия» в серию не пошёл

«Держава смерти» в жизни писателя и народа »

Запись создана: Воскресенье, 12 Май 2019 в 18:01 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы