«Держава смерти» в жизни писателя и народа



«Держава смерти» в жизни писателя и народа

oboznik.ru - «Держава смерти» в жизни писателя и народа
#Cолженицин#литература#история

2018 год в нашей литературе отмечен столетием со дня рождения писателя, философа, драматурга А.И. Солженицына. Напримере произведений Солженицына рассмотрим образ «державы смерти» в жизни народа и самого писателя.«Один день Ивана Денисовича»-Повесть о жизни простого человека, в условиях лагерной зоны. Поразительно, что автор в один обычный лагерный день жизни смог столько открыть читателю! Образ Ивана Денисовича -это собирательный образ всех русских заключенных, которые по ложным, либо же мнимым обвинениям разделили с Солженицыным горькую участь политических репрессий.

Бывший колхозник и фронтовик Шухов, художник Цезарь, студент-представители разных слоев общества оказались за колючей проволокой.«В пять часов утра, как всегда, подъем», «восьмиведерная параша», «не годилось с утра мочить валенки», «кашу есть ртом бесчувственным»-несколько слов, рисующих один день, но сколько они вмещают в себя боли, унижения человека человеком.

Однако Шухов, простой мужик, колхозник, сохраняет человеческое достоинство в нечеловеческих условиях: «В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать».Отдельные детали создают нравственно-духовный облик героя в мире бездушия: «…как ни холодно, но не мог он себе допустить есть в шапке», «не лип к санчасти», «но так устроен Шухов… всякою вещь и труд жалеет он, чтоб зря не гинули».Душа его даже здесь тянется к привычным сельским заботам: «А с сенокосом как же?».

Поражаешься спокойным рассуждениям героя: «Прошел день, ничем не омраченный… таких дней в его сроке… было три тысячи шестьсот пятьдесят три».Хотя «Один день Ивана Денисовича» не документ в мемуарном смысле, не записки или воспоминания о пережитом лично автором, но так Солженицын писал о возникновении замысла: «Я в 1950 году, в какой-то долгий лагерный зимний день таскал носилки с напарником и думал: как описать нашу лагерную жизнь… достаточно описать всего один день в подробностях…»

После знакомства с этой повестью я решила обратиться к летописи страданий –«Архипелаг ГУЛАГ», «незримая страна, которой нет в географиях…», о которой автор сказал: «Эту книгу писать бы не мне одному…» -столько судеб прошло через эту русскую Голгофу!«Архипелаг ГУЛАГ» является художественно-историческим исследованием Александра Солженицына, рассказывающим о советской репрессивной системе в период с 1918 по 1956 годы. Книга основана на рассказах очевидцев, документах и личном опыте автора. История репрессий и ГУЛАГа не обошла и наш город.

Я узнала и о пребывании А. И. Солженицына в Куйбышеве –Самаре.Первый раз, будучи студентом, в 1939году он приплывал к нам в город с товарищем на лодке из Казани, а вот второй раз писатель пробыл в Куйбышевской пересыльной тюрьме 2 месяца. Это было летом 1950 года, в «Архипелаге ГУЛАГ» есть такие строки: « Это было на Куйбышевской пересылке, в 1950 году. Пересылка располагалась в низине, а сразу над ней обмыкая ее с востока шел высокий, долгий травяной холм».

Ныне это Волжский проспект 15, где осталось часть стены пересыльной тюрьмы. Здание реконструировано, и из него сделали ряд помещений. Далее автор пишет: « И вот как-то летним пасмурным днем на круче появилась городская женщина. Приставив руку козырьком и чуть поводя, она стала рассматривать нашу зону сверху… Надеялась ли она, что подскажет сердце?

Ей, наверное, не дали свидания -и она взобралась на эту кручу». Режиссер Б.А. Кожин, которому тогда было 12 лет, подтверждал, что помнит, как люди ходили сюда, под склоном, напротив ГРЭС, с передачками.Печальная история репрессий нашего края -Самаралаг и Безымянлаг.

В 1937 году образован Самаралаг, его узники должны были строить Куйбышевскую ГЭС, а в 1940 году в районе железнодорожного разъезда появился Безымянлаг, он стал частью строительной организации НКВД -Особостроя, просуществовал до 1946 года.Вновь обратимся к произведению Солженицына. Он пишет о той женщине: « Ее со дворов все заметили, и все на нее смотрели. У нас в котловине не было ветра, а там наверху был изрядный, он откидывал, трепал ее длинное платье, жакет, волосы, выявляя всю ту любовь и тревогу, которые были в ней. Я думаю, что статуя такой женщины именно там, на холме, над пересылкой, и лицом к Жигулевским воротам, как она стояла, могла бы хоть немного что-то объяснить нашим внукам».К сожалению, это мечта писателя о памятнике женщине не воплощена, но память о тех трагических событиях сохранена благодаря Александру Исаевичу.

Памятник жертвам репрессий установлен в городе в парке имени Гагарина в 2012 году.Композиция называется «Спас», автор скульптуры заслуженный художник России,Иван Мельников. Памятник установлен на месте массовых захоронений расстрелянных заключенных в 30-40-е годы. В 2009 году при участии общества «Мемориал» на остатке стены бывшей Куйбышевской пересыльной тюрьмы установлена мемориальная доска А.И. Солженицыну. 30 октября -день памяти жертв политических репрессий в России.

Как и по всей стране, у нас в городе возлагают цветы к памятнику и вспоминают писателя, который одним из первых в нашей литературе рассказал об этих трагических событиях в историистраны, в биографии самого писателя. Мое поколение относится в тем внукам, о которых писал Александр Исаевич, и мы благодарны ему за то, что он открыл эту трагическую страницу , чтобы помнили, чтобы больше такое не повторилось.Мое поколение относится к тем внукам, о которых пишет Солженицын. Он не только раскрыл нам трагические страницы истории народа, но и предостерегает от не повторения подобного в будущем.

Полеченкова Е.О., Андропова В.В.



Другие новости и статьи

« Солженицын А.И. Философский ренессанс

Превентивные войны – благо цивилизации?  »

Запись создана: Воскресенье, 12 Май 2019 в 18:24 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы