15 Май 2019

Что известно о создании канала имени Москвы

oboznik.ru - Что известно о создании канала имени Москвы
#канал#гулаг#заключенные

На период строительства (1933 - 1937 гт.) наш канал оказался самым большим каналом мира. К настоящему времени Канал имени Москвы является самым крупным каналом на территории Российской Федерации и бывших республик СССР.
Хотя Канал имени Москвы существует уже 70 лет. и его строили многие сотни тысяч заключенных и многие тысячи инженеров и техников, книг но истории создания такого огромного комплекса гидротехнических сооружений почти нет.

В 30-е, 40-е и 50-е годы это была закрытая для общественности и опасная в политическом плане тема.
До 90-х годов тема строительства канала оставалась закрытой для изучения. А с приходом гласности в нашей стране только одна книга о строителях канала вышла в книжном издательстве «Спасе» (город Дмитров Московской области) в 1997 году. Это была книга Николая Алексеевича Федорова’ «Была ли тачка у министра?». В ней Н. А. Федоров, бессменный (до 2006 года) редактор газеты «Дмитровский вестник» (газета города Дмитрова и Дмитровского района) поместил накопившиеся у него очерки о строителях канала Москва Волга

В этой книге, подкрепленной исследованиями автора в архивах ФСБ и МВД. впервые говорится, что на строительстве канала были использованы не только лучшие инженерные и научные силы страны, но и огромные массы заключенных из системы ГУЛАГа СССР. Потери последних были огромны. Но автор на эти цифры выйти не смог. До Федорова в общую печать за 70 лет существования канала смогли выйти лишь дне книги: «Волга идет к Москве» (автор Лопатин. I939) и «Записки строителя» (автор А. Н. Комаровский. 1972). Обе эти книги, естественно, посвящены только техническим аспектам устройства канала. Однако в издательстве «Советское законодательство» для юридических работников в 1935 году вышла книга Иды Леонидонны Авербах «От преступления к труду».

Являясь в то время женой Генриха Ягоды. главы ОГПУ СССР. И. Авербах прямо говорит о том. что на строительстве Беломорканала и канала Москва - Волга использовались заключенные. Главным же смыслом книги, написанной на примере успешного применения груда заключенных на Беломорско-Балтийском канате и канале Москва Ватта, является мнение автора о том, что приобщение заключенных к серьезному труду является хорошей воспитательной мерой, что из большинства заключённых можно сделать даже ударннков социалистического труда.

К сожалению, в той книге ничего нс говорится о тех неприемлемых физических потерях людей, которыми сопровождались стройки. Никто не выступит против указанной идеи И. Авербах «от преступления к труду». Но речь идёт о том, что во всех трёх вышедших до 1997 года книгах ничего не говорится о тех методах, которыми начальники ГУЛАГ а руководствовались в организации труда и быга заключённых. Эти методы были ратработаны руководителями ГУЛАГа ещё в конце 20-х голов.

Одним из разработчиков был некий Френкель, всплывший в системе ОГПУ в начале 30-х голов. О нём писал Солженицын в романе «Архипелаг ГУЛАГ». Главной формулой этих методов была формула «от заключенного нам нужно взять все в первые три месяца, а потом он нам не нужен». Эта формула широко начата действовать в начале 30-х годов. Но с 1932 года, когда количество заключенных начало на долгие толы возрастать. 3 месяца в этой формуле переделали на 3 недели. Также очевидны стройки канала Москва Волга, как Лен Васильевич Агеев и Константин Константинович Кравченко, свидетельствуют, что на тяжелые общие работы типа земляных и бетонных гнали массой крестьян, привычных к физическому груду.

Борясь за максимальную пайку в 1300 граммов хлеба, они выдерживали огромную норму лишь две - максимум зри недели работы, после чето из-за истощения шло невыполнение нормы, и их сажали в наказание на 300 граммов хлеба. Но они дальше уже умирали в большинстве случаев. Начавшаяся в 1932 году массовая коллективизация, так называемое раскулачивание и высылка крестьян гнали в лагеря крепкую рабсилу, из которой и выжималась невиданная производительность трула за счет смертельного исхода для большинства загнанных на такую работу.

И очень удобно было списать все эти достижения на ударничество и перековку. Именно эту правду следует сказать о стройках социализма 30-х и других годов. Об этом просили скатать Л. В. Агеев и К. К. Кравченко. На подходе канала к юроду Дмитрову (считая от Москвы) на западном берегу к 60-летию Канала имени Москвы в 1997 году был установлен намятый знак строителям канала. Этот знак в виде стилизованного креста был установлен на небольшие средства, собранные по инициативе профессора Михаила Владимировича Голицына.

Помошь в установке креста оказали Яхромский район гидросооружений и руководители Дмитровского района. На некоторых гидроузлах уже в процессе строительства были установлены скульптуры, изображающие строителей канала и входящие в состав архитектурного оформления сооружений.

В. С. Барковский

Другие новости и статьи

« Бронетанковые и механизированные войска

Сроки и порядок призыва граждан на военную службу »

Запись создана: Среда, 15 Май 2019 в 19:00 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика