Что известно о создании канала имени Москвы



Что известно о создании канала имени Москвы

oboznik.ru - Что известно о создании канала имени Москвы
#канал#гулаг#заключенные

На период строительства (1933 - 1937 гт.) наш канал оказался самым большим каналом мира. К настоящему времени Канал имени Москвы является самым крупным каналом на территории Российской Федерации и бывших республик СССР.
Хотя Канал имени Москвы существует уже 70 лет. и его строили многие сотни тысяч заключенных и многие тысячи инженеров и техников, книг но истории создания такого огромного комплекса гидротехнических сооружений почти нет.

В 30-е, 40-е и 50-е годы это была закрытая для общественности и опасная в политическом плане тема.
До 90-х годов тема строительства канала оставалась закрытой для изучения. А с приходом гласности в нашей стране только одна книга о строителях канала вышла в книжном издательстве «Спасе» (город Дмитров Московской области) в 1997 году. Это была книга Николая Алексеевича Федорова’ «Была ли тачка у министра?». В ней Н. А. Федоров, бессменный (до 2006 года) редактор газеты «Дмитровский вестник» (газета города Дмитрова и Дмитровского района) поместил накопившиеся у него очерки о строителях канала Москва Волга

В этой книге, подкрепленной исследованиями автора в архивах ФСБ и МВД. впервые говорится, что на строительстве канала были использованы не только лучшие инженерные и научные силы страны, но и огромные массы заключенных из системы ГУЛАГа СССР. Потери последних были огромны. Но автор на эти цифры выйти не смог. До Федорова в общую печать за 70 лет существования канала смогли выйти лишь дне книги: «Волга идет к Москве» (автор Лопатин. I939) и «Записки строителя» (автор А. Н. Комаровский. 1972). Обе эти книги, естественно, посвящены только техническим аспектам устройства канала. Однако в издательстве «Советское законодательство» для юридических работников в 1935 году вышла книга Иды Леонидонны Авербах «От преступления к труду».

Являясь в то время женой Генриха Ягоды. главы ОГПУ СССР. И. Авербах прямо говорит о том. что на строительстве Беломорканала и канала Москва - Волга использовались заключенные. Главным же смыслом книги, написанной на примере успешного применения груда заключенных на Беломорско-Балтийском канате и канале Москва Ватта, является мнение автора о том, что приобщение заключенных к серьезному труду является хорошей воспитательной мерой, что из большинства заключённых можно сделать даже ударннков социалистического труда.

К сожалению, в той книге ничего нс говорится о тех неприемлемых физических потерях людей, которыми сопровождались стройки. Никто не выступит против указанной идеи И. Авербах «от преступления к труду». Но речь идёт о том, что во всех трёх вышедших до 1997 года книгах ничего не говорится о тех методах, которыми начальники ГУЛАГ а руководствовались в организации труда и быга заключённых. Эти методы были ратработаны руководителями ГУЛАГа ещё в конце 20-х голов.

Одним из разработчиков был некий Френкель, всплывший в системе ОГПУ в начале 30-х голов. О нём писал Солженицын в романе «Архипелаг ГУЛАГ». Главной формулой этих методов была формула «от заключенного нам нужно взять все в первые три месяца, а потом он нам не нужен». Эта формула широко начата действовать в начале 30-х годов. Но с 1932 года, когда количество заключенных начало на долгие толы возрастать. 3 месяца в этой формуле переделали на 3 недели. Также очевидны стройки канала Москва Волга, как Лен Васильевич Агеев и Константин Константинович Кравченко, свидетельствуют, что на тяжелые общие работы типа земляных и бетонных гнали массой крестьян, привычных к физическому груду.

Борясь за максимальную пайку в 1300 граммов хлеба, они выдерживали огромную норму лишь две - максимум зри недели работы, после чето из-за истощения шло невыполнение нормы, и их сажали в наказание на 300 граммов хлеба. Но они дальше уже умирали в большинстве случаев. Начавшаяся в 1932 году массовая коллективизация, так называемое раскулачивание и высылка крестьян гнали в лагеря крепкую рабсилу, из которой и выжималась невиданная производительность трула за счет смертельного исхода для большинства загнанных на такую работу.

И очень удобно было списать все эти достижения на ударничество и перековку. Именно эту правду следует сказать о стройках социализма 30-х и других годов. Об этом просили скатать Л. В. Агеев и К. К. Кравченко. На подходе канала к юроду Дмитрову (считая от Москвы) на западном берегу к 60-летию Канала имени Москвы в 1997 году был установлен намятый знак строителям канала. Этот знак в виде стилизованного креста был установлен на небольшие средства, собранные по инициативе профессора Михаила Владимировича Голицына.

Помошь в установке креста оказали Яхромский район гидросооружений и руководители Дмитровского района. На некоторых гидроузлах уже в процессе строительства были установлены скульптуры, изображающие строителей канала и входящие в состав архитектурного оформления сооружений.

В. С. Барковский



Другие новости и статьи

« Бронетанковые и механизированные войска

Сроки и порядок призыва граждан на военную службу »

Запись создана: Среда, 15 Май 2019 в 19:00 и находится в рубриках Новости.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы