Понятие служебной тайны
Режим служебной тайны включает в себя целый круг вопросов, направленных на установление порядка защиты конфиденциальности, определения прав и обязанностей субъектов отношений. В советский период основная масса служебной информации, не отнесенная к государственной тайне, являлась служебной тайной или могла быть признана таковой в любое время. Изменения в стране меняют диаметрально и подход к служебной тайне. Изменение принципа «запрещено все, кроме того, что разрешено» на «разрешено, всё, кроме того, что запрещено» ведет к постепенному изменению правосознания граждан и общества, а также законодательства.
Содержание служебных сведений, не подлежащих оглашению и по сути входивших в состав служебной тайны, составляли разнообразные сведения, в том числе отражавшие текущую управленческую деятельность государственных структур и ее результаты, широкая огласка которых могла влиять на эффективность данной деятельности и приводить к огласке нежелательных сведений.
Однако в том случае, когда исполнение должностных обязанностей государственными служащими предполагает работу со сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, допуск к такого рода сведениям становится обязательным условием замещения соответствующей должности. В государственных органах и органах местного самоуправления складывается разрешительная система ознакомления со сведениями, составляющими служебную тайну.
Государственный и муниципальный служащий не вправе допускать публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственного органа, органа местного самоуправления и их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности. Разглашение служебных сведений рассматривается как грубое нарушение должностных обязанностей. Значение термина «служебная тайна» в настоящее время является довольно размытым. Это обусловлено наличием целого ряда пробелов и противоречий действующего законодательства.
В частности, одной из причин этого является подверженность нашего законодательства постоянным изменениям. Исходя из буквального значения употребленных в этом выражении слов, можно считать, что служебная тайна - это информация, которая стала доступна гражданину при исполнении им своих служебных (трудовых) обязанностей. А служебную тайну целесообразно рассматривать в качестве одной из категорий информации ограниченного доступа. И. Трубникова обращает внимание, что «вступление в силу Закона Российской Федерации «О государственной тайне» де-факто привело к ликвидации института служебной тайны, так как гриф «секретно» стал использоваться исключительно для обозначения сведений, составляющих государственную тайну определенного уровня важности».
Данная позиция является оправданной, поскольку в настоящее время, как уже было отмечено, действующее законодательство не содержит конкретных положений о сущности служебной тайны, и не регламентирует порядок ее защиты и охраны. И. Ю. Павлов полагает, что служебную тайну следует определить как информацию, не относящуюся к государственной тайне и созданную или полученную государственным органом или органом местного самоуправления, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральным законом в интересах иных лиц.
Однако данная точка зрения представляется не актуальной в рамках действующего законодательства, в котором служебная тайна нередко рассматривается в аспекте коммерческой деятельности. Пункт 3 Указа Президента РФ от 6 марта 1997 года № 188 относит к служебной тайне служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти. Однако в соответствии с ГК РФ и Федеральными законами рассматривать в качестве сведений, составляющих служебную тайну, исключительно сведения, полученные в ходе деятельности государственных служащих, не представляется возможным. В настоящее время вопросы применения режима служебной тайны обсуждаются на межгосударственном уровне. 16 марта 2003 г. был принят Модельный закон 1 о государственных секретах.
Он содержащий указание, что под служебной тайной следует понимать комплекс сведений о сферах деятельности государственных органов, доступ к которым ограничивается служебной необходимостью, разглашение или утрата которых может нанести ущерб государственным органам или государству (статья 1). Тем не менее, служебную тайну, как уже было отмечено, невозможно рассматривать только в качестве одной из разновидностей государственных секретов – данное явление имеет место и в коммерческой деятельности. До 1 января 2008 г. ст. 139 ГК РФ (утратила силу) определяла служебную тайну, как информацию, имеющую действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, при отсутствии на законном основании доступа к ней и обеспечении обладателем такой информации мер по охране ее конфиденциальности.
Следует отметить, что указанная норма давала одинаковые определения понятий коммерческой и служебной тайн, не указывая при этом на различия и сходства между ними. В 2011 г. депутатами Государственной Думы В.В. Бобыревым, А.Н. Волковым, М.И. Гришанковым, В.В. Дятленко, В.И. Илюхиным, Н.С. Леоновым, В.В. Маргеловым, А.М. Розуваном был разработан проект закона «О служебной тайне», в рамках которого предложено следующее определение служебной тайны: «…конфиденциальная информация, образующаяся в процессе управленческой деятельности органа или организации, распространение которой нарушает права и свободы граждан, препятствует реализации органом или организацией предоставленных ему полномочий либо иным образом отрицательно сказывается на их реализации, а также конфиденциальная информация, полученная органом или организацией в соответствии с их компетенцией в установленном законодательством порядке». Законопроект не прошел первое чтение, в результате чего указанное определение не было закреплено на законодательном уровне. И это несмотря на полноту определения и отражение многоаспектного характера служебной тайны.
На данный момент является действующим Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 (ред. от 18.03.2017) «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности». Это постановление содержит понятие «служебной информации ограниченного распространения». К данному типу информации относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами. Однако допустимость рассмотрения таких понятий, как «служебная тайна» и «служебная информация ограниченного доступа» в качестве синонимов также является спорной. В Инструкции по делопроизводству в Верховном Суде Российской Федерации (утв. приказом Председателя Верховного Суда РФ от 08.05.2015 № 32-П) (ред. 30.06.2015) указано: «К служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью».
При этом, согласно той же Инструкции, к документам ограниченного распространения (с пометкой «Для служебного пользования») относятся поступившие в Суд, а также созданные в Суде документы, содержащие данную информацию (наряды и издания). В современном праве вопрос о сущности служебной тайны является дискуссионным. По мнению Г.Г. Камаловой, «служебная тайна может пониматься как система, определенная двуединством содержания (сведения) и ее правового режима, в том числе режима использования и защиты». Содержание служебной тайны составляют служебные сведения, доступ к которым ограничен в связи с установлением их конфиденциальности. В.П. Кораблев и Т.М. Митрофанова отмечают, что «…Правовой институт служебной тайны следует рассматривать не как очередной механизм ограничения в доступе к интересующим общество сведениям о деятельности государства, но как один из механизмов, направленных на обеспечение законных интересов личности, общества и государства в информационной сфере». Такая позиция отражает подход к определению служебной тайны, как к системе, состоящей из элементов, представляющих собой другие виды тайн, за исключением государственной. В настоящее время актуальным становится вопрос соотношения таких категорий, как профессиональная тайна и служебная.
Термин «профессиональная тайна» встречается в таких нормативно-правовых актах, как Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон от 19.07.2007 № 196-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О ломбардах» (далее – «Закон о ломбардах») и других. Так, согласно ст. 3 Закона о ломбардах, к информации, составляющей профессиональную тайну при осуществлении ломбардом своей деятельности, относится информация, полученная ломбардом от заемщика или поклажедателя в связи с заключением договора займа или договора хранения, за исключением наименования, описания технических, технологических и качественных характеристик невостребованной вещи, на которую обращено взыскание в порядке, установленном действующим законодательством.
В соответствии с п.4 Перечня конфиденциальных сведений, утвержденного Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 к первой категории относится информация, доступ к которой защищен, в первую очередь, Конституцией России. Это тайна исповеди, переписки, телефонных переговоров, врачебная, адвокатская, нотариальная тайны и др. Безусловная конфиденциальность гарантирована только в отношении адвокатской тайны и тайны исповеди, поскольку, согласно пунктам 3 и 4 статьи 56 УПК России, адвокат и священнослужитель не могут быть допрошены в качестве свидетелей по обстоятельствам, которые стали им известны в ходе оказания правовой помощи или из исповеди соответственно. Это же положение закреплено в статье 69 Гражданско- процессуального кодекса РФ. В своей работе М.А. Ершов полагает, что все сведения, которые были доверены представителям некоторых профессий, относятся к профессиональной тайне.
В то время как к служебной тайне, по мнению автора, относятся налоговая тайна, а также другие сведения, доступ к которым законодательно ограничен: o тайна следствия (ст. 310 УК РФ); o тайна мер безопасности, применяемых к участникам процесса (ст. 311 УК РФ). o тайна мер безопасности, применяемых в отношении субъектов порядка управления (ст. 320 УК РФ). Информация при этом, носящая конфиденциальный характер и охраняемая законодательно (ст. 310 и ст.320 УК РФ), такая информация относится к служебной тайне только, если она была доверена или стала известна лицу в связи с его профессиональной деятельностью. В содержание понятия «профессиональная тайна», прежде всего, входят сведения, доверенные определенному лицу, или если такие сведения он получил в процессе выполнения своих должностных обязанностей.
Такое лицо обязывается хранить полученную информацию в тайне, а в случае разглашения может подвергнуться преследоваться согласно законодательству. По мнению Г.Г. Камаловой, при первом рассмотрении, легализация режима служебной тайны должна привести к расширению круга сведений ограниченного доступа и к увеличению ограничений прав на неограниченный доступ к информации со стороны государства. Служебная информация де-факто уже является ограниченной в доступе и распространении, а легальное урегулирование послужит признанию их в режиме де-юре. На сегодняшний день нет чёткой границы между открытой информацией и информацией ограниченного доступа о деятельности государственных и иных органов власти и управления. Существует необходимость проведения анализа процессов и документации, а также исследований, посвященных этому вопросу, а в дальнейшем и регламентация их на законодательном уровне.
Таким образом, в качестве служебной тайны целесообразно рассматривать конфиденциальную, охраняемую законодательством информацию, полученную лицом в ходе осуществления профессиональной деятельности, касающуюся управления и организационно-правовых основ функционирования организации. К служебной тайне следует относить, как сведения, полученные сотрудниками государственных органов, полученные ими в процессе осуществления служебной деятельности, так и информацию, получаемую работниками коммерческих организаций.
При этом категорию профессиональной тайны можно рассматривать в качестве одной из разновидности служебной тайны, к которой следует относить информацию, полученную представителем конкретной профессии в рамках осуществления профессиональной деятельности (адвокатская тайна, врачебная тайна и др.). Анализируя особенности правовых и организационных основ института служебной тайны, можно сделать вывод, что в настоящее время порядок обращения со сведениями, составляющими служебную тайну, регламентируется отдельно в рамках конкретного учреждения (например, внутри ВС РФ порядок обращения со сведениями, составляющими служебную тайну, регулируется Инструкцией и комплексом внутренних приказов).
Н.С.Кармановский,С.Л.Савченко-Новопавловская
Другие новости и статьи
« Чудо у Пушкина как предмет научного описания
Решение командующего Воронежским фронтом »
Запись создана: Пятница, 17 Май 2019 в 13:43 и находится в рубриках Новости.
метки: тайна, служебная тайна
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика