27 Май 2019

О демографических аспектах национальной безопасности

#демография#безопасность#общество

Аннотация.

Рассмотрены некоторые аспекты демографической ситуации в России как одного из важнейших аспектов национальной безопасности. Предложены направления решения демографических проблем в увязке со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации.

Ключевые слова: национальная безопасность; демографическая политика; рождаемость; смертность; миграция.

В условиях растущей геоэкономической и геостратегической нестабильности одним из важнейших аспектов национальной безопасности России является демографический. В условиях географической неоднозначности мировых демографических процессов устойчиво снижается доля РФ в мировой численности населения, что снижает возможности России в решении экономических, научно-технических и военно-стратегических проблем обеспечения национальной безопасности, обеспечении социально-экономической стабильности государства. Вот почему в качестве приоритетных национальных интересов в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации определены «повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны» и «сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовнонравственных ценностей».

Реализация указанной Стратегии сопряжено с выполнением ряда государственных программ в области демографии и миграции, важнейшие среди которых — Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. (принята в 2007 г.) и Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. (утв. Президентом РФ 13 июня 2012 г.). Поскольку обе концепции находятся на третьем, заключительном этапе реализации, есть смысл оценить уже достигнутые результаты.

Меры демографической политики можно разбить на три группы: экономические (отпуска, пособия, кредиты и т. п.), административноправовые (регламентирующие брачно-семейные отношения, положение детей и т. д.) и воспитательно-пропагандистские. В программных документах заявлены (и реализуются) все три группы мер, которые обеспечили в целом стабильное демографическое развитие страны в течение последнего десятилетия (с момента принятия первой из выше указанных концепций в 2007 г.). К началу 2018 г. численность населения РФ составила 146,9 млн чел., суммарный коэффициент рождаемости (СКР) превысил 1,7, продолжительность предстоящей жизни (ППЖ) достигла 72 лет.

С учетом того, что в конце ХХ века СКР опускался до 1,2, а продолжительность жизни до менее 65 лет, успехи очевидны. В то же время достигнутые показатели не позволяют говорить о благополучии в демографическом развитии России. Это особенно актуально и в связи с тем, что Россия вступает в полосу понижающей волны — своеобразного эха Великой Отечественной войны и демографической катастрофы 1990-х годов, которая может продлиться, в лучшем случае, до середины 2020-х годов.

Рождаемость, несмотря на ее рост в последние годы, продолжает оставаться не просто низкой, а опасно низкой, так как не обеспечивает в перспективе даже простого воспроизводства населения (для этого СКР в РФ должен быть, как минимум, — 2,15). Меры демографической политики обеспечили весьма заметный рост данного показателя (СКР). Тем не менее, в 2016 г. было зафиксировано небольшое его снижение до 1,76. К тому же его повышению в течение последних 15 лет способствовали факторы, не связанные напрямую с мерами демографической политики, о чем свидетельствует сравнение динамики коэффициента в трех бывших республиках СССР с примерно схожей демографической историей и сложившейся ситуацией.

В трех сравниваемых государствах к началу XXI века произошло снижение СКР, менее существенное в Белоруссии, более значимое — в Российской Федерации и на Украине. Затем коэффициент начал свой рост. Заметим, при этом, что в трех бывших республиках проводилась довольно отличная друг от друга внутренняя социальноэкономическая политика, включая ее демографическое направление. Это позволяет сделать вывод о том, что меры демографической политики не являются исключительными в решении проблем демографии. Белоруссия вошла в новое качество (как независимое государство) при сохранении активной роли государства в решении экономических и социальных проблем, что и обусловило, на наш взгляд, более мягкую динамику СКР.

Напротив, «майданное» управление государством (2005, 2014 гг.) не позволило Украине как-то заметно изменить ситуацию к лучшему. Практически неизменное значение СКР в России в 2014−2016 гг. указывает на то, что используемые механизмы проведения демографической политики не вполне решают главную задачу России в области демографии, а именно: обеспечить в перспективе простое воспроизводство населения, т. е. выход на значения СКР не ниже 2,15. По нашему мнению, тормозом решению данной стратегической задачи, является недооценка воспитательно-пропагандистских мер демографический политики. Ни система образования, ни учреждения культуры не занимаются должным образом вопросами семейного воспитания, репродуктивного поведения молодежи. Ориентация СМИ (прежде всего, телевидения и сети Интернет) на потребительскую модель поведения, низкое качество телеи кинопродукции, крайне слабое использование в воспитании (образовании) и продукции индустрии культуры традиций российских народов, прежде всего русского, их духовно-нравственных ценностей.

Человек, воспитанный исключительно как потребитель, вряд ли будет озабочен проблемами продолжения рода, создания и сохранения семьи. Показатели смертности в Российской Федерации имеют в целом неплохую динамику. Поскольку смертность населения в заметной степени зависит от возрастной структуры населения, проследим динамику стандартизированного коэффициента смертности для мужского населения Российской Федерации с 1990 г. Вплоть до конца ХХ века данный коэффициент существенно повышался (с 11,6 до 15,6 ‰), далее он начал свое постепенное снижение (12,3 ‰ — в 2009 г.), достигнув 10,1 ‰ в 2016 г. 1 Таким образом, в течение четверти века Российская Федерация имела значение показателя хуже значений конца 1980-х годов. И лишь в 2016−2014 гг. это рубеж был преодолен: т е. Россия в основном решила те проблемы смертности, которые она унаследовала из 1990-х годов. При этом средняя ППЖ остается на довольно низком уровне не только развитых (80−84 года), но и среднеразвитых государств (74−76 лет). К середине 2020-х годов Россия должна достичь средней ППЖ в 75 лет. Это означает, что в среднем РФ должна прибавлять примерно по 0,5 года, что довольно сложно. В демографических прогнозах, выполненных Росстатом, а также в Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 г. указывается, что миграционный прирост населения будет составлять не менее 200 тыс. чел. в год.

Однако миграционный прирост в 2017 г. (немногим более 100 тыс. чел.) оказался самым маленьким с 1992 г. Очевидно, что внешний миграционный потенциал для России устойчиво будет снижаться как в силу снижения потенциала миграции в сопредельных государствах (основных источниках внешней миграции), так и в силу изменения социально-экономических и политических условий в них. Внутренняя миграция на протяжении последних 15−20 лет также имеет ряд негативных черт: интенсивная потеря населения по окраинам страны (Европейский Север, Дальний Восток), демографическое опустынивание большинства районов Европейской России (как сельской, так и городской), чрезмерная концентрация в столичных регионах (Москва и Санкт-Петербург с их областями) и в нескольких городах-миллионниках. Все эти процессы ведут к существенной деформации возрастно-половой структуры населения, что сделает проблематичным их устойчивое социально-экономическое развитие.

Особенно это актуально для Дальнего Востока, где не остановлен отток населения, что является одной из ключевых, стратегических задач миграционной концепции.

Р. К. Сабитов

Другие новости и статьи

« Пункты защиты от перегрева в военной базе

Всеармейский этап конкурса «Полевая кухня» »

Запись создана: Понедельник, 27 Май 2019 в 18:51 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

Будем благодарны за Ваши комментарии  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика