29 Май 2019

Системы управления качеством продукции в СССР

oboznik.ru - О причинах крушения СССР и фальсификации истории
#историяроссии#история#экономика#советскаяэкономика#1985#Горбачев

Качество служит основой конкурентоспособности продукции, хотя кроме качества в конкурентоспособность входят цена, сроки поставки, гарантия, стоимость эксплуатации, сервисное обслуживание, авторитет производителя и ряд других факторов.

По результатам опроса потребителей качество занимает от 50 до 70% «весомости»всех показателей конкурентоспособности, поэтому решение проблемы качества продукции –это существенный вклад в обеспечение устойчивости организации.Но быть конкурентоспособным, не значит производить продукцию самого высокого качества. Качество продукции бывает разное.

Не все могут себе позволить ездить на дорогих машинах, но всем необходима безопасность и надежность автомобиля, что говорит нам о рассчитанном уровня качества продукциина определенные слои населения.Экономика в СССР представляла собой предприятия, друг между другом связанные в единую народно-хозяйственную систему, где все отслеживалось и устанавливалось сверху, Госснабом и Госпланом.

На тот момент, выполнение плана по объему и номенклатуре было высшей задачей каждого предприятия, так как невыполненная задача подрывала всю связанную между собой систему. Поэтому, качество, отнюдь, составляло не самую главную проблему на производстве. В СССР стандартизация получила широкое развитие. В 1925 г. был организован Комитет стандартизации, в 1940 г. введены государственные стандарты, в 1970 г. создан Государственный комитет стандартов. С 1972 г. в планы предприятий стали включаться задания по повышению технического уровня и качества продукции. 1971–1975гг.,–9-я пятилетка. Основной лозунг —«решающая роль в повышении качества принадлежит стандартам». Введено материальное стимулирование выпуска качественных изделий. Цена на них устанавливалась (государством) на 3,3% выше обычных. Был введен «Знак качества».

В первые годы его существования товары, отмеченные этим знаком, были весьма популярны у населения. Но по прошествии нескольких лет,были введены обязательные требования для предприятий по обеспечению соответствующего процента изделий, отмеченных «Знаком качества». В результате качество таких товаров снизилось.Вторая половина семидесятых годов, проведение руководством страны «пятилетки качества», где производители начали лепить на свои товары «Знак Качества», красивый пятиугольник с гордыми буквами «СССР» внутри. В 1986 г. было принято постановление ЦК КПСС иСМ СССР «Омерах по коренному повышению качества продукции». С 1 января 1987 г. на предприятиях был введен специальный вневедомственный контроль по качеству, так называемая государственная приемка.

1976–1980гг,–10-я пятилетка («пятилетка качества»). Основной лозунг –«в результате разработки новых и пересмотра действующих стандартов необходимо обеспечить повышение качества во всех отраслях народного хозяйства». Положительным моментом явилось то, что на предприятиях вводились программы метрологического обеспечения (т.е.полномерно отслеживался закон «Об обеспечении единства измерений»). Также был введен контроль за соблюдением стандартов на стадии проектирования и испытаний. На стадии проектирования стал обязательным нормоконтроль.

Контроль качества вводилсяпостепенно на всех стадиях производства.Но результаты «пятилетки качества» были неутешительными. К 1980 году около 80% предприятий внедрили комплексные системы управления качеством продукции. Каждый год разрабатывались и пересматривались новые и старые стандарты, но так и не наблюдалось роста экспорта продукции отечественных предприятий. Основная причина была в производителе, так как он определял качество продукции, а не потребитель. Покупатели были вынуждены брать все то, что лежит на прилавках. Поэтомувнутренний рынок разделился на две части: качественная (дорогая) и некачественная (дешевая, не покупалась даже по самым низким ценам) продукция. На внешнем же рынке отечественные товары не выдержали конкуренции с западными ни по качеству, ни по ценовым показателям.

Казалось бы, советские системы качества были совершенны и удовлетворяли всем необходимым требованиям. Но для достижения качества в них были исходно выбраны неправильные средства (в основном контроль соблюдения стандартов), которые часто не «покрывали» запросы рядовых потребителей и зарубежных заказчиков.Подводя итоги, сделаем следующие выводы. Советские системы управления качеством разрабатывались в условиях административно-командной экономики и для применения в этих условиях. Вопросы планирования решало государство. Снабжение,также обеспечивалось государством и распределение выпускаемой продукции было его функцией.

Даже утилизацией продукции занималось государство. Государство выплачивало заработную плату персоналу. Оно обеспечивало предоставление предприятию необходимых и дополнительных ресурсов. Государство решало, «жить» ли дальше предприятию или его следует закрыть. Таким образом, руководитель советского предприятия обязан был в основном отчитаться за выполнение плана и потраченные средствапо своей деятельности.

Список литературы

1.Коноплев, С.П. Управление качеством: учеб. пособие. -М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012.325 с.2.Огвоздин, В.Ю. Управление качеством основы теории и практики: учеб. пособие. –М.: Дело и сервис, 2017.235 с.3.Смирнов, Э.А. Управление качеством рекламы: учеб. пособие. -М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. 256 с.4.Фрейдина, Е.В. Управлениекачеством: учеб.пособие. -М.: Омега-Л, 2013.256 с.

Алтухова А.Б.

Другие новости и статьи

« Ночь «длинных долгов» на Урале: организация кампании 1929 г. по взысканию недоимок с частных предпринимателей

Актуальные проблемы исследования экономической безопасности России »

Запись создана: Среда, 29 Май 2019 в 5:56 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика