29 Май 2019

Экономическая безопасность региона: состояние и перспективы

oboznik.ru - Цифровая экономика - это наше новое все?
#экономика#цифроваяэкономика#новаямодельэкономики

Аннотация. В статье рассматриваются основные признаки экономической безопасности российских регионов, выделяются характерные риски, требующие формирования системы противодействия экономическим угрозам; определяются первоочередные меры повышения роли региона в нейтрализации этих угроз.

Ключевые слова: экономическая безопасность; регион; риск; угроза экономической безопасности; управление регионом.

Особенности развития России за последние несколько лет вызывают интерес к исследованию положения и перспектив регионов страны, предпринимающих значительные усилия по противодействию негативным тенденциям, связанным со значительным сокращением притока инвестиционных ресурсов и уменьшением показателей бюджетной обеспеченности.

Стремительное увеличение долговой нагрузки российских регионов и падение темпов промышленного производства , пришедшиеся на последние годы, делают актуальной проблему экономической безопасности региона, выбора способов решения актуальных общественных задач. В научной литературе имеются различные трактовки определения экономической безопасности. «Экономическая безопасность региона, — пишут В. П. Быков, О. А. Дембовская, Е. М. Лебедько — это комплекс мер, направленных на устойчивое, постоянное развитие и совершенствование экономики региона, обязательно предполагающий механизм противодействия внешним и внутренним угрозам [1]. А. А. Куклин под экономической безопасностью регионов понимает «совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность ее развития, степень ее самостоятельности в процессах интеграции с экономикой Федерации [2, c. 44]. Таким образом, большинство авторов видят в экономической безопасности совокупность средств и предварительно формируемых условий, обеспечивающих планомерное, устойчивое развитие региона на основе внутренней самоорганизации и эффективного взаимодействия с другими территориальными уровнями.

Экономическая безопасность региона заключается в обеспечении региона собственными ресурсами, позволяющими ему удовлетворять жизненно значимые потребности граждан, проживающих на территории этого региона, а также воспроизводить имеющуюся здесь социальную и инженерную инфраструктуру. Экономическая безопасность является составной частью национальной безопасности и отображает один из наиболее значимых ее элементов, т. е. способность территории обеспечивать условия непрерывного развития на основе располагаемых ею ресурсов [3]. Одним из ключевых показателей экономической безопасности региона является соотношение долговых обязательств региона и его собственных доходов. Там где долговые обязательства приближаются к размерам собственных доходов региона, последний начинает утрачивать свою самостоятельность и начинает пренебрегать представленными ему законом функциями.

В России большая часть регионов имеет критический уровень долговых обременений. В 2018 г. в числе подошедших к критической черте регионов были: Мордовская республика, Карелия, Хакассия и ряд других. Составными элементами экономической безопасности являются: 1) утрата самодостаточности региона, т. е. зависимость его индустриальной базы от поставок из других регионов и стран;

2) сокращение инвестиций в основной капитал, не позволяющее региону оперативно обновлять производственную базу и обеспечивать технические условия для общественного воспроизводства; 3) низкий уровень обеспеченности инфраструктурными объектами, повышающий зависимость региона от изменений экономической конъюнктуры (тарифов на перевозки, таможенных пошлин и пр.); 4) экономическая безопасность местных сообществ, заключающаяся в способности муниципальных образований региона самостоятельно противодействовать текущим угрозам и предотвращать наступление кризисных ситуаций; 5) падение душевых доходов населения, сопровождаемое сужением рынков розничной торговли и сокращением объема платных услуг.

Следует сказать, что развитие российских регионов по состоянию ключевых элементов экономической безопасности осуществляется неравномерно. Более того, сама эта неравномерность превращается в дополнительный фактор риска, способствующий слабоуправляемым миграционным тенденциям, существенно трансформирующим сложившуюся в стране систему расселения. К примеру, Москва сконцентрировала у себя 10,5 % всех инвестиций в стране, а Московская область сконцентрировала в себе 12 % от всего объема возведенного в России жилья [4, c. 6, 8]. По данным Мониторинга, превышение роста доходов над расходами в 2017 г., имели только 22 региона (в тот же период 2016 г. — 33). Лидируют по масштабам дефицита Республика Мордовия (24 %), Севастополь (17 %), а также Кабардино-Балкария и Еврейская автономная область (13 %). [4, с. 12]. При этом в структуре долга 43 % занимают дешевые бюджетные кредиты, доля же дорогих кредитов банков сократилась до 32%. В Костромской, Орловской, Астраханской, Псковской, Ивановской, Ульяновской областях, Республике Кабардино-Балкария основную часть долга составляют кредиты коммерческих банков [4, с. 14]. В 2017 г. существенный профицит консолидированного бюджета субъекта федерации в СФО имела только Кемеровская область — почти 21 млрд р. У семи регионов округа из 12 был зарегистрирован дефицит бюджета. Наибольший у Томской области — почти 6 млрд р. [5, с. 29, 31]. Рынок платных услуг населения едва превысил уровень 2016 г., а индекс физического объема оборота розничной торговли в УрФО оказался даже ниже уровня 2016 г. Степень экономической безопасности соответствует степени преодоления рисков, являющихся неблагоприятными исходами определенных вариантов развития ситуации.

Снижение рисков возможно двумя способами: путем снижения вероятности наступления рисковых событий и путем направленного воздействия на нейтрализацию возникающей угрозы. В первом случае действия в области безопасности носят превентивный характер, во втором — реактивный. В перечне полномочий органов государственной власти субъектов федерации вопросы безопасности представлены следующими позициями: осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью. Регионы большей частью осуществляют превентивные меры по обеспечению безопасности, тогда как федеральная власть в большей степени концентрируется на нейтрализации уже сформировавшихся угроз. Поэтому регионы скорее являются проводниками политики в области безопасности, нежели ее творцами. В плане обеспечения экономической безопасности региону проще не наращивать долги, нежели проводить политику по снижению долговой нагрузки, не принимать рисковых решений, нежели пожинать негативные последствия ситуации, затрагиваемой этими решениями. В последнее время становится актуальным различение двух понятий: рисков региона и рисков администрации региона. Различие коренится в разных видах рисков.

В одном случае — это риск неисполнения определенных поручений или контрольных показателей, по которым ежегодно отчитывается глава исполнительной власти перед Президентом, во втором случае — риск неисполнения обязательств перед населением. Основными проявлениями рисков, требующих налаживания системы экономической безопасности, являются: 1) снижение ресурсной обеспеченности; 2) рост долговых обязательств предприятий и органов власти; 3) бегство населения, в первую очередь, трудоспособного и квалифицированного; 4) административные барьеры для ведения бизнеса; 5) справедливость и профессионализм судебной системы; 6) утрата населением способности к самоорганизации; 7) банкротство регионообразующих компаний; 8) изношенность коммунальных сетей и оборудования. В этих условиях целесообразно реализовать несколько возможных направлений по преодолению угроз экономической безопасности и созданию основ управления ею. 1. Реальное развитие местного самоуправления путем мобилизации основ самоорганизации общества на уровне локальных сообществ.

2. Ликвидация системы отчисления налогов по месту регистрации компании, а не по месту нахождения ее производственной базы (консолидированные группы налогоплательщиков, процессинг и пр.). 3. Повышение роли экономического районирования, расширение горизонтальных кооперационных связей между регионами, стимулирование крупных межрегиональных проектов. 4. Сокращение доли дотаций на сбалансированность путем увеличения доли дотаций на выравнивание.

5. Постепенная децентрализация бюджетных ресурсов в направлении увеличения доли собственных доходов региона.

6. Повышение роли университетов в развитии регионов посредством увеличения доли ориентированных на развитие регионов научных исследований и выполнения работ по формированию аналитической и статистической базы всех локальных сообществ.

7. Поддержка предприятий малого бизнеса, формирование благоприятного инвестиционного климата.

Библиографический список 1. Быков В. П, Дембовская О. А, Лебедько Е. М. Экономическая безопасность регионов и преодоление угроз в современных условиях // Экономика и эффективность организации производства. — 2006. — № 5. — С. 60−63. 2. Куклин А. А. Экономическая безопасность регионов: теоретико-методологические подходы и сравнительный анализ //Фундаментальные исследования. — 2014. — № 6-1. — С. 142−145. 3. Рой О. М. Безопасность как объект публичного управления // Управленческие науки. — 2018. — № 1, т. 8. — С. 52−61. 4. Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития // Мониторинг. — 2018. — № 1(62). — 27 с. 5. Социально-экономическое положение Сибирского федерального округа в 2017 г . — М. : Росстат, 2018. — 336 с.

О. М. Рой

Другие новости и статьи

« Актуальные проблемы исследования экономической безопасности России

«Землетрясение» в третьем рейхе »

Запись создана: Среда, 29 Май 2019 в 19:41 и находится в рубриках Новости.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика