Нравственность в крестьянской среде в XIX в.
Статья посвящена характеристике нравственного поведения крестьян вXIX в.на примере таких сфер, как ценность детской жизни, телесные наказанияи отношение к женщинам.
Ключевые слова: мораль, воспитание, ребенок, насилие, свобода, терпимость. Дать определение нравственности довольно сложно, а еще сложнее описать нравственное поведение человека/людей, живших более ста лет назад.
Часто нравственность отождествляют с моралью, подменяя одно другим, а это, в свою очередь, ведет к непониманиюявлений и процессов, отражающих суть данных понятий. Мораль, как сумма установившихся в обществе нормативов поведения, правил («приличий») и запретов, всегда предполагает внешний оценивающий объект: человека, группу людей, общество, Бога. Это руль, который управляет поведением человека. Нравственность же связана с внутренним самоконтролем; она менее формальна и более ситуативна. Она подразумевает сознательный отказ человека от насилия, терпимость и всепрощение, альтруизм, конформизм, неконфликтность. В структуре нравственного поведения особую значимость имеют такие элементы нравственности, как долг, нравственный выбор, ответственность, совесть. Исходя из этого, попытаемся описать нравственные качества личности, нравственное поведениев крестьянской среде в ХIХ в.ХIХ в., с точки зрения культуры, не является однородным. В первую очередь это связано с такими событиями, как отмена крепостного права, развитие капиталистических отношений и начало индустриализации.
Данные события повлекли за собой ряд изменений в моральном сознании крестьян того времени, представляя собой так называемый «прогресс нравственности». Без нравственного прогресса, как процесса улучшения нравов, не может быть и общественного, социального, ибо критерии их одинаковы –степень свободы человека, гуманизации и демократизации общественных отношений. Исходя из установки, что нравственность развивается по восходящей линии, на примере таких сфер, как отношение к детям, женщинам, инвалидам и животным, попытаемся дать оценку нравственному поведению крестьян ХIХ века.Вопервых, отношение к ценности детской жизни было неоднозначным. В дореволюционной России, особенно в селах, повсеместно был распространен инфантицид (убийство нежеланных младенцев).
Несмотря на суровое наказание детоубийц со стороны уголовного законодательства (до 10 лет каторги), убийство матерями младенцев до начала XX в.не было событием исключительным. «…Родит баба или девка гденибудь в клети одна, затем придушит маленького руками и бросит либо в водус камнем на шее, либо в густой конопле, или где-нибудь в свином катухе зароет». «Незамужняя женщина эта рожала каждый год, и как это обычно делается по деревням, ребенка крестили, и потом мать не кормила нежеланно появившегося, не нужного и мешавшего работе ребенка, и он скоро умирал от голода» –так описывает Л.Н. Толстой в «Воскресенье» историю Масловой –старшей, матери Катюши. Уже в начале ХХ в.существовала народная поговорка «Дай, господи, скотину с приплодцем, а деток с приморцем». Причем для сокрытия причин смерти младенцев существовали особые способы умерщвления: оставление ребенка при низких температурах, «присыпание» младенца и пр. Такие «случайные» смерти не подвергались судебному разбирательству, а требовали лишь церковного покаяния: 4000земных поклонов и 6 недель поста.
Случаи убийства младенцев имеют место и сегодня, но причины и масштабы данного явления иные.Чаще это действие совершают морально разложившиеся женщины или дамы, находящиеся в тяжелом психическом состоянии. Отношение к собственным детям, легко допускающим их убийство, в крестьянской среде дореволюционной России было нормой, а не исключением или преступлением, как кажется современным людям. Всё дело в том, что в дореволюционной, богоспасаемой России, которую нам сейчас рисуют розовыми, благолепными красками, жизнь человека имела совершено иную ценность, чем представляется нам. А тем более жизнь ребенка, лишнего рта, который еще неизвестно доживет ли до взрослого состояния, когда станет полноценной рабочей силой, полезной для семьи, для хозяйства.
Пару столетий назад ребенок был собственностью родителей, которые были ответственны,в первую очередь,за вскармливание и воспитание в духе подчинения взрослым; ребенок с первых дней рождения не был равноправным членом общества. Задачей родителей было не создание предпосылки становления свободной и самостоятельной личности, имеющей право на собственный моральный выбор; в крестьянской семье свобода воспринималась,прежде всего,как деятельность, неразрывно связанная с самоорганизацией и дисциплинированностью, ощущением собственной значимости в общественном деле. В крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к ответственности и систематическому труду: это было одновременно и главным вопросом воспитания, и залогом выживания.
Причём, взгляды наших предков на этот процесс вряд ли порадовали бы современных подростков…Воспитание в русской деревне заключалось не только в передаче трудовых знаний и навыков, но и в приобщении к тому духовному миру, в котором жили взрослые люди. Ребенок должен был усвоить основные понятия и ценности человеческой жизни, своеобразный кодекс правил русского человека, христианина. Ему незаметно, но систематически прививали мысль, что он должен любить свою землю предков –"отчину", уважительно и заботливо относиться к родителям, старым и немощным людям, маленьким детям, в любви и строгости воспитывать своих будущих "чад", быть милосердным к несчастным и обиженным, помнить о своей чести. С малых лет родители прививали детям понятие чести, которое включало в себя для мужчин уменье ответить на незаслуженное поношение, не дать основания для оскорблений, для девушек –чистоту, для женщин –отсутствие измен. Девочкам с ранних лет внушалась мысль о необходимости "блюсти свою честь", т.е. избегать добрачных связей, строить свое поведение таким образом, чтобы заслужить одобрение односельчан, а в замужестве сохранять супружескую верность. Потеря девственности до брака считалась большим грехом, а рождение внебрачного ребенка всеми рассматривалось как крайняя степень позора и бесчестия.
Однако передача знаний чаще всего велась без системы, и ребенок больше учился на примере старших, чем получал разъяснения от них. Для всего детского российского крестьянского населения деревенская улица была в смысле развития и воспитания и семьей, и начальной школой нравственности. У родителейкрестьян было твердое убеждение, что детям недоступно понимание нравственных принципов, но, когда они вырастут, они сами без постороннего руководства поймут «всё» и сами отойдут от худого дела. Специальных бесед с детьми на нравственные темы родители не вели, такие разговоры носили случайный характер и зависели от поводов, которые давали дети своим поведением.
В крестьянской среде не существовало ясно осознаваемых идеалов и обдуманных средств нравственного воспитания. И все же детям в крестьянской семье внушались определенные религиознонравственные понятия. Внушалось детям главным образом почтение к родителям, старшим и всякого рода начальникам (поклоны при встречах). Внушалась необходимость молиться и соблюдать посты и праздники. К трудовому хлебу –за столом или вообще при еде –детям внушалось благоговейное чувство, а потому бросание хлебом, даже небрежное обращение с крошками считались просто преступлением. За столом нужно было быть серьезным и не болтать, особенно о непристойных предметах.
Нищим отказывать считалось грехом, и за скупость Бог мог лишить благосостояния или наказать болезнью.Вовторых, телесные наказания в школе и дома до 1860х гг. служили главным воспитательным средством на протяжении многих столетий. «Розги –ветви с древа знанья» –так начинает свое стихотворение, воспевающее воспитательную функцию порки розгами, известный поэтсатирик XIX в. Василий Курочкин. Жаловаться на родителей дети не могли. Хвалить ребенка было все равно, что сглазить: «не перехвали, а то испортиться». К простому воспитанию добавлялось еще и религиозное. Детей, по мнению церкви, нужно готовить не только к земной, но и к небесной жизни. Ссылаясь на Библию, отмечали –«если накажешь его розгой, он не умрет». Физические наказания оправдывались тем, что детская натура по существу зла, изза чего необходима усиленная борьба с заложенными в душе ребёнка зачатками пороков. А дети, воспитанные в строгости, будут более склонны к добру. Во второй четверти XIX в. взгляды на воспитание детей стали серьёзно меняться. Ребёнок перестал восприниматься как существо, наполненное злыми чувствами и помыслами, поэтому воспитание больше не сводилось к выколачиванию из чада пороков. Семьи относились к отмене физических наказаний поразному. Некоторые родители всё рав
но применяли наказания к детям, особенно к мальчикам, считая, что если не бить их "с умом", то вырастет "размазня".Детям прививали не только жизненно необходимые навыки, но и покорность родителям. Они имели огромную власть над детьми. В XVIII –первой половине XIX в., как и в более раннее время, отец легко мог продать детей или отдать в кабалу, желая погасить свои долги.Втретьих, отношение к женщине в дореволюционной России было «практическое, «утилитарное». Среди крестьян до середины XIX в. преобладали составные семьи, а в них патриархальноавторитарные отношения, когда жена полностью подчинялась мужу. Брак для крестьянина был необходим с хозяйственной точки зрения: «В нашем быту без бабы невозможно; хозяйство порядком не заведешь, дом пойдет прахом». Браки устраивались родителями, и они всегда принимали в расчет славу и статус семьи, из которой происходили новобрачные, затем личные качества невесты и жениха и лишь в последнюю очередь их взаимные склонности.
Естественно,что отсутствие каких бы то ни было чувств, симпатий, привязанности сказывалось на характере внутрисемейных отношений, а в крайних случаях приводило к ненависти, обидам, насилию и, как следствие, к бытовым преступлениям. Брак не по любви занимал первое место среди причин убийств крестьянками своих супругов.У женщины практически не было никаких прав: за кого выйти замуж, чем заниматься… Она принадлежала мужу; рассматривалась как домохозяйка или сексуальный объект. Повсеместно было распространено избиение жен мужьями. В 1880 г. этнограф Н.А. Иваницкий свидетельствовал: «Женщина не пользуется уважением в народе, как существо глупое от природы. Она считается бездушной тварью. Душа у женщины не признается. Не признавая женщину за человека и отвергая в ней душу,крестьянин обращается с женщиной хуже, чем с лошадью и коровой.
Бить женщину считается необходимостью». Низкий жизненный уровень, явное доминирование полупатриархального способа ведения хозяйства, консерватизм общественных отношений и другие факторы объективно сдерживали духовный рост крестьянского населения.Генезис развития нравственных отношений в нашей стране –тема открытая. В школьных учебниках по истории она практически не представлена, в научной литературе освещена слабо.Возможно, поэтому такого рода незнание порождает жалобы на «моральное разложение» современного общества, веру в существование некоего идеала, который обычно ищут в прошлом, оперирование не столько реальной, сколько желаемой картиной мира.
Призывы на ужесточение моральных норм существовали на протяжении всей человеческой истории (до XVIII в.господствовала теория развития общества с постепенной деградацией человечества).Мораль никогда не падает и не рушиться, она просто изменяется, трансформируется (чувство долга не уменьшается, а приобретает иные формы, направления, например, на учебу, усилия по образованию детей), дифференцируется (возникают корпоративные этики, правила поведения в узкой социальной среде). Рост свободы нельзя воспринимать как «падение нравов».
Как показывает практика, преодоление ряда черт патриархальных семейных традиций позволило резко снизить уровень бытового насилия, нетерпимости к женщинам и детям, и к тем, кто «не такие как все» (к незаконнорожденным детям, чужестранцам, иноверцам). Доказано, что чем жестче моральные нормы –тем выше рост жестокости внутри общества (Сталин и Гитлер запрещали аборты и усложняли разводы).
И необходимо признать, что нравственность современного человека движется в сторону осуждения насилия и агрессии в любой форме, предъявляя к человеку требование быть именно человеком, развиваться и собственными усилиями добиваться успеха; быть толерантным и критически осмысливать существующие ценности. Возможно понимание морали, как единых нормативов для всех, в скором времени не будет. Останется нравственность, основанная на здравом смысле, знаниях и эмпатии (сочувствии). В биологии выживает сильнейший, у людей –разумный.
Погодина О.А.
Другие новости и статьи
Военный коммунизм в крестьянской России: модернизация или утопия? »
Запись создана: Четверг, 30 Май 2019 в 13:12 и находится в рубриках Новости.
метки: нравственность, крестьянство
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика