30 Май 2019

Теневая экономика в современной России

oboznik.ru - Вычет по НДФЛ участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих
#экономика#теневаяэкономика#общество

Экономика, теневая экономика, теневые экономические процессы, явления теневой экономики, черный рынок, коррупция, налогообложение, «теневизация» российской экономики, противодействие теневой экономике, Росфинмониторинг.

В статье рассматриваются проблемы и явления, связанные с теневой экономикой на современном этапе развития российского общества. Подчеркивается, что теневая экономика это объективный неотъемлемый элемент современной мировой экономики, который необходимо учитывать как существенный фактор, оказывающий влияние на экономические процессы, а также общественный порядок и общественную безопасность. Для эффективного противодействия теневой экономике со стороны правоохранительной системы и государства в целом необходим всесторонний анализ процессов «теневизации» экономических процессов. Теневую экономику предлагается рассматривать как латентную часть мировой экономики и фактор, влияющий на легальную экономику.

Теневые экономические процессы во все времена были сопутствующим элементом существования любого государства: тайные ломбарды, система криминального бартера, черные рынки, фальшивомонетничество, подделка документов и др. В 1990-е годы в нашей стране в огромных масштабах происходили хищения по поддельным банковским документам, процветали воровские сообщества с ворами в законе и общаком, действовали финансовые пирамиды, осуществлялись рэкет и рейдерские захваты, нелегальная приватизация, мошенничества в банковской сфере и т.д. В современном обществе объемы мировых теневых экономических процессов поражают [1].

Согласно оценкам ряда международных организаций Россия входит в число стран в наивысшим уровнем теневой экономики. К числу стран с самым низким уровнем «теневизации» экономики относятся Швейцария, США, Австрия, с самым высоким Нигерия, Таиланд, Боливия, Грузия, Украина и Россия [4]. Размер теневой экономики России в 2017 г. составлял 33,6 трлн руб., то есть 39% от ВВП страны. Эти показатели почти на 84% превышают среднемировые уровни. Исследования основаны на данных Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров [2]. По данным Международного валютного фонда, уровень «теневизации» экономики России составляет 33,7% от ВВП, согласно статистике Росстата этот показатель составляет 15-16% от ВВП [3]. В настоящее время состояние «теневизации» российской экономики определяется механизмами использования офшоров с целью легализации теневых доходов и вывода денежных средств за рубеж, международной организованной преступностью, использованием «карманных» финансово-кредитных институтов, коррупцией, неучтенной экономической деятельностью и другими факторами. Термин «теневая экономика» (англ. «shadow economy», «underground economy», «black economy») стал использоваться в научных кругах в начале 70-х годов XX века для обозначения способов извлечения преступных доходов, а также сокрытия от государства легально полученных доходов.

В СССР научные разработки по проблемам теневой экономики появились в 1980-е годы. Существует немало различных определений теневой экономики. Так, Ю.В. Латов и С.Н. Ковалев под таковой понимают противоправную экономическую деятельность, а также деятельность, не учтенную государством [5, с. 336]. Н.А. Судьбина определяет теневую экономику как хозяйственную деятельность, развивающуюся без учета и контроля со стороны государства [6, с. 20]. Д.Г. Маслов и Е.А. Кизон видят теневую экономику как институциональное явление, представляющее собой часть экономики, включающую криминальную, подпольную, фиктивную и неформальную экономику [7]. Федеральная служба государственной статистики рассматривает теневую экономику как категорию неучтенной экономики, включающей скрытую, неформальную и нелегальную экономику. Они включают в себя: скрытая легальные сферы экономической деятельности, объемы которых занижены или частично скрыты; неформальная производство, распределение, обмен и потребление без учета со стороны государства (в основном в сфере услуг), самозанятость граждан, строительство, иную непрофессиональную деятельность; не легальная доход, полученный в результате преступной деятельности или законным путем, но распределенный в криминальную сферу, товары, запрещенные к гражданскому обороту, добытые преступным путем, находящиеся в преступном обороте.

Наличие в России научных разработок по вопросам теневой экономики не привело к единой трактовке данного понятия. Теневую экономику следует рассматривать как явление, которое затрагивает все сферы общественной, социально-экономической, политической, финансовой жизни, включающее неконтролируемые процессы производства и потребления товаров и услуг, распределения финансовых потоков, ориентированные на достижение противоправных целей, легализацию доходов, полученных преступным путем. Такое явление, как теневая экономика, присуще всем странам.

Это объективный неотъемлемый элемент современной мировой экономики, который необходимо учитывать как существенный фактор, оказывающий влияние на экономические процессы, в том числе и с инфляционной точки зрения (теневые финансовые и товарообменные потоки оказывают влияние на уровень инфляции в сторону ее увеличения), а также уровень обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. В связи с этим для эффективного противодействия теневой экономике со стороны правоохранительный системы и государства в целом необходим всесторонний анализ процессов «теневизации» экономических процессов. Теневую экономику необходимо рассматривать как латентную часть мировой экономики и фактор, влияющий на легальную экономику. Под теневой экономикой России следует понимать совокупность неформальных, нелегальных или скрытых экономических отношений, включающих производство и потребление товаров и услуг, распределение финансовых потоков вне государственного контроля, влияющих на финансово-экономическую безопасность страны, а также общественный порядок и общественную безопасность.

Теневая экономика это еще и социальное явление, ключевыми элементами которого являются человеческий фактор, межличностные отношения и коррумпированные связи. Недоработки каждого конкретного человека и специалиста в той или иной отрасли или сфере общественной жизни ведут к созданию неучтенных ресурсов и неконтролируемым действиям в сфере производства, потребления, распределения товаров, услуг и финансов, формируя пласт теневой экономики. На коррупцию как фактор, влияющий на уровень развития теневой экономики, в своих работах указывал профессор Ю.А. Нисневич [8].

Он отмечал, что в России бюрократическая система определяется уровнем коррупции, в связи с чем снижение доли теневой экономики в нашей стране представляется далекой перспективой. Подтверждение этому тезису можно найти в монографии перуанского экономиста Э. де Сото «Иной путь» [9]. Безусловно, коррупция не единственная причина, обусловливающая состояние теневой экономики в России. К их числу также относятся высокий уровень налогообложения, низкий уровень жизни и нерешенные социальные проблемы, безработица, жесткая регламентация экономики государством, большой размер государственного сектора в экономике в целом, активные изменения в политике государства, криминализация общества и др.

У каждого из факторов, способствующих развитию «теневизации» экономики, существует проекция в экономических законах. Так, например, с жесткой регламентации государством экономики соотносится закон убывающей предельной полезности: при чрезмерном вмешательстве государства и тотальности его контроля эффективность этих вмешательства и контроля пропорционально снижается. С фактором безработицы соотносится закон Артура Оукена, согласно которому при росте безработицы недоиспользованный труд ведет к уменьшению объемов официального производства и воспроизводства, а значит, увеличивается объем неофициального производства и воспроизводства, а также нелегального производства и воспроизводства.

Таким образом, как представляется, теневую экономику необходимо рассматривать как: сложный экономический институт; институциональное явление; часть социально-экономической системы; составную часть легальной экономики; фактор формирования черного рынка; нелегальную экономическую деятельность; фактор, определяющий социально-экономические процессы; совокупность направлений нелегальной экономической деятельности; латентную экономику, влияющую на официальную экономику; совокупность форм неконтролируемых государством производства и потребления товаров и услуг, распределения финансовых потоков; самоорганизующуюся деятельность, базирующуюся на легальной бюрократической системе, а также имеющихся недоработках в ней, в том числе в части несовершенства законодательства; локально организованную систему, основанную на дезорганизации государственного аппарата; направления противоправной деятельности; как один из факторов, определяющих задачи оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел (в части противодействия проявлениям теневой экономики).

Теневая экономика в России многогранное явление современного общества, всеобъемлюще охватывающее все сферы жизни (социальную, финансово-кредитную, политическую, экономическую и др.), а также влияющее на общественный порядок и общественную безопасность, уровень криминализации общества в целом. Противодействие проявлениям теневой экономики это сложный многоуровневый процесс, затрагивающий все сферы российского общества, в который включены органы внутренних дел, прокуратура, налоговые и таможенные органы, ФСБ, Росфинмониторинг и другие ведомства и службы. Российская Федеральная служба по финансовому мониторингу ежегодно обрабатывает более 10 млн сообщений о сомнительных операциях с денежными средствами и имуществом, которые, как очевидно, представляют собой проявления теневых экономических процессов.

По запросу органов внутренних дел раскрывается информация о фактах, фигурантах, схемах легализации (отмывания) денежных средств. При выявлении сомнительной операции Росфинмониторинг может отследить движение денежных средств, а также выявить ответственных за денежные операции резидентов. А вот при появлении в цепочке финансовых преступлений нерезидентов или бенефициаров оффшорных юрисдикций сотрудники Росфинмониторинга оказываются c завязанными глазами. Возможно, движение денежных средств и представляет собой сомнительную финансовую операцию, возможно, происходит незаконный вывод за рубеж денежных средств при совершении коммерческой операции или существует опасность того, что осуществляется движение по счетам денежных средств, нажитых преступным путем, целью которого является финансирование терроризма или экстремизма, других преступлений, но выявить это самостоятельно сотрудники Росфинмониторинга не могут.

Зачастую сомнительные схемы по перемещению финансов за рубеж требуют максимально оперативного реагирования, срочного проведения проверки и принятия необходимых процессуальных решений. Однако возможности для осуществления таких стремительных действий нет, так как Росфинмониторинг не наделен полномочиями осуществления оперативно-разыскной деятельности, а сотрудники полиции лишены прямого доступа к сведениям о сомнительных финансовых операциях.

Назрела необходимость выработки процедур, которые позволят оперативно проверять сведения о возможных финансовых преступлениях и вовремя принимать в соответствии c выявленными признаками таких преступлений процессуальные решения. Активно обсуждается вопрос о создании нового правоохранительного органа, который в своей деятельность объединил бы ряд функций Росфинмониторинга и полиции, связанных с противодействием теневым экономическим процессам, финансовой полиции. На наш взгляд, создание такого органа приведет к дублированию функций обоих вышеуказанных ве домств. Кроме того, создание новой правоохранительной структуры потребует огромных затрат, перераспределения полномочий, подбора кадров и т.д.

Поэтому реализация подобных идей представляется экстенсивным путем решения проблемы. Наиболее эффективно было бы налаживание максимально продуктивного взаимодействия Росфинмониторинга, оперативных подразделений полиции, других силовых ведомств, включенных в борьбу с теневыми экономическими процессами. В структуре региональных Управлений экономической безопасности и противодействия коррупции необходимо сформировать отделы по борьбе c финансовыми преступлениями, в которых назначить сотрудников для осуществления связи c Росфинмониторингом. Кроме того, целесообразно разработать новые, более продуктивные пути обмена информацией, имеющей оперативное значение.

К числу мероприятий, которые необходимо провести, относятся также разработка должностных инструкций сотрудников уголовного розыска (отдела по борьбе с финансовыми преступлениями) и Росфинмониторинга; реализация совместной программы по анализу информации о финансовых операциях, вызывающих подозрение в том, что они имеют теневой характер; совместное планирование служебной деятельности и составление отчетов по ее итогам с анализом эффективности проведенной работы и др. [10]. В заключение следует отметить, что теневые экономические процессы, а также пути и способы противодействия им по-прежнему представляют значительный интерес для научного исследования и требуют глубоко осмысления, на базе которого возможна разработка научно-практических рекомендаций для сотрудников структур, осуществляющих такое противодействие.

Библиографический список:

1. Freitas S., Kar D. Russia: Illicit Financial Flows and the Underground Economy // Global Financial Integrity. 13.02.2013 // URL: https://www.gfi ntegrity.org/report/country-case-studyrussia/. 2. Макаров О., Фейнберг А. Россия вошла в пятерку стран с крупнейшей теневой экономикой // РБК. 30.06.2017 // URL: https://www.rbc.ru/economics/30/06/2017/595649079a7 9470e968e7bff. 3. Информация для анализа показателей состояния экономической безопасности Российской Федерации // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ econSafety/ 4. Годовой отчет МВФ 2017 г. Содействие всеобщему росту // Официальный сайт Международного валютного фонда // URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/ar/2017/ eng/pdfs/AR17-RUS.pdf. 5. Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика. М.: Норма, 2006. 336 с. 6. Судьбина Н.А. Совершенствование механизма противодействия коррупции как угрозе экономической безопасности России: Автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2012. 20 с. 7. Маслов Д.Г., Кизон Е.А. Теневая экономика России как системное институциональное явление // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2013. № 4 (28). С. 167-169. 8. Нисневич Ю.А. Политика и коррупция: коррупция как фактор мирового политического процесса. М.: Юрайт, 2017. 9. де Сото Э. Иной путь / Пер. с англ. Б. Пинскер. М.: Catallaxy, 1995. С. 320. 10. Зиберова О.С. Проблемы выявления фактов финансирования терроризма // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 3 (45). С. 61-64.

ЗИБЕРОВАО.С.

Другие новости и статьи

« Актуальные проблемы обеспечения энергетической безопасности регионов России

Советский ас Александр Клубов »

Запись создана: Четверг, 30 Май 2019 в 17:38 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика